ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОФЕССИЯ ЭЛЕКТРИК – ПРОФЕССИЯ ОТ ДЕДА К ВНУКУ»
Зарипова Гульнара Ростямовна
воспитатель первой квалификационной категории
Павлычева Елена Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРОФЕССИЯ ЭЛЕКТРИК – ПРОФЕССИЯ ОТ ДЕДА К ВНУКУ»
Актуальность проекта:
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Детский сад является первой важной ступенью по ознакомлению дошкольников с различными профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт, который способствует ранней профессиональной ориентации.
Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Поэтому и возникла идея создания данного проекта по ранней профориентации дошкольников.
Цель проекта: способствовать ранней профориентации, направленной на развитие у детей старшего возраста позитивных установок и уважительного отношения к труду взрослых.
Задачи:
1.Создать условия для ознакомления детей профессией электрика, структуре его трудового процесса. Обеспечить начальные профессиональные представления дошкольников о технической профессии с помощью современных игровых пособий.
2.Способствовать возможности сориентироваться в профессиях родителей.
3.Развитие коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса дошкольников.
4.Расширение кругозора и познавательного интереса детей.
5.Формирование положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
6.Активное привлечение родителей к совместной деятельности.
Участники проекта: дети, педагоги и родители.
Вид проекта: познавательный.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29».
Срок реализации: сентябрь 2023 — январь 2024г.
Возраст детей: 6-7 лет.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
III. Заключительный этап.
Условия реализации проекта:
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- Формирование умения осознанно наблюдать за отдельными процессами трудовой деятельности взрослых.
- Знакомство с профессией электрика, орудиями его труда, электроприборами, понимания важности данного вида труда.
- Формирование предпосылок развития ценностной позиции детей по отношению к людям разного вида труда.
- Повышение профессиональной культуры родителей, мастерства в организации современных форм сотрудничества с семьями.
- Приобретение нового опыта по ранней профориентации детей посредством ознакомления с техническими профессиями.
Продукты проектной деятельности:
- Картотека загадок, словесных игр, пословиц о труде, профессиях.
- Наглядно — информационные материалы для родителей, рекомендации, буклеты по ранней профориентации дошкольников.
- Творческая выставка «Династии профессий».
- Создание лепбука «Профессия электрик».
Подготовительный этап: сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, исследование отношений родителей к ознакомлению детей с техническими профессиями. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Основной этап.
На данном этапе происходит непосредственная реализация данного проекта.
Когда профессия в семье становится настоящей ценностью, которую перенимают от деда к отцу, от отца к сыну, семья превращается в настоящую династию. Например, сын актера, когда вырастет, станет тоже актером. И это будет продолжаться последовательно. Принято считать, что суммарный стаж работы трудовой династии в одной профессиональной деятельности должен составлять не менее 50 лет. Опыт поколений позволяет развивать навыки на профессиональном уровне, оттачивать мастерство, а также применять некоторые «семейные» лайфхаки на практике. В нашем детском саду был объявлен конкурс «Baby-skills», и нужно было представить для конкурса одну семью. Семья Ивановых с удовольствием согласились принять участие. В наш детский сад они водят сына Дениса. Отец Дениса, Андрей Павлович, работает электриком в одном из предприятий нашего города. Дед Дениса по отцу, Павел Андреевич, тоже 40 лет проработал электриком на предприятиях города. Их династия можно сказать началась с прадеда. Он в послевоенные годы восстанавливал города и некоторое время ему пришлось поработать электриком. Свои знания он передал своему сыну. Со слов Андрея Павловича, мы узнали, что он в девять лет уже знал, как работает электромоторчик в его игрушках. Подростком — помогал отцу и деду прокладывать проводку в квартире. В восемь лет отец купил ему набор «Юный электрик» для сборки элементарных электрических схем: ток подавался от большой квадратной батарейки, к ней можно было подключить лампочку, выключатель, звонок, вентилятор или какой-нибудь прибор — например, амперметр или вольтметр.
«Сначала мы вместе собрали все, что можно было собрать по инструкции, потом придумывали схемы сами. Уже в третьем классе я понимал, как бежит электрический ток и как работает электродвигатель в игрушках». К моменту поступления в техникум уже неплохо понимал, как работает электричество, мог читать элементарные электрические схемы.
Совместно с семьёй Ивановых мы работали над проектом ранней профориентации детей. Мы реализовали работу, направленную на формирование представлений о профессии, электрик, формирование элементарных профессиональных умений, ознакомление с предметами профессионального труда и профессиональными качествами трудящегося человека, формирование общего интереса к миру профессии, осведомленности в вопросах профессиональной деятельности и творчества взрослого человека.
Был изготовлен лэпбук по профессии электрик, который презентовали на конкурсе. Была организована игровая, исследовательская, экспериментальная деятельности для практического освоения детьми рабочей профессии электрик.
Образовательные области | Формы взаимодействия | |
Дети, педагоги | Дети, родители | |
Познавательное развитие | 1.Серия бесед:
«Такие разные профессии», «Кем ты хочешь стать?». 2.Презентации: «Профессии в картинках», «Профессия электрик». 3.Познавательное сообщение воспитателя «Откуда пришла профессия?» «Человек-техника». 4. Опытно- экспериментальная деятельность «Свойство материалов», «Как в дом приходит электричество». 5.Дидактические игры: «Кому необходим этот инструмент?», «Инструменты электрика», «Назови, что необходимо электрику?», «Кому это необходимо?», «Узнай и назови профессию», «Кто помогает электротоку?» «Электроприборы. Какие они?» 7.Рассматривание иллюстраций, картин: «Электричество опасное — неопасное», «Правила безопасного поведения с электрическими приборами» |
Сбор иллюстраций «Разные профессии»,
Подбор поговорок, пословиц о профессиях, орудиях труда. Создание картотеки загадок для дошкольников о технических профессиях. Консультация «Расскажите ребенку о своей профессии». Разработка маршрута выходного дня: Посещение магазина электротоваров, наблюдение за работой электроприборов дома.
|
Социально-коммуникативное развитие | 1.Сюжетно-ролевые игры:
«Электрик в мастерской», «Сломалась машинка на пульте управления», «Заявка на установку розетки». 2.Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. 3.Игры-инсценировки: «Электрик выезжает на вызов». 5.Театрализованная деятельность: этюд «Электрик осматривает помещение», «Готовит схему электропроводки». |
|
Речевое развитие | Организованная образовательная деятельность
«Назови инструмент». речевые игры (с бросанием и ловлей мяча: «Назови действия электрика». Проведение интервью «Чем важна профессия электрика?» Составление рассказов «Опасное-неопасное электричество», «Как необходимо обращаться с электроприборами», «Как помогает нам электричество». Рассказы-рассуждения: «Каким должен быть электрик», «Где живет электричество?» |
Фотовыставка «Мы в профессии играем!» |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественной литературы:
Р. Скарри «Город добрых дел», И. Карнова «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», Б Заходер «Строители», С. Михалков «Дядя Степа», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» |
Выставка совместного творчества «Профессия электрик» |
III. Заключительный этап.
Участие в конкурсе трудовых умений «Baby—skills» среди дошкольников с приглашением родителей, наглядное демонстрирование единения и атмосферы сотрудничества всех участников проекта, и его результат.
Презентация проекта, лэпбука на педагогическом совете в ДОУ.
Заключение
Проводимая работа помогла создать положительное отношение дошкольников к труду взрослых, повысила их интерес к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогатили социальный опыт детей.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решили, а цель достигнута. Проделанная работа пробудила интерес детей к рабочим профессиям. Ребята узнали много нового и интересного, в том числе из уст семьи Ивановых. В свободной деятельности дети регулярно и с большим интересом играют в совместно созданные игры. Сплоченные общей идеей, дети более отзывчивые и доброжелательные. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание участвовать в жизни группы и детского сада в целом.
Приложение
Фотоотчет по реализации проекта
Презентация лепбука:
Фотоотчёт конкурса «Baby—skills»: