Вы здесь: Главная > Без рубрики > Гимнастика мозга для дошкольников с особыми образовательными потребностями

Гимнастика мозга для дошкольников с особыми образовательными потребностями

Зиганшина Дина Накиповна Кошеварова Наиля Халилевна 

Педагоги-психологи

МБДОУ №31 «Жемчужинка» Елабуга

К сожалению, число детей с особыми образовательными потребностями с каждым годом неуклонно растет.  В связи с этим педагоги дошкольных учреждений часто обращаются с просьбой в выборе эффективных технологий и методик  работы с «особыми» детьми. Работать с такими детьми действительно трудно, так как бывает нарушена работа не только психических процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие), но и эмоционально-волевая регуляция поведения ребенка.

Одной из простых и доступных методик работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями  является «гимнастика мозга». «Гимнастика мозга» (кинезиологические упражнения) — методика о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон.   В настоящее время во многих странах Европы занятие «кинезиология» включено в расписание уроков, так как она зарекомендовала себя наиболее быстрой и эффективной методикой развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы. В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов, мелкую и крупную моторику, пространственную ориентацию, координацию движений, повышение скорости реакции, формирование навыков постановки цели и следования инструкции, выдержки, самоконтроля, обучение рефлексии и техникам саморегуляции, развитие коммуникативных способностей и корректирует эмоционально-волевые процессы.

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие «Гимнастика мозга для дошкольников с особыми образовательными потребностями»,  составленную на основе опыта коррекционно-развивающей работы с детьми МБДОУ №24, МБДОУ №31 и начального звена СОШ № 6 города Елабуги. Основными запросами для работы с детьми педагогов и родителей были: развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики, коррекция поведенческих реакций. Проанализировав часто встречающиеся запросы родителей и педагогов,  пройдя обучение у инструктора международного фонда образовательной кинезиологии С. Костаревой, мы составили цикл  коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями  с использованием упражнений гимнастики мозга.

Цель:

Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников с особыми образовательными потребностями. Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи, произвольного контроля.

Задачи:

— Создание педагогических условий для интеллектуального развития детей с особыми образовательными потребностями;

— Развитие внимания, восприятия и памяти детей;

— Развитие общей и мелкой моторики;

— Повышение способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
— Снижение психоэмоционального напряжения;

— Расширить представление педагогов и родителей о роли кинезиологии в развитии  «особых» детей.

Исходя из опыта своей работы, рекомендуем выделить несколько обязательных условий проведения «гимнастики мозга»:

— упражнения проводятся ежедневно, желательно в утренний отрезок времени;

-количество детей не более 5;

— от детей требуется точное выполнение движений;

— упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий;

— занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

Результатом нашей работы явилось то, что дети с особыми образовательными потребностями успешно  освоили упражнения «гимнастики мозга», которые позволяют эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны.

Также наблюдалось повышение  педагогической компетентности по данному вопросу у педагогов и родителей, они овладели приемами эффективной и доступной технологии работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Мы предлагаем вашему вниманию конспект коррекционно-развивающего занятия из цикла «Гимнастика мозга для дошкольников с особыми образовательными потребностями», на основе которого педагоги могут составлять занятия направленные на решение определенных проблем. Также  для более эффективной работы предлагаем описание кинезиологических упражнений.

Примерный конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Гимнастика мозга для дошкольников с особыми образовательными потребностями».

Задачи:   

— Развитие внимания, восприятия, памяти, речи детей;

— Развитие общей и мелкой моторики;

— Повышение способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

-Повышение уверенности и самооценки;
— Снижение психоэмоционального напряжения.

Предварительная работа: знакомство и выполнение упражнений из цикла «Гимнастика мозга».

Материал и оборудование: гимнастические коврики по количеству детей, стаканчики с водой по количеству детей, карточки с упражнениями, аудиозапись музыки для релаксации, книга М.Панфиловой «Лесная школа», наборы цветных карандашей и листы бумаги по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Педагог приветствует детей и предлагает выполнить подготовительные упражнения для последующей эффективной работы . Ребята маленькими глотками пьют воду и выполняют упражнения «Включим компьютер».
  2. Приветствие «Я рад(а) тебя видеть». Дети, стоя в кругу, с улыбкой проговаривают, почему они рады видеть друг друга.
  3. Чтение и последующая беседа по сказке из серии «Лесная школа» М.Панфиловой. Педагог, вместе с детьми обсуждают ситуацию, произошедшую в Лесной школе и определяют знания, умения, качества,  необходимые для будущего первоклассника.
  4. Упражнения из цикла «Гимнастика мозга»:
  • «Перекрестные шаги» (используются разные варианты этого упражнения). Педагог проговаривает детям цель этого упражнения.
  • «Слон». Упражнение выполняется 5-7 раз в медленном темпе. Педагог следит за точным выполнением упражнения.
  • «Вращение шеей». Упражнение выполняется 6 раз в медленном темпе.
  • «Активизация руки». Упражнение выполняется под руководством и с помощью педагога.
  • Упражнения на доске «Двойные рисунки». Дети, мелками в обоих руках, под диктовку педагога выполняют рисунки геометрических фигур.
  1. Рисование на тему «Я в школе».
  2. Релаксационное упражнение на повышение уверенности и самооценки.
  3. Рефлексия занятия. Педагог интересуется у детей, что понравилось и запомнилось на занятии и что расскажут и  чему они научат дома родителей.

Все предлагаемые нами кинезиологические упражнения разбиты на 4 блока. На одном занятии можно использовать  от 3 до 5 упражнений из разных блоков, в зависимости от поставленной педагогом цели. Перед каждым занятием ребенку необходимо предложить выпить несколько глотков чистой воды и «включить компьютер» — выполнить специальные подготовительные  упражнения. К ним относятся перекрестные движения, упражнения «кнопки мозга», «крюки Кука».

  1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

1.1.  Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами дви­гайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а те­перь правой рукой левого колена.

1.2.  Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бес­конечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

1.3.  Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что  угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

1.4.  Упражнение «Слон».

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытянув руку вперед которой пишете. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повтори­те то же с другой рукой.

1.5.  Упражнение «Вращение шеи».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Де­лайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос будет звучать сильнее.

1.6.  Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Рас­слабьтесь и дышите глубоко.

  1. Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении.

2.1.  Упражнение «Сова».

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните го­лову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмот­рите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой ру­кой.

2.2.  Упражнение «Активизация руки».

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

2.3. Упражнение «Сгибание стопы ног».

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу палевое колено.

2.4. Упражнение «Помпа икр ног».

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Вы­пад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

  1. Упражнения, повышающие энергию тела.

Помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

3.1. Упражнение «Кнопки мозга».

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

3.2. Упражнение «Кнопки Земли».

Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

3.3. Упражнение «Кнопки баланса».

Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у ос­нования черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.

3.4. Упражнение «Кнопки космоса».

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку поло­жите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоноч­ному столбу.

  1. Поза, углубляющая позитивное отношение, под­нимает настроение.

4.1. Упражнение «Крюки».

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на гру­ди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и по­ложите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в те­чение одной  минуты.

Для быстрого и правильного запоминания и проведения «Гимнастики мозга», упражнения представлены в виде удобных карточек. Для определения пути решения проблемы  предлагается таблица функциональной направленности «гимнастики мозга».

Еще раз хотелось бы отметить, что огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в её простоте и практичности. Как мы выяснили на практике, особенно это касается психологической подготовки детей с ОВЗ и подготовка родителей к изменениям, ожидающих их детей в начале школьного обучения, получение знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления трудностей, как самими детьми, так и их родителями.  Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв