Вы здесь: Главная > Без рубрики > Даулетова Ольга Федоровна учитель первой квалификационной категории ГБОУ «Набережночелнинская школа №87» г. Набережные Челны

Даулетова Ольга Федоровна учитель первой квалификационной категории ГБОУ «Набережночелнинская школа №87» г. Набережные Челны

Даулетова Ольга Федоровна

учитель первой квалификационной категории

ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»

г. Набережные Челны

Проблема обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день остается сложной. Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду.

Подробнее рассмотрим про детей с нарушением зрения. Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества — педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией

зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология.

Таким образом, деятельность специалистов сопровождения заключается в создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Слабовидящим детям свойственны определенные особенности, отличающие их от нормально видящих сверстников. К таким особенностям относятся различные по характеру и глубине отклонения в развитии сенсорной сферы, недостатки или глубокое своеобразие двигательной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания слабовидящими детьми окружающего мира, к ограничению или нарушению в том или ином виде средств их общения с окружающими людьми между собой, порождают трудности в их социальной и трудной адаптации. В связи с этим перед школой, помимо общих с массовой школой задач развития, обучения и воспитания детей, стоят задачи коррекции, компенсации, восстановления нарушенных и недоразвитых функций.

В нашей школе учатся дети с нарушением зрения, где целью коррекционной работы являются достижения ребенком с нарушением зрения уровня социальной компетентности, позволяющего успешно интегрировать, самоопределяться и реализовываться в жизни.

Коррекционная работа базируется на профессиональной готовности коллектива и способности выбирать наиболее эффективные методы и приемы коррекции в образовательном и воспитательном процессе.

В школе ведется динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка в течение обучения. Отработана система мониторинга по каждому ребенку с целью изучения успешности в образовательной деятельности и оздоровлении.

Коррекционная работа в школе ведется по 3 направлениям:

· Лечебно-профилактическое направлено на:

— сохранение зрения и физического здоровья;

— профилактику лечения (2 раза в год);

— реабилитацию и абилитацию.

· Психологическая коррекция предполагает:

— формирование психического здоровья;

— профилактику неврозов, психозов, нарушений психоэмоциональных состояний, обусловленных трудностями социальной адаптации.

· Коррекционная работа в образовательном процессе.

Вначале года все учителя-предметники проводят диагностику, и ее результаты отражают в диагностических картах. По результатам диагностики они определяют первостепенные задачи индивидуальной коррекции пробелов знаний учащихся. Наряду с этим педагоги ставят коррекционные задачи уроков, продумывают формы и пути их реализации. Планируя индивидуальные и подгрупповые занятия, учителя учитывают рекомендации врача-офтальмолога, данные об особенностях зрительного восприятия ребенка. Из всех учащихся выделена группа риска по зрению, с которыми ведется изучение системы Брайля.

Каждый учитель в структуру урока обязательно включает зрительную гимнастику.

В настоящее время не решена проблема раннего выявления и психолого-педагогического патронирования детей с нарушением зрения. Имеющийся детский сад для детей с нарушением зрения, не охватывает весь контингент детей, имеющих глазную патологию. Обычно в школу приходят дети из детского сада, дети, находившиеся до школы дома или учащиеся из массовых школ. Данный контингент детей имеет ранний уровень готовности к обучению в школе, но чаще всего имеет слабо социально-ориентированных, недостаточно подготовленных к учебной деятельности. Особенно это касается детей пришедших из дома и общеобразовательных организаций. В связи с этим встает вопрос о диагностике детских неблагополучий и организации соответствующей медико- и психолого-педагогической помощи, решающих проблему реабилитации, абилитации и затем интеграции детей с нарушением зрения в обществе.

Смысловое наполнение программы развития нашей школы сводится к одной главной задаче – обеспечение учащимся всесторонних условий, включая коррекционно-развивающую среду, позволяющих учитывать все проблемы и трудности, наблюдающиеся у учащихся с патологией зрения. И это, в первую очередь, относится к облику школы, ее жизнедеятельности, микроклимату, рациональному порядку, уставу учащихся, учету интересов, возможностей и склонностей.

Рис.5 Модель школы

Логика жизнеустройства школы – ориентация на социальное развитие, сопровождение его в процессе наращивания социальной компетентности – целевая установка как учебно-воспитательного, так и коррекционно-педагогического процессов.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья, продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: — улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы:

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4. Реализация намеченной программы.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Таким образом, медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения должно осуществляться как методическая помощь педагогам по вопросу создания условий для работы с детьми с нарушением зрения, а так же родителям, чьи дети имеют отклонения в развитии зрительного анализатора. В психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей.

Дети с нарушением зрения нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального сопровождения учебно-воспитательного процесса, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с нарушением зрения не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное — это выявление недостатков в развитии детей и организация индивидуальной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию

основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене.

Необходимо чтобы в тесном сотрудничестве работали учителя — предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники для успешной профессиональной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с нарушением зрения.

Правильный образ жизни, соблюдение научно-обоснованного режима зрительной работы, полноценное сбалансированное питания, регулярные занятия физкультурой и спортом, специальные физические упражнения для глаз обеспечат хорошее здоровье детям и нормальную функцию глаз. Практика подсказывают, что особенно на первых порах самые простые упражнения и есть самые эффективные.

Список литературы:

1. Башмакова, нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие – Киров., 2007. – 270 с.

2. Дементьева работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Институт социальной работы, 1996. – 140 с

3. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение /В.З. Денискина //Дефектология. – 2011. — №5. – С. 56-64

4. Жигорева, С комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

5. Кузнецова, Педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей — М., 2013. (Пособие для психологов и педагогов).

6. Плаксина — педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие — М.: РАОИКП, 1999.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв