Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Роль экологии в воспитании нравственных чувств дошкольников»

«Роль экологии в воспитании нравственных чувств дошкольников»

Фуражкина Анна Васильевна Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Березка» города Тетюши» Республики Татарстан

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Оно является одним из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к социальному воздействию. Используя  собственные наблюдения, выводы и умозаключения они учатся  способам общения, поведения, отношения, подражая взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно- нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Экологическое воспитание является одной из составляющей духовно-нравственного воспитания.  Формирование бережного отношения к природе способствует развитию нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста.

 В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней.

Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, а так же дошкольных учреждениях.

Следует отметить, что одним из важных элементов для формирования экологических знаний в ДОУ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей.

В групповых уголках природы, каждую весну вместе с детьми обустраиваются мини-огороды на подоконнике, в которых выращиваются   рассада цветов, овощей. Высаживая рассаду в цветники, огород  дети ухаживают,  наблюдают за растениями, радуются каждому новому ростку, побегу, цветку. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, что бы дождаться результата. Такая забота не пройдет бесследно: они просто так не сорвут цветок, не сломают ветку. Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Экологическая тропа является одной из составляющих экологического воспитания. Задача, которой формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. На экологической тропе дети знакомятся с разными объектами живой и неживой природы.

В уголке лекарственных растений происходит знакомство  детей со свойствами лекарственных растений, их пользой. Ребята с удовольствием собирают растения для аромотерапии, фиточая.

Во многих детских садах имеются уголки леса. Которые не только формируют  представление о лесе, как о сообществе растений и животных, о неразрывной связи человека и природы, но и дают первоначальные навыки экологически грамотного, безопасного поведения в лесу.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения ко всему живому является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животного от труда человека. Велико значение труда в природе — он способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания, позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной совместной деятельностью взрослых и детей в природе, многократной практической работой по охране труда. Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению природы родного края. Вместе с тем необходимо обратить внимание детей и на отрицательные факты  воздействия человека на природу. Познакомить детей с экологическими знаками по охране природы.

Какими вырастут наши дети зависит от нас, от взрослых. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это до наших детей должны не только педагоги, но и родители, которые могут служить личным примером для подражания.

Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольников такие ценности как красота, гармония, родная земля, заповедная природа, духовный мир человека, а так же интерес к жизни, сочувствие ко всему живому, ответственность за участие в общем деле.

Литература

1 Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М:.-АРКТИ, 2001.- 128 с.

2.Ладыгина Л. В. Воспитатель в детском доме. М., Изд – во «ГНОМ и Д», 2006

3.Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., Издательство «ТЦ Сфера», 2001

  1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

5.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/11/dukhovno-

nravstvennoe-vospitanie-cherez-ekologiyu

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв