Вы здесь: Главная > Без рубрики > Целевая программа «Семья – 2»

Целевая программа «Семья – 2»

Богомолова Рамзия Мунавировна,
директор,
Исмагилова Алсу Фагимовна,
заместитель директора.

Обоснование актуальности выполнения проекта
Проект разработан на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей, целевой программы «Семья» МБУДО «Центра внешкольной работы» Московского района г. Казани (2014-2021) и направлен на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития социального партнерства между Центром внешкольной работы и семьей для полноценного развития и воспитания ребенка.
Актуальность разработки проекта обусловлена следующими вызовами и изменениями:
принятие поправки в Конституцию Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации; издание Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе;
реализация Стратегии государственной национальной политики до 2025 года; реализация плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года;
реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Актуальность проекта обусловлена также утверждением в обществе гуманных ценностей, определяющих необходимость формирования мировоззрения родителей, несущих ответственность за здоровье, развитие, воспитание детей, ценностных ориентаций по отношению к своим детям – уважение достоинства личности ребенка, учет его интересов, поддержка его потребности в общении, движении, удовлетворение любознательности.
Какова бы ни была в жизни ребенка роль его учителей, педагогов, воспитателей, других взрослых, сверстников и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребенку являются определяющим в воспитании и развитии его личности. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Современные родители концентрируют внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратят на общение в семье. Увеличилось число разводов. Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень духовной культуры общества, искажение нравственных ценностей, снижение социальной мотивации образования.
Для решения проблем становления семейного воспитания нового типа необходима:
консолидация усилий различных сообществ в целях обновления
социальных и духовных ценностей;
выработка новых подходов к взаимосвязи и деятельности учреждений всех типов и уровней, в том числе и учреждений дополнительного образования, по нравственному оздоровлению семьи и социума;
восстановление в общественном сознании ценности семьи, брака, престижа материнства и отцовства, признание ребенка как уникальности и самоценности.
Нормативно-методическое обеспечение
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», который вступил в силу с 1 сентября 2020 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в 2021–2025 годах.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10.
«Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» №467 от 03.09.2019
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы
Программа развития учреждения.
Программа воспитания учреждения.
Устав учреждения.
Цель программы: развитие социального партнерства между Центром внешкольной работы Московского района и семьями учащихся для формирования социально ориентированной личности учащегося, устойчивого позитивного ценностного отношения к семье.
Задачи
изучить образовательные и информационные потребности и запросы, воспитательный и культурный потенциал семей учащихся;
раскрыть личностный, творческий потенциал учащихся, родителей, педагогов через организацию совместной деятельности детей и взрослых в различных образовательных областях;
формировать единое информационное пространство, способствующее неконфликтному взаимодействию родителей и педагогов, внедрению в практику инновационных технологий и методик семейного воспитания;
создать условия для усиления роли родительской общественности в управлении и развитии Центра;
создать информационно-методическое обеспечение модели по взаимодействию учреждения с родителями учащихся.
Ожидаемые результаты
повышение результативности воспитания, формирование социально ориентированной личности учащегося, устойчивого позитивного ценностного отношения к семье.
нравственное оздоровление семьи, восстановление в общественном сознании ценности семьи, брака, престижа материнства и отцовства, признание ребенка как уникальности и самоценности;
внедрение в практику инновационных технологий и методик семейного воспитания;
рост удовлетворенности все участников проекта работой Центра;
создание информационно-методического обеспечения модели по взаимодействию учреждения с родителями учащихся.
В разработке данной программы приоритетными следует считать следующие идеи:
первичности личности по отношению к обществу;
развития личности в процессе воспитания;
современной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания;
формирования единого воспитательного пространства для жизнедеятельности каждого ребенка;
социального партнерства семьи и учреждения дополнительного образования в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье;
воспитания в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
вовлечение родителей в процесс совместной образовательной и воспитательной деятельности при условии признания ими выработанных единых педагогических подходов;
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации
успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на просмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы его развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Новизна, инновационность предлагаемых решений
Разработка модели по обеспечению социального партнерства между учреждением дополнительного образования и семьями учащихся, включающая дорожную карту, диагностический инструментарий.
Механизм реализации проекта
осуществляется через:
аналитическую и прогностическую деятельность и определение перспектив, задач, резервов сотрудничества;
установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства;
создание системы педагогического сопровождения и обучения родителей, вовлечение родителей в самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
усиление роли педагогов в привлечении родителей к активной созидательной воспитательной практике, проведение различных мероприятий.
Формы работы с родителями: индивидуальная консультация; родительское собрание; разработка и ведение блога, группы в социальной сети, канала в мессенджере; наглядная информация (стенд); буклет; выставка; День Открытых дверей; конкурс с включением семейной номинации; «Круглый стол».
Формы работы по развитию отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми.
изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации);
создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?»);
творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях;
беседы с учащимися о семейных ценностях;
организация выставок детских рисунков с портретами родителей.
работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье;
организация совместной деятельности родителей и детей:
организация семейных конкурсов, конкурсов с выделением номинации «семейная»;
представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье;
выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта);
проведение совместных занятий.
Кадровое обеспечение Сотрудники МБУДО ЦВР – директор, заместители директора, заведующие отделами, методисты, педагоги дополнительного образования.
Функции специалистов в рамках реализации целевой программы: общее руководство проектом, координация взаимодействия членов рабочей группы проекта, взаимодействие с родителями, мониторинг, методическое и экспертное сопровождение, организация технической поддержки проекта, организационно-технологическое обеспечение, учебно — методическая поддержка проекта, ответственный исполнитель, информационное сопровождение проекта.
Организация имеет опыт успешно реализованных проектов («Семья», «Воспитательная система как средство социализации и самоопределения учащихся» (РИП 2017-2019 гг), «Профессионалы», «Информатизация как средство повышения эффективности организационно-методической деятельности в дополнительном образовании» и др.).
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Координация и контроль за ходом выполнения программы возложен на методический совет ЦВР, который:
анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы и вносит предложение по его реализации;
осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы;
проводит мониторинг.
Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) проекта
Оценка эффективности программы включает в себя:
экспертное заключение;
отзывы участников проекта.
Список оцениваемых параметров:
уровень вовлеченности в реализацию Программы педагогов, родителей и учащихся Центра (Количество мероприятий: шт\год.)
уровень личностного развития учащихся;
уровень удовлетворенности всех участников проекта;
количество и качество методических работ по выявлению, обобщению передового педагогического опыта, опыта семейного воспитания.
Мониторинг процесса реализации программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинге дает возможность представлять, как проходит процесс, какие происходят изменения во взаимодействиях родителей и педагогов, а также какова динамика.
Мониторинг программы состоит из оценки качества процесса реализации программы и мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников. Он направлен на изучение (оценку) качества процесса реализации программы, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы. Мониторинг помогает выявить соответствие условий организации программы требованиям и принципам модели, отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, динамику показателей социального благополучия учащихся, профессиональное развитие педагогического коллектива.
В мониторинговых исследованиях личностного развития учащихся используются методы социально-педагогической диагностики (социологические опросы, анкетирование, тестирование и др.) и методики:
«Определение самооценки» (В.Г.Щур);
«Определение нравственных понятий (Л.С.Колмогорова);
«Изучение уровня социализированности» (М.И.Рожков);
«Диагностика ценностных ориентаций» (М.Рокич);
«Нарисуй себя» (А.А.Трахожан);
Цветовой тест отношений (ЦТО) (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд);
«Моя семья» (Р.Ф.Беляускайте).
Метод педагогического наблюдения даёт возможность вести индивидуальную карту личностного развития с использованием оцениваемых параметров:
Коммуникативный компонент (анализ уровня развития коммуникативных способностей, анализ достигнутого уровня навыков сотрудничества.
Познавательный компонент.
Самооценка.
Мотивация к данному виду деятельности.
Морально-этическая ориентация (определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков).
Регулятивный компонент (умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность).
Творческое мышление.
Лидерские качества.
Эмоциональная сфера.
Изучение удовлетворенности родителей качеством выполнения социального, индивидуального заказа, жизнедеятельностью Центра включает в себя:
изучение требований родителей к нравственному воспитанию детей;
изучение удовлетворенности жизнедеятельностью Центра;
изучение формирования взаимодействия субъектов образовательной
деятельности;
изучение влияния занятий ЦВР на воспитание личностных качеств
ребенка;
изучение рейтинга педагога (в рамках аттестации педагогических кадров);
изучение предложений родителей по совершенствованию воспитания детей.
Дорожная карта
Мероприятие Основные ожидаемые результаты реализации мероприятий программы Сроки Ответственные
Изучение образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала семей учащихся
Анализ внешней и внутренней среды. Знакомство с социальным паспортом района (данные администрации района) В течение года Тюрина Т.В.
Получение аналитической информации о потенциале и имеющихся проблемах:
об уровне удовлетворенности детей, родителей работой Центра;
о резервных возможностях взаимодействия семьи и центра в воспитательной работе;
мониторинг личностного развития учащихся;
мониторинг развития детского коллектива;
о ресурсном обеспечении (кадровом, методическом, материально-техническом, финансовом, информационном). В течение года Тюрина Т.В., Касимова Л.Т.
Проведение рекламной компании для родителей:
размещение информации на официальном сайте учреждения,
объявления в родительских группах (каналах) объединений в мессенджерах,
размещение информации на стенде Информирование родителей о проекте Сентябрь- октябрь. Ежегодно Тюрина Т.В., Гребенкина Е.В., Трифонова А.В.
Педагогический совет
Принятие проекта Август 2021 Тюрина Т.В.
Информирование о ходе реализации проекта, о формах работы с родителями, обмен опытом по проведению совместных мероприятий с семьями учащихся, Мотивирование педагогических работников учреждения к инновационной деятельности. Февраль. Ежегодно Тюрина Т.В.
Методический совет
Планирование мероприятий по взаимодействию с семьей. Готовность педагогических работников учреждения к инновационной деятельности. Август. Ежегодно Тюрина Т.В., Шульдякова Н.В.
Сбор обратной связи от участников проекта (опрос, анкетирование) Активизация программы В течение года Касимова Л.Т.
Проведение мониторинговых исследований Определение степени эффективности проекта. Аналитический отчет 2 раза в год. Ежегодно Тюрина Т.В.
Корректировка и доработка проекта Оптимизация проекта Май. Ежегодно Богомолова Р.М, Исмагилова А.Ф., Тюрина Т.В.
Оформление результатов реализации проекта Оформление пакета информационно-методических материалов по теме проекта Ежегодно Тюрина Т.В.
Презентация результатов реализации проекта Популяризация результатов инновационной деятельности в профессиональном сообществе Ежегодно Тюрина Т.В.
Формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию родителей и педагогов, внедрению в практику инновационных технологий и методик семейного воспитания

Проведение индивидуальных консультаций для родителей Формирование родительских компетенций В течение учебного года педагоги
Проведение родительских собраний Информирование родителей о проекте Ежегодно, 2-3 раза в год Трифонова А.В., Гребенкина Е.В.
Разработка, ведение блога для родителей Центра.
Формирование родительских компетенций В течение учебного года, обновления 1 раз в неделю Тюрина Т.В., Гребнева А.Ю.
Оформление стенда Формирование родительских компетенций Регулярное обновление Тихонова М.Г.
Создание и распространение буклетов Формирование родительских компетенций Декабрь. Ежегодно
Тюрина Т.В.
Проведение мероприятия «Круглый стол» Формирование родительских компетенций По плану учреждения
Раскрытие личностного, творческого потенциала учащихся, родителей, педагогов через организацию совместной деятельности детей и взрослых в различных образовательных областях

Проведение бесед с учащимися о семейных ценностях
Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям В течение учебного года педагоги
Творческий отчет Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям По плану учреждения ежегодно педагоги
Праздник Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям По плану учреждения ежегодно Трифонова А.В., Нурмухаметова М.Х., Гребенкина Е.В.
Культурно-развлекательное мероприятие Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям По плану учреждения ежегодно Трифонова А.В.
Мастер-класс (творческая семейная мастерская) Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям По плану учреждения ежегодно
Спортивный праздник Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям По плану учреждения ежегодно Остроухова Е.В.
Выставки творческих работ Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям По плану учреждения ежегодно Нурмухаметова М.Х., Остроухова Е.В.
День открытых дверей Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям Сентябрь. Ежегодно Гребенкина Е.В.. Трифонова А.В.
Творческий конкурс с включением семейной номинации — Конкурс детской мультипликации «Мультпарад» Позитивное отношение учащихся к семейным ценностям По плану учреждения ежегодно Тюрина Т.В.
Создание условий для усиления роли родительской общественности в управлении и развитии дополнительного образования
Заседание совета родителей

Анализ работы, выполнение программы развития, воспитательной системы, годового плана;
совместное планирование деятельности;
отчет о расходовании средств, поступающих за платные дополнительные образовательные услуги;
определение путей сотрудничества с общественностью. 2 раза в год Исмагилова А.Ф.
Вовлечение родительской общественности в разработку дополнительных общеобразовательных программ Обновление дополнительных общеобразовательных программ, соответствие их запросам родителей, развитие новых форм и технологий реализации программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. В течение учебного года Исмагилова А.Ф., Шульдякова Н.В.
Создание информационно-методического обеспечения модели по взаимодействию учреждения с родителями учащихся
Создание нормативной базы и организационно-методических условий для запуска проекта Пакет нормативно-правовых документов и локальных актов Апрель 2021 Шульдякова Н.В.
Обновление программы «Семья» Рабочий вариант проекта Апрель 2021 Исмагилова А.Ф., Тюрина Т.В.
Разработка методических рекомендаций по внедрению проекта Методические рекомендации по внедрению проекта В течение учебного Тюрина Т.В.

Список литературы
Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научится понимать своего ребенка. – М.: Аист-пресс, 1999
Бюллетень программно-методических материалов. 2004. — №3, №6
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М.: ВЛАДОС, 2002
Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки: Вып.1 /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001
Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. Практическое пособие для школьных психологов. – М. 2002
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003
Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под редакцией А.И.Зимней. – М. 2004
Чумичева Раиса Михайловна, Грабаровская Людмила Викторовна. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики // Проблемы Науки. 2014. №12 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennoe-roditelstvo-postanovka-problemy-i-rezultaty-diagnostiki (дата обращения: 13.06.2021).
Позднякова Татьяна Николаевна Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 13.06.2021).
Головинова Г.Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010. – 136 с.
Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. — № 12. – С. 34 – 35.
Недведцкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2005.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв