Вы здесь: Главная > Без рубрики > Глаголы, которые лучше забыть

Глаголы, которые лучше забыть

Валиева Гульфия Мухеметгалиевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №60, республика Татарстан, г.Набережные Челны

Введение

Впечатление о нас складывается не только из нашего внешнего вида и поведения, но и благодаря нашей речи. Психологами было установлено, что 25 % впечатления о нас складывается благодаря нашей речи. Разговаривать могут практически все, но вот правильно преподносить весь смысл, верно излагать свои мысли, подбирать необходимые формы и выражения под силу далеко не каждому.

На уроках русского языка мы учимся писать сочинения, небольшие изложения, составляем письма, рассказы, чтобы с каждым днем наша речь становилась грамотной и красивой. Однако очень часто ученики допускают множество ошибок, а именно употребляют в своей речи слова, которые в русском языке не существуют. Таких слов-паразитов огромное количество, причем не только у детей, но и у взрослых.

Совсем недавно мы более подробно начали знакомиться с такой частью речи, как глагол. По нашему мнению именно глаголы играют огромную роль в построении нашей речи. В учебниках за 5 класс даже обращено на это особое внимание. «Глагол – в переводе с греческого означает «речь, слово». То есть глаголить – значит говорить». [1] Поэтому мы с учителем решили составить список именно глаголов, которые мы чаще всего употребляем неправильно.

Актуальность. Некоторые ошибки допускают настолько часто, что уже сам иногда не знаешь, как правильно говорить. Услыхав несколько раз неправильно произнесённые разговорные слова, мы начинаем говорить также. Неправильно употребленный или произнесенный глагол может выдать безграмотного человека. Иногда люди выдумывают и используют в своей речи такие их формы, что диву даешься, как вообще такое могло прийти в голову. Варианты настолько разнообразны, что часто сам уже путаешься, как правильно.

Цель исследования – рассмотреть варианты глаголов, которые могут быть использованы в нашей речи, а которые лучше забыть.

Задачи:

1. Изучить и обобщить знания о глаголе.

2. Определить в каких глаголах чаще всего допускаются ошибки.

3. Выяснить, какой глагол необходимо употреблять в своей речи, а какой глагол лучше забыть.

4. Поделиться своим опытом с одноклассниками и научиться употреблять в своей речи правильные глаголы.

Предмет – глагол.

Объект – речь.

Гипотеза – мы предполагаем, что в своей речи часто употребляем несуществующие глаголы и их формы, которые делают нашу речь неграмотной.

Основные методы исследования: изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, сопоставление, обобщение, опрос, беседа.

Глава 1. Глагол – необыкновенная часть речи

Для начала мы более подробно рассмотрим, что же эта за часть речи «глагол». На уроках русского языка и родного русского языка мы уже познакомились с данной частью речи. Итак, что мы знаем:

• Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние и действие предмета и отвечает на вопрос что делать? что сделать?

• Глагол выступает главным членом предложения.

• Глаголы имеют такую особенность как: изменение по временам, изменение по лицам и изменение по числам.

Глаголы являются важнейшей частью нашей речи. Так как именно они показывают все действия, которые мы совершили, совершаем или хотим совершить». Таким образом, употребляя глагол, мы рассказываем, что мы делаем.

На самом деле сложно себе представить, как и чем можно заменить глаголы. Иногда предложение состоит только из глагола. И, несмотря на это, предложение несет определенный понятный всем смысл. Вот одно из наиболее ярких и точных высказываний известного писателя А. Югова о глаголе: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

Таким образом, глаголы в нашей речи отображают главную мысль. Без них наша речь была бы непонятна и пуста. Но самое главное — это правильное употребление глаголов и их форм. Многие глаголы в русском языке страдают от того, что мы неправильно их произносим. В результате мы очень портим свою речь весьма корявыми словами, которые не существуют даже в словаре. Разберемся, с какими глаголами такое происходит чаще всего. С учителем мы составили список глаголов, которые не только дети, но и многие взрослые люди употребляют неправильно. (Приложение 1)

Глава 2. Глагол – вот в чём вопрос

Для начала мы решили изучить, насколько часто мы неправильно употребляем глаголы из нашего списка. Один и тот же тест мы предложили ученикам 5Б класса и их родителям. Он включает в себя 14 вопросов, что соответствует количеству наших глаголов. (Приложение 2)

Итак, результаты исследования показали, что в своей речи используют: (Приложение 3)

Вариант «едь» — 13, вариант «езжай» — 18, вариант «поезжай» — 8

Вариант «придти» — 16, вариант «прийти» — 23

Вариант «садить» — 7, вариант «сажать» — 32

Вариант «нагинаться» — 25, «нагибаться» — 14

Вариант «жгёт» — 18, вариант «жжёт» — 21

Вариант «махает» — 7, «машет» — 32

Вариант «пылесосю» — 13, «пылесошу» — 26

Вариант «залазить» — 15, «залезать» — 24

Вариант «ложить» — 32, «класть» — 7

Вариант «пошлите» — 17, «пойдемте» — 22

Вариант «плакает» — 0, «плачет» — 39

Вариант «щипет» — 25, «щиплет» — 14

Вариант «убедю» — 5, «убежду» — 18 и предложили свои варианты, такие как «я уговорю тебя», «я буду убеждать», «я убеждаю» и т.п. и только 6 опрошенных смогли дать правильный ответ.

Вариант «победю» — 5, «побеждю» — 10, наиболее популярный вариант среди предложенных учащимися и родителями «выиграю» — 11, а также такие варианты как «победа будет моей», «это моя победа» и т.п. Вариант «одержу победу» — 7.

Как мы и предполагали, наша гипотеза подтвердилась. Из представленных результатов видно, что опрошенные очень часто допускают

ошибки в употреблении данных глаголов. Также мы решили отдельно проанализировать количество ошибок у учащихся и у родителей. Всего опрошено было 22 учащихся, тест содержал 14 вопросов. Итого 308 вопросов, из них 119 правильных ответов и 189 ошибок. Результаты родителей следующие: 17 опрошенных, итого 196 вопросов, 120 правильных ответов и 76 ошибок.

Также мы побеседовали с учителем русского языка и литературы Титовой Яной Игоревной и узнали, допускают ли ученики других классов подобные ошибки в употреблении глаголов. Оказалось, весьма часто в своей речи они употребляют несуществующие глаголы. Чтобы убедиться в этом, мы совместно с учителем русского языка и литературы подготовили несколько заданий с глаголами из нашего списка. Учащиеся с затруднениями выполнили данные задания. Ошибки в употреблении глаголов действительно были. (Приложения 4)

Из всего выше сказанного, мы с уверенностью можем подтвердить, что данные глаголы вызывают затруднения не только у учащихся, но и у взрослых. Поэтому нам необходимо подробно изучить, какие именно глаголы мы можем употреблять в своей речи, а какие нам необходимо исключить из неё. Что мы и сделали в следующей главе нашего исследования.

Глава 3. Глаголы, которые лучше забыть

Мы решили подробно рассмотреть каждый глагол и понять, почему употребление того или иного глагола или его формы будет неправильным.

1. Ехай или езжай? Даже самый неграмотный ученик начальной школы знает, что «ехай» — это страшная безграмотность. Но как тогда сказать? «Едь», «ехай» или, может, «езжай»? Мы заглянули в словарь. Формы «едь» вообще нет в словарях, «ехай» — это просторечие, которое уже не употребляется. [2] «Езжай» — уже часто встречается в нашей речи и поэтому является разговорной формой. Но на самом деле правильнее всего употреблять литературную форму — «поезжай». [1] (Приложение 5)

2. Прийти или придти? Здесь вариантов быть не может. «Придти» — это неправильно, правильно будет только «прийти». Такое написание утверждено правилами русской орфографии и пунктуации от 1956 года. [5] (Приложение 6)

3. Сажать или садить? Мы обратились к словарю и нашли слово «садить» с пометкой, что это народно-разговорный стиль. Но в настоящее время глагол «садить» лингвистами признан устаревшим. [3] Поэтому в литературных текстах и в своей речи этот глагол употреблять нельзя – только «сажать», никак иначе. (Приложение 7)

4. Нагибаться или нагинаться? Слово «нагинаться» очень часто употребляют представители старшего поколения. Но и среди молодого поколения мы можем услышать подобный глагол. А ведь они наверняка даже не подозревают, что слов «нагинаться» и «сгинаться» вовсе не существует. Только «нагибаться». (Приложение 8)

5. Жжёт или жгёт? Глаголы «печь», «жечь» и «стричь» — рекордсмены по числу ошибок. У грамотных людей волосы встают дыбом от слов «жгёт»,

«пекёт» и «текёт». Данные формы глаголов мы рассмотрели на уроках русского языка при изучении темы «Лицо и число глаголов». «Жечь»

относится к глаголам с чередующимися корневыми согласными. [1] Они изменяются так:

Я: жгу Мы: жжём

Ты: жжёшь Вы: жжёте

Он (она, оно): жжёт Они: жгут

Сразу видно, что глаголы в единственном числе первого лица (я зажгу) и множественном числе третьего лица (они зажгут) употребляются с буквой «г». В любых других случаях только форма с удвоенной «ж».

«Течь» — ещё один глагол с чередующимися согласными. История та же, что и с «жечь»: я теку, они текут, в остальных случаях «ч». (Приложение 9)

6. Машет или махает? Глагол «махать» имеет две формы. Первая – это «машет», классическая, издавна принятая как литературная норма. Вторая более новая – «махает». Данная форма раньше считалась неправильной формой употребления глагола. Однако варианты «махает» и «помахай» допускаются некоторыми словарями как разговорные. [3] Но если все же хочется, чтобы речь была по-настоящему грамотной, то лучше избегать эти слова. Вместо этого необходимо использовать такие формы, как «машет», «помаши». (Приложение 10)

7. Пылесошу или пылесосю? В данном случае сомнения быть не должны. Есть лишь один правильный вариант – «пылесошу». Он есть в словарях. Но многим он кажется ошибочным, потому что глагол имеет странное звучание, что говорить его вслух как-то неловко. Именно поэтому многие стараются данный глагол избегать. (Приложение 11)

8. Залезать или залазить? Глагол «залазить» — это просторечие, лучше его не употреблять.[2] Правильно только «залезать». (Приложение 12)

9. Класть или ложить? Запомнить, какого глагола не существует, легко. В литературном языке глагол «ложить» употребляется только с приставками, а глагол «класть» употребляется БЕЗ приставок. Именно поэтому «покласть» или «перекласть» — это так же безграмотно, как и «ложить». (Приложение 13)

10. Пошлите со мной? Многие используют в своей речи слово «пошли». Оказалось в литературной речи данное форма не используется. А такая форма глагола как «пошлите» – это вовсе грубейшее нарушение правил русского языка, которое образованный человек должен исключить из своей речи раз и навсегда.

Слово «пойти» имеет целых 3 формы, которые мы смело можем употреблять в своей речи – это «пойдём», «пойдёмте» или «идём». (Приложение 14)

11. Плакает или плачет? Следует запомнить, что правильные варианты глагола «плакать»: я плачу, ты плачешь, она плачет, мы плачем и никак иначе. (Приложение 15)

12. Щипет или щиплет? Правильно говорить «щиплет». Оказывается, существует несложное правило русского языка. В глаголы, корни которых оканчиваются на согласные буквы м, б, п, ф в форме 3 лица единственного числа добавляется буква л. (Приложение 16)

13. Победить и убедить. Многие ученики и даже взрослые хоть раз в жизни задумывались о том, как правильно сказать – «победю» или «побежду»? Дело в том, что в русском языке у этого глагола нет самостоятельной формы будущего времени, поэтому необходимо использовать нечто похожее на вспомогательный глагол. Используют только «одержу победу».

14. Тот же самый способ используется и для глагола «убеждать». Слов «убежду» или «убедю» нет. Допускается лишь вариант «смогу убедить». (Приложение 17)

Делимся полученными знаниями

Результаты нашего теста показали, что мои одноклассники с параллели 5-х классов и их родители часто допускают ошибки в употреблении глаголов. А так как мы подробно изучили в своей работе, какие глаголы нам нужно употреблять в своей речи, а какие глаголы мы можем забыть навсегда, нам захотелось поделиться полученными знаниями со своими одноклассниками.

С учителем мы провели занятие, на котором учащиеся высказывали предположения, какой глагол нужно употреблять. Каждый пытался отстоять свою точку зрения. Ученики спорили между собой и приводили множество примеров. Несколько раз мы обращались к толковому словарю, чтобы найти ответы на свои вопросы. Выслушав разные точки зрения, мы поделились своим исследованием. Учащиеся с удовольствием просмотрели презентацию и прослушали нашу работу.

Для того, чтобы закрепить полученные знания, учащиеся поделились на группы и попытались составить стихи-запоминалки с данными глаголами. Эти стихи мы красиво оформили, распечатали и раздали каждому ученику. А также порекомендовали ознакомить своих родителей с полученными стихами, ведь, как показал наш тест, среди родителей тоже есть те, кто допускает ошибки в данных глаголах. (Приложение 18)

Для учащихся старших классах мы подготовили специальную памятку и передали преподавателю. На уроке русского языка они с удовольствием изучили ее и пообещали не допускать ошибки в употреблении этих глаголов. (Приложение 19)

Заключение

Мы остались довольны результатами нашего исследования. У нас получилось:

1. Доказать, что в нашей речи присутствуют глаголы, которые мы употребляем неправильно.

2. Подробно изучить и проанализировать каждый глагол из нашего списка.

3. Определить глаголы, которые мы можем смело употреблять в своей речи, а которые следует забыть.

4. Поделиться результатами своего исследования с одноклассниками, учащимися и родителями.

Как показало наше исследование, мы действительно часто употребляем несуществующие глаголы и их формы, которые делают нашу речь неграмотной. Наша гипотеза подтвердилась.

В дальнейшем мы планируем рассмотреть этот вопрос еще шире и охватить подробным изучением другие глаголы, которые мы употребляем неправильно. Ведь, как мы уже сказали, глаголы несут существенную смысловую нагрузку. Они выражают действие и поэтому очень важны. Ошибки в формировании слов, в частности, глаголов – маркер нашей безграмотности. Поэтому мы поделились своими знаниями, которые получили в ходе нашего исследования, чтобы впредь не допускать подобные ошибки в употреблении данных глаголов.

Список использованных источников и литературы

1. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. «Русский язык: 4 класс: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 176с.

2. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи: 8000 слов и выражений. — М. ООО Издательство «Мир и Образование», 2009. — 1104 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство ЭЛПС», 2003. – 944 стр.

4. Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. — М.: Школа-Пресс, 1999. — 416 с.

5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009. — 432 с.

Интернет-ресурс: https://stihi-i-proza.ru/glagolyi-kotoryie-luchshe-zabyit/ https://lifehacker.ru/13-glagolov/

Приложение 1

Глаголы

1. Ехай/едь или поезжай?

2. Придти или прийти?

3. Садить или сажать?

4. Нагинаться или нагибаться?

5. Жгёт/текёт/ пекёт/стригёт или жжёт/течёт/печёт/стрижёт?

6. Махает или машет?

7. Пылесосю или пылесошу?

8. Залазить или залезать?

9. Ложить или класть?

10. Пошлите (со мной) или пойдемте?

11. Плакает или плачет?

12. Щипет или щиплет?

13. Победю или побеждю?

14. Убедю или убеждю?

Приложение 2

Тест

1. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Едь

Б) Ехай

В) Езжай

Г) Поезжай

2. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Прийти

Б) Придти

3. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Сажать

Б) Садить

4. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Нагибаться

Б) Нагинаться

5. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Жжёт

Б) Жгёт

6. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Машет

Б) Махает

7. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Пылесосю

Б) Пылесошу

8. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Залезать

Б) Залазить

9. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Класть

Б) Ложить

10. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Пойдемте со мной

Б) Пошлите со мной

11. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Плакает

Б) Плачет

12. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Щипет

Б) Щиплет

13. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Я убедю тебя

Б) Я убеждю тебя

В) Свой вариант_______________________

14. Какой вариант вы используете в своей речи:

А) Сегодня я тебя победю

Б) Сегодня я тебя побеждю

В) Свой вариант _______________________

Приложение 3

Приложение 4

При

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв