Вы здесь: Главная > Без рубрики > ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОФЕССИЯ ЭЛЕКТРИК – ПРОФЕССИЯ ОТ ДЕДА К ВНУКУ»

ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОФЕССИЯ ЭЛЕКТРИК – ПРОФЕССИЯ ОТ ДЕДА К ВНУКУ»

Зарипова Гульнара Ростямовна

воспитатель первой квалификационной категории

 

Павлычева Елена Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

 

ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПРОФЕССИЯ ЭЛЕКТРИК – ПРОФЕССИЯ ОТ ДЕДА К ВНУКУ»

Актуальность проекта:

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда.  Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Детский сад является первой важной ступенью по ознакомлению дошкольников с различными профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, но и формирует у них определенный элементарный опыт, который способствует ранней профессиональной ориентации.

Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Поэтому и возникла идея создания данного проекта по ранней профориентации дошкольников.

Цель проекта: способствовать ранней профориентации, направленной на развитие у детей старшего возраста позитивных установок и уважительного отношения к труду взрослых.

Задачи:

1.Создать условия для ознакомления детей профессией электрика, структуре его трудового процесса. Обеспечить начальные профессиональные представления дошкольников о технической профессии с помощью современных игровых пособий.

2.Способствовать возможности сориентироваться в профессиях родителей.

3.Развитие коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса дошкольников.

4.Расширение кругозора и познавательного интереса детей.

5.Формирование положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

6.Активное привлечение родителей к совместной деятельности.

Участники проекта: дети, педагоги и родители.

Вид проекта: познавательный.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29».

Срок реализации: сентябрь 2023 — январь 2024г.

Возраст детей: 6-7 лет.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Условия реализации проекта:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

  1. Формирование умения осознанно наблюдать за отдельными процессами трудовой деятельности взрослых.
  2. Знакомство с профессией электрика, орудиями его труда, электроприборами, понимания важности данного вида труда.
  3. Формирование предпосылок развития ценностной позиции детей по отношению к людям разного вида труда.
  4. Повышение профессиональной культуры родителей, мастерства в организации современных форм сотрудничества с семьями.
  5. Приобретение нового опыта по ранней профориентации детей посредством ознакомления с техническими профессиями.

Продукты проектной деятельности:

  1. Картотека загадок, словесных игр, пословиц о труде, профессиях.
  2. Наглядно — информационные материалы для родителей, рекомендации, буклеты по ранней профориентации дошкольников.
  3. Творческая выставка «Династии профессий».
  4. Создание лепбука «Профессия электрик».

Подготовительный этап: сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, исследование отношений родителей к ознакомлению детей с техническими профессиями. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

  1. Основной этап.

На данном этапе происходит непосредственная реализация данного проекта.

Когда профессия в семье становится настоящей ценностью, которую перенимают от деда к отцу, от отца к сыну, семья превращается в настоящую династию. Например, сын актера, когда вырастет, станет тоже актером. И это будет продолжаться последовательно. Принято считать, что суммарный стаж работы трудовой династии в одной профессиональной деятельности должен составлять не менее 50 лет. Опыт поколений позволяет развивать навыки на профессиональном уровне, оттачивать мастерство, а также применять некоторые «семейные» лайфхаки на практике. В нашем детском саду был объявлен конкурс «Baby-skills», и нужно было представить для конкурса одну семью. Семья Ивановых с удовольствием согласились принять участие. В наш детский сад они водят сына Дениса. Отец Дениса, Андрей Павлович, работает электриком в одном из предприятий нашего города. Дед Дениса по отцу, Павел Андреевич, тоже 40 лет проработал электриком на предприятиях города. Их династия можно сказать началась с прадеда. Он в послевоенные годы восстанавливал города и некоторое время ему пришлось поработать электриком. Свои знания он передал своему сыну. Со слов Андрея Павловича, мы узнали, что он в девять лет уже знал, как работает электромоторчик в его игрушках. Подростком — помогал отцу и деду прокладывать проводку в квартире. В восемь лет отец купил ему набор «Юный электрик» для сборки элементарных электрических схем: ток подавался от большой квадратной батарейки, к ней можно было подключить лампочку, выключатель, звонок, вентилятор или какой-нибудь прибор — например, амперметр или вольтметр.

«Сначала мы вместе собрали все, что можно было собрать по инструкции, потом придумывали схемы сами. Уже в третьем классе я понимал, как бежит электрический ток и как работает электродвигатель в игрушках». К моменту поступления в техникум уже неплохо понимал, как работает электричество, мог читать элементарные электрические схемы.

Совместно с семьёй Ивановых мы работали над проектом  ранней профориентации детей. Мы реализовали работу, направленную на формирование представлений о профессии, электрик, формирование элементарных профессиональных умений, ознакомление с предметами профессионального труда и профессиональными качествами трудящегося человека, формирование общего интереса к миру профессии, осведомленности в вопросах профессиональной деятельности и творчества взрослого человека.

Был изготовлен лэпбук по профессии электрик, который презентовали на конкурсе. Была организована игровая, исследовательская, экспериментальная деятельности для практического освоения детьми рабочей профессии электрик.

Образовательные области Формы взаимодействия
Дети, педагоги Дети, родители
Познавательное развитие 1.Серия бесед:

«Такие разные профессии»,

«Кем ты хочешь стать?».

2.Презентации:

«Профессии в картинках»,

«Профессия электрик».

3.Познавательное сообщение воспитателя «Откуда пришла профессия?» «Человек-техника».

4. Опытно- экспериментальная

деятельность

«Свойство материалов», «Как в дом приходит электричество».

5.Дидактические игры:

«Кому необходим этот инструмент?», «Инструменты электрика»,

«Назови, что необходимо электрику?», «Кому это необходимо?», «Узнай и назови профессию», «Кто помогает электротоку?» «Электроприборы. Какие они?»

7.Рассматривание иллюстраций, картин:

«Электричество опасное — неопасное», «Правила безопасного поведения с электрическими приборами»

Сбор иллюстраций «Разные профессии»,

Подбор поговорок, пословиц о профессиях, орудиях труда.

Создание картотеки загадок для дошкольников о технических профессиях.

Консультация «Расскажите ребенку о своей профессии».

Разработка маршрута выходного дня: Посещение магазина электротоваров, наблюдение за работой электроприборов дома.

 

 

Социально-коммуникативное развитие 1.Сюжетно-ролевые игры:

«Электрик в мастерской», «Сломалась машинка на пульте управления», «Заявка на установку розетки».

2.Трудовая деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

3гры-инсценировки: «Электрик выезжает на вызов».

5.Театрализованная деятельность:

этюд «Электрик осматривает помещение»,

«Готовит схему электропроводки».

 
Речевое развитие Организованная образовательная деятельность

«Назови инструмент».

речевые игры (с бросанием и ловлей мяча:

«Назови действия электрика».

Проведение интервью «Чем важна профессия электрика?»

Составление рассказов «Опасное-неопасное электричество», «Как необходимо обращаться с электроприборами», «Как помогает нам электричество».

Рассказы-рассуждения: «Каким должен быть электрик», «Где живет электричество?»

Фотовыставка «Мы в профессии играем!»
Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы:

Р. Скарри «Город добрых дел», И. Карнова «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», Б Заходер «Строители», С. Михалков «Дядя Степа», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Выставка совместного творчества «Профессия электрик»

III. Заключительный этап.

Участие в конкурсе трудовых умений «Babyskills» среди дошкольников с приглашением родителей, наглядное демонстрирование единения и атмосферы сотрудничества всех участников проекта, и его результат.

Презентация проекта, лэпбука на педагогическом совете в ДОУ.

Заключение

Проводимая работа помогла создать положительное отношение дошкольников к труду взрослых, повысила их интерес к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогатили социальный опыт детей.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решили, а цель достигнута. Проделанная работа пробудила интерес детей к рабочим профессиям. Ребята узнали много нового и интересного, в том числе из уст семьи Ивановых. В свободной деятельности дети регулярно и с большим интересом играют в совместно созданные игры.  Сплоченные общей идеей, дети более отзывчивые и доброжелательные. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание участвовать в жизни группы и детского сада в целом.

Приложение

Фотоотчет по реализации проекта

Презентация лепбука:

Фотоотчёт конкурса «Babyskills»:

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв