Вы здесь: Главная > Без рубрики > ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сафина Динара Ильсуровна

преподаватель вокально-хоровых дисциплин I квалификационной категории

ДМШ №22 Приволжского района г. Казани, Республика Татарстан

Аннотация:

Татарский народ имеет свои традиции, культуру с неповторимой спецификой. Национальная музыка – это зеркало народной души. Любовь к народным песням нужно прививать с младшего возраста. Семья играет огромную роль в духовном воспитании ребенка. К сожалению не многие татарские композиторы уделяли внимание детским песням, но все же такие были: Ф. Ахметов, Н. Зарипова,  Л. Любовский, С. Сайдашев, Л. Батыр-Булгари.

Татарский музыкальный фольклор имеет богатую тысячелетнюю историю. Народные песни – это дорогое и ценное достояние наших предков! Они прошли через многочисленные беды, но это не помешало им воцариться в наших сердцах!

Народные песни отражают мысли, быт и характер того или иного общества.

Чтобы сохранить многовековую культуру, требуется сперва начать с воспитания ребёнка. Нужно привить ему любовь к песням своего народа. Этому поспособствует как воспитание в семье, так и учреждения дополнительного образования.

Методические рекомендации для начинающих педагогов-вокалистов предлагает в своих книгах Л.С. Дмитриев, О.О. Апраксина. Они помогут педагогам лучше организовать процесс обучения.

Нынешняя литература ставит на обозрение тот факт, что вопрос музыкального воспитания детей раньше редко поднимался, так как татарские композиторы почти не уделяли внимания детским песням в процессе творчества. Также до сих пор у специалистов отсутствовал интерес к данной проблеме.

Татарский народ имеет свои традиции, культуру и историю со своей выраженной уникальной спецификой. Именно в ней в образно-эмоциональной форме представлены исторические судьбы и сокровенные думы, а также самобытность и индивидуальность народа. Национальная музыка на протяжении долгого времени не изменяла своим особенностям. Но со временем народная музыка приобретала и эмоциональные «наслоения» последующих эпох: традиции сохранялись, устаревали, и появлялись новые. Таким образом, очевидна сложность её реконструкции, изучения истории и музыкальных стилей, а также жанров.

Первые нотные записи татарских народных мелодий были сделаны Иваном Добровольским, учителем музыки Астраханской гимназии. В 1816-1818 гг. он издал 8 тетрадей песен различных народов, живущих в Астраханском крае, в том числе и татар.

Начало истории собирания текстов татарских народных песен, было доложено книгой «Татарская хрестоматия», составленной Мартиньяном Ивановым в 1842 г. и включающей 71 песню. А.А. Вагапов создал «Самоучитель для русских по-татарски и для татар по-русски» и «Русско-татарскую азбуку…». В приложении к «Русско-татарской азбуке…» были представлены 30 песен казанских татар.

Много трудился и С.Б. Кукляшев. В 1859 году вышла в свет его «Татарская хрестоматия», в которой была собрана масса татарских пословиц и поговорок.

Также Карл Шуберт использовал татарскую мелодию в своем квартете «Мое путешествие в киргизские степи». Шуберт, возможно, записал мелодии татарских песен во время концертной поездки в Поволжье.

Одним из первых опытов записи и изучения татарской музыки стала работа этнографа А.Ф. Риттиха. В приложении  были даны четыре татарских напева, записанных капельмейстером И.В. Гусевым.

Во 2-ой половине XIX в. появились труды ученого Каюма Насыри. С 70-х гг. он начал работу по изучению фольклорных материалов. В 1880 г. Насыри опубликовал труд «Поверья и обряды казанских татар». В «Образцах народной литературы казанских татар» он создал жанрово-тематическую классификацию народных песен,  подразделив любовно-лирические песни на группы.

Необходимо отметить и важнейшие труды С.Г.  Рыбакова. В 1893 г. он совершил этнографическую экспедицию в Уфимскую и Оренбургскую губернии, чтобы изучить местный музыкальный фольклор. Как результат, он собрал довольно много сведений.

Однако, как пишет М. Нигмедзянов, он допустил ошибки в оценке поэтического творчества народа. Не зная языка, Рыбаков не смог тщательно проанализировать тексты песен. Неверными были и его суждения о художественных качествах песен, так считает А. Абдуллин.

Тогда же работал над своими трудами офицер русской армии, этнограф-музыкант В.А. Мошков. В своей работе он знакомит нас с оренбургскими и ногайскими татарами. Особое значение этнограф придал рассмотрению баита и его отличиям от песни.

Из неопубликованных дореволюционных материалов особый интерес представляют работы Г. Еникеева и Г. Сайфуллина. Гайса Еникеев совместно с любителем музыки А.И. Оводовым составил «Сборник татарских и башкирских песен».

Необходимо упомянуть и Гилязетдина Сайфуллина. Он записал сотни татарских мелодий на металлические пластинки для музыкальных шкатулок «Стелла» и «Мира».

Также Габдулла Тукай посвятил два очерка исследованию татарского народного творчества: «Народные мелодии» и «Народная литература». Позднее была найдена и опубликована «Тетрадь песен», составленная им в годы учебы в медресе под псевдонимом «Шурале».

С 1937 г. развернулась многогранная деятельность А.С. Ключарева. Вместе с композитором В. Виноградовым в 1941 г. они выпустили сборник татарских народных песен. Авторы выявили, что основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует. Большое место занимают «дружеские» и бытовые песни, баиты, соответствующие русским сказам и украинским думкам.

Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».

В 1955 г. в свет вышел второй том татарских народных песен А.С. Ключарева и В.И. Виноградова.

Ещё классификацией песенного творчества по жанрам занимаются, и фольклористы-филологи. Например, И. Надиров в работе «К вопросу классификации и жанровых особенностей татарской народной песни» делит татарское песенное творчество на жанры:

1 .Обрядовые песни;

  1. Игровые и плясовые песни;
  2. Лирические короткие песни.

В последнее время появляются работы по изучению древних жанров музыкально-поэтического творчества татар. Характер этой музыки как бы скреплял дружбу различных народов, противопоставляя интересы трудящихся стремлению господствующих классов удержать их в состоянии национальной розни и неприязни.

К сожалению не многие татарские композиторы уделяли внимание в своём творчестве детским песням. Но всё же такие были: Ф. Ахметов, Н. Зарипова, Л. Любовский, С. Сайдашев, Л. Батыр-Булгари и прочие.

Наиля Зарипова – более 30 лет занималась музыкально-эстетическим воспитанием дошкольников от 3-х до 7-летнего возраста. Стоит только пожалеть, что многое ею сочинённое во время занятий не было зафиксировано. То, что она обладает особой интонацией, близкой детям, подтверждает сборник детских песен «Трудолюбивая Зульфия».

Большое значение придавал детской музыке и Леонид Любовский. Он был отлично осведомлён о психологии детского возраста. К его трудам можно отнести музыкальную комедию для детей «Незнайка в Солнечном городе».

Салих Сайдашев был и остался до конца жизни истинным поэтом в музыке. Он знал и воспринимал народную музыку, восхищаясь ею. Песни для детей из его творчества: «Москва», «Без усебез» (Мы растём), «Жэй» (Лето), «Дуслык турында жыр» (Песня о дружбе), «Дэу эни» (Бабушка) и другие.

Луиза Батыр-Булгари – популярный в республике и далеко за её пределами композитор. Её музыка глубоко волнует слушателей искренностью и душевностью. Значительное положение в её творчестве занимает и музыка для детей.

Народные песни дороже всяких драгоценностей – и потому их надо беречь. Люди и культуры неповторимы. Каждое из них имеет свои уникальные черты. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают именно народная культура, традиции и песни.

Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. Таким образом, расширяется культурный кругозор и происходит духовное развитие ребёнка.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв