Музыкальное содержание в программных произведениях
Р.А. Сибгатуллина
преподаватель музыкальной культуры
МБУ ДО «ДХШ № 1»г.Казань
Актуальность работы заключается в её востребованности при обучении учащихся МХК и музыкальной культуре. Цель — формирование умения воспринимать музыку в единстве содержания и формы Методы: метод слухового восприятия, проблемного изложения, объяснительно – иллюстративный метод. Вывод: данная разработка помогает воспитывать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.
Ключевые слова:
Симфоническая сюита, темп, тембр, лад, полька, марш, вальс.
Цель урока: формирование умения воспринимать музыку в единстве содержания и формы как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Задачи:
1. Образовательные:
Сформировать у учащихся представления о многообразии образного и жанрового содержания в музыке. Учить осмысленно воспринимать музыкальное произведение (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, взаимосвязи между содержанием и формой в музыке.)
2. Развивающие:
Развивать воображение, фантазию, чувства, эмоции, ассоциативное мышление учащихся. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес и любовь к высшим достижениям музыкального искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям.
Тип урока : комбинированный
Методы: метод слухового восприятия, проблемного изложения, объяснительно – иллюстративные методы.
Формы работы: беседа, работа в тетрадях, слушание и анализ музыкальных произведений.
Оборудование урока: мультимедиа – проектор, экран, компьютер, фортепиано. магнитофон.
Ход урока:
— Музыкальное приветствие.
Распевание, исполнение песни. («Песня о картинах» Гладков). Беседа о содержании песни.
— Введение нового материала
Каждый вид искусства говорит на своем языке. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами: литература воздействует словом, живопись – красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами, гармонией и. т. д. О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки — музыке программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые дает сам композитор.
Слушание программного произведения «Зима» А. Вивальди. ( и чтение сонета Вивальди).
Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Н. Римского – Корсакова «Шехеразада». Свое сочинение композитор предваряет небольшим программным вступлением. Слушание фрагмента 1 части (тема Шахриара и тема Шехеразады).
Открывая для себя мир музыки, мы одновременно узнаем и то , что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это верно, что музыка — общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать! Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничего в мире не дается человеку просто, без усилий. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Не случайно мелодия, ритм, динамика, тембр, темп, лад получили такое название – средства выразительности. Они выразительны, потому что способны многое выразить, ведь у музыки нет слов и нет красок, она воздействует только своим звучанием.
Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы. Например, что представляется нам когда мы слушаем вальс, польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении возникают кружащие в танце пары ( вальс), военные мундиры, торжественная поступь( марш), смеющиеся, оживленные дети( полька), ласковый материнский голос, родной дом( колыбельная).( Прослушивание Вальса «Метель» Свиридова, марша « Прощание славянки» Агапкина, «Итальянской польки Рахманинова, « Сонной песенки» Р. Паулса).
Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, где никакой программы. А это- все симфонии, концерты, квартеты, сонаты, прелюдии, некоторые пьесы и. т.д. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание.( Слушание Симфонии № 40 Моцарта , Прелюдии Ф. Шопена(ля
мажор). Прелюдия невелика, простая форма, два предложения, состоящие из 8 тактов( в музыке это называется квадратностью).Однако эта предельная простота не означает, что перед нами бесхитростная незамысловатая пьеска. Звучание первых же тактов убеждает нас в обратном. Невероятная изысканность, тонкость, очарование этой музыки вызывают впечатление художественного совершенства, поистине гениальной простоты. В чем секрет такого воздействия Прелюдии? Может быть, в едва уловимой танцевальности? А может быть, этот секрет – в неторопливой, доверительной интонации, которая напоминает негромкую человеческую речь, заключенной в последовательности восьми фраз (четыре в первом и четыре во втором предложении).
Содержание живет только в музыкальной форме, а форма одухотворяется содержанием, они неразделимы, и нельзя пытаться выделить что-то одно, не нанеся ущерба всему остальному. Так проявляет себя закон художественной целостности , который можно определить как « формула красоты». Она не выражается в буквах и цифрах. «Формула красоты» непостижима, как непостижимо все высокое и совершенное. Музыкальное содержание принадлежит только музыке, в ее звуках, мелодиях, ритмах и их неповторимом единстве. И получается, что музыка и есть форма: ведь все ноты — уже форма и все знаки, бемоли, диезы тоже форма, и динамические оттенки и паузы — все это форма музыки!
Музыка говорит с нами ярким и выразительным языком. Его нужно знать и понимать.
— Домашнее задание:
Прослушать «Адажио» Альбинони в разных интерпретациях, проанализировать содержание.