Вы здесь: Главная > Без рубрики > Использование хроматографа для формирования профессиональных компетенций при выполнении лабораторных работ

Использование хроматографа для формирования профессиональных компетенций при выполнении лабораторных работ

Ахметянова Марина Петровна,

преподаватель химии, преподаватель специальных дисциплин I квалификационной категории

ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»

г. Нижнекамск

В современном образовании на первое место выходят общие и профессиональные компетенции, а не знания и умения обучающихся. Выпускника образовательного учреждения при этом обучают общим и профессиональных компетенциям, в которых отражается, какими знаниями, умениями и навыками овладевает студент после завершения освоения профессиональных модулей, учебной и производственной практики, учебных дисциплин [3].

Одним из наиболее эффективных способов формирования компетенций при изучении общеобразовательных дисциплин является выполнение лабораторных и практических работ, так как компетенция формируется в результате осознанной деятельности, выполнения какой-либо работы, анализа полученных данных и выводов, сформулированных в результате этой работы. В ГАПОУ «НИТ» на уроках химии и специальных дисциплин широко применяется выполнение лабораторных работ, причем имея на руках методику выполнения, студенты должны самостоятельно анализировать, рассуждать и делать выводы.

В связи со сложностью и повышенной опасностью выполнения измерений на газовых приборах все подготовительные работы и измерения на газовом хроматографе проводят сотрудники техникума. Студенты снимают результаты показаний проведенных работ и проводят исследования получившихся хроматографических графиков.

Для хроматографического анализа используется хроматограф Кристаллюкс 4000М, который в нашем техникуме настроен на определение углеводородов. В

промышленности хроматограф необходим для исследования образцов на нахождение посторонних примесей, загрязнений, в том числе и выбросов производства на промышленных предприятиях – в экологических целях. Принцип работы хроматографа основан на разделении смесей слоем неподвижного сорбента из движущегося потока газа-носителя. Поэтому этот вид хроматографии называют газовой [1].

Рассмотрим, элементы, каких профессиональных компетенций можно сформировать обучающимся по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», выполняя лабораторные работы на хроматографе Кристаллюкс 4000М.

ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы к работе.

При изготовлении автокамер и покрышек, подготовка исходного сырья и материалов к работе очень важный этап производства, так как требования к ним очень высоки, и они должны соответствовать требованиям и нормам. Поэтому каждая партия сырья и материалов, поступающих на производство, должна проходить входной контроль.

Выделяют следующие этапы подготовка сырья и материалов:

· измельчение материалов и сырья;

· очищении и удаление из полученной смеси вредных примесей;

· увлажнение или сушка сырья;

· нагревание, обжиг и охлаждение полученного сырья [5];

Практически все то же самое относится к подготовке материалов к проведению лабораторных работ. Вещества должны соответствовать основным требованиям для проведения испытания, должны быть измельчены, очищены, высушены, перемешаны соответствующим образом. После этого берут небольшую порцию (в несколько миллиграмм или миллилитров) изучаемого вещества [4]. Как видно, все эти стадии практически полностью совпадают с подготовкой сырья на производстве, и обучающиеся выполняя, лабораторные работы, повторяют производственные процессы подготовки сырья, только в

лабораторных условиях, а защищая работу и отвечая на вопросы, закрепляют элементы профессиональной компетенции.

ПК 3.2. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Выполнению лабораторной работы или практического занятия предшествует собеседование с преподавателем. Подготовку рекомендуется начинать с изучения теоретического материала, относящегося к данной работе. Необходимо твердо усвоить основные теоретические положения, законы и их математические выражения – то есть как и на производстве необходимо соблюдение дисциплины труда [2].

Каждый студент соблюдает важные условия по охране труда и технике безопасности: лабораторные работы выполняет только те, которые предусмотрены образовательной программой и заданиями преподавателей по специальным предметам. При этом работы ведутся в установленные образовательной организацией часы, в указанном месте; шум не допускается, соблюдается тишина; не допускаются занятия посторонними делами, запрещено входить в лабораторию посторонним лицам, не допустимо скопление обучающихся у проходов, дверных проемов, шкафов, раковин, весов, испытательных приборов, установок, оказания неотложной помощи средств тушения пожара. Студенты должны уметь оказать неотложную помощь пострадавшему. Знание мер безопасности обучающимися формирует профессиональные компетенции ПК 3.2.

Кроме того, одним из видов деятельности техника-технолога является выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По учебной программе ГАПОУ «НИТ» техники-технологи по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров» должны освоить профессию «Лаборант по физико-механическим испытаниям». Работа на хроматографе является одним из этапов подготовки обучающихся к изучению данной профессии, так хроматограф является одним

из многих лабораторных оборудований, используемых в лабораториях Научно-технического центра ПАО «Нижнекамскшина».

В зависимости от того, какая комплектация установлена на хроматографе, можно проводить различные виды хроматографических анализов. В ГАПОУ «НИТ» хроматограф настроен на определение углеводородов, поэтому наши лабораторные работы актуальны при изучении органической химии.

Список лабораторных работ:

1. Определение состава технического спирта.

2. Определение содержания метанола в техническом спирте.

3. Определение содержания углекислого газа в помещения и на улице.

4. Определение состава природного газа (из зажигалки).

5. Определение углеводородов в технической воде.

Рассмотрим лабораторную работу «Определение содержания углекислого газа в помещения и на улице».

Цель данной работы: сравнить содержание углекислого газа в помещении.

Известно, что концентрация углекислого газа в сухом воздухе составляет 0,02—0,045 об. %. Экспериментально определим содержание углекислого газа в помещении и на улице и сравним со справочными значениями.

Были взяты две пробы воздуха – в помещении и на улице.

Результаты проведенных анализов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анализов проб воздуха

№ Место взятия пробы Содержание углекислого газа, %

1 Справочное значение СО2 в атмосфере 0,02—0,045 об. %

2 Около техникума 0,1072

4 В помещении 0,4459

а) б)

Рис.1 1 Результаты измерений а) на улице б) в помещении

Вывод: Измерения показывают: содержание углекислого газа в помещении в 4 раза выше, чем в воздухе улицы. Однако, содержание углекислого газа на улице, как минимум в 2,5 раза больше среднего содержания углекислого газа в атмосфере.

Таким образом, для допуска к лабораторной работе студенты повторили правила ОТ и ТБ при работе в лаборатории, правила ОТ и ТБ при работе на хроматографе, соблюдали правила трудовой дисциплины и правила внутреннего трудового распорядка (элементы ПК 3.2.).

Произвели отбор и подготовку проб (элементы ПК 2.1.).

И выполнили работу лаборанта по физико-механическим испытаниям (элементы трудовой деятельности профессии «Лаборант ФМИ).

Литература

1. Газовый хроматограф Кристаллюкс-4000М [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://granat-e.ru/chromatograph_crystallux-4000m.html (дата обращения: 14.09.2021);

2. Лекция на тему «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/lekciya_na_temu_trudovoy_rasporyadok._disciplina_truda-363746.htm (дата обращения: 14.09.2021);

3. Методическая разработка — Формирование профессиональных компетенций у студентов в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/meodicheskaya-razrabotka-formirovanie-professionalnih-kompetenciy-u-studentov-v-usloviyah-realizacii-fgos-2377282.html (дата обращения: 15.09.2021);

4. Определение бензола, ксилола и толуола в сточных водах методом газовой хроматографии на приборе кристаллюкс-4000м [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lms.kgeu.ru/pluginfile.php?file=%2F41907%2Fmod_resource%2Fcontent%2F0%2FЛ.р%20№%202%20ОПРЕДЕЛЕНИЕ%20БЕНЗОЛА%2C%20КСИЛОЛА%2

0И%20ТОЛУОЛА%20В%20СТОЧНЫХ%20ВОДАХ%20МЕТОДОМ%20ГАЗОВОЙ%20ХРОМАТОГРАФИИ%20НА%20ПРИБОРЕ%20КРИСТАЛЛЮКС-4000М.pdf (дата обращения: 19.09.2021);

5. Подготовка сырья к производству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://helpiks.org/6-71052.html (дата обращения: 14.09.2021);

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв