Сценарий игры «Күңелле уеннар» по татарскому языку в форме брейн-ринга с детьми подготовительной к школе группы
Тимофеева Раиса Петровна, воспитатель по обучению татарскому языку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №136 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» ВАХИТОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Ход образовательной деятельности (Белем бирү эшчәнлеге барышы)
Тәрбияче: Здравствуйте, уважаемые гости. Исәнмесез балалар.
Балалар: Исәнмесез.
Тәрбияче: Хәлләр ничек?
Балалар: Әйбәт, рәхмәт.
Тәрбияче: Вижу у всех хорошое настроение. Итак, приступаем. Сегодня у нас брейн-ринг. Вы уже знакомы с правилами игры. Давайте нашу сегодняшнюю игру посвятим родному городу.
- I. Организационный момент.
Тәрбияче: Игра начинается с разминки.У вас на столах лежат кружки разного цвета. Я называю цвет на татарском языке, у кого кружок такого цвета, показываете. Затем команды друг другу задают вопросы. Слушаем вопрос и ответ. Начинает команда “Кояш”.
Балалар:Син кем?
Балалар: Мин….
Балалар:Синең исемең ничек?
Балалар: Минем исемем….
Тәрбияче: продолжает команда «Карлыгач».
Балалар: Сиңа ничә яшь?
Балалар: Миңа ….яшь?
Балалар: Хәлләр ничек?
Балалар: Әйбәт,рәхмәт.
Тәрбияче: Син кайда яшисең?
Балалар: Мин Казанда яшим.
Тәрбияче: Син Казанны яратасыңмы?
Балалар: Әйе, мин Казанн яратам.
Тәрбияче:В нашем городе живут люди разных национальностей, разного возраста, разных профессии, взрослые и дети, которые очень любят свой город и живут в мире и согласии.
Сегодня некоторые из жителей города прислали вам свои задания и вопросы.
1.Видеовопрос. (Включается видеозапись)
— Здравствуйте. Исәнмесез. Расскажите стихотворение на татарском языке про Казань.
Балалар:
Балалар:
Тәрбияче: Как вы думаете, чья команда получает очко?
Почему? (Счет 1:1 – выставляется на табло).
Продолжаем игру.
2.Видеовопрос. (включается видеозапись)
Здравствуйте – Исәнмесез! Я учитель начальных классов Румия Исхаковна!
Уважаемые ребята, скоро вы пойдете в школу. Вам такое задание:
Команде “Кояш” составить интеллект- карту по теме “Дом – Өй”, а команде “Карлыгач” по теме “Сад – Огород — бакча”.
Желаю успехов!
Тәрбияче: Задание понятно.
Балалар: Әйе.
Тәрбияче: Вы уже составляли интеллект -карты на других занятиях, на различные темы, но сегодня рассказывая об интеллект- карте, используете татарскую речь. (Дети рассказывают).
Балалар: (примерные вопросы-ответы детей)
— Кто живет в семье? Гаиләдә кем яши?
— Что они делают? Нишли?
— Куда они могут пойти? Кая бара?
— Кафеда нәрсә бар? Кафеда пица, кофе, чәй бар.
— Что растет в огороде? Бакчада нәрсә бар?
— Бакчада кишер, кыяр, помидор,кәбестә, бәрәңге, суган, алма бар.
— Они какие могут быть? Алар нинди?
— Что из овощей мы готовим. (Аш, сок, компот, салат)
— Син нәрсә яратасың?
Тәрбияче: Да, интересные карты у вас получились. Кому присуждаем очко? Почему? Чья команда быстрее справилась с заданием? (Счет …).
3 видеовопрос. (включается видеозапись)
Здравствуйте. Хәерле көн!
Я, Радик Шафкатович. Работаю на заводе, который производит панели для строительства домов. Существуют разные способы общения: письма, разговоры по телефону, переписка по интернету, СМС — сообщения. В процессе работы нам приходится общаться по скайпу. Покажите, как вы общаетесь по скайпу на татарском языке.
Тәрбияче: Приглашаются капитаны команд.
Разговор по скайпу.
Ульяна: Исәнме Яна.
Яна: Сәлам, Ульяна.
Ульяна:Хәлләр ничек?
Яна: Әйбәт. Рәхмәт.
Яна: Хәлләр ничек?
Ульяна: Әйбәт. Рәхмәт.
Яна:Хәерле көн.
Ульяна:Хәерле көн.
Яна:Син нишлисең?
Ульяна:Мин Татарстанга рәсем ясыйм.
Ульяна: Син ишлисең?
Яна: Мин салат ашыйм.
Ульяна: Салатта нәрсә бар?
Яна: Салатта 1 яшел кыяр, 1 помидор, кечкенә суган, кәбестә, кишер бар.
Ульяна: Салат тәмлеме?
Яна: Әйе, салат бик тәмле, файдалы. Мин салат яратам.
Яна: Казанда нәрсә бар?
Ульяна: Казанда кибетләр, музейлар, парклар бар.
Яна: Паркта син нишлисең?
Ульяна: Мин паркта сикерәм, уйныйм, йөгерәм, утырам, ашыйм.
Яна: Син паркны яратасыңмы?
Ульяна: Әйе, мин пракны яратам.
Ульяна: Миңа кунакка кил.
Яна: Рәхмәт. Мин кунакка киләм.
Ульяна: Сау бул.
Тәрбияче: Уважаемы гости, как вы считаете, чья команда должна получить очко? А вы, дети, согласны? Итак, счет … (показ на табло). Приглашаю вас отдохнуть.
Физминутка. Дети выходят и встают в круг. Игра “Түбәтәй”.
Түб – түб түбәтәй
Түбәтәең укалы.
Чиккән матур, түбәтәең
Менә кемдә тукталды.
4 видеовопрос. (Включается видеозапись)
Здравствуйте –Исәнмесез! Я ученик 6 класса. Меня зовут Ярослав. Я подготовил вам задание. Перед вами пустые портфели. Вам надо их правильно наполнить школьными принадлежностями. Назовите не только предмет, а ещё подбирите к нему определение, т.е. какой он – нинди?
Если всё правильно сделаете, я вам передам книгу знаний с секретом.
Тәрбияче: Да, замечательно и с этим заданием справились.
Расскажите что у вас в портфеле?
Балалар: (примерные вопросы-ответы детей)
Портфельда нәрсә бар?
Портфельда матур китап, кечкенә ручка, яшел дәфтәр, кызыл карандаш, зур альбом, …. бар.
Тәрбияче: Молодцы! Как вы считаете, кто заработал очко? Это было последнее задание. Итак, общий счет … Я поздравляю обе команды. Вы показали, как знаете татарский язык. Были активные, дружные. А вот и книга знаний от ученика Ярослава. Бу нәрсә?
Балалар: Бу китап. Китап зур, матур, зәңгәр, чиста. Мин китап яратам. Син китап укы. Мин китап укыйм. Мин мәктәпкә барам.
Тәрбияче: Это книга с секретом. Давайте ее откроем. (В книге (коробка в виде книги) находятся раскраски по УМК).
Подведение итогов.
Тәрбияче: Как вы считаете была ли полезна, познавательна эта игра для вас?
- Что вам особенно запомнилось?
- Вы порадовали меня, спасибо за игру! Желаю всем успеха!