СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ХОРОВОМУ ИСКУССТВУ
Мартынова Ольга Николаевна Преподаватель Высшей квалификационной категории
МБУДО «Детская музыкально-хореографическая школа №12», г. Казань
Развитие музыкальной культуры и духовности населения Республики Татарстан не может происходить без обращения к лучшим образцам музыкального искусства, представленных в разных жанрах – от народного до академического. Хоровое пение выступает как одна из форм коллективного творчества, а участие в хоровых коллективах признается как специфическая и уникальная форма приобщения детей к музыкальному искусству.
Пение в хоре и достижение высоких художественно-эстетических результатов в нем не может происходить вне развития положительного заинтересованного отношения детей к хоровым занятиям.
Современные возможности Казани позволяют использовать ресурсы города и привлекать детей для участия в хоровых концертах на различных концертных площадках – от парков до Государственного концертного зала РТ, применять редкие музыкальные инструменты (например, орган) или участвовать в филармонических концертах или фестивалях.
Добиться высоких художественно-эстетических результатов в хоровом пении может помочь применение дисциплины хорового цикла «Хоровое сольфеджио», в процессе изучения которой учащиеся в игровой форме и с увлечением приобретают важнейшие навыки хорового пения, развивают необходимые для хорового музицирования музыкальные способности.
Хоровое сольфеджио представляет собой ряд методических приемов и упражнений, предназначенных для развития музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкальной грамотности, развития гармоничного, функционального слуха, чувства ритма и т.д. Хоровое сольфеджио не может заменить курс специального теоретического сольфеджио, но в значительной мере дополняет и расширяет круг навыков, получаемых детьми на этих уроках.
По утверждению профессора Казанской государственной консерватории С.А. Казачкова, в хоровом сольфеджио выделяются несколько тем из общего количества тем обычного сольфеджио. Все выделенные темы, прежде всего, касаются применения знаний и навыков, полученных на теоретических занятиях хора.
Однако необходимо признать, что только за счет применения модернизированного курса хорового сольфеджио решить проблему приобщения современных детей к хоровому искусству невозможно. Необходим комплекс мер, направленных на достижение заявленной цели. Эти меры предусматривают иную, отличную от традиционной, организацию деятельности образовательной организации системы УДО, предусматривающую привлечение ряда социальных институтов и их подразделений (семьи, различных общественных, образовательных, культурно-досуговых, негосударственных организаций и т.д.)
Важное значение приобретают технологии менеджмента, предусматривающие связь с общественностью, PR-деятельность, промоушен, самоменеджмент и др. Преподавание хоровых дисциплин в современных условиях не может осуществляться без участия компьютерных и музыкально-информационных технологий. Большую роль в усилении эффективности и результативности процесса приобщения детей к хоровому пению и искусству могут и должны играть образовательные технологии, к которым необходимо в первую очередь причислить технологии развивающего типа, а также проблемного и игрового обучения.
Задача приобщения детей к хоровому искусству не может быть решена без участия детей в коллективных проектах: выезд в творческие летние лагеря, участие в благотворительных концертах для ветеранов, участие в крупных международных хоровых проектах.
Как свидетельствуют результаты анализа практической деятельности организаций системы УДО г. Казани, далеко не все из них используют инновационные образовательные, технологические, управленческо-организационные и воспитательные резервы.
В данном контексте разработка, апробация и внедрение современных технологиий приобщения детей к хоровому искусству может обеспечить более высокий уровень обучения в ДМШ, а главное – способствовать привлечению широких масс школьников к музыкальному искусству и творчеству посредством приобщения к хоровому пению и хоровому искусству, дать новый импульс для его развития в Казани и в Республике Татарстан
ЛИТЕРАТУРА
- Барабошкин А. «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ».
– М.: Музыка, 1978 г.-160 с.
- Казачков С.А. «От урока к концерту». – Казань, 1990 г.-343с.
- Струве Г. «Хоровое сольфеджио». – М.: «Советский композитор», 1988 г.-72с.
- Струве Г. «Школьный хор». – М.: Просвещение, 1981 г.-191с.