Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проектная работа «Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Проектная работа «Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Ханиева Джамиля Римовна Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14 «Родничок»  г. Азнакаево РТ     

  

Введение

         К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

          Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое».

         Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

         Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

         Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционных для практики дошкольного образования.

  1. Актуальность проекта

          Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном процессе, а также стратегической задачей развития национально-региональной системы образования.

О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12. 2012 года вступившим в силу 01.09. 2013году  где, кроме федерального компонента, предусматривается и национально-региональный компонент содержания образования. В. В. Путин в Послании Федеральному собранию 12. 12. 2012 года сказал: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация». Применительно к Республике Татарстан (далее РТ) следует отметить, что основную часть населения в данном регионе составляют представители татарского и русского народов, соответственно перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в  дошкольных учреждениях.

Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве Татарстана, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры дошкольников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.

Музыке принадлежит решающая роль в приобщении дошкольников к национальным традициям и культуре. Она окружает человека с первых дней его жизни, обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального и эстетического воздействия. Музыкальное воспитание в дошкольном образовании закладывает фундамент культуры человека, в том числе и музыкальной, подготавливает детей  к эмоционально-целостному отношению к жизни и искусству, обогащает опыт музыкально-творческой деятельности. Использование национально-регионального компонента  в музыкальном воспитании содействует приобщению дошкольников к музыкальным традициям своего народа и региона, воспитывает как национальное самоуважение, так и интернациональное самосознание, способствует формированию этнической и полиэтнической культуры.

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной татарской национальной музыкальной культуры. НРК в музыкальном воспитании в детском саду РТ, предполагает активное использование татарской народной музыки и песен, произведений татарских композиторов, а также литературных произведений татарских авторов и татарского фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия татарской музыкальной культуры. Татарская народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал. Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными напевами, чтобы в них происходило постепенное закладывание фундамента музыкальной культуры. В младшем возрасте эстетические вкусы детей находятся еще в стадии формирования и становления и не являются достаточно стойкими и определенными. Поэтому ребенок, который с самого раннего возраста слышит народную музыку, играет и танцует под нее, поет народные песни, слушает и сравнивает обработки народной музыки разных композиторов, интуитивно осваивает музыкальную культуру народа, его мелодические интонации и музыкально-ритмические особенности. Приобретенный в детские годы музыкальный опыт, несомненно, повлияет на формирование его духовности и нравственности, а его знания умения и навыки постепенно скажутся на отношении к окружающему миру. Таким образом, все это еще раз подчеркивает важность и необходимость изучения и понимания народной музыкальной культуры.

  1. Цель и задачи проекта

2.1. Цель проекта

 Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народа республики Татарстан. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. Сохранение и развитие народной музыкальной культуры через проведение народных праздников, циклов занятий по народному искусству и  т. д. Создание радостного настроения, положительных эмоций.

2.2. Задачи проекта:

  1. Формировать у подрастающего поколения чувства национальной   гордости за родной язык, культуру и традиции.

2.Углублять знания об истории, традициях и культуре народов Поволжья.

  1. Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

2.3. Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста.

2.4. Объект исследования:  процесс музыкального воспитания дошкольников.

2.5. Предмет исследования: содержание музыкального воспитания дошкольников с использованием национально- регионального  компонента.

2.6. Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Материально-технические (музыкальные инструменты, изготовление национальных костюмов, атрибутов, мультимедийная техника, музыкальный центр)
  2. Научно-методические (учебники, дидактический материал, презентация)
  1. Проектное решение. Значимость данного проекта заключается в применении различных игр, праздника основанных на использовании национально — регионального компонента в содействии формирования уважительного отношения к его культуре и традициям, развития у детей чувства интернационализма и патриотизма.
  1. Жизненный цикл, этапы реализации проекта.

4.1.Сроки реализации проекта –   с 2 ноября до 27 ноября.

4.2 Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (с 2 ноября по 6 ноября)
  2. Основной (с 9 ноября по 20 ноября)
  3. Заключительный (с 23 ноября по 27 ноября)
  1. Программа проектных мероприятий
Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный
  Этап 1
  1.         1.  Подборка

2.     –рассматривание картин, иллюстраций костюмов народов Поволжья.

-создание комфортной обстановки для всех детей.

Группа 3 ноября Воспитатели
  2. Изготовление

методических

материалов (игры, сценарий праздника)

 

 

 

Музыкальный кабинет 5 ноября Музыкальный руководитель
  Этап 2
  1.Апликация народных орнаментов “Халкымның бизәкләре” Группа 11 ноября Воспитатели
  2.Посещение мини — музея в детском саду

 

ДОУ 16 ноября Воспитатели, музыкальный руководитель
 

 

3.Разучивание татарской народной игры “Чума үрдәк,чума каз”

 

Музыкальный зал 19 ноября Воспитатели, музыкальный руководитель
Этап 3
  Организация и проведение праздника

( приложение №1)

 

 

Музыкальный зал 27 ноября Музыкальный руководитель,

воспитатели

             

6. Бюджет проекта

Статья Источник  финансирования Объем  собственных средств (руб.) Объем запрашиваемых средств (руб.)
Сладкие призы участникам мероприятия МБДОУ «Детский сад» В соответствии  с

10 дневным меню утвержденным заведующим МБДОУ выписать сладости  по количеству детей в данный день

24 шт.

 

 

По количеству детей — сладости

24 шт.

Всего:   24шт. 24шт.
Итого: 24 шт. сладостей

 

  1. 7. Ожидаемые результаты:
  2. 1. Углубленное представление у дошкольников знания о музыкальных традициях татарского этноса.
  3. Формирование у детей положительных черт, качеств, свойств личности через систематические и целенаправленные встречи с « золотым» фондом татарской народной и композиторской музыки.
  4. Умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания личности.
  5. Развитие у детей музыкального слуха, координации движений, формирование двигательных умений.
  6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 2 3
Риски Условия возникновения Пути преодоления
Организационные Карантин по болезни детей Перенос даты проведения
Финансовые Нет нет

Заключение.  

 Реализация данного проекта способствовала приобщению детей национальным традициям.

Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику, чтобы создать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи  татарского  народа.

Список использованной литературы

  1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.-350 с.
  2. Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
  3. Исхакова-Вамба, Р. А. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор) / Р. А. Исхакова-Вамба. Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. — 264 с.
  4. Неменский, Б.М. Тревоги большого пути М.: АРКТИ, 2010
  5. Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка / М. Н. Нигмедзянов. Казань: Магариф, 2003. — 255 с.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, — 2005.
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury.html
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-narodnoi-muzyki-na-duhovno- nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Приложение 1

КАЗ ӨМӘСЕ

Алып баручы:

Хәерле кич, кадерле кунаклар! Һәр елны     ноябрь аеның соңгы якшәмбесендә

илебездә Аналар  көне билгеләп үтелә. Хөрмәтле әниләр! Сезне бәйрәмегез белән

чын күңелдән котлыйм! Сезгә нык сәламәтлек, иминлек, озын гомер телим,

һәрвакыт шат, сөйкемле, бәхетле булыгыз! Балаларыгызның матур җырлары, шигырьләре сезгә бүгенге бәйрәм бүләге булып ишетелсен.

1 бала: Нигә бүген бөтен җирдә

             Чәчәкләр балкый бездә

             Нигә кояш көлеп карый

             Беләбез һәммәбез дә.

2 бала: Бүген – Әниләр бәйрәме,

            Бүген – җирдә тантана

            Кояш шуңа көлә бүген

            Гөлләр шуңа шатлана.

3 бала: Әниләрнең бәйрәменә

             Куана шулай алар

             Әниләрне котлый бүген

             Җирдә барлык балалар.

Җыр: Әни кирәк (М.Шамсетдинова көе, Р.Миннуллин сүзләре)

4 бала: Әнием минем матур,

             Күзләре якты, көләч.

             Шундый күңелле була

             Ул өйгә кайтып кергәч.

5 бала: Син әнием минем өчен

             Бу дөньяда бер генә.

    Елмайганда йөзләреңнән

             Бар өйгә нур бөркелә

6 бала: Иң кадерле кешебез син,

             Сөекле әниебез.

             Син булганга, без бәхетле,

             Тыныч, рәхәт яшибез.

Алып баручы:

Безнең бүгенге  бәйрәм  залында  әбиләребез дә  бар.Алар бит безнең әниләребезнең  әниләре. Данил әбиләргә  бүләккә  бик  матур  шигырь  әзерләде.

7 бала: Әниемнең әнисе                              Кайтканда каршы ала,   

             Әбием була минем.                        Бигрәк тә әйбәт инде. 

             Әби генә түгел әле                          Җылы оек, бияләй       

             Ул минем дәү әнием.                       Бәйли безгә көз җиткәч.

             Мин бакчага киткәндә                     Миндә аңа бүләкләр

             Озатып кала мине.                           Алырмын үсеп җиткәч. 

8бала:    Күмәкләшеп барыбыз бергә

                Биеп алыйк, әйдәле.

                Котлы булсын, гөрләп торсын

                Әниләрнең бәйрәме.

 Күмәк бию “Бал җимешем” (Гүзәл Уразова репертуарыннан)

Алып баручы.

Ә минем сезгә бер табышмагым бар әле. Җирдә йөри безне ит белән сыйлый. (Җавап: каз)

Безнең әби-бабайларыбыз казны бик яратканнар, бик  күпләп  каз  асраганнар. Балалар, әйтегез әле, безнең халык казны нинди максаттан чыгып асраган?

1 бала.        Каз мамыгыннан йомшак мендәр ясаганнар.

2 бала.        Каз итеннән аш-су, бәлешләр әзерләгәннәр.

3 бала.        Каз мае белән тәбикмәкләр, коймаклар да майлаганнар.

4 бала.   Кышкы салкында бит, колак очлары өшесә, каз мае сөрткәннәр.

Алып баручы. Булдырдыгыз, балалар, бигрәк күп беләсез икән. Элек-электән халкыбыз күп хезмәт сорый торган эшләрне җыелышып, бергәләп эшли торган булган. Ә инде каз күп асраган гаиләләрдә каз өмәләре оештыруны тормыш үзе таләп иткән.

 Ә менә Булатның әбисе авылда бик күп каз асрап үстергән. Безне дә каз өмәсенә чакырды, барырга телисезме, балалар? ( Әйе, барабыз).Юлда  күңеллерәк  булсын  өчен җырлап  барыйк.

Җыр “Әбиемне яратам” (А.Зайнашева көе, Г.Зайнашева сүзләре)

Авыл өе күренеше. Әби балаларны  каршы ала.

Әби. Исәнмесез, балалар. Рәхмәт яугыры, болай булгач эшләр җайлана инде. Әнә кызларга каз йолкырга урыннар да әзерләп куйдым. Әйдәгез, әйдәгез, килегез, утырыгыз. Менә шулай җайлап тотыгыз әле казларны.

1 кыз.                               Казларыгыз чиста матур,

Таза булып үскәннәр.

Ә йоннары, каурыйлары

Мамыкланып беткәннәр.

2 малай.                       Шулай булмый минем әби

                                         Нык карады аларны.

                                         Язын тилгән һәм каргадан

                                         Нык саклады аларны.

                                      Үсә төшкәч, су буйларын

                                         Бигрәк якын иттеләр.

                                         Күрше казлар белән бергә

                                          Дуслашып та беткәннәр.

Кызлар җырлый: “Каз канаты” (татар халык җыры)

Әби.  Бигрәк уңган кызлар булдыгыз әле. Йолкып бетергән казларны әнә теге өстәлгә куыгыз, үзем тазартып бетерермен.

Алып баручы. Әби, эшне тәмамлаганчы, әллә уйнап алабызмы? Уенга малайларны да чакырыйк.

Җырлы уен: “Чума үрдәк, чума каз” (татар халык уены)

Чума үрдәк, чума каз,

Чума үрдәк, чума каз.

Тирән күлне ярата шул, ярата,

Тирән күлне ярата шул, ярата.

Ләйлә үзенә иптәш эзли,

Ләйлә үзенә иптәш эзли.

Ул Булатны чакыра  шул, чакыра.(3 тапкыр  уйнала)

Әби. Балакайларым, казлар әзер, барыгыз су буена төшеп чайкап менегез.(әби кызларга көянтәләр һәм казларны бирә).

Алып баручы. Ә сез беләсезме, балалар, йонны сыдырып бетергәч, каз каурыйларын елга буена, тыкрыкка, сукмакларга чәчәләр.  Бу – киләсе елда каз күп үссен, йортка тезелешеп кайтып керсен,  дигән теләк  белән эшләнә.

1 бала                           Каурыйлары, каурыйлары

Сибелсен су буена.

Казларыгыз шулай уңсын

Киләсе ел буена.

                                      Кыйгак, кыйгак каз кычкыра,

Каурыйларын җәлләмә.

Уңсын, уңсын казлары дип

Менә шулай сипкәлә.

3 бала                           Каз чайкый безнең кызлар

Куллары эшкә ята.

Мактаудан башка бер сүз юк

Бу кызларга карата й сипкәлә.

Көянтәгә казлар асып, кызлар су буена барып кайталар.

Алып  баручы:Әйдәгез, кызларыбыз башкаруында бию карап  китик.

Бию “Каз канаты”

 Кыз. Кызлар, әйдәгез, егетләргә канат сатабыз.

Канат сатам, канат сатам,

Канат хакы мең алтын.

Малай. Юк ла, үзегезгә калсын. (Борылып, кызларга аркалары белән

басалар).

Кыз.  Чын егет булса алсын.

(Малайлар җыелышып сөйләшәләр дә)

Җырлап бирсәк буламы?

Малайлар башкаруында җыр: “Их, сез матур кызлар”

Алып баручы.Болай булгач, канатларны бирмичә булмый, шулаймы кызлар?

(Соңыннан кызлар канатларны малайларга бирәләр. Тезелеп басалар).

Алып баручы.

— Казларыбыз да чистарды. Җылынып  та алдык, әйдәгез кайтабыз.

Әби.

-Ашыкмагыз  әле, балалакайларым. Бигрәк уңган балалар булдыгыз, бик күп  ярдәм  иттегез.Мин  сезне тәбикмәк  белән  чәй  эчерермен дигән  идем. Хәзер  самоварымны  гына  яңартам да…

Алып баручы.

  • Әбекәй, алайса без биеп алыйк.

Җырлы — бию “Зилем-зиләле”

Алып  баручы:

Гөрләп үтте, шаулап үтте                                                                                                             Авылда каз өмәсе.

Бу айларны, бу көннәрне

 Көтеп ала һәммәсе.

Менә шулай каз өмәсен

Татарда үткәргәннәр.

Ә яшь кызлар күңел биреп

Бу эшкә  өйрәнгәннәр.

Хөрмәтле кунакларбыз! Бәйрәмебез  ахырына  якынлаша. Тагын  беркат  кадерле  әниләребезне  бәйрәм  белән  котлыйбыз.

                  Ана һәм бала! Алар бербөтен һәм аерылгысыз. Кадерле әниләр! Бу бөтенлек һәм бергәлек балагыз үскән саен ныгысын, бер берегезне берсүздән, бер караштан аңлап, бәхет – шатлыкта яшәргә язсын.

                                      Җир йөзенең бөтен матурлыгын

                                       Килә сезгә бүләк итәсе.

                                       Дөньядагы матур сүзләрнең дә

                                      Иң җылысын сезгә әйтәсе.

                                        Имин булып атсын таң кояшы

                                      Йөзегезгә курлар сибелсен.

                                      Һәр яңа таң сезгә бетмәс шатлык

                                      Һәм гомерлек бәхет китерсен.

                   Шуның белән әзерләгән кичәбез тәмам. Игътибарыгыз өчен зур рәхмәт.             

Әби.

— Тәбикмәгем дә өлгерде.. Әйдәгез әле, каз майларына манып тәбикмәк белән  чәй  эчеп алыйк. (төркемдә  балалар  чәй  эчә).

                       

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв