Вы здесь: Главная > Без рубрики > Инклюзивное обучение английскому языку в общеобразовательной школе

Инклюзивное обучение английскому языку в общеобразовательной школе

Учитель — Садриева Алия Нурисламовна
МБОУ «Новокинерская СОШ
имени Героя Социалистического труда
Стеллы Закиевны Габдрахмановой»
Арского муниципального района Республики Татарстан»

Инклюзивное обучение английскому языку в общеобразовательной школе.
Я учитель английского языка в общеобразовательной школе. Инклюзивным обучением познакомилась недавно. В этом году мы прошли курсы «Инклюзивное образование – доступ к образованию для детей с особыми потребностями».
У меня нет опыта преподавания детей с ОВЗ, но я знакома с такой ситуацией. В нашей школе есть учащийся, который обучается дома и когда он приходит в школу, и этот мальчик весь светится, он счастлив. В нашем классе тоже была девочка с пороком сердца, ей не разрешали приходит в школу. Она обучалась дома. Когда мы приходили ее навещать и жаловались, что нам много задают, что сегодня опять встали на лыжи, то она всегда говорила, что завидует нам. Все люди разные. И дети разные – послушные, озорные, отличники, неуспевающие, здоровые, больные, сильные и слабые. И все должны учиться. И я считаю, что главная цель инклюзивного обучения не в достижении учащимся какого – то объема знаний, а достижения ими общественного статуса.
Во время прохождения курсов, у меня, как у педагога – предметника возник вопрос: как построить учебный процесс так, чтобы комфортно и интересно было каждому ребенку?
Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему по существу языком межнационального общения. Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни.
Я считаю, что знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
В ходе обучения нам задали вопрос – как бы вы привили любовь ребенка к своему предмету? Думаю, что первое: это эмоционально – психологический настрой. Например, психогимнастические упражнения: энергизаторы, разминки, психологические разгрузки. Для начала урока нам посоветовали создать какую – то интригу. Например, на каждом уроке английского языка мы проводим фонетическую разминку. Я читаю сказку про язычка, где выполняем различные упражнения, и на самом интересном моменте обрываю сказку и предлагаю детям угадать, что же произойдет дальше.
При изучении лексики для усвоения можно отобрать только наиболее употребляемые лексические единицы, вести их только с опорой на наглядность, отрабатывать в чтении. Использовать стихи, рифмовки, пословицы. Это помогает преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на английском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Это помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение.
При изучении грамматики можно обрабатывать их только на хорошо известной лексике в чтении и письме. Вводимые структуры следует неоднократно повторять, прослушивать или просматривать небольшие языковые фрагменты. Многократное аудирование вводимых структур от самых простых к более сложным позволяет лучше изучить необходимый материал. Для развития навыков аудирования можно использовать разные упражнения: послушай и повтори, выдели из потока речи слова на определенную тему (услышь их), соотнеси услышанное с картинкой, хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук или слово на тему, послушай предложения и определи, какое оно (вопросительное или утвердительное) и т.д. Дети становятся намного мотивированное, если представить небольшой мультфильм, видеоролик, анимированную песню. Также можно внедрить интерактивные тетради, лепбуки. Они развивают моторику, это интересно и познавательно.
Также очень важное значение при обучении детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Таких детей нужно хвалить, непросто за достижение определенных предметных результатов, а за стремление, активность и творчество.
Я также поняла, что следует уделить внимание на использование дидактического материала: работу с раздаточным материалом, с карточками, чтобы ребенок смог самостоятельно работать. Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Схемы, сигнальные карточки, картинки с надписями нужно использовать каждый урок. Еще одним немаловажным фактором является постоянное повторение и возвращение к изученному материалу.
Конечно, нельзя обойтись без современных технологий. Например, дети с нарушение слуха могут обучаться по программе googlegesture – преобразователь жестов в речь; дети с ограничениями зрения могут пользоваться программой screenreader – это программа экранного доступа, считывающая на экране пользователя.
Нельзя исключать и внеклассные занятия. На курсах нам говорили, что нужно уделить особое внимание на индивидуальные занятия, внеурочную деятельность. Эти занятия, конечно, имеют функцию рекреационную, как сфера восстановления психофизических сил ребенка.
И самый главный вопрос это – воспримет ли класс такого ребенка, будут ли считать его «своим», не будет ли трудно ребенку с ОВЗ в общении со своими сверстниками вне урока, без учителя? Я, как классный руководитель, думала и над этим вопросом и нашла достаточно много материала для беседы с учащимися, потому что, их тоже нужно подготовить к таким изменениям. Во время поиска я наткнулась на американский фильм, который называется «Чудо», снятый в 2007 году. Это фильм о мальчике, который родился без лица. Он перенес 27 операций, чтобы он смог есть, видеть и говорить. До 5 класса он учится дома, и вот он идет первый раз в школу к обычным детям. Очень добрый, очень мотивирующий фильм, который учит доброте и было бы полезно посмотреть его всем классом, потому что дети более жестоки, чем взрослые, в юном возрасте они наносят своими насмешками непоправимые травмы, даже не осознавая этого.
В заключении хотелось бы отметить, что инклюзия – это новая ступень современного образования, пусть много нерешенных задач и трудностей, с которыми мы будем сталкиваться каждый день, но мы должны двигаться вперед, делать все возможное, чтобы суметь организовать образовательный процесс для всех обучающихся без исключения.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв