Вы здесь: Главная > Без рубрики > Педагогический проект на тему: «Путь к живому ремеслу»

Педагогический проект на тему: «Путь к живому ремеслу»

Авторский коллектив

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №8
комбинированного вида
«Советского района г. Казани

 

Педагогический проект на тему:

«Путь к живому ремеслу»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…».

В.А. Сухомлинский

                                            Аналитическая часть

1.1Аннотация.

Народные традиции являются хранилищем коллективной исторической памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: языке, фольклоре, обычаях и обрядах, религии, традициях быта, народных ремеслах и промыслах. Народные ремесла и традиции в народном декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни, являясь одновременно отраслью материального производства и частью духовной жизни народа. Столетиями отработанные творческие приемы обработки различных материалов формировали традиции, что дало изделиям народных ремесел неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью образного  отражения народных представлений о мире, красоте и добре, о богатстве родной земли. Преемственность традиций народных мастеров, коллективный характер творчества способствуют сохранению культурной идентичности самого народа. В Республике Татарстан существует большое разнообразие народных промыслов, причем в каждом регионе живут и передаются из поколения в поколение свои традиции ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из ивы, корня и бересты, кружевоплетение, вышивка, гончарный промысел и глиняная игрушка, резьба по дереву и кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, кузнечное и бондарное дело, ткачество, финифть – это лишь неполный перечень народных ремесел. О необходимости сохранения народных ремесел и промыслов писали исследователи народного художественного творчества: Т. А. Бадяева, А. В. Бакушинский, И. Я. Богуславская, В. А. Барадулин, Д. С. Лихачев, А В. Луначарский, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Т. А. Семенова и др. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании подрастающего поколения огромна. Изучение народных ремесел способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими поколениями. Приобщение детей к миру народной художественной культуры через овладение народными ремеслами открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, успешного самоопределения и социализации.

Представленный материал является наглядным примером внедрения регионального компонента в образовательную программу МБДОУ «Детский сад №8» комбинированного вида.

Педагогический проект «Путь к живому ремеслу» предлагает детям старшего дошкольного возраста познакомиться с историей зарождения  ремесел в Республике Татарстан. Некоторые мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ.

Апробация представленных результатов:

— инновационный проект  по куклам

-статьи в журнале МБДОУ №8, «Балачак»

— мастер классы с родителями и детьми

-участие в семинаре «Мирас»

1.2. Актуальность выбранной темы

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края.  В требованиях ФГОС ДО и ФОП ДО  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Данный проект является прикладным, носит практико-ориентировочный характер и направлен на овладение старшими дошкольниками основных приёмов изготовления кукол,  рукоделия, плоскостного сухого и мокрого валяния, чеканки даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.

1.3. Паспорт проекта

Сроки проекта: январь 2023- май 2025г. (долгосрочный)

Проект по содержанию: исследовательско – творческий, рассчитан на детей 4-7лет.

Форма представления: творческие недели, мастер – классы, выставки, презентации.

Гипотеза:

В результате работы над проектом, основанной на ознакомлении  с художественными ремеслами, возможно повышение уровня духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников, если в их деятельность включить мероприятия, направленные на расширение и обогащение творческих навыков и умений  через народные ремесла.

Новизна:

Все новое – это хорошо забытое старое. Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к народной культуре.

 1.4. Актуальность проекта:

 В условиях современного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и  духовность занимают далеко не первые места. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно-нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Таким образом, актуальность исследования состоит в том, чтобы сохранить традиции, обычаи народов  проживающих на территории РТ, в сохранении и совершенствовании традиционных форм, в поиске и разработке инновационных, увеличивающих эффективность и качество образовательного процесса.  В создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.

Проект способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа — Человек — Предметная среда».

Цель проекта:

    Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре народов проживающих на территории РТ, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через их собственное творчество, и освоение художественного опыта прошлого.

     Задачи проекта:

  • Приобщать детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам.
  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
  • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
  • Формировать позитивное отношение к различным видам труда посредством ранней профориентации дошкольников.

1.5.  Формы  и методы реализации проекта:

Для восприятия и развития навыков творческой работы старших дошкольников,  предусмотрены  методы, применяемые в ходе реализации программы:

        Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).

        Исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала). Этот метод направлен на развитие творческого мышления.

        Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

В начале каждого раздела предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстративном методе, что позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия. Следуя принципу обучения «от простого к сложному», педагог обучает ребенка фиксировать достигнутый результат, а затем осваивают следующую более сложную тему. Позднее, на занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль в изготовлении творческих изделий.

Формы занятий: 

Индивидуальные, подгрупповые

1.6. Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап.

Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Оформление серии выставок для детей по народным промыслам.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.  Чтение сказок, былин и литературных произведений.

Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

Разучивание русских народных игр.

 

Основной этап

 познавательный, практический.

Проведение занятий, бесед (подгрупповых, индивидуальных).

Экскурсия в историко-краеведческий музей, в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет. Изготовление  предметов народно – прикладного искусства, художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку предметов (утвари, ткани, игрушек и т.д.).

Заключительный этап

 Фотовыставка «Мы народные умельцы».

Презентация фильма «Живой путь к ремеслу»

Представление материалов проекта педагогам.

Презентация проекта родителям.

Пополнение выставки в ДОУ

 Предполагаемый результат:

-y воспитанников расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства;

— дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;

— разовьются творческие умения по оставлению узоров по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;

— сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе народных мастеров;

— пополнится РППС предметами народно-прикладного творчества для применения знаний, умений, творческих способностей детей ДОУ;

— проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей воспитанников в дальнейшей жизни;

— родители будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народно-прикладного творчества.

Проект сочетает в себе теоретические и практические занятия: теоретические занятия раскрывают вопросы истории искусства, возникновения народных художественных ремесел и промыслов, изучение схем и различных наглядных материалов; практические занятия носят информационно-методический характер, где обучающиеся овладевают практическими навыками изготовления и оформления изделий, используя различные способы и   изученные способы изготовления изделий.

При разработке проекта учитывались принципы построения: принцип гуманизации; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип личностно-ориентированной направленности; принцип увлекательности творчества; принцип от простого к сложному; принцип системности; принцип доступности; принцип последовательности.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагает развитие способностей воспитанников к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей, поэтому при определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

        воспитывающего характера труда;

        научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);

        связи теории с практикой;

        систематичности и последовательности;

        учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

        доступности и посильности выполнения творческих заданий;

        творческой самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

        наглядности;

        прочности овладения знаниями и умениями (достигается при реализации всех вышеперечисленных принципов).

1.7. Список мероприятий для участников проекта:

  • посещение мастер – классов, мест сохранения и развития ручного труда.
  • участие в семинаре – практикуме «Мирас», по теме «Использование народной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»,
  • проведение мастер-классов с детьми и родителями по изготовлению изделий   с использованием национальных элементов;
  • посещение Казанского техникума народных художественных промыслов;
  • посещение достопримечательностей города в сопровождении родителей;
  • посещение музея (онлайн экскурсия), где собраны образцы устного народного творчества и бытового летописания, представлены образцы домашних ремёсел и наглядно показан сохранившийся до наших дней уникальный промысел — ручное художественное ткачество;

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

  • Познавательная деятельность
  • Коммуникативная деятельность
  • Художественно-творческая деятельность
  • Игровая деятельность
  • Работа с родителями

1.8. Охватываемые образовательные области:

коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, поисково-исследовательская деятельность, физическая культура.

1.9.  Разделы проекта:

 I Раздел  «Народные куклы, как средство формирования патриотических компетенций у дошкольников»

II Раздел «Гончарное ремесло как средство воспитания духовно-нравственных ценностей»

III Раздел  «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Чеканка по фольге»

IV Раздел «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования  в национальном стиле. «Сумка шоппер к сюжетно-ролевым играм»

V Раздел «Развитие  мелкой моторики через систему работы в технике сухого плоскостного и мокрого валяния»

Практическая часть

I Раздел «Народные куклы, как средство формирования патриотических компетенций у дошкольников».

Цель: Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой народов проживающих  в Республике Татарстан. Приобщение к миру общечеловеческих ценностей детей и их родителей, создание предметов для мини-музея руками детей и их родителей, формирование взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения
  2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности
  3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие, традиции, культуру, родной язык
  4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями

5.Создание своей предметно-пространственной среды в каждой возрастной группе, через совместные проекты «История куклы», «Стихи о кукле», «Кукла в музыке», «Народная кукла – обрядовая, обереговая, игровая», мужские образы кукол «Куклаки», «Конструирование и материалы для куклы», «Сюжетно-ролевые, театрализованные игры», пополнение музея игрушки новыми экспонатами.

У детей повысится интерес к истории своего народа, пополнится и закрепятся накопленные знания, что в свою очередь отразится на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности. Дети узнают историю возникновения и поэтапно обучаются делать народные куклы:

1.Мартинички – весенние куколки, которые делаются из ниток весной.

2.Кукла пеленашка – оберег, тканевый талисман для ребенка.

3.Зайчикна пальчик – оберег для детей.

4.Кукла Коза. Обрядовая кукла — символ жизненной силы

5.Крупеничка или Зерновушка и Богач. Мешочек с любой крупой превращаем в куклу (в конце лета).

  1. Кукла на ложке. Это традиционная кукла, игровая. Была у всех народов

7.Татарская безликая кукла из щепы  или чурбачка.

  1. Пень — удмуртская кукла из золы
  2. Кукла закрутка. Игровая. Была у всех народов.
  3. Куксак — башкирская кукла
  4. Няка- мордовская кукла

12.Пупашкар – марийская кукла (из деревянного осинового кругляшя)

У кукол разных народов (мордва,  удмурты, башкиры, русские)  много общего, разница только в одежде. У каждого народа есть свои орнаменты, украшения.

Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.

Мы разработали педагогические условия приобщения дошкольников к традиционной культуре народов Поволжья на региональном материале посредством ознакомления с народной куклой.  Разработанный нами план работы по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционных народных кукол построен на народном календаре, годичном цикле жизни народов Поволжья.

Работа с родителями:

  1. Изготовление памятки куклы «Берегиня»

Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома.

  1. Изготовление книжки — раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые);
  2. Мастер-класс для родителей с детьми кукла «Масленица».

Примерный план работы с детьми

          Тема                                                          Содержание
 Народная игровая культура и детская игра.

 

Формировать у детей представления о традиционной народной игровой культуре, истории её развития. Знакомство с жизнью и бытом предков.

Просмотр презентации «Русская (татарская, башкирская, удмуртская,  чувашская) народная кукла»

 История тряпичной куклы, зачем и как её делали?

Кукла «Крупеничка» и «Богач».

Узнать том,  как и зачем её делали, рассказать о происхождении тряпичной  куклы.
Разновидности народных  кукол: виды тканей, ниток. Познакомить детей с разновидностями народной куклы,

материалами и технологией её изготовления.

 «Кукла-закрутка Куватка»

 

Учить детей делать из ткани и ниток куклу по образцу, формировать практические навыки и умения, соизмерять части кукол при её изготовлении.
 Кукла на ложке. Это традиционная кукла, игровая. Была у всех народов Познакомить с новой куклой, технологией её изготовления, закреплять умение

аккуратно скручивать ткань.

Мастер — класс для мам и бабушек.

 

Привлечь мам и бабушек к изготовлению тряпичной куклы.

Сформировать интерес к данному виду труда.

Татарская безликая кукла из щепы  или чурбачка.

Пень — удмуртская кукла из золы

Кукла закрутка. Игровая. Была у всех народов.

Куксак — башкирская кукла

Няка- мордовская кукла

Пупашкар – марийская кукла (из деревянного осинового кругляшя)

Познакомить с новой куклой, рассказать о её значении.

Рассказать и показать последовательность изготовления

данной куклы, привлечь детей к совместному труду,

формировать интерес к тряпичной кукле народов проживающих в РТ.

Развивать речь, память. Предложить подарить кукол младшим детям

Выставка тряпичных кукол, сделанных руками детей. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества,

видеть результат своего труда.

Этапы реализации

1 этап: Подготовительный

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству. Анкетирование родителей, воспитателей.

2 этап: Познавательный

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.

3 этап: Продуктивный

Сюда входит создание наглядных и методических пособий,  изготовление образцов кукол. При создании кукол дети используют базовые (уже освоенные ими) компетенции (умения и трудовые навыки), такие как складывание, скручивание, обматывание. Обучение детей изготовлению кукол осуществляется несколькими методическими приемами. Назовём первый прием – выполнение совместных действий педагога с детьми с проговариванием. Данный прием развивает, параллельно с действиями рук, у детей диалогическую речь

После освоения этих компетенций эффективным становится другой прием – выполнение  действий по операционным картам. Применение этого приема развивает у детей познавательные психические процессы- восприятие, внимание, логическое мышление, а также способность к самостоятельной творческой деятельности.

4 этап:  Игровой

На этом этапе создаются условия для включения детьми текстильных кукол в разные виды детской деятельности (игровой и имитационный), в которой  интегрируются несколько образовательных областей: социально — коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие. Дети используют их в сюжетно — ролевых и театрализованных играх по фольклорным мотивам, рассказывают потешки, заклички или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Эта детская деятельность совершенствует умение самостоятельно создавать игровое пространство, воспитывает интерес к народной культуре, развивает монологическую речь.

Прогнозируемые результаты

  1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ
  2. Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы
  3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности
  4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок). Перспективы продвижения проекта.
  5. Пополнение мини-музея новыми экспонатами. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
  6. Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Выводы:

Народная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые призваны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно прикладному и текстильному дизайну, приобщению народному искусству и изучению ремесел. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «Я – старался, делал и у меня получилось!»

II Раздел.  «Гончарное ремесло как средство воспитания духовно-нравственных ценностей»

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее как более доступные.

Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации; дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Цель: Гармоничное всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе обучения основам ремесел художественной керамики.

Задачи:

— познакомить со свойствами глины, инструментами и оборудованием гончарного производства;

— познакомить с профессией людей, связанных с гончарным производством;

— познакомить с техникой безопасности при работе на детской детском гончарном круге;

— сформировать элементарные навыки работы с глиной на гончарном круге;

воспитывать у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие, традиции, культуру, родной язык;

формировать творческое взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОУ;

— создать предметно-пространственную среду, пополнить музей новыми экспонатами;

У детей повысится интерес к истории своего народа, пополнится и закрепятся накопленные знания, что в свою очередь отразится на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности. Дети узнают историю возникновения и поэтапно обучаются изготавливать предметы быта и игрушки из глины.

Работа с родителями:

— знакомство родителей с технологией гончарного мастерства;

-привлечение родителей к проведению совместных мероприятий проектной деятельности;

— информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности. Организация и проведение мероприятий проектной деятельности для участников проекта:

— участие юных мастеров гончарного дела в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня;

— участие в оформлении интерьера помещений детского сада;

— мастер – класс  «В гостях у волшебницы Глины»;

— совместное мероприятие с родителя воспитанников «Масленица», «Сувенир для мамочки»;

Примерный план работы с детьми

№ п/п Тема Содержание
Познавательный блок
1 Знакомство с глиной, как с природным материалом Дать представление о том, что глина – природный материл, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
2 Чудо глина Выявление свойства глины, сравнивание свойств сухой и мокрой глины. Дать знания о свойствах сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.
3 Знакомство с изделиями из глины  Познакомить детей с краткой историей керамики, с изделиями из глины, которую человек научился делать; с разнообразием  декоративно – прикладного искусства.
4 Посещение музея (онлайн) Дать представление о жизни людей в старину, об изготовлении и использовании глиняной посуды в быту. Чем служила такая посуда людям, почему её ценили. Рассматривание изделий из

глины, тактильное восприятие, рассказ об использовании глиняной посуды в старину. Как использовали глиняную посуду для хранения холодных продуктов и для приготовления горячих блюд

5 Экскурсия в Дом детского творчества (студия по работе с глиной) Знакомство с историей и особенностями художественной обработки глины. Знакомство с муфельной печкой, для обжига изделий из глины.
6 Труд гончара

Знакомство с гончарным кругом

Познакомить с трудом гончара, инструментами необходимыми гончару для работы. Познакомить с устройством гончарного круга, с основными приемами лепки на гончарном круге
Практический блок
1 Экспериментальная деятельность

Подготовка глины к лепке

Проведение эксперимента: сухую глину замачивают, смотрят результат, выявляют свойства, сравнивают, дел

ют выводы. Воспитатель предлагает полепить из мокрой глины. Делает выводы, какую глину лучше использовать для лепки. Обучать детей подготавливать глину к работе.

2 Техника безопасности при работе на детском гончарном круге  Работа на гончарном круге  Вводный инструктаж при работе на детском гончарном круге. Текущий инструктаж при работе на детском гончарном круге. Обучать детей основным приемам работы  на гончарном круге.
Творческий блок
1 Ручная лепка фигурок – дымковская лошадка. Создавать условия для формирования умения детей распределять необходимое количество глины для работы, лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Совершенствовать умение оформлять свою работу стекой. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голова, шея, а также лепка путем налепа – слепить мелкие детали, прикрепить к изделию
2 Раскрашивание фигурок Создать условия для оформления своих работ, формировать умение красочно раскрашивать изделия гуашью – использование разных оттенков красок
3 Лепка чашки на гончарном круге  Лепка ручки для чашки Текущий инструктаж при работе на детском гончарном круге. Обучать приемам лепки на гончарном круге чашки. Совершенствовать умение скатывать шар, сдавливать его пальцами. Формировать умение оформлять края чашки

, сглаживать поверхность у чашки. Обучать детей приемам лепки на гончарном круге ручки для чашки.

4 Лепка тарелочки Текущий инструктаж при работе на детском гончарном круге. Обучать приемам лепки на гончарном круге тарелочки. Формировать умение оформлять

края тарелочки, сглаживать поверхность у нее.

5 Роспись чайной пары Знакомство с особенностью росписи, индивидуальностью каждого промысла. Формировать умение наносить на готовое изделие декоративный рисунок, умение использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии.

План реализации:

I этап  нами изучен отечественный опыт применения методики (лепка из глины) в дошкольном образовательном процессе; произведен анализ материально-технической и кадровой базы детского сада; спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.

II этап  деятельности направлен на создание развивающей среды и апробирование инновационной технологии (глинотерапия) .

Заключительный этап предполагает:

—  подведение итогов работы;

— разработка рекомендаций;

Прогнозируемые результаты;

По окончании обучения, воспитанники должны знать:

— свойства глины, инструменты и оборудование гончарного производства;

— технику безопасности при работе на детской детском гончарном круге;

— как готовить глину к работе;

— основные приемы работы на гончарном круге;

— особенности росписи, индивидуальность каждого промысла;

— лепить на гончарном круге блюдце, чашку, ручку для чашки; — расписывать чайную пару;

— уметь оценивать результат своей деятельности, любоваться, созданным самостоятельно, результатом труда;

— доводить начатое дело до конца.

Выводы:

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина — экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, долго хранятся, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

 

III Раздел: Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Чеканка по фольге»

         Чеканка – художественная обработка листового материала. Этот вид искусства известен человеку очень  давно. Именно чеканкой украшали посуду, рыцарские доспехи, оружие, ювелирные изделия и др. Чеканщики создавали прекрасные иконы, оклады, кресты и другие предметы церковного обихода.

Изготовление изделий из листового металла требует ловких действий, такой труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. В процессе работы воспитанники овладевает системой специальных навыков и умений, что оказывает влияние на умственное развитие, на развитие мышления и самостоятельности, а занимательность работы с металлом и фольгой способствует развитию внимания. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Педагогическая целесообразность определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, пространственного мышления и эстетического вкуса.

    Цель:  

Возрождать ранее широко распространённый вид прикладного искусства -чеканку. Использовать с детьми дошкольного возраста элементы чеканки в адаптированном виде и как вид ручного труда.

Формировать и развить художественно-эстетического вкус, образное мышление, выражения себя в декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

Обучающие:

        Формировать навыки работы с листовым металлом, фольгой.

        Познакомить с историей чеканного творчества.

        Научить традиционным приёмам чеканки.

        Помочь приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность).

        Научить различать материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия.

        Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Развивающие:

        Развивать ручную умелость, мелкую моторику, глазомер, понимание искусства, способности к художественному творчеству.

        Пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.

        Развивать самосознание, фантазию, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

        Воспитывать у ребенка уверенность в своих силах и стремление к самостоятельной деятельности, уважение к творчеству народных мастеров.

        Учить взаимодействовать в группе,  с педагогом.

        Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца.

Работа в данном направлении предусматривает ознакомление с историей развития чеканки; с техникой безопасности при работе с материалом; изучение геометрического, растительного, зооморфного и каллиграфического орнаментов; разработку эскизов авторских изделий.

Работа с родителями:

 — знакомство родителей с технологией чеканка по фольге;

-привлечение родителей к проведению совместных мероприятий проектной деятельности;

— информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности.

— участие в оформлении интерьера помещений детского сада;

— мастер –класс  по изготовлению манисты, сережек, изу и др изделий .

Примерный план работы с детьми:

 

Название раздела, темы Содержание  
1. Вводное занятие  Правила безопасной работы на занятии. Просмотр иллюстраций и выставки в кабинете.  
2. Основы технологии  Названия и назначение инструментов и приспособлений. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приёмы работы.

 «Домик» — изучение графических линий. «Деревья» — создание объёма. 

«Самолёт и облака» — объединение графичных линий и объёма.

 
3. Геометрический орнамент Что такое орнамент. Орнаментальная полоса. Геометрический орнамент,  какой он.

Орнамент в круге.

Ленточный орнамент.

 Орнамент в квадрате – в центре, по углам квадрата. Построение геометрического  орнамента. Построение и проработка чеканами орнаментальных полос «Большие треугольники», «Треугольники и квадраты», «Треугольники, квадраты и круги». Построение и проработка орнамента в круге «из центра», ленточного орнамента. Тарелочка с геометрическим орнаментом — разрабатывание эскиза, перенесение эскиза и проработка деталей.

 
4. Растительный орнамент  Растительный орнамент – орнамент из растений. Графическая стилизация растений. Орнамент в круге. Фантазийные цветы.

Орнаментальная полоса «Ромашки» — рисование и прорабатывание орнамента.

Орнаментальная полоса «Цветы и травы» — рисование и прорабатывание орнамента.

Орнамент в круге «из центра» «Одуванчики» — рисование и прорабатывание орнамента.

Орнамент в круге «Фантазийные цветы» — рисование и прорабатывание орнамента.

 «Тарелочка с растительным орнаментом» — разрабатывание  и перенесение эскиза, прорабатывание мелких элементов.

 
5. Зооморфный орнамент Зооморфный орнамент, его значения. Графическая стилизация животных, птиц, рыб.

Орнаментальная полоса «Птички» — составление эскиза, нанесение рисунка на основу, проработка орнамента.

Орнаментальная полоса «Кошки-мышки» — составление эскиза, нанесение рисунка на основу, проработка орнамента.

Панно «Аквариум» — составление эскиза панно, подготовка основы из картона.

 
6 Итоговое занятие Викторина

«Творческие затеи», выставка

 

Этапы реализации:

1 этап: вступительная беседа

2 этап: ознакомление с готовыми изделиями

3 этаппоказ порядка выполнения работы

4 этап: практическая работа

5 этап: подведение итогов, выставка работ.

Прогнозируемые результаты:

        развитие разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

        самоопределение, самовоспитание и самоутверждение в жизни;

        формирование  понятия о роли и месте декоративно – прикладного творчества в повседневной жизни;

        освоение технологии чеканки по металлу (фольга);

        изучение геометрического, растительного, зооморфного орнаментов; 

        обучение практическим навыкам художественно – творческой деятельности;

        создание творческой атмосферы в группе   на основе взаимопонимания коллективной работы.

Выводы:

Благодаря чеканке, каждый ребенок сможет сделать подарок своими руками. Такой процесс развития хорош не только тем, что ребенок развивает навыки рисования, но это прекрасное развлечение для маленького непоседы. С помощью разных шаблонов можно сделать чеканку  пейзаж или чей-то портрет,  украсить работу национальным орнаментом .

IV Раздел Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования в национальном стиле «Сумка шоппер к сюжетно-ролевым играм»

Одна из актуальных тем в наше время  сохранение окружающей среды, уменьшение ее загрязнения.

Цель:

изготовить сумку Шоппер своими руками с модным   принтом в национальном стиле

Задачи:

  1. изучить историю происхождения
  2. составить план работы
  3. выполнить дизайн анализ
  4. выбрать материал для изготовления и модель сумки

требования к будущему изделию заключаются:

Не сложная  технология изготовления, качество, практичность, оригинальность.

Форма: Шоппер  может быть — прямоугольным, квадратным, с закругленными или прямыми углами, в виде трапеции

Цвет. Чаще всего используют бежевый или черный цвет.

Материал: хлопок или похожие на хлопок недорогие материалы  их отличают экологичность, приятная мягкость на ощупь, такую сумку можно будет постирать в стиральной машинке.

Придать  шопперу индивидуальность решили  с помощью рисунка в национальном стиле акриловыми красками. Акриловая краска не смывается после стирки.  (Приложение 1)

Работа с родителями:

-изготовление выкройки;

Для выполнения работы нам понадобится:

-ткань хлопчатобумажная

 -Нитки, портновские булавки, мел

-Ножницы, линейка, карандаш

Мастер –класс по изготовлению Family-look

План работы с детьми:

Название операции Технология выполнения
1 Выполнить рисунок

на лицевой стороне сумки

1.наметить рисунок карандашом тонкими линиями

2.нанести рисунок акриловым контуром

Шопперы с татарскими орнаментами всегда смотрится интересно. Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции.  Рисунок на ней может быть как насыщенным и колоритным, так и лаконичным, с небольшим количеством элементов. Взяв за основу татарский орнамент, можно применить к нему любую цветовую гамму. Хорошо подходят цветовые композиции времен года. Например, узор, выполненный в красках весны, всегда получается очень нежным, а зимы — минималистичным и утонченным. Можно взять за основу один цвет и добавить его оттенки, получится лаконично, но в тоже время интересно и стильно. Также можно применить и контрастные композиции, взяв за основу два контрастных цвета и один нейтральный, например, фиолетовый, желтый и серый. Если выполнить татарский орнамент в изначальной цветовой гамме, в которой исполняли его мастера, композиция будет выглядеть не менее современно и красиво. Причем не обязательно покрывать все изделие узорами (хотя, это будет не менее модно), можно сделать лишь небольшой акцент в центре изделия. Применять орнаменты можно в любом виде:

— цветочно-растительный орнамент — содержит в себе три группы мотивов: лесные (ромашки, колокольчики, васильки), степные (маки, тюльпаны, незабудки), садовые (пионы, ирисы, нарциссы);

— геометрический орнамент — композиция составляется из геометрических фигур путем задания им ритма, повторений и чередования мотивов.

Выводы:

Изготовление изделия — экологически чистое производство: практически безотходное, нет выбросов, загрязняющих атмосферу; при работе с материалами не выделяются вредные для организма человека вещества, не несёт вреда планете, а наоборот помогает нам её сохранить. Таким образом можно уменьшить использование пластика и сохранить природу.

Шоппер – это экологично, модно, креативно.

Заниматься каким-либо рукодельем — это полезно и познавательно! 

 

V Раздел «Развитие моторики через систему работы в технике сухого плоскостного и мокрого валяния»

В последние годы все большую популярность завоевывают украшения из войлока и шерсти. Работать с шерстью — одно удовольствие: она мягкая, теплая, разноцветная. Соприкосновение с народным декоративно – прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что – то самому, развивает в ребенке веру в свои силы и возможности. А это – необходимое условие для того, что – бы ребенок был по — настоящему счастлив.

Применима с учетом требований современной педагогики и будет апробирована в детском коллективе в рамках данного проекта с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Цель: создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им искусства фильцевания, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого посредством знакомства с ремеслом валяния из шерсти.

Задачи программы

  1. углубление и расширение знаний об истории и развитии фильцевания;
  2. обучение технике плоскостного сухого и мокрого валяния;
  3. привитие интереса к работе с шерстью и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
  4. воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
  5. развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей.

Особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на войлоке или ткани, а также объѐмные игрушки, панно, декоративные элементы, детали одежды, аксессуары.

Способствует:

  • повышение внутренней мотивации ребенка;
  • появление уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий методом сухого и мокрого валяния; возникает желание добиться планируемого результата;
  • развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук (у старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер).
  • учатся экономно расходовать используемый в работе материал,

Материал:

Натуральная шерсть (вычесанная шерсть домашних животных), фетр, войлок, краски, клей, щетки, станок.

Методы:

  • наглядный
  • исследовательский
  • практический
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемно-поисковый.

Фильцевание или сухое валяние – это уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна;

Мокрое валяние – это валяние шерсти, обильно пропитанное мыльным раствором и тщательно уминающееся, трущееся руками.

План работы:

Каждое занятие включает в себя:

вводную часть: уточнение – напоминание правил личной и общей безопасности во время фильцевания; стишки, потешки, истории традиций.

практическую часть: последовательность изготовления и осуществления контроля результата практической работы по эскизу, схеме, образцу;

самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы.

комплексы гимнастик для глаз

Работа с родителями:

 — Знакомство родителей с видами валяния  из шерсти;

— привлечение родителей к проведению совместных мероприятий проектной деятельности;

— информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности.

— мастер-класс для родителей «Тёплые новогодние игрушки»

План работы с детьми

Тема Технология выполнения
1 Плоскостное сухое валяние 1.издилия из войлока «Валяние сувенирных валенок» 

2.пано «Солнышко», «Ромашка», «Фиалка»,«Фрукты»

2 Мокрое валяние 1.елочные игрушки

2. рисование шерстью

3.Зимняя сказка

4.Лесной пейзаж

 

Выводы:

Реализацией данной техники являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок, совместных творческих мастерских с родителями, участие в ярмарках. Данная работа представляет ценный практический материал для педагогов, и могут быть рекомендованы для распространения и трансляции опыта.

Заключение.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою малую Родину, любви к родному краю и к своей стране в целом, уважению традиций, воспитанию добропорядочности в детях. Позволит сделать что – то самому, развить в ребенке веру в свои силы и возможности. А это – необходимое условие для того, что – бы ребенок был по — настоящему счастлив.

Творческая самореализация личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей и формирование правильного представления о взаимосвязи «Природа — Человек — Предметная среда».

Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы построили на лучших народных традициях  по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов — семья и ДОУ. Одним из важнейших условий эффективности использования народных традиций в нравственном воспитании дошкольников являются педагогическое просвещение родителей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин» — эту заповедь мы используем в работе с родителями. Именно родители на ярких примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, страна.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры в семье, в ДОУ, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком на всю жизнь.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв