«Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ребенка с ОВЗ «Главное – вместе!»
Ягфарова Юлия Раисовна
Учитель – дефектолог
ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ», г. Елабуга
Актуальность, целесообразность проекта.
Рождение ребенка — главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, осуществление своих мечтаний.
Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Специалистами установлено, что реакции родителей весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей обнаруживается и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи.
Практически все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.
Доктор психологических наук Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу».
Известно, что возможности ребенка с ОВЗ невелики, продвижение на первых этапах обучения практически незаметно. А родители, приведшие ребенка в школу, ждут быстрого и конкретного результата.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления нарушений, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Учителю необходимо так строить свое общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы.
Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык, многие родители уже имеют собственные представления о воспитании и методах коррекции дефектов, да и современная семья не всегда воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов.
Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность, здесь также важна роль специалиста-наставника. К сожалению, далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер.
Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. Важно убедить маму, папу, а может быть и бабушку, что для благополучного развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Только единое образовательное пространство, где царит атмосфера взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и родителями на каждом этапе обучения ребёнка в школе, могут дать позитивный результат.
Целесообразность
Данные противоречия помогли определить проблему — отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках образовательной организации.
Необходимость создания и реализации проекта «Главное – вместе!» была обусловлена всеми перечисленными факторами. Выход из этого положения возможен при объединение усилий педагога и родителей в формировании ребенка с ОВЗ как личности, через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.
2.Обоснование новизны инновационной идеи проекта.
Новизна проекта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и родителей, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает создание модели взаимодействия педагогов с родителями.
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества педагога и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве — преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога — психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников с ОВЗ.
3.Результаты исследований, подтверждающих эффективность проекта
Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, В. П. Кащенко и многие другие).
Наиболее эффективные пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др. М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся: 1) родители пытаются понять и принять позицию педагога; 2) родители совершенно равнодушно относятся к преподавательской деятельности; 3) конфликтные родители, которые категорически не хотят сотрудничать с педагогами. Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению, учителя и родители должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, т.к перед ними стоит важная цель — воспитать хорошо развитого ребенка.
Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.
После того, как мною была выбрана проблема, над которой предстояло работать, я провела анкетирование родителей учащихся своего класса.
В опросе приняли участие 19 человек.
Проанализировав ответы респондентов, можно говорить о противоречивом отношении родителей к взаимодействию с учителем. Так 25% родителей отметили, что практически не принимают участия в подготовке и проведении мероприятий в школе. 45 % родителей принимает участие редко.
В то же время родители отметили как достаточную работу школы с родителями. На вопрос «В школе налажена работа с родителями?» 48% родителей в
целом согласны и только 5% не согласны. Однако если мы обратимся к анализу содержания воспитания, равно как и к анализу содержания взаимодействия, то выяснится, что родители не представляют себе, в чем должно заключаться данное взаимодействие. На опрос «Что должна дать школа ребенку?» 28% опрошенных ответили, что дети получат в школе те знания и умения, которые помогут им получить работу сразу после школы, 35% — получат жизненные навыки, научатся легко адаптироваться, жить в современном обществе, 25% — получат опыт общения с разными детьми и взрослыми, 12% — разовьют свои способности. На вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?» 37 % родителей хотели бы помочь. Тем не менее, из-за низкого уровня педагогических знаний, родители не знают, в чем заключается данная помощь. Как следствие, наблюдается непонимание самой сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности.
96% опрошенных ответили: хотят участвовать в школьной жизни своего ребенка.
92% родителей согласились принять участие в школьном проекте.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости создания программы взаимодействия учителя с родителями обучающихся, направленную на оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно — образовательной среды школы.
4. Основные требования.
· Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
· Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОО.
· Активное включение в работу с семьей администрации школы.
Оценка эффективности проекта «Главное – вместе!»
· Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;
· Сравнительный анализ результатов успеваемости в начале и в конце реализации проекта;
· Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;
· Степень активности родителей в реализации проекта;
· Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
· Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
· Презентация результатов проекта.
5. Ресурсы для реализации проекта:
1) Нормативно-правовые:
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года №273
— Приказ МО и Н РФ №1599 от 19.12. 2014 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
— Устав ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ»
— Локальные акты школы
— учебно-воспитательный план ГБОУ «Елабужская школа №7 для детей с ОВЗ»
— Авторская программа “Письмо без ошибок”
2) Материально-технические:
— Видеокамера
— Компьютер
— Принтер
— Доступ к Интернету
3) Кадровые:
— учителя начальных классов
— администрация школы
4) Научно-методические:
— Методическое пособие «Помогай –ка по русскому языку»
— Фонды школьной библиотеки
5) Информационные
— Образовательные ресурсы сети Интернет
6. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: объединение усилий педагогического коллектива и родителей в формировании ребенка с ОВЗ как личности, через создание оптимальных условий, форм совместной работы школы и семьи.
Задачи проекта:
· Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
· Организация совместной деятельности педагогов и родителей в развитие личности ребенка с ОВЗ.
· Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.
Принципы и подходы к формированию программы.
· Первый — принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
· Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
· Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
· Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
· Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
Целевая группа: обучающиеся 3 класса и их родители.
Участники проекта: ученики 3 класса, учителя начальных классов, родители.
Срок реализации проекта: 2019-2021 год
Место реализации: ГБОУ «Елабужская школа
№7 для детей с ОВЗ»
Этапы реализации
1. Подготовительный (сентябрь )
2. Основной (октябрь — апрель)
3. Заключительный (май)
7. Ожидаемые результаты
т школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);
· Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, посещение открытых уроков и мероприятий, участие в программе «Письмо без ошибок»);
· Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);
· Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;
· Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
· Формирование положительного отношения к школе.
8. План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
Подготовительный этап
1 Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия. ОУ Август — Сентябрь Учитель
2 Проведение анкетирования родителей. ОУ Сентябрь Учитель
3 Анализ полученных данных. ОУ Сентябрь Учитель
4 Составление тематического плана совместного взаимодействия и подбор методов и форм работы. ОУ Сентябрь Учитель
Основной этап
1 Родительские собрания ОУ В течение учебного года Учитель, родители
2 Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников. ОУ В течение учебного года Учитель, родители
3 Открытые родительские дни для посещения уроков. ОУ В течение учебного года Учителя начальных классов.
4 Открытые родительские дни для посещения внеклассных мероприятий. ОУ В течение учебного года Учителя начальных классов.
5 Посещение детской городской библиотеки. Детская городская библиотека Один раз в четверть Учитель, родители
6 Совместное участие в конкурсах. ОУ В течение учебного года Учитель, родители
7 Индивидуальные консультации и работа по авторской программе «Письмо без ошибок» ОУ В течение учебного года Учитель, родители
Заключительный этап
1 Проведение и обработка повторного анкетирования ОУ 1-15 мая Учитель
учащихся и родителей, для выявления эффективности проекта.
2 Анализ результатов основных показателей учащихся. ОУ III неделя мая Учитель
3 Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. Учитель
4 Планирование работы на следующий учебный год ОУ IV неделя мая Учитель
Технология достижения планируемых результатов
1) Изучила информацию, необходимую для разработки и реализации проекта. Провела с родителями анкетирование с целью выбора оптимальных форм взаимодействия. Составила тематический план.
2) На первом родительском собрании ознакомила родителей с проектом «Главное — вместе». Утвердили план совместного сотрудничества. На протяжении всего учебного года было проведено 4 родительских собрания по темам: «Организация процесса обучения на 2020-2021 уч. год»., «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка с ОВЗ», «Внутрисемейная атмосфера и коррекционно-образовательная среда семьи», «Анализ результатов работы и коррекция плана на новый учебный год».
3) На индивидуальны встречах были проведены беседы по воспитанию и обучению учащихся. Беседы проводились по запросу родителей. Наиболее часто рассматривались
вопросы поведения учащихся. Оказывала помощь в разъяснении выполнения домашних заданий и объяснении новых тем по предметам русского языка, математики.
4) Родители посетили уроки русского языка, математики, чтения, целью которых было активное включение в учебный процесс, в ходе занятий познакомились с требованиями к овладению знаниями, увидели успехи и неудачи своего ребенка. Уроки проходили в разных формах. На уроке математике мамы побывали в роли учителя, на уроке русского принимали участие в учебном процессе совместно с детьми. На других уроках наблюдали за учебном процессом.
5) Ежегодно мы проводим открытые внеклассные мероприятия ко дню Матери, 8 Марта, Новогодний карнавал, ПДД «Дорожный марафон». Родители видят своего ребенка в новой для него роли. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
6) Раз в четверть учащиеся посещают детскую городскую библиотеку. В этом году к нам присоединились родители нашего класса. Они помогали в организационных работах при посещении библиотеки, участвовали в мероприятиях, организуемых библиотекарем.
7) В течение учебного года мы совместно с учащимися и их родителями участвовали в школьных, региональных, республиканских, всероссийских конкурсах. Совместными усилиями получили дипломы за победу в Зональном творческом конкурсе «Затейница — осень», региональном конкурсе «Новогодний карнавал», международном конкурсе «Страна талантов для особенных детей».
8) Для привлечения родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости учащихся с ОВЗ по предмету Русский язык, мною была разработана программа «Письмо без ошибок».
Во время реализации проекта у учащихся были выявлены систематические ошибки по русскому языку. Затем я проводила индивидуальные консультации для родителей по разъяснению причин этих трудностей. Мы составляли план коррекции трудностей по методическому пособию «Помогай-ка по русскому языку». Затем родители с детьми дома выполняли упражнения по коррекции ошибок. Для мотивации ребенка использовали магнитный планшет «Помогай-ка по русскому языку». За каждое правильно выполненное задание учащийся ставил себе смайлик. Собрав 10 смайликов, он получал награду. Данный вид работы особо заинтересовал и родителей и детей.
9.Аналитические мероприятия по оценке эффективности инновационной деятельности
После реализации программы итоговый мониторинг показал, что у большинства обучающихся повысилась успеваемость и качество знаний по предметам, уровень воспитанности коммуникативных и социальных навыков. Учащиеся стали чаще участвовать в школьных мероприятиях.
У учащихся повысились следующие показатели:
Результативность учащихся за 2020-2021 уч.год
Сформированность коммуникативных навыков учащихся 3 класса в сравнении за 2020-2021 уч.год
Сформированность социальных навыков учащихся в сравнении за 2020-2021уч.год
Результативность воспитательной работы за 2020-2021 уч.год
Были проанализированы ошибки, которые допускали ученики по предмету Русский язык на начало учебного года и затем после совместной коррекционной работы учителя и родителей по программе «Письмо без ошибок». По диаграмме можно увидеть, что учащиеся стали допускать меньше ошибок.
Заключение
Таким образом, проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей. Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Но все же, на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. Если родители становятся нашими единомышленниками, то это даёт положительный результат.
Происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения. Главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.