Вы здесь: Главная > Без рубрики > Сенсорные игры для детей раннего возраста в домашних условиях

Сенсорные игры для детей раннего возраста в домашних условиях

Агапитова Наталья Николаевна Воспитатель первой квалифицированной категории МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ г.Нижнекамск

Чупаринова Ирина Александровна

Старший воспитатель высшей квалифицированной категории

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с

аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ

г.Нижнекамск

Шайдуллина Эльмира Раисовна

Воспитатель высшей квалифицированной категории

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с

аллергическими заболеваниями № 69» НМР РТ

г.Нижнекамск

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи: познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны», с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях, создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Результат мастер-класса (чего должны достичь, сделать): сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики, актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики в домашних условиях.

Оборудование: 4 стола, предметы разной величины и формы, плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пробки, пуговицы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого

цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков), три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

Материалы: игры: «Чудесный мешочек», «Золушка», «Мозаика из бросового материала»

Структура:

1.Введение в мастер – класс

2.Выделение фокус групп

3.Постановка задачи фокус группам и самостоятельная работа фокус группами

4.Работа с основной аудиторией

5.Рефлексия

Ход

1.Введение в мастер – класс

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады вас приветствовать на нашем мастер — классе «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста в домашних условиях». Для начало предлагаю ознакомиться с выставкой «Игры для развития сенсорики». Предлагаю сначала окунуться немного в теорию.

Что из себя представляет слово «Сенсорный». Оно означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Кажется, это понятно без всяких пояснений: может ли нормально проходить воспитание и развитие ребенка, если, скажем, он недостаточно видит или слабо слышит? Но если даже зрение и слух у него в полной норме, они все равно нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания детей.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер — класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста в домашних условиях.

2.Выделение фокус групп

Педагог: Обратите, пожалуйста, внимание на спинку своего стула. Попрошу тех, у кого на спинке стула красная лента, занять место за первым столом, синяя лента — за вторым столом, зеленая лента — за третьи столом.

3.Постановка задачи фокус группам и самостоятельная работа фокус группами

Задание для первой фокус группы: Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т.д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона — цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона — форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Задание для второй фокус — группы: Игра «Рисуем на крупе» одной рукой.

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе.

Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Задание для третьей фокус группы: Игра «Рисуем на крупе» двумя руками что пожелаете сами.

4. Работа с основной аудиторией

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер — игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Педагог: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение — надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом — большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить

«лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Педагог: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? (Яблоко)

5.Рефлексия

Подводя логический итог мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более

запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

Вам, уважаемые родители, предлагаем в интересной форме провести рефлексию мастер-класса. Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором — мусорная корзина, на третьем — мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

· На «чемодане» родитель пишет то, что он вынес с мастер — класса, заберет с собой и будет активно применять.

· На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

· На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем»).

Спасибо, уважаемые родители, за внимание и сотрудничество!

Список литературы

1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

3.Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

4.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011.

5.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

6.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв