Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Современные технологии в работе с одаренными детьми. Программа «Одаренные дети»

«Современные технологии в работе с одаренными детьми. Программа «Одаренные дети»

Салахова Наиля Мингаязовна учитель начальных классов первой квалификационной категории

Орешина  Ольга Петровна учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Cредняя общеобразовательная школа №6 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

Организаторы:

  • Салахова Наиля Мингаязовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
  • Орешина Ольга Петровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

В рамках августовского совещания нашей школе № 6 предложили провести секционное заседание по теме «Современные технологии в работе с одаренными детьми».

Возникает такой вопрос: «Почему именно нам?»

Посмотрим на достижения обучающихся нашей школы за последние 5 лет (показ таблицы).

  2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019
Русский язык 1 победитель (4 кл)

1 призер (4 кл)

1 призер (3 кл) 1 победитель (4 кл)

1 призер (4 кл)

2 призера (4 кл) 1 победитель (4 кл)

1 призер (3 кл)

математика 2 призера (4, 3 кл) 2 призера (3, 4 кл) 2 призера (4 кл) 1 победитель (4 кл) 1 победитель (4 кл)
Окружающий мир 1 победитель (4 кл), 1 призер (3 кл) 2 призера (3, 4 кл) 1 призер (4 кл) 2 призера (3, 4 кл) 1 победитель (4 кл)

Конечно, это большой труд учителей. Но нельзя забывать, что и такие дети обладают неординарными способностями, имеют отличную память, нестандартное мышление.

Как мы называем таких детей?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Думаю, что одаренного ребенка можно наглядно сравнить с деревом.

Корни дерева скрыты под землей — так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол — это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» — частные проявления одаренности.

Чем больше у человека развитых частных способностей — «ветвей», чем выше уровень развития этих способностей, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева, тем более одаренный человек.

А знаете ли вы, что в России из 29 млн. детей только 7% интеллектуально одаренных и 30% потенциально одаренных.

Перед нами, учителями, стоит ответственная задача – сохранить, не потерять интеллектуальное будущее нашей страны, создать такие внешние условия, чтобы не потерять потенциально одаренных детей.

Мы натолкнулись на интересное стихотворение С. Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,

Его прозвали маленький философ…

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Звучит как-то печально и не по-современному, потому что в нынешней системе образования «преподносить ответы без вопросов» это вчерашний день.

Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

Мы хотим  поделиться своей системой использования современных образовательных технологий, которые задают основное направление в работе с одаренными детьми. (презентация 3)

Итак, технология первая — личностно-ориентированное обучение — для повышения мотивации обучения, актуализации личности ребенка, создания условий для самореализации.

Технология проблемного обучения – для стимулирования активной самостоятельной деятельности учащихся и развития мыслительных способностей.

Технологии развивающего обучения – как деятельностный способ обучения, ориентированный на опережение, стимулирование и ускорение процесса развития личности.

Технология развития критического мышления – для развития навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Технология проектного обучения — для формирования умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Групповые технологии – для формирования обстановки творческого сотрудничества, взаимопомощи и здоровой конкуренции.

Информационно – коммуникационные технологии – для повышения эффективности учебного процесса.

Работа с одаренными детьми должна идти постоянно, и в рамках урочной деятельности и во внеурочной деятельности используя следующие формы:

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными обучающимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Широко известно, что есть прекрасные, грамотные учителя, имеющие большое количество хорошистов и отличников, но не имеющие среди них победителей олимпиад или проявляющих высокие способности и оригинальность мышления в предметной деятельности. Такой учитель обладает той составляющей профессионального мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в деятельности такого учителя и его собственном мышлении ремесленное превалирует над творческим. Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление, ни сопровождать развитие одаренного ребенка.

Такой учитель относится с осторожностью к нестандартным ответам, чаще всего не поощряет их, воспринимает как ошибку. По мнению А.И. Савенкова, такой учитель может обладать широкой предметной эрудицией, психолого-педагогическими знаниями, отработанной педагогической техникой работы со средним учеником в условиях фронтальной работы с классом или индивидуальной работы как репетитор, но не уметь работать с одаренным учеником.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Поэтому для успешной работы с одаренными детьми мы должны помнить о главном условии – это профессиональная компетентность учителя и желание самого учителя этим заниматься.

Учитель в данном случае – это…

  • успешный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет;
  • учитель продуктивно реагирующий на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, занимается самообразованием и саморазвитием.

Таким образом, сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться добиться высоких результатов, чтобы не подвести своего учителя.

Третье условие — прежде чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо выработать у учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде. Целью данного этапа является выделение и осознание учащимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Мотивы, возникающие у школьников, предлагается классифицировать следующим образом: мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу «от простого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических способностей ребенка; мотивация процессом: учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. Педагогам, работающим с олимпиадниками, необходимо одновременно с выявлением одаренных школьников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиадам (как правило, это 3-4 человека). Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта, создать конкуренцию.

Очень важно, чтобы деятельность, которой занимается ребенок с целью удовлетворения познавательной потребности, была связана с положительными эмоциями, приносила радость, удовольствие. У одаренных школьников связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность – чтение, решение задач, придумывание историй должна доставлять им огромную радость. За каждый успех нужно поощрять ребенка похвалой. Постоянно нужно говорить ребенку о том, что вы верите в его силы. И благодаря этому их способности будут развиваться семимильными шагами.

Четвертое условие для успешной работы с одаренными детьми – это индивидуализация и дифференциация обучения.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают неординарные вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к обычным традиционным урокам. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала, опережающее обучение. Поэтому в урочной деятельности необходимо продумывать для одаренных детей задания с нестандартной формулировкой условия, задания с неординарным и неоднозначным ответом, творческие задания.  А углубление и расширение знаний, не предусмотренных программой для данной возрастной категории, можно обеспечить только на индивидуальных занятиях.

И, наконец, пятое условие успешной работы с одаренными детьми – систематичность. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Причем лучше сразу определить с детьми дни по подготовке к олимпиадам, а не делать это спонтанно. Ребенок должен быть психологически готовым к каждому занятию, а не переживать о том, что он куда-то не успевает из-за желаний учителя.

Таким образом, при работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • стимулировать познавательные способности обучающихся;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать обучающихся;
  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • составлять свои программы по работе с одаренными детьми.

Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.

Существует множество программ при работе с одаренными детьми. Это не предметные программы, как думает большинство учителей, а программы, нацеленные на развитие когнитивных способностей. 

         Вы, наверное, слышали, что с 1 января 2019 года  до 31декабря 2024 года запущен национальный проект Образование», который направлен на достижение такой ключевой задачи, как — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Т.е. наша цель развивать конкурентоспособную личность, а для этого нужно выявлять одаренных и потенциально одаренных детей.

В нашей школе существует программа «Одаренные дети», частью которой является программа для начальной школы. И с 1 сентября 2019 года мы обновляем данную программу, ориентируясь на национальный проект «Образование», а именно на федеральный проект «Успех каждого ребенка».

Задача проекта «Успех каждого ребенка» — формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Исходя из этого, какие мы для себя ставим цели и задачи?

Цель:

  • выявление одаренных детей;
  • создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства;

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Цели и задачи мы планируем достичь в 4 этапа:

В 1 классе – диагностический (выявляем способных и одаренных детей)

Во 2 классе – развивающий (развиваем способности одаренных детей)

3 класс – пробный этап (дети участвуют в муниципальных предметных олимпиадах) и корректировочный

4 класс – итоговый, констатирующий  (дети участвуют в муниципальном этапе республиканской предметной олимпиады, а победители данного этапа принимают участие в республиканской олимпиаде; награждение победителей и призеров олимпиад и конкурсов  муниципального, республиканского и всероссийского уровней на «Параде Звезд», который традиционно каждый год проходит в нашей школе в мае месяце).

Для реализации программы «Одаренные дети» необходим план мероприятий, в который входят направления и содержание деятельности учителя. В данном плане некоторые направления рассчитаны на 4 года, а часть направлений обновляются и корректируются ежегодно.

Рассмотрим фрагмент годового плана мероприятий по программе «Одаренные дети»: 

Направления деятельности Содержание деятельности Сроки Ответственные
Обеспечить

взаимодействие школы

с федеральными и региональными

программами поддержки

одаренных

и талантливых

детей

1) Провести экскурсию в центр молодежного инновационного творчества «Мастерская идей».

2) Принять участие во Всероссийских открытых

онлайн-уроках «Проектория», направленных на раннюю проф ориентацию школьников.

 

В течение года Учителя начальных классов
Организовать работу

с родителями

(законными представителями)

по развитию успешности

учащихся

1) Организовать лекторий для родителей по ознакомлению с особенностями обучения и воспитания одаренных и мотивированных детей

2) Организовать индивидуальные консультации для родителей по подготовке учеников к Всероссийской олимпиаде школьников

3) Организовать анкетирование родителей по планированию внеурочной деятельности на новый учебный год

4) Организовать анкетирование родителей по выявлению

профиля учебного плана среднего общего образования на новый учебный год

В течение года Учителя начальных классов

    Сейчас мы предлагаем вам выполнить небольшую практическую работу в группах, где вы должны будете  продолжить и скорректировать данный годовой план. Каждой группе будет предложено направление мероприятия и часть содержания деятельности. Задача группы – дополнить содержание недостающими видами деятельности, своими идеями.

Практическая работа по группам на нетбуках.

Проверка результатов работы групп.

Подведем итог.  Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд  условий. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

В помощь вам мы предлагаем информационные источники образовательных сайтов с дистанционными онлайн-олимпиадами, которые рекомендованы министерством образования для поддержки и развития одаренных детей.

Кроме того каждую четверть на базе школы № 2 проходят Очные экспресс-олимпиады и конкурсы чтецов для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений Российской Федерации в рамках международного проекта «СОМиК» и «КЛЮЧ».

Также для развития познавательных способностей младших школьников есть замечательная рабочая программа Холодовой О.А. по курсу «Юным умникам и умницам» с методическими пособиями и рабочими тетрадями по каждому классу.

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв