Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Мастеровые»
Ульянова Гульнара Сибгатулловна Педагог дополнительного образования
МБУДО Центр внешкольной работы Московского района г. Казани
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района города Казани |
2. | Полное название программы | дополнительная общеобразовательная программа «Мастеровые» |
3. | Направленность программы | художественная |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | Ф.И.О., должность | Ульянова Гульнара Сибгатулловна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 3 года |
5.2. | Возраст учащихся | 7-12 лет |
5.3. | Характеристика программы: | |
тип программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа | |
вид программы | общеразвивающая | |
5.4. | Цель программы | Развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству, обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества. |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Формы образовательной деятельности: групповая, по звеньям, парная.
Методы: · Учебное занятие. · КТД. · Коллективная проектная деятельность. · Творческие мастерские. · Участие в конкурсах различного уровня. |
7. | Формы мониторинга результативности | Устный опрос, беседа, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, творческие задания и анализ конкурсных мероприятий (фестивали, конкурсы, выставки различного уровня).
· Фронтальный, · Дифференцированно-групповой. · Практический самоконтроль. · Взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны педагога. — педагогический контроль усвоения теоретического материала и выполнения обучающимися практических заданий на текущих, открытых занятиях; — тестирование и анкетирование детей и их родителей; — мониторинг результатов образовательной подготовки и развития личности (аттестация начальная, промежуточная и итоговая); — анализ результатов участия, обучающихся в массовых мероприятиях отдела, учреждения; — анализ результатов участия, обучающихся в районных, городских, республиканских, российских, международных выставках, конкурсах и фестивалях. |
8. | Дата утверждения и последней корректировки программы | 29.08.19
21.08.19 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 5 |
Планируемые результаты освоения программы | 15 |
Учебный план и содержание на первый год обучения | 19 |
Учебный план и содержание на второй год обучения | 22 |
Учебный план и содержание на третий год обучения | 27 |
Организационно-педагогические условия реализации программы | 30 |
Список литературы | 35 |
Приложение | 39 |
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство тесно связано с историей, культурой, бытом народа и поэтому имеет большое значение в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения. Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками не только важно, но и интересно для ребёнка. Универсализация общественной жизни сегодня приобретает все большее влияние на жизнь общества. Оборотной стороной этого прогресса является утрата ряда культурно-нравственных ценностей и искажение эстетических представлений. А поэтому на данном этапе развития общества большое значение в системе воспитания ребенка занимает воспитание нравственности, патриотизма, толерантности, основанное на «возвращении к истокам» — приобщение к традиционной культуре собственного народа, а также народной культуре других стран. Одним из важнейших проявлений народных традиций является так называемое «домашнее творчество» — рукоделие и ремесленничество.
Образовательная программа базового уровня художественной направленности «Мастеровые» широко и многосторонне раскрывает образ вещей, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои возможности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, содействует развитию воображения, пространственного мышления и восприятия, формирует мелкую моторику, способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Дети, работая с различными материалами, испытывают радость от процесса работы, могут использовать полученные навыки и знания при подготовке к праздникам в школе и дома, при оформлении выставок, изготовление сувениров. Вещь, сделанная своими руками, вызывает у ребенка чувство любви и привязанности, добрые чувства, поднимает самооценку. На основе умений и знаний, приобретаемых в объединении «Мастеровые», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
- План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от24.04.2015 3 729-р)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- СанПин 4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41)
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06-1844)
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.11.2015 № 09-3242)
- «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» №2999 от 20.09.2017 г.
- Положение ЦВР об образовательной программе дополнительного образования детей от 25 февраля 2016 г.
- Устав учреждения.
Занятия декоративно-прикладным искусством и художественным творчеством содействуют развитию фантазии, воображения, способствуют формированию эстетической культуры ребёнка. На таких занятиях развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата. Программа «Мастеровые» даёт возможность развивать у детей жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем мире.
Детям нужно создавать что–либо своими руками: это самый действенный простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а творческая активность растет.
В процессе реализации составленная программа берётся за основу, но в неё постоянно вносятся коррективы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, так как все дети различаются по уровню развития и своим возможностям.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:
- в отражении современной тенденции возрождения народного искусства, народных ремёсел. Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребёнка традиций приобщения детей к рукоделию и творчеству. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают детям прекрасный мир народного искусства, знакомят с историей его развития в России и других странах мира;
- в углубленном освоении основных техник сразу нескольких ремесел: шитье, фелтинг, текстильное моделирование, вязание, работу с разными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделок и аксессуаров практически из любого материала;
- в ознакомлении с традиционным домашним творчеством русского народа, знакомство с традициями других стран, что позволяет расширить кругозор и приобщить детей к мировой культуре.
Отличительной особенностью программы является то, что обучение начинается с усвоения несложных техник, которые дают простой и быстрый результат. При этом в содержание программы включено изучение как традиционно народных, наработанных веками орнаментальных мотивов, колорита, техник и приёмов исполнения, так и авторских разработок.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введены новые стили и направления традиционных видов декоративного творчества — ткачества, вышивки, лоскутного шитья. Они показывают развивающиеся функции декоративно-прикладного искусства как целостного эстетического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, их ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей. Работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа объединения «Мастеровые» соединяет воедино сведения о фелтинге (валяние шерсти), вязании, текстильном моделировании, лоскутной пластике. На занятиях ребята занимаются валянием шерсти, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, лоскутным шитьем.
Работа с таким экологическим материалом, как шерсть, не только приятна, но и полезна, очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия. Ребята, прошедшие обучение, свободно ориентируются в видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знают основы технологии.
Практические занятия являются ведущей формой организации учебного процесса. При этом перед учащимися не ставится целью создание точных копий и моделей по образцам изделий народного творчества с соблюдением традиционных технологий и использованием различных материалов. Основное внимание уделяется художественным особенностям изучаемого вида народного искусства. В целом, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами репродуктивной и творческой деятельности.
Связь программы «Мастеровые» с образовательными областями
- Естествознание. Понятие о свойствах различных материалов, применяемых в работе. Свойства рабочих инструментов.
- Физическая культура. Понятие «здоровый образ жизни». Правильная осанка, физкультминутки. Освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха.
- Словесность: культура речи. Терминология прикладного творчества. Рисование по мотивам литературных произведений.
- Культурная антропология. Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека.
- Технология. Понятие о назначении различных рабочих инструментов, о приемах безопасности труда. Технология изготовления изделий из различных материалов.
- Искусство. Знакомство с произведениями известных мастеров. Основы рисунка, изобразительной грамоты. Техника работы с различными художественными материалами.
- Математика. Правила симметрии. Знакомство с рыночной стоимостью изделий декоративно-прикладного творчества. Составление композиций из различных геометрических фигур.
- Социальная практика. Правила поведения на занятиях и в общественных местах. Понятия о народных традициях и праздниках. Подготовка подарков к различным праздникам. Сотрудничество.
Цель программы – развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству, обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков обучающихся в работе с различными материалами и инструментами;
- формирование умения реализовать замысел от идеи через планы и эскизы к результату.
Развивающие:
- стимулирование активности, самостоятельности и устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству;
- формирование умения понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
- формирование умения находить нужные сведения из учебной и художественной литературы.
- формирование умения строить рассуждения, задавать вопросы;
- развитие внимания, воображения;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- формирование позитивной самооценки, уверенности в своих силах;
- формирование адекватной мотивации к учебной деятельности;
- освоение социальных норм, правил поведения.
- воспитание аккуратности;
- формирование умения адаптироваться в коллективе; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать; адекватно проявлять свои чувства; учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- стимулирование участия обучающихся в разноуровневых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках детских работ).
Адресат программы
По данной программе могут заниматься дети от 7 до 12 лет.
В младшем школьном возрасте дети довольно много знают об окружающем мире, формы общения с ним очень разнообразны, потенциал возможностей восприятия, энергия велики. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия у детей не всегда одинаково развиты.
Благодаря учебной, в особенности практической деятельности, младший школьник осознаёт себя мыслящим, познающим себя, у него развиваются способности к действию. Ребенок осознает процесс учебной деятельности, ощущает свою значимость, самостоятельность и взрослость, отсюда желание самоутверждения, в обращении к взрослым за оценкой своей деятельности и достижений, возникает необходимость признания. Все эти потребности ребенок может удовлетворить с помощью педагога в дополнительном образовании.
Учебная деятельность для младшего школьника становится ведущей. Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны также с особенностями развития самой игровой деятельности. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Память развивается в направлении произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями, но теперь они способны к целенаправленному, произвольному запоминанию не интересного им материала. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
В этом возрасте активно развивается внимание. У детей появляется способность концентрировать внимание на неинтересных им действиях. Но у них все еще преобладает непроизвольное внимание, так как внешние впечатления остаются сильным отвлекающим фактором. Внимание младшего школьника характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью. Сосредоточенно заниматься одним делом они могут в течение 10-20 минут, затруднено распределение и переключение внимание с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям педагога, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение сам ставить цель и контролировать свои действия.
Ведущее место в умственной деятельности занимает образная память, логическая же память слабая. Внимание в этом возрасте непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу и формы освоения учебного материала.
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.
Объем программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. 144 часа в год.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Рекомендуемое количество детей в группах — 15 человек, что позволяет педагогу реализовать на практике принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся. В объединении «Мастеровые» возможно формирование разновозрастных групп. Наличие в одной группе детей не только детей разного возраста, но и детей разного уровня подготовки и разных годов обучения определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но работы по подгруппам, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения.
Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты.
Срок освоения программы
3 года
Режим занятий
Занятия проводятся в течение 4-х академических часов в неделю (2 раза в неделю по 2 часа). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий обучающихся, их родителей, а также возможностей учреждения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе деятельности;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- аккуратность в работе, стремление к порядку, доведение начатого дела до конца;
- развитая моторика рук соответственно возрасту;
- активность, самостоятельность, интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- стремление участвовать в конкурсах и выставках;
- имеет способность к самооценке;
- имеет адекватную мотивацию учебной деятельности.
Предметные:
- расширение и систематизация знаний о мировой культуре и творчестве, осознание взаимосвязи культур;
- формирование знаний, основанных на межпредметных связях: технология-история;
- формирование навыков работы с режущими инструментами, выкройками и клеем;
- имеет организовать рабочее место;
- имеет репродуктивное воображение с элементами творчества, развитое внимание;
- имеет развитые чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведениями декоративно-прикладного творчества;
- знает о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, видах и техниках декоративно-прикладного творчества, используемых материалах;
- знает виды бумаги и её свойства.
- знает правила работы с инструментами и материалами: линейкой, угольником, ножницами, клеем;
- умеет вырезать прямо, по кругу, силуэт;
- умеет сгибать бумагу по линиям;
- знает правила оформления простейших аппликаций с помощью шаблонов;
- экономно расходует материал;
- знает различные приемы аппликации;
- владеет способом симметричного вырезания и использования его в аппликации.
Метапредметные:
Познавательные результаты
- умеет строить рассуждения, задавать вопросы;
- понимает информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной.
Коммуникативные результаты
- может адаптироваться в коллективе;
- умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать, договариваться;
- учитывает чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
- умеет выражать свои мысли;
- адекватно проявляет свои чувства.
Регулятивные результаты
- умеет принимать и сохранять учебную задачу;
- умеет планировать свои действия;
- умеет адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и навыков;
- умеет прогнозировать результат своих действий;
- умеет находить наиболее эффективный способ достижения результата;
- умеет корректировать план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- умеет осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- умеет реализовать оригинальный замысел от идеи через планы и эскизы к результату;
- имеет потребность в самоорганизации.
Формы подведения итогов реализации программы
Достижение прогнозируемых результатов реализации программы отслеживается с помощью мониторинга качества дополнительной образовательной подготовки и личностного развития обучающихся (конец I полугодия — промежуточная аттестация; конец учебного года — итоговая аттестация. По результатам итоговой аттестации делаются выводы об индивидуальных достижениях ребенка в данном направлении образовательной деятельности, об уровне его адаптации в данном коллективе.
Формы оценки результативности: тестирование, анкетирование, творческие задания и конкурсные мероприятия (фестивали, конкурсы, выставки различного уровня).
Учебный план на первый год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации контроля | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Вводное занятие | Опрос. |
2 | Фелтинг (валяние шерсти) | 43 | 3 | 40 | Комбинированное | Творческое задание |
2.1 | Основы мокрого валяния | 10 | 1 | 9 | Комбинированное | Творческое задание |
2.2 | Основы сухого валяния | 17 | 1 | 16 | Комбинированное | Творческое задание |
2.3 | Техника изготовления картин | 16 | 1 | 15 | Комбинированное | Творческое задание |
3 | Вязание крючком | 40 | 2 | 38 | Вводное занятие. | Опрос |
3.1 | Вязание петель | 2 | — | 2 | Комбинированное | Творческое задание |
3.2 | Вязание столбиков и цепочек | 4 | 1 | 3 | Комбинированное | Творческое задание |
3.3 | Вязание узорного полотна | 34 | 1 | 33 | Комбинированное | Творческое задание |
4 | Текстильное моделирование | 25 | 2 | 23 | Вводное занятие | Творческое задание |
4.1 | Изготовление текстильной куклы | 17 | 1 | 16 | Комбинированное | Творческое задание |
4.2 | Создание образа куклы | 8 | 1 | 7 | Комбинированное | Творческое задание |
5 | Техника декупаж | 31 | 2 | 29 | Вводное занятие | Творческое задание |
5.1 | Декупаж плоских предметов | 17 | 1 | 16 | Комбинированное | Творческое задание |
5.2 | Декупаж объемных предметов | 14 | 1 | 13 | Комбинированное | Творческое задание |
6 | Педагогический контроль | 3 | — | 3 | итоговое занятие | самостоятельная работа |
итого | 144 | 10 | 134 |
Содержание учебного плана на первый год обучения
Раздел 1. Введение
Теория. Краткое изложение программы. Правила ТБ, инструменты и приспособления.
Практика. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий из различных материалов.
Раздел № 2. Фелтинг (валяние шерсти)
2.1. Основы мокрого валяния
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с понятием «Фелтинг» (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание)
Практика. Упражнения в раскладке шерсти, разведение мыльного раствора. Последовательность накладки. Изготовление объемных и плоскостных изделий.
2.2. Основы сухого валяния
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами (шерсть, игла).
Практика. Упражнение с иглой. Изготовление объемных изделий.
2.3. Техника изготовления картин
Теория. Организация рабочего места. Знакомство с видами изделий в технике фелдинг. Их применение.
Практика. Последовательность работы, изготовление изделий.
Раздел № 3. Вязание крючком.
3.1. Вязание петель
Теория. Основные приемы вязания. Инструменты. Положение корпуса тела и рук.
Практика. Обработка навыка владения крючком. Строение петли, вязание воздушных петель.
3.2. Вязание столбиков и цепочек
Теория. Понятие цепочки. Особенности вязания столбиков без накида и столбиков с накидом. Их схематическое изображение. Особенности вязания по кругу (квадрату, пятиграннику), прибавление и убавление петель. Дефекты, возникающие в процессе вязания.
Практика. Отработка умений и навыков вязания столбиков, цепочки (с и без накида). Вязание круга и пятигранника, квадрата.
3.3. Вязание узорного полотна
Теория. Понятие ажурного вязания. Понятие рапорт. Понятие петля для подъема.
Практика. Вязание основных элементов ажура
Раздел № 4. Текстильное моделирование
4.1. Изготовление текстильных кукол
Теория. Организация рабочего места. Инструменты, материалы. Знакомство с различными техниками создания каркасов кукол, типы строения кукольных тел. Пропорции тела и его стилизация.
Практика. Изготовление каркаса, заготовок частей кукольного тела и лица. Сборка куклы.
4.2. Создание образа куклы. Изготовление кукольной одежды, аксессуаров и парика
Теория. Способы изготовления одежды (выкройки). Способы изготовления кукольных париков.
Практика. Изготовление и вклейка кукольного парика. Изготовление одежды и аксессуаров. Завершение работы.
Раздел № 5. Техника декупаж.
5.1. Декупаж плоских предметов
Теория. Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов. Особенности выполнения декупажа на различных поверхностях (стекла, ткани, кожи, керамики).
Практика. Подготовка поверхности (ошкуривание, грунтовка). Приемы подготовки материала к работе (вырезание, обрывание). Составление композиций. Изготовление фона. Оформление предметов быта.
5.2. Декупаж объемных предметов
Теория. Знакомство с современными разработками, материалами и методами декупажа.
Практика. Выполнение декупажа а ткани, бутылке и других предметах быта и одежды. Творческая работа по закреплению полученных навыков.
Раздел № 6. Педагогический контроль
Учебный план на второй год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятия | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Лоскутное творчество в народном искусстве | 2 | — | 2 | Вводное занятие | Опрос |
2 | Изготовление кукол | 79 | 8 | 71 | Вводное занятие | Творческое задание |
2.1 | Тряпичная кукла в народной культуре | 3 | 2 | 1 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.2 | Кукла-закрутка | 10 | 1 | 9 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.3 | Кукла на столбике | 14 | 1 | 13 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.4 | Кукла-зернушка (крупеничка) | 14 | 1 | 13 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.5 | Куклы «одного дня» («купавка», «пеленашка») | 14 | 1 | 13 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.6 | Обрядовая кукла | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
2.7 | Каргопольская кукла | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
3. | Обрядовые лоскутные изделия | 24 | 2 | 22 | Вводное занятие | Опрос |
3.1 | «Хотьковские мячики» | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
3.2 | Сумка-лакомка | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
4 | Лоскутные изделия в интерьере | 36 | 3 | 33 | Вводное занятие | Опрос |
4.1 | Коврик | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
4.2 | Подушечка | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
4.3 | Одеяло | 12 | 1 | 11 | Комбинированное занятие | Творческое задание |
5 | Педагогический контроль | 3 | — | 3 | Итоговое занятие | Самостоятельная работа |
Итого: | 144 | 13 | 131 |
Содержание учебного плана на второй год обучения
Раздел № 1. Лоскутное творчество в народном искусстве
Теория. Значение лоскута в народном представлении. Виды и свойства ткани. Заготовка, сортировка. Обработка и хранение лоскута.
Практика. Отработка навыков и умений в определении видов и свойств тканей. Подготовка лоскута к работе. Изготовление шкатулки для хранения лоскута.
Раздел № 2. Изготовление кукол
2.1. Тряпичная кукла в народной культуре
Теория: История кукол. Классификация. Виды и варианты конструкции. Материалы, инструменты, используемые в изготовлении кукол. Конструктивные особенности народной куклы. Традиционные технологии изготовления тряпичной куклы. Назначение кукол (ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное). Предназначение (обрядовые, куклы-обереги, игровые). Подбор материалов. Роль материала в конструкции куклы.
Практика. Упражнение в организации рабочего места. ТБ при работе с колющимися и режущимися предметами. Подбор тканей и изготовление кукол различных конструкций. Освоение ручных стежков и швов («вперед иголку», «назад иголку», «петельный» шов). Приемы изготовления: скручивание, складывание, подвязывание
2.2. Кукла-закрутка
Теория. Куклы-обереги в русском быту. Их предназначение и роль. Традиционные приемы изготовления. Характеристика материалов, используемых для изготовления куклы-оберега. Символическое значение цвета ткани. Способы: закрутка и закатка, скручивание или перекрещивание, обмотка.
Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («Берегиня», «Лихоманка», «Бессоница»). Изготовление выкроек, сборка деталей.
2.3. Кукла на столбике
Теория. Кукла-оберег. Предназначение. Особенности в изготовлении.
Практика. Применение умения и навыка в изготовлении тряпичной куклы.
2.4. Кукла-зерновушка (крупеничка)
Теория. Кукла-оберег. Характеристика материалов, используемых в изготовлении куклы-оберега. Символичное значение.
Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («кубышка-травница», «зерновушка»)
2.5. Куклы «одного дня».
Теория. Смысловая и символическая нагрузка. Подбор материалов.
Практика. Подбор тканей. Изготовление кукол.
2.6. Обрядовая кукла
Теория. Понятие «обряд», роль и место обрядовой куклы в крестьянском быту. Куклы обрядов календарного цикла. Важнейшие праздники земледельческого календаря. Характеристика материалов. Используемых для изготовления обрядовых кукол.
Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («Заклинание весны», «Вербница», «Свадебная пара»)
2.7. Игровые народные куклы
Теория. Особенности кукол для каждой возрастной категории. Развитие у детей навыков рукоделия через игру в куклы. Знакомство с куклами-перевертышами, с признаками противоположности. Мужское и женское в традиционной Русской культуре. Кукольные парочки. Характеристика материалов, используемые для изготовления кукол.
Практика. Подбор материала. Изготовление куклы: двусторонний перевертыш «День-ночь», «Баба-девка», «Кукольные парочки».
Раздел № 3. Обрядовые лоскутные изделия и игрушки
3.1. Сумка-лакомка
Теория. Традиция колядования. Значение обрядовых изделий в аспекте сохранения традиций и культуры народа. Виды, назначение, используемый материал. Понятие «Народное искусство», «Обряд», «Народные праздники». Технология изготовления сумки-лакомки.
Практика. Применение умений и навыков в раскрое ткани. Пошив традиционной сумки-лакомки.
- «Хотьковские мячики»
Теория. История игрушки. Особенности раскроя сферических изделий. Соединение деталей. Набивка и декорирование.
Практика. Раскрой и пошив мячиков. Декорирование мячиков. Изготовление изделий современной интерпретации.
Раздел № 4. Лоскутные изделия в интерьере
4.1. Коврик
Теория. Требования к лоскутному шитью. Свойства тканей. Способы подготовки лоскутов к работе: стирка, влажно – тепловая обработка, декорирование. Прокладочные и подкладочные ткани, Ленты, тесьма, пуговицы, украшения для изделий. Основные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Лоскутная картотека. Виды тканей: Ситец, бязь, шелк, трикотаж, фетр, флис, мех. Интерьерное использование техники лоскутного шитья. Стили (кантри, прованс, скандинавский, восточный, индийский и др.) национальный и «деревенский» интерьеры. Виды (традиционный, вязаный, квилтинг, японский, Crazy). Техники и схемы (квадраты, треугольники, «акварель», соты, ляпочиха). Последовательность выполнения.
Практика. « Экскурсия» в мир лоскутиков. Составление картотеки из личного запаса лоскутков. Изготовление мелкого объекта (салфетка). Применение навыков в изготовлении коврика, с применением ручной лоскутной технике шитья. Выполнение изделий в технике «йо-йо», «Ляпочиха», «аппликация».
- Подушечка
Теория. ознакомление с понятием «Красивые полезные вещи для дома». Демонстрация готовых полезных вещей, рисунков, журналов. Выбор модели, техники, подбор ткани.
Практика. Изготовление подушек, салфеток, прихваток с применением ручной аппликации.
- Одеяло
Теория. Беседа «Разнообразие и виды лоскутного шитья», «Виды и техники». Технология и последовательность изготовления лоскутного одеяла для интерьера дома. Выбор техники.
Практика. Изготовление лоскутного одеяла в выбранной технике.
Раздел № 5. Педагогический контроль
Учебный план на третий год обучения
№ | Название раздела, темы. | Количество часов | Форма организации занятия | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | теория | практика | ||||
1 | Введение | 2 | — | 2 | Вводное занятие | Опрос |
2 | Азбука кожаной пластики | 16 | 1 | 15 | Вводное занятие | творческое задание |
3 | Изделия на основе склеивания | 52 | 3 | 49 | Вводное занятие | творческое задание |
3.1 | Аппликация. | 17 | 1 | 16 | Комбинированное занятие | творческое задание |
3.2 | Цветовой круг. Гармония цвета. | 17 | 1 | 16 | Комбинированное занятие | творческое задание |
3.3 | Изделия на основе оплетки | 18 | 1 | 17 | Комбинированное занятие | творческое задание |
4 | От листочка до панно. | 52 | 2 | 50 | Вводное занятие | Опрос |
4.1 | Цветы из кожи | 26 | 1 | 25 | Комбинированное занятие | творческое задание |
4.2 | Аксессуары из кожи | 26 | 1 | 25 | Комбинированное занятие | творческое задание |
5 | Объемные изделия из кожи. | 19 | 2 | 17 | Вводное занятие | Опрос. Творческое задание |
5.1 | Украшения в стиле «винтаж» | 6 | 1 | 5 | Комбинированное занятие | творческое задание |
5.2 | Вторая жизнь вещей | 6 | — | 6 | Комбинированное занятие | творческое задание |
5.3 | Объемные картины, панно, коллажи. | 7 | 1 | 6 | Комбинированное занятие | творческое задание |
6 | Педагогический контроль. | 3 | — | 2 | Итоговое занятие | Самостоятельная работа. |
Итого: | 144 | 8 | 136 |
Содержание учебного плана на третий год обучения
Раздел № 1. Вводное занятие
Теория. Краткое содержание программы. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами.
Практика. Демонстрация иллюстраций. Готовых изделий.
Раздел № 2. Азбука кожаной пластики
Теория. Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы работы с ними. Техника использования сложных инструментов. Правила подбора инструментов для изготовления изделий. Правила ТБ при работе с электроприборами. Реставрация кожи, знакомство с видами и приемами обновления старой кожи. Секреты мастерства.
Практика. Отработка навыков организации труда (подготовка рабочего места, инструментов). Знакомство с основными приемами работы с кожей: раскрой, обтяжка, драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.
Раздел № 3. Изделия на основе склеивания
3.1. Аппликация
Теория. Знакомство с традиционными приемами (аппликация, вышивка, тиснение, плетение). Аппликация, как способ создания художественного изображения с помощью наклеивания или пришивания кусочков кожи. Знакомство с видами аппликации (плоская и объемная).
Практика. Применение на практике умений и навыков обрисовки, раскроя и аккуратного склеивания деталей. Изготовление закладок книг.
- Цветовой круг. Гармония цвета
Теория. Что такое цвет. Значение цвета для человека. Знакомство с понятиями цветовой круг, холодная и теплая гамма цветов. Контраст.
Практика. Окраска кожи, знакомство с приемами окраски. Изготовление объемных изделий наклеивание аппликации на основу. Отработка навыков декорирования.
- Изделия на основе оплетки
Теория. что такое оплетка. Знакомство с видами оплетки (простая, двойная, перекрестная).
Практика. Заготовка кожаных ремешков. Оплетка одним ремешком. Изготовление кошелька, подставки под стакан, футляр для ключей.
Раздел № 4. От листочка до панно
4.1. Цветы из кожи
Теория. Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев, т.д.
Практика. Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание, термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек, лекал, сборка цветов.
- Аксессуары из кожи
Теория. Различные виды аксессуаров из кожи: браслеты, кулоны, шкатулки, колье и многое другое.
Практика. Изготовление кулонов, колье, шкатулок по предложенным педагогом образцам. Декорирование бусинами, стразами, мехом по своим замыслам.
Раздел № 5. Объемные изделия из кожи
5.1. Украшения в стиле «винтаж»
Теория. Знакомство с базовыми приемами и инструментами. Понятие винтаж. Работа со специальной литературой. Отделка украшений, крепление застежек, работа с проволокой.
Практика. Зарисовка будущего изделия. Создание петли из проволоки, крепление ушка. Изготовление изделия из кожи.
- Вторая жизнь вещей
Теория. Что такое бросовый материал. Что можно сделать из бросового материала, как дать вторую жизнь вещам (баночки разной формы, бутылочки, т.д.)
Практика. Изготовление и декорирование подсвечников, подставок для канцтоваров и косметических принадлежностей.
- Объемные картины, панно, коллажи
Теория. Объединение в себе всех навыков и умений (изготовление цветов, обработка, окраска кожи, …). Составление эскизов, зарисовка схем. Фон и пропорции.
Практика. Зарисовка схем композиции и составление индивидуального эскиза. Создание плоскостного и рельефного панно.
Раздел № 6. Педагогический контроль знаний.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Предусмотрено:
— заключение договора с родителями ребёнка (или лицами, их заменяющими) по оказанию дополнительных образовательных услуг;
— проведение установочных родительских собраний в начале каждого учебного года с целью ознакомления с программой, обсуждением образовательного заказа;
— сотрудничество с другими коллективами;
— участие в проектах ЦВР Московского района;
— совместные занятия с родителями.
Оборудование и материалы:
- Бумага (А 4).
- Картон.
- Ножницы.
- Клей ПВА.
- Клей «Момент», «Титан».
- Карандаш простой (М, МТ).
- Нитки разных цветов.
- Иголки, иглы.
- Пуговицы.
- Резак.
- Декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки, ленточки и пр.).
- Ткани.
- Линейка.
- Пряжа.
- Природный материал (семена, шишки, сухие цветы).
- Лекала.
- Разноцветные нити.
- Выжигатель.
- Свеча (для работы в технике «жмурка»).
- Стол угловой -1
- Стол-тумба из 4-х шкафов – 1
- Аквариум 60 л – 1
- Весы учебные с гирями – 1
- Тумба -1
- Часы настенные – 1
- Шкаф для документов – 2
- Шкаф навесной – 4
- Доска аудиторская маркерная– 1
- Стол для компьютера – 1
- Стол письменный – 1
- Шкаф закрытый – 1
- Шкаф открытый – 3
- Шкаф платяной — 1
- Стол ученический – 15
- Стул ученический – 30
- Стол 2х тумбовый — 1
- Стул комп. – 1
- Стенка 5ти секционная – 1
- Доска для мела — 1
Формы аттестации / контроля
Формы
аттестации |
Роль формы аттестации в реализации поставленных целей и задач |
Устный опрос | Устный опрос позволяет изучить уровень усвоения полученной учащимися информации, мотивы поведения. |
Беседа | Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа предполагает проверку знаний по небольшому объему материала. Она позволяет определить уровень информированности и эрудиции в отношении общих знаний и содержании программы. |
Анкетирование | Информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину |
Творческое задание | Творческие задания реализуют диагностическую и контролирующую функции. |
Анализ результатов участия в выставке, в конкурсе, фестивале | Позволяет выявить уровень подготовленности учащихся. |
Педагогическое наблюдение | С помощью педагогического наблюдения педагог может оценить метапредметные и личностные результаты: интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации. |
Игра | Игра позволить выявить коммуникативные навыки учащихся. |
Оценочные материалы
Личность самого обучающегося, личностное развитие – главный показатель эффективности образовательного процесса. В настоящее время формирование у обучающихся способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей. Педагог может заинтересовать своих обучающихся познанием самих себя, помочь им в формировании навыков самореализации и самоуправления. В объединении «Мастеровые» мониторинг личностного развития осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения и 5 блоков оцениваемых параметров:
1 – мотивационный
2 – познавательный
3 – эмоционально-волевой
4 – коммуникативный
5 – творческий
Мотивация к знаниям – активность ребенка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности), интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребенка. Заинтересованность в получении новых знаний), устойчивое эмоциональное состояние.
Познавательная активность – усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематизировано излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, темп занятия.
Эмоциональная сфера – эмоциональные проявления (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремленность (собранность, организо-ванность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей).
Коммуникативность – взаимодействие с педагогом (культура общения с взрослым, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм. Поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе.
Творческий потенциал – сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).
Данные сводятся в карту индивидуального развития обучающихся.
Диагностика проводится 2 раза: 1 – входная (в начале учебного года) и 2 – итоговая(в конце учебного года).
Для оценки используется уровневая система:
1 – низкий
2 – средний
3 – высокий.
Заполняется индивидуальная карта личностного развития, карта личностного развития по обьединению.
Ф.И.
обучающегося |
Мотивационный | Познавательный | Эмоционально-волевой | Коммуникативный | Творческий | ||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
Критерии результативности обучения:
- комфортность обучающихся, которая может устанавливаться по посещаемости занятий, анкетированию обучающихся и их родителей;
- удовлетворенность обучающихся образовательным процессом и своей работой (высказывания детей на занятиях, высказывания родителей на собраниях, анкетирование обучающихся и их родителей);
- достижения обучающихся (по итогам участия в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях);
- положительная динамика самооценки, которая может быть установлена по методике Дембо-Рубинштейна.
Список литературы
- Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров/Анна Эм. –Минск: Харвест, 2010. -256 с.: ил.- (карманная иллюстрированная библиотека)
- Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. –М.: Профиздат, 2007. -64 с.: ил.
- Волшебный клубок. Выпуск 27. В.В. Дусанская., А.В. Косюк. Издательство «Реклама», 1986.
- Ерёменко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. Издательство «Малыш». Москва- 1986 (Альбом по вышиванию).
- Еременко Т.И. рукоделие. -2-е изд., и доп. –М.: Легпромбытиздат, 1989 -160 с.: ил.- ISBN 5 -7088-0176-х.
- Журнал «Мир женщин». Вышивка.
- Зайцева А.А. Вышивка ленточками: мастер-класс для начинающих мастериц / Анна Зайцева. –М.: Эксмо. 2010.- 64 с.: ил.- (Азбука рукоделия).
- Золотая коллекция новогодних изделий. –М.: Эксмо, 2013.- 96 с.: ил.- (BTL- проекты).
- История искусства. Энциклопедия школьника / обо всем на свете/. /пер.с испан./.-М.:- «Омега», 2007.- 96 с.: ил.
- Каменова Е. Твоя палитра. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1963.
- Макраме и фриволите. –СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», -1998, 256 с.: ил.
- Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. –М.: просвещение. 1983. – 94 с., ил.
- Плетение кружев. И.Н. Приходько. Н.Н. Юрьева. Пермь. 1983 -77 с.
- Сотникова Н.А. Старинные русские узоры для вышивания: красиво и просто / Сотникова Надежда Анатольевна. –М: Эксмо.
- Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Редкол.: III 64 И. А. Андреева (гл. ред.) и др. –М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994.- 288 с.: ил.
Рекомендуемая литература
- Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М.; Школа- Пресс, 1993. -48 с. (Б-ка журнала «Школа и производство»).
- Артюнов С, Кобычев В. «В краю гор, садов и виноградов (рассказы о народах СССР) М.1987
- Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья», Издательство «Экзамен» 2014.
- Вышивание, вязание, поделки из кожи Москва Знание 2007
- Горинева Н.А. «Декративно-прикладное искусство в жизни человека» М. 2003
- Грин М.Э. «Шитье из лоскутков» М. 1981
- Дайн Г. «Детский народный календарь», М.2001
- Дайн Г. «Лоскутные мячики из Хотькова». Изд.дом Сериева Посада. 2008 М.1980
- Еременко Т.И. Рукоделие. Москва 2000
- Журнал «Делаем сами». Учредитель и издательство- ООО. Издательский дом «Толока», 2012 г.
- Журнал «Чудесные мгновения. Пэчворк на пенопласте» 2009г.
- Журналы Валентина 2000-2008 гг.
- Зайцева А.А. Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике/ Анна Зайцева .-М.; Эксмо, 2012.-64.: ил. – (Азбука рукоделия).
- Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки/ Анна Зайцева. –М.: Эксмо, 2012. — 64.: ил.-(Азбука рукоделия).
- Зубкова Т.А. Вязание на спицах С- Питербург 2002г.
- Искусственные цветы. Издательство «Вече» 1996г. Г.Москва. автор А.В. Аржанухина
- Каплан Н.И. «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока»
- Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров/ Пер. с англ. Н.К Яковлевой. – М.: 000 ТД «Издательство Мир книги», 2007. -296 с.: ил.
- Котова А.С «Русские обряды и традиции» М. 1980.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995
- Кожа в умелых руках. Сборник (Ред. – сост: О.Г. Жукова. – М., 1997.
- Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 1998.
- Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. М.: Легкая и пищевая промышленность. 1982.
- Лазарева Н.Н Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию. — М., 1999.
- Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. – М., 2001.
- Максимова М. В., Кузьмина М. А. Волшебные лоскутки. – М., 1998.
- Максимова М. В., Кузьмина М. А., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. – М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 64.: ил
- Мерцалов М. Н. «Поэзия народного костюма» М. 11975.
- Матяш Е. «Лоскутное шитье. Самый полный и понятный самоучитель», М., ЭКСМО, 2015г.
- На досуге. Альбом/ Т.И. Баева., О.А. Бойко, Н 12 В, П. Гирич и др. Легпромбытиздат, 1990. – 48 с.
- Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия/ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007. – 158 (2) с.: ил.
- Пермякова М. Рукоделие. – М. 2000.
- Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». М.: Учебная литература, 2007г.
- Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во «Эксмо». 2003. (серия «Академия мастерства»)
- Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. – г.Армавир, 2000.
- Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения – Москва: Изд.дом МСП, 2000.
- Симоненко В Д. «Технология» 5 кл. М. «Вентана – Граф» 1997
- Симоненко В Д. «Технология» 6 кл. М. «Вентана – Граф» 2000
- Симоненко В Д. «Технология» 7 кл. М. «Вентана – Граф» 2000
- Сичкаренко Л.А. Вязание крючком. Москва. 1999.
- Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А., Ивлева А.Г. Объемные картины из кожи – Ростов н/ Дону: «Феникс», 2006. (Город мастеров)\
- «сто народов, сто языков» под ред. Минца Л.М. М. 1992.
- Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО «изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
- Фомичова Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком Москва «Просвещение» 1991
- Харди Э. Шьем за один день: 50 уютных проектов с пошаговыми инструкциями/ Эмма Харди; (пер. с англ. Е. Лозовской). – М., 9009.-176 с.: ил. –(книга-дизайнер по одежде и интерьеру).
- Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Твори. Выдумывай, Пробуй.» самара: Корп. Федоров, 2004.
- Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: «Эксмо» 2006.
- Чудесные аксессуары для дома. – М., 1999
- Шалда В.В Цветы из ткани для любой мамы – М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
- Шахова Н.В. Кожанная пластика. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
- Школа и производство. Журналы 2000-2008гг.
- Huqo Quili: Patchwork sin Costuras № 1222, 20010
- Интернет-ресурс: htt: // stranamasterov.ru
- Http: womanadvice.ru/ Kinusaiqa-master- Klass.
Литература для учащихся
- Дайн Г. «Детский народный календарь», М. 2001.
- Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. «Мозаика лоскутных узоров» М. 2007.
Приложения
Методические материалы
Успешное решение поставленных в программе задач возможно при соблюдении следующих педагогических принципов:
- принцип целенаправленности педагогического процесса;
- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе;
- принцип наглядности;
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней;
- принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
- принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.
Методы воспитания
Методы формирования сознания личности
- рассказ
- объяснение
- внушение
- инструктаж
- пример
Методы организации деятельности, общения и поведения
- Упражнение
- Педагогическое требование
- Поручение
- Создание воспитывающих ситуаций
- КТД (коллективное творческое дело)
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
- соревнование
- поощрение
- наказание
- построение перспективных линий
- метод естественных последствий
Методы контроля
- педагогическое наблюдение
- опрос
- анкетирование
- тестирование
- беседа
Воспитательные средства
- личный пример и педагогическое мастерство;
- высокий уровень организации занятий в объединении;
- дружный, сплочённый коллектив объединения;
- система морального стимулирования;
- индивидуально-личностный подход к обучающимся;
- предоставление обучающимся возможности выбора вида деятельности;
- педагогическая поддержка процесса психологического переживания ребенком учебных достижений и неудач.
Методы обучения
Методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся:
- по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, письменные- инструктирование. (Инструкционные карты, технологическая карта, карты –контроля);
- по степени самостоятельности мышления учащихся: частично-поисковый;
- по степени управления учебной работы — самостоятельная работа.
Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать метода поощрения.
Формы проведения занятий
- практическое занятие,
- самостоятельная работа,
- выставка,
- конкурс,
- творческая мастерская,
- беседа,
- деловая игра
Дидактические материалы
Техника безопасности при работе с ножницами.
- Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
- Следи, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
- Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиям.
- Не держи ножницы концами вверх.
- Не режь ножницами на ходу.
- Не подходи к товарищу во время вырезания.
Техника безопасности при работе с клеем.
- Следи, чтобы клей не попал в глаза.
- Передавай клей товарищу только в закрытом виде.
- Не мажь много клея.
- После работы закрывай крышку.
Техника безопасности при работе с иглами и булавками:
- Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
- При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Методы исследования выявления познавательного интереса детей
Методика № 1
Выявления мотивов учебной деятельности детей
- Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующее Вашему:
- учусь потому, что на уроках интересно
- учусь потому, что заставляют родители
- учусь потому, что хочу знать больше
- учусь потому, чтобы доставить радость родителям
- учусь потому, чтобы потом хорошо работать
- учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим
- учусь, потому что нравится педагог.
Вывод:
Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудачи в учебе, связанные с системой отношений.
Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика.
Методика№ 2
Анализ интересов и направленности ребенка
- Интерес к профессии:
- Какие профессии тебе кажутся привлекательными?
- Какую профессию собираешься выбрать в будущем?
- Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии (подчеркнуть: радио, телевидение, книги, учителя, встречи со специалистами, родители)?
- Чем привлекает тебя эта специальность (имею способности к ней, перспективная, хорошо оплачивается, интересная, увлекательная)?
- В какой мере ты уверен, что осуществишь мечту (абсолютно, надеюсь, сомневаюсь, не уверен)?
- Любимые занятия (интереснее всего)
- что делать
- во что играть
- что читать
- в чем помогать
- что посещать
- о чем говорить
- что наблюдать
- что получается лучше всего
- Интересы научные и технические:
— любимые учебные предметы
— Любимые области наук
-привлекательные области техники
— самые интересные ученые
— интересные изобретатели
— в какой области науки или техники занимаешься сам
- Эстетические интересы:
— любимый писатель, его произведения
-любимый художник, его произведения
-любимый скульптор, его произведения
-Любимое место в городе
-какой областью искусства занимаешься сам
- участие в кружках:
-предметные
-технические
-научные
-литературные
-художественные
-музыкальные
-спортивные
-в каких олимпиадах принимал участие
-в каких конкурсах участвовал
Какие призы и награды имеешь
Методика № 3:
Определение уровня познавательных интересов
- Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии
— связаны очень тесно
-связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности
-не связаны
- обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т.д.
-постоянно
-иногда
-очень редко
- Ставит ли пред собой задачи, выполнение которых в течении многих дней и даже месяцев
-большинство занятий подчинено этому принципу
-ставит такие задачи, но редко выполняет
-не ставит долговременных задач
- В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач)
-делает всегда столько, сколько нужно
-делает периодически
-не любит выполнять неинтересную для него работу.
- Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом
-всегда, когда нужно
-только изредка
-не способен
ВЫВОД:
В результате анкетирования исследователь должен прийти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению.
Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями.
Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально- интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутри коллективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.