Вы здесь: Главная > Без рубрики > Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Кудайкина Елена Валерьевна

Инструктор по ФК

МБДОУ №89 «Чулпан» Г.Набережные Челны

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

За что отвечает правое полушарие:

 — обработка невербальной информации, эмоциональность;
— музыкальные и художественные способности;
— ориентация в пространстве;
— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
— воображение;
— отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

— логика, память;
— абстрактное, аналитическое мышление;
— обработка вербальной информации;
— анализ информации, делает вывод;
— отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:
— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
— родовые травмы;
— болезни ребёнка в первый год;
— длительный стресс;
— общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

— зеркальное написание букв и цифр;
— псевдолеворукость;
— логопедические отклонения;
— неловкость движений;
— агрессия;
— плохая память;
— отсутствие познавательной мотивации;
— инфантильность.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен (ребенок сразу встал и начал ходить, пропустив эту фазу развития), то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников
можно провести как индивидуально, так и с братиками и сестричками.
1. Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
2. «Потягушки»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги «ползет» по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
3. «Бревнышко»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.
4. «Лодочка» (лежа на спине лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая «лодочку». Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.
5. «Лодочка» (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.
6. «Поспешим к Айболиту»
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.
а) «Раненый зайчик»
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.
б) «Раненый медвежонок»
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.
Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
7. «Четвереньки»
Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.
8. «Канатоходец»
Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).
Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Носочки ног при таком движении должны быть оттянуты.
9. Упражнение на дыхание
Мы заканчиваем комплекс упражнением на дыхание (см. упражнение 1).
Второй блок – «Моторика» – развитие моторики ребенка по нескольким программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие.

Комплекс упражнений для дошкольников и младших школьников

 (в сокращении)
1. Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

  1. Колечко
    Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
    3. «Кулак – ребро – ладонь»
    Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
    а) ладонью правой руки;
    б) ладонью левой руки;
    в) обеими ладонями одновременно.
    При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
В этом случае в комплекс упражнений рекомендуется включать, например, упражнения, пришедшие в образовательную практику из нейропсихологии.
4. «Пальчики шалят»
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру «Путаница»:
а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю», – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: «Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

Третий блок представлен кинезиологическими упражнениями из программы «Гимнастика мозга», дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами. Поскольку он очень обширен, приведу примеры лишь нескольких упражнений.

  1. «Перекрестные шаги»
    Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
    Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
    Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
    Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

2. «Перекрестные прыжки»
Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
3. «Перекрестный шаг сидя»
Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и «едем»: локти рук касаются противоположных колен.
4. «Вращение шеи»
Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв