Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ребенка с ОВЗ «Главное – вместе!»

«Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ребенка с ОВЗ «Главное – вместе!»

Ягфарова Юлия Раисовна

Учитель – дефектолог

ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ», г. Елабуга

Актуальность, целесообразность проекта.

Рождение ребенка — главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, осуществление своих мечтаний.

Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Специалистами установлено, что реакции родителей весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей обнаруживается и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи.

Практически все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Доктор психологических наук Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу».

Известно, что возможности ребенка с ОВЗ невелики, продвижение на первых этапах обучения практически незаметно. А родители, приведшие ребенка в школу, ждут быстрого и конкретного результата.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления нарушений, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Учителю необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы.

Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык, многие родители уже имеют собственные представления о воспитании и методах коррекции дефектов, да и современная семья не всегда воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов.

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность, здесь также важна роль специалиста-наставника. К сожалению, далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. Важно убедить маму, папу, а может быть и бабушку, что для благополучного развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Только единое образовательное пространство, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и родителями на каждом этапе обучения ребёнка в школе, могут дать позитивный результат.

Целесообразность

Данные противоречия помогли определить проблему — отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках образовательной организации.

Необходимость создания и реализации проекта «Главное – вместе!» была обусловлена всеми перечисленными факторами. Выход из этого положения возможен при объединение усилий педагога и родителей в формировании ребенка с ОВЗ как личности, через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.

2.Обоснование новизны инновационной идеи проекта.

Новизна проекта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и родителей, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает создание модели взаимодействия педагогов с родителями.

Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества педагога и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве — преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога — психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников с ОВЗ.

3.Результаты исследований, подтверждающих эффективность проекта

Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, В. П. Кащенко и многие другие).

Наиболее эффективные пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др. М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся: 1) родители пытаются понять и принять позицию педагога; 2) родители совершенно равнодушно относятся к преподавательской деятельности; 3) конфликтные родители, которые категорически не хотят сотрудничать с педагогами. Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению, учителя и родители должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, т.к перед ними стоит важная цель — воспитать хорошо развитого ребенка.

Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.

После того, как мною была выбрана проблема, над которой предстояло работать, я провела анкетирование родителей учащихся своего класса.

В опросе приняли участие 19 человек.

Проанализировав ответы респондентов, можно говорить о противоречивом отношении родителей к взаимодействию с учителем. Так 25% родителей отметили, что практически не принимают участия в подготовке и проведении мероприятий в школе. 45 % родителей принимает участие редко.

В то же время родители отметили как достаточную работу школы с родителями. На вопрос «В школе налажена работа с родителями?» 48% родителей в

целом согласны и только 5% не согласны. Однако если мы обратимся к анализу содержания воспитания, равно как и к анализу содержания взаимодействия, то выяснится, что родители не представляют себе, в чем должно заключаться данное взаимодействие. На опрос «Что должна дать школа ребенку?» 28% опрошенных ответили, что дети получат в школе те знания и умения, которые помогут им получить работу сразу после школы, 35% — получат жизненные навыки, научатся легко адаптироваться, жить в современном обществе, 25% — получат опыт общения с разными детьми и взрослыми, 12% — разовьют свои способности. На вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?» 37 % родителей хотели бы помочь. Тем не менее, из-за низкого уровня педагогических знаний, родители не знают, в чем заключается данная помощь. Как следствие, наблюдается непонимание самой сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности.

96% опрошенных ответили: хотят участвовать в школьной жизни своего ребенка.

92% родителей согласились принять участие в школьном проекте.

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости создания программы взаимодействия учителя с родителями обучающихся, направленную на оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно — образовательной среды школы.

4. Основные требования.

· Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.

· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.

· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

· Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОО.

· Активное включение в работу с семьей администрации школы.

Оценка эффективности проекта «Главное – вместе!»

· Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

· Сравнительный анализ результатов успеваемости в начале и в конце реализации проекта;

· Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

· Степень активности родителей в реализации проекта;

· Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

· Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

· Презентация результатов проекта.

5. Ресурсы для реализации проекта:

1) Нормативно-правовые:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года №273

— Приказ МО и Н РФ №1599 от 19.12. 2014 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

— Устав ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ»

— Локальные акты школы

— учебно-воспитательный план ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ»

— Авторская программа “Письмо без ошибок”

2) Материально-технические:

— Видеокамера

— Компьютер

— Принтер

— Доступ к Интернету

3) Кадровые:

— учителя начальных классов

— администрация школы

4) Научно-методические:

— Методическое пособие «Помогай –ка по русскому языку»

— Фонды школьной библиотеки

5) Информационные

— Образовательные ресурсы сети Интернет

6. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: объединение усилий педагогического коллектива и родителей в формировании ребенка с ОВЗ как личности, через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.

Задачи проекта:

· Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

· Организация совместной деятельности педагогов и родителей в развитие личности ребенка с ОВЗ.

· Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

Принципы и подходы к формированию программы.

· Первый — принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

· Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

· Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

· Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.

· Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Целевая группа: обучающиеся 3 класса и их родители.

Участники проекта: ученики 3 класса, учителя начальных классов, родители.

Срок реализации проекта: 2019-2021 год

Место реализации: ГБОУ «Елабужская школа

№7 для детей с ОВЗ»

Этапы реализации

1. Подготовительный (сентябрь )

2. Основной (октябрь — апрель)

3. Заключительный (май)

7. Ожидаемые результаты

т школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

· Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, посещение открытых уроков и мероприятий, участие в программе «Письмо без ошибок»);

· Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

· Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

· Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

· Формирование положительного отношения к школе.

8. План мероприятий по реализации проекта

№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный

Подготовительный этап

1 Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия. ОУ Август — Сентябрь Учитель

2 Проведение анкетирования родителей. ОУ Сентябрь Учитель

3 Анализ полученных данных. ОУ Сентябрь Учитель

4 Составление тематического плана совместного взаимодействия и подбор методов и форм работы. ОУ Сентябрь Учитель

Основной этап

1 Родительские собрания ОУ В течение учебного года Учитель, родители

2 Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. ОУ В течение учебного года Учитель, родители

3 Открытые родительские дни для посещения уроков. ОУ В течение учебного года Учителя начальных классов.

4 Открытые родительские дни для посещения внеклассных мероприятий. ОУ В течение учебного года Учителя начальных классов.

5 Посещение детской городской библиотеки. Детская городская библиотека Один раз в четверть Учитель, родители

6 Совместное участие в конкурсах. ОУ В течение учебного года Учитель, родители

7 Индивидуальные консультации и работа по авторской программе «Письмо без ошибок» ОУ В течение учебного года Учитель, родители

Заключительный этап

1 Проведение и обработка повторного анкетирования ОУ 1-15 мая Учитель

учащихся и родителей, для выявления эффективности проекта.

2 Анализ результатов основных показателей учащихся. ОУ III неделя мая Учитель

3 Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. Учитель

4 Планирование работы на следующий учебный год ОУ IV неделя мая Учитель

Технология достижения планируемых результатов

1) Изучила информацию, необходимую для разработки и реализации проекта. Провела с родителями анкетирование с целью выбора оптимальных форм взаимодействия. Составила тематический план.

2) На первом родительском собрании ознакомила родителей с проектом «Главное — вместе». Утвердили план совместного сотрудничества. На протяжении всего учебного года было проведено 4 родительских собрания по темам: «Организация процесса обучения на 2020-2021 уч. год»., «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка с ОВЗ», «Внутрисемейная атмосфера и коррекционно-образовательная среда семьи», «Анализ результатов работы и коррекция плана на новый учебный год».

3) На индивидуальны встречах были проведены беседы по воспитанию и обучению учащихся. Беседы проводились по запросу родителей. Наиболее часто рассматривались

вопросы поведения учащихся. Оказывала помощь в разъяснении выполнения домашних заданий и объяснении новых тем по предметам русского языка, математики.

4) Родители посетили уроки русского языка, математики, чтения, целью которых было активное включение в учебный процесс, в ходе занятий познакомились с требованиями к овладению знаниями, увидели успехи и неудачи своего ребенка. Уроки проходили в разных формах. На уроке математике мамы побывали в роли учителя, на уроке русского принимали участие в учебном процессе совместно с детьми. На других уроках наблюдали за учебном процессом.

5) Ежегодно мы проводим открытые внеклассные мероприятия ко дню Матери, 8 Марта, Новогодний карнавал, ПДД «Дорожный марафон». Родители видят своего ребенка в новой для него роли. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

6) Раз в четверть учащиеся посещают детскую городскую библиотеку. В этом году к нам присоединились родители нашего класса. Они помогали в организационных работах при посещении библиотеки, участвовали в мероприятиях, организуемых библиотекарем.

7) В течение учебного года мы совместно с учащимися и их родителями участвовали в школьных, региональных, республиканских, всероссийских конкурсах. Совместными усилиями получили дипломы за победу в Зональном творческом конкурсе «Затейница — осень», региональном конкурсе «Новогодний карнавал», международном конкурсе «Страна талантов для особенных детей».

8) Для привлечения родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости учащихся с ОВЗ по предмету Русский язык, мною была разработана программа «Письмо без ошибок».

Во время реализации проекта у учащихся были выявлены систематические ошибки по русскому языку. Затем я проводила индивидуальные консультации для родителей по разъяснению причин этих трудностей. Мы составляли план коррекции трудностей по методическому пособию «Помогай-ка по русскому языку». Затем родители с детьми дома выполняли упражнения по коррекции ошибок. Для мотивации ребенка использовали магнитный планшет «Помогай-ка по русскому языку». За каждое правильно выполненное задание учащийся ставил себе смайлик. Собрав 10 смайликов, он получал награду. Данный вид работы особо заинтересовал и родителей и детей.

9.Аналитические мероприятия по оценке эффективности инновационной деятельности

После реализации программы итоговый мониторинг показал, что у большинства обучающихся повысилась успеваемость и качество знаний по предметам, уровень воспитанности коммуникативных и социальных навыков. Учащиеся стали чаще участвовать в школьных мероприятиях.

У учащихся повысились следующие показатели:

Результативность учащихся за 2020-2021 уч.год

Сформированность коммуникативных навыков учащихся 3 класса в сравнении за 2020-2021 уч.год

Сформированность социальных навыков учащихся в сравнении за 2020-2021уч.год

Результативность воспитательной работы за 2020-2021 уч.год

Были проанализированы ошибки, которые допускали ученики по предмету Русский язык на начало учебного года и затем после совместной коррекционной работы учителя и родителей по программе «Письмо без ошибок». По диаграмме можно увидеть, что учащиеся стали допускать меньше ошибок.

Заключение

Таким образом, проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей. Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Но все же, на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. Если родители становятся нашими единомышленниками, то это даёт положительный результат.

Происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения. Главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв