Вы здесь: Главная > Без рубрики > Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Мастеровые»

Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Мастеровые»

Ульянова Гульнара Сибгатулловна Педагог дополнительного образования

МБУДО Центр внешкольной работы  Московского района г. Казани

Информационная карта образовательной программы

1.                   Образовательная организация МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района города Казани
2.                   Полное название программы дополнительная общеобразовательная программа «Мастеровые»
3.                   Направленность программы художественная
4.                   Сведения о разработчиках
4.1.            Ф.И.О., должность Ульянова Гульнара Сибгатулловна, педагог дополнительного образования
5.                   Сведения о программе:
5.1.            Срок реализации 3 года
5.2.            Возраст учащихся 7-12 лет
5.3.            Характеристика программы:
тип программы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
вид программы общеразвивающая
5.4.            Цель программы Развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству, обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
6.                   Формы и методы образовательной деятельности Формы образовательной деятельности: групповая, по звеньям, парная.

Методы:

·     Учебное занятие.

·     КТД.

·     Коллективная проектная деятельность.

·     Творческие мастерские.

·     Участие в конкурсах различного уровня.

7.                   Формы мониторинга результативности Устный опрос, беседа, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, творческие задания и анализ конкурсных мероприятий (фестивали, конкурсы, выставки различного уровня).

·     Фронтальный,

·     Дифференцированно-групповой.

·     Практический самоконтроль.

·     Взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны педагога.

— педагогический контроль усвоения теоретического материала и выполнения обучающимися практических заданий на текущих, открытых занятиях;

— тестирование и анкетирование детей и их родителей;

— мониторинг результатов образовательной подготовки и развития личности (аттестация начальная, промежуточная и итоговая);

— анализ результатов участия, обучающихся в массовых мероприятиях отдела, учреждения;

— анализ результатов участия, обучающихся в районных, городских, республиканских, российских, международных выставках, конкурсах и фестивалях.

8.                   Дата утверждения и последней корректировки программы 29.08.19

21.08.19

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 5
Планируемые результаты освоения программы 15
Учебный план  и содержание на первый год обучения 19
Учебный план  и содержание на второй год обучения 22
Учебный план  и содержание на третий год обучения 27
Организационно-педагогические условия реализации программы 30
Список литературы 35
Приложение 39

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство тесно связано с историей, культурой, бытом народа и поэтому имеет большое значение в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения. Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками не только важно, но и интересно для ребёнка. Универсализация общественной жизни сегодня приобретает все большее влияние на жизнь общества. Оборотной стороной этого прогресса является утрата ряда культурно-нравственных ценностей и искажение эстетических представлений. А поэтому на данном этапе развития общества большое значение в системе воспитания ребенка занимает воспитание нравственности, патриотизма, толерантности, основанное на «возвращении к истокам» — приобщение к традиционной культуре собственного народа, а также народной культуре других стран. Одним из важнейших проявлений народных традиций является так называемое «домашнее творчество» — рукоделие и ремесленничество.

Образовательная программа базового уровня художественной направленности «Мастеровые» широко и многосторонне раскрывает образ вещей, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои возможности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, содействует развитию воображения, пространственного мышления и восприятия, формирует мелкую моторику, способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Дети, работая с различными материалами,  испытывают радость от процесса работы, могут использовать полученные навыки и знания при подготовке к праздникам в школе и дома, при оформлении выставок, изготовление сувениров. Вещь, сделанная своими руками, вызывает у ребенка чувство любви и привязанности, добрые чувства, поднимает самооценку. На основе умений и знаний, приобретаемых в объединении «Мастеровые», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)
  3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от24.04.2015 3 729-р)
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
  6. СанПин 4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41)
  7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06-1844)
  8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.11.2015 № 09-3242)
  9. «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» №2999 от 20.09.2017 г.
  10. Положение ЦВР об образовательной программе дополнительного образования детей от 25 февраля 2016 г.
  11. Устав учреждения.

Занятия декоративно-прикладным искусством и художественным творчеством содействуют развитию фантазии, воображения, способствуют формированию эстетической культуры ребёнка. На таких занятиях развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата. Программа «Мастеровые» даёт возможность развивать у детей жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем мире.

Детям нужно создавать что–либо своими руками: это самый действенный простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а творческая активность растет.

В процессе реализации составленная программа берётся за основу, но в неё постоянно вносятся коррективы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, так как все дети различаются по уровню развития и своим возможностям.

Актуальность  и педагогическая целесообразность  данной программы заключается:

  • в отражении современной тенденции возрождения народного искусства, народных ремёсел. Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребёнка традиций приобщения детей к рукоделию и творчеству. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают детям прекрасный мир народного искусства, знакомят с историей его развития в России и других странах мира;
  • в углубленном освоении основных техник сразу нескольких ремесел: шитье, фелтинг, текстильное моделирование, вязание, работу с разными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделок и аксессуаров практически из любого материала;
  • в ознакомлении с традиционным домашним творчеством русского народа, знакомство с традициями других стран, что позволяет расширить кругозор и приобщить детей к мировой культуре.

Отличительной особенностью программы является то, что обучение начинается с усвоения  несложных техник, которые дают простой и быстрый результат. При этом в содержание программы включено изучение как традиционно народных, наработанных веками орнаментальных мотивов, колорита, техник и приёмов исполнения, так и авторских разработок.

Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введены новые стили и направления традиционных видов декоративного творчества — ткачества, вышивки, лоскутного шитья. Они  показывают развивающиеся функции декоративно-прикладного искусства как целостного эстетического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, их ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей. Работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа объединения «Мастеровые» соединяет воедино сведения о фелтинге (валяние шерсти), вязании, текстильном моделировании, лоскутной пластике. На занятиях ребята занимаются валянием шерсти, вязанием крючком и спицами, текстильным моделированием, лоскутным шитьем.

Работа с таким экологическим материалом, как шерсть, не только приятна, но и полезна, очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия. Ребята, прошедшие обучение, свободно ориентируются в видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знают основы технологии.

Практические занятия являются ведущей формой организации учебного процесса. При этом перед учащимися не ставится целью создание точных копий и моделей по образцам изделий народного творчества с соблюдением традиционных технологий и использованием различных материалов. Основное внимание уделяется художественным особенностям изучаемого вида народного искусства. В целом, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами репродуктивной и творческой деятельности.

Связь программы «Мастеровые» с образовательными областями

  1. Естествознание. Понятие о свойствах различных материалов, применяемых в работе. Свойства рабочих инструментов.
  2. Физическая культура. Понятие «здоровый образ жизни». Правильная осанка, физкультминутки. Освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха.
  3. Словесность: культура речи. Терминология прикладного творчества. Рисование по мотивам литературных произведений.
  4. Культурная антропология. Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека.
  5. Технология. Понятие о назначении различных рабочих инструментов, о приемах безопасности труда. Технология изготовления изделий из различных материалов.
  6. Искусство. Знакомство с произведениями известных мастеров. Основы рисунка, изобразительной грамоты. Техника работы с различными художественными материалами.
  7. Математика. Правила симметрии. Знакомство с рыночной стоимостью изделий декоративно-прикладного творчества. Составление композиций из различных геометрических фигур.
  8. Социальная практика. Правила поведения на занятиях и в общественных местах. Понятия о народных традициях и праздниках. Подготовка подарков к различным праздникам. Сотрудничество.

Цель программы – развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству, обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование практических умений и навыков обучающихся в работе с различными материалами и инструментами;
  • формирование умения реализовать замысел от идеи через планы и эскизы к результату.

Развивающие:

  • стимулирование активности, самостоятельности и устойчивого интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству;
  • формирование умения понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
  • формирование умения находить нужные сведения из учебной и художественной литературы.
  • формирование умения строить рассуждения, задавать вопросы;
  • развитие внимания, воображения;
  • развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  • формирование позитивной самооценки, уверенности в своих силах;
  • формирование адекватной мотивации к учебной деятельности;
  • освоение социальных норм, правил поведения.
  • воспитание аккуратности;
  • формирование умения адаптироваться в коллективе; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать; адекватно проявлять свои чувства; учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • стимулирование участия обучающихся в разноуровневых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках детских работ).

Адресат программы

По данной программе могут заниматься дети от 7 до 12 лет.

В младшем школьном возрасте дети довольно много знают об окружающем мире, формы общения с ним очень разнообразны, потенциал возможностей восприятия, энергия велики. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия у детей не всегда одинаково развиты.

Благодаря учебной, в особенности практической деятельности, младший школьник осознаёт себя мыслящим, познающим себя, у него развиваются способности к действию. Ребенок осознает процесс учебной деятельности, ощущает свою значимость, самостоятельность и взрослость, отсюда желание самоутверждения, в обращении к взрослым за оценкой своей деятельности и достижений, возникает необходимость признания. Все эти потребности ребенок может удовлетворить с помощью педагога в дополнительном образовании.

Учебная деятельность для младшего школьника становится ведущей. Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны также с особенностями развития самой игровой деятельности. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Память развивается в направлении произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями, но теперь они способны к целенаправленному, произвольному запоминанию не интересного им материала. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В этом возрасте активно развивается внимание. У детей появляется способность концентрировать внимание на неинтересных им действиях. Но у них все еще преобладает непроизвольное внимание, так как внешние впечатления остаются сильным отвлекающим фактором. Внимание младшего школьника характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью. Сосредоточенно заниматься одним делом они могут в течение 10-20 минут, затруднено распределение и переключение внимание с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям педагога, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение сам ставить цель и контролировать свои действия.

Ведущее место в умственной деятельности занимает образная память, логическая же память слабая. Внимание в этом возрасте непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу и формы освоения учебного материала.

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

Объем программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. 144 часа в год.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Рекомендуемое количество детей в группах — 15 человек, что позволяет педагогу реализовать на практике принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся. В объединении «Мастеровые» возможно формирование разновозрастных групп. Наличие в одной группе детей не только детей разного возраста, но и детей разного уровня подготовки и разных годов обучения определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но работы по подгруппам, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения.

Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты.

Срок освоения программы

3 года

Режим занятий

Занятия проводятся в течение 4-х академических часов в неделю (2 раза в неделю по 2 часа). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий обучающихся, их родителей, а также возможностей учреждения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе деятельности;
  • освоение социальных норм, правил поведения;
  • аккуратность в работе, стремление к порядку, доведение начатого дела до конца;
  • развитая моторика рук соответственно возрасту;
  • активность, самостоятельность, интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • стремление участвовать в конкурсах и выставках;
  • имеет способность к самооценке;
  • имеет адекватную мотивацию учебной деятельности.

Предметные:

  • расширение и систематизация знаний о мировой культуре и творчестве, осознание взаимосвязи культур;
  • формирование знаний, основанных на межпредметных связях: технология-история;
  • формирование навыков работы с режущими инструментами, выкройками и клеем;
  • имеет организовать рабочее место;
  • имеет репродуктивное воображение с элементами творчества, развитое внимание;
  • имеет развитые чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с произведениями декоративно-прикладного творчества;
  • знает о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, видах и техниках декоративно-прикладного творчества, используемых материалах;
  • знает виды бумаги и её свойства.
  • знает правила работы с инструментами и материалами: линейкой, угольником, ножницами, клеем;
  • умеет вырезать прямо, по кругу, силуэт;
  • умеет сгибать бумагу по линиям;
  • знает правила оформления простейших аппликаций с помощью шаблонов;
  • экономно расходует материал;
  • знает различные приемы аппликации;
  • владеет способом симметричного вырезания и использования его в аппликации.

Метапредметные:

Познавательные результаты

  • умеет строить рассуждения, задавать вопросы;
  • понимает информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной.

Коммуникативные результаты

  • может адаптироваться в коллективе;
  • умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать, договариваться;
  • учитывает чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
  • умеет выражать свои мысли;
  • адекватно проявляет свои чувства.

Регулятивные результаты

  • умеет принимать и сохранять учебную задачу;
  • умеет планировать свои действия;
  • умеет адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и навыков;
  • умеет прогнозировать результат своих действий;
  • умеет находить наиболее эффективный способ достижения результата;
  • умеет корректировать план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • умеет осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • умеет реализовать оригинальный замысел от идеи через планы и эскизы к результату;
  • имеет потребность в самоорганизации.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Достижение прогнозируемых результатов реализации программы отслеживается с помощью мониторинга качества дополнительной образовательной подготовки и личностного развития обучающихся (конец I полугодия — промежуточная аттестация; конец учебного года — итоговая аттестация. По результатам итоговой аттестации делаются выводы об индивидуальных достижениях ребенка в данном направлении образовательной деятельности, об уровне его адаптации в данном коллективе.

Формы оценки результативности: тестирование, анкетирование, творческие задания и конкурсные мероприятия (фестивали, конкурсы, выставки различного уровня).

Учебный план на первый год обучения

Название раздела, темы Количество часов Форма организации контроля Формы аттестации/ контроля
всего теория практика
1 Введение 2 1 1 Вводное занятие Опрос.
2 Фелтинг (валяние шерсти) 43 3 40 Комбинированное Творческое задание
2.1 Основы мокрого валяния 10 1 9 Комбинированное Творческое задание
2.2 Основы сухого валяния 17 1 16 Комбинированное Творческое задание
2.3 Техника изготовления картин 16 1 15 Комбинированное Творческое задание
3 Вязание крючком 40 2 38 Вводное занятие. Опрос
3.1 Вязание петель 2 2 Комбинированное Творческое задание
3.2 Вязание столбиков и цепочек 4 1 3 Комбинированное Творческое задание
3.3 Вязание узорного полотна 34 1 33 Комбинированное Творческое задание
4 Текстильное моделирование 25 2 23 Вводное занятие Творческое задание
4.1 Изготовление текстильной куклы 17 1 16 Комбинированное Творческое задание
4.2 Создание образа куклы 8 1 7 Комбинированное Творческое задание
5 Техника декупаж 31 2 29 Вводное занятие Творческое задание
5.1 Декупаж плоских предметов 17 1 16 Комбинированное Творческое задание
5.2 Декупаж объемных предметов 14 1 13 Комбинированное Творческое задание
6 Педагогический контроль 3 3 итоговое занятие самостоятельная работа
  итого 144 10 134    

 

Содержание учебного плана на первый год обучения

Раздел 1. Введение

Теория. Краткое изложение программы. Правила ТБ, инструменты и приспособления.

Практика. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий из различных материалов.

Раздел № 2. Фелтинг (валяние шерсти)

2.1. Основы мокрого валяния

Теория. Организация рабочего места. Знакомство с понятием «Фелтинг» (валяние шерсти, фильцевание, фильц, набивание)

Практика. Упражнения в раскладке шерсти, разведение мыльного раствора. Последовательность накладки. Изготовление объемных и плоскостных изделий.

2.2. Основы сухого валяния

Теория.  Организация рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами (шерсть, игла).

Практика. Упражнение с иглой. Изготовление объемных изделий.

2.3.  Техника изготовления картин

Теория.  Организация рабочего места. Знакомство с видами изделий в технике фелдинг. Их применение.

Практика. Последовательность работы, изготовление изделий.

Раздел № 3. Вязание крючком.

3.1.  Вязание петель

Теория. Основные приемы вязания. Инструменты. Положение корпуса тела и рук.

Практика. Обработка навыка владения крючком. Строение петли, вязание воздушных петель.

3.2. Вязание столбиков и цепочек

Теория.  Понятие цепочки. Особенности вязания столбиков без накида и столбиков с накидом. Их схематическое изображение. Особенности вязания по кругу (квадрату, пятиграннику), прибавление и убавление петель. Дефекты, возникающие в процессе вязания.

Практика. Отработка умений и навыков вязания столбиков, цепочки (с и без накида). Вязание круга и пятигранника, квадрата.

3.3. Вязание узорного полотна

Теория. Понятие ажурного вязания. Понятие рапорт. Понятие петля для подъема.

Практика. Вязание основных элементов ажура

Раздел № 4. Текстильное моделирование

4.1. Изготовление текстильных кукол

Теория. Организация рабочего места. Инструменты, материалы. Знакомство с различными техниками создания каркасов кукол, типы строения кукольных тел. Пропорции тела и его стилизация.

Практика. Изготовление каркаса, заготовок частей кукольного тела и лица. Сборка куклы.

4.2. Создание образа куклы. Изготовление кукольной одежды, аксессуаров и парика

Теория. Способы изготовления одежды (выкройки). Способы изготовления кукольных париков.

Практика. Изготовление и вклейка кукольного парика. Изготовление одежды и аксессуаров. Завершение работы.

Раздел № 5. Техника декупаж.

5.1. Декупаж плоских предметов

Теория. Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов. Особенности выполнения декупажа на различных поверхностях (стекла, ткани, кожи, керамики).

Практика. Подготовка поверхности (ошкуривание, грунтовка). Приемы подготовки материала к работе (вырезание, обрывание). Составление композиций. Изготовление фона. Оформление предметов быта.

5.2. Декупаж объемных предметов

Теория. Знакомство с современными разработками, материалами и методами декупажа.

Практика. Выполнение декупажа а ткани, бутылке и других предметах быта и одежды. Творческая работа по закреплению полученных навыков.

Раздел № 6. Педагогический контроль

Учебный план на второй год обучения

Название раздела, темы Количество часов Форма организации занятия Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1 Лоскутное творчество в народном искусстве 2 2 Вводное занятие Опрос
2 Изготовление кукол 79 8 71 Вводное занятие Творческое задание
2.1 Тряпичная кукла в народной культуре 3 2 1 Комбинированное занятие Творческое задание
2.2 Кукла-закрутка 10 1 9 Комбинированное занятие Творческое задание
2.3 Кукла на столбике 14 1 13 Комбинированное занятие Творческое задание
2.4 Кукла-зернушка (крупеничка) 14 1 13 Комбинированное занятие Творческое задание
2.5 Куклы «одного дня» («купавка», «пеленашка») 14 1 13 Комбинированное занятие Творческое задание
2.6 Обрядовая кукла 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
2.7 Каргопольская кукла 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
3. Обрядовые лоскутные изделия 24 2 22 Вводное занятие Опрос
3.1 «Хотьковские мячики» 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
3.2 Сумка-лакомка 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
4 Лоскутные изделия в интерьере 36 3 33 Вводное занятие Опрос
4.1 Коврик 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
4.2 Подушечка 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
4.3 Одеяло 12 1 11 Комбинированное занятие Творческое задание
5 Педагогический контроль 3 3 Итоговое занятие Самостоятельная работа
  Итого: 144 13 131    

Содержание учебного плана на второй год обучения

Раздел № 1. Лоскутное творчество в народном искусстве

Теория. Значение лоскута в народном представлении. Виды и свойства ткани. Заготовка, сортировка. Обработка и хранение лоскута.

Практика. Отработка навыков и умений в определении видов и свойств тканей. Подготовка лоскута к работе. Изготовление шкатулки для хранения лоскута.

Раздел № 2. Изготовление кукол

2.1. Тряпичная кукла в народной культуре

Теория: История кукол. Классификация. Виды и варианты конструкции. Материалы, инструменты, используемые в изготовлении кукол. Конструктивные особенности народной куклы. Традиционные технологии изготовления тряпичной куклы. Назначение кукол (ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное). Предназначение (обрядовые, куклы-обереги, игровые). Подбор материалов. Роль материала в конструкции куклы.

Практика. Упражнение в организации рабочего места. ТБ при работе с колющимися и режущимися предметами. Подбор тканей и изготовление кукол различных конструкций. Освоение ручных стежков и швов («вперед иголку», «назад иголку», «петельный» шов). Приемы изготовления: скручивание, складывание, подвязывание

2.2.  Кукла-закрутка

Теория. Куклы-обереги в русском быту. Их предназначение и роль. Традиционные приемы изготовления. Характеристика материалов, используемых для изготовления куклы-оберега. Символическое значение цвета ткани. Способы: закрутка и закатка, скручивание или перекрещивание, обмотка.

Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («Берегиня», «Лихоманка», «Бессоница»). Изготовление выкроек, сборка деталей.

2.3.  Кукла на столбике

Теория. Кукла-оберег. Предназначение. Особенности в изготовлении.

Практика. Применение умения и навыка в изготовлении тряпичной куклы.

2.4. Кукла-зерновушка (крупеничка)

Теория.  Кукла-оберег. Характеристика материалов, используемых в изготовлении куклы-оберега. Символичное значение.

Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («кубышка-травница», «зерновушка»)

2.5. Куклы «одного дня».

Теория.  Смысловая и символическая нагрузка. Подбор материалов.

Практика. Подбор тканей. Изготовление кукол.

2.6.  Обрядовая кукла

Теория.  Понятие «обряд», роль и место обрядовой куклы в крестьянском быту. Куклы обрядов календарного цикла. Важнейшие праздники земледельческого календаря. Характеристика материалов. Используемых для изготовления обрядовых кукол.

Практика. Подбор тканей и изготовление кукол («Заклинание весны», «Вербница», «Свадебная пара»)

2.7. Игровые народные куклы

Теория. Особенности кукол для каждой возрастной категории. Развитие у детей навыков рукоделия через игру в куклы. Знакомство с куклами-перевертышами, с признаками противоположности. Мужское и женское в традиционной Русской культуре. Кукольные парочки. Характеристика материалов, используемые для изготовления кукол.

Практика. Подбор материала. Изготовление куклы: двусторонний перевертыш «День-ночь», «Баба-девка», «Кукольные парочки».

Раздел № 3. Обрядовые лоскутные изделия и игрушки

3.1. Сумка-лакомка

Теория. Традиция колядования. Значение обрядовых изделий в аспекте сохранения традиций и культуры народа. Виды, назначение, используемый материал. Понятие «Народное искусство», «Обряд», «Народные праздники». Технология изготовления сумки-лакомки.

Практика. Применение умений и навыков в раскрое ткани. Пошив традиционной сумки-лакомки.

  • «Хотьковские мячики»

Теория. История игрушки. Особенности раскроя сферических изделий. Соединение деталей. Набивка и декорирование.

Практика. Раскрой и пошив мячиков. Декорирование мячиков. Изготовление изделий современной интерпретации.

Раздел № 4. Лоскутные изделия в интерьере

4.1. Коврик

Теория. Требования к лоскутному шитью. Свойства тканей. Способы подготовки лоскутов к работе: стирка, влажно – тепловая обработка, декорирование. Прокладочные и подкладочные ткани, Ленты, тесьма, пуговицы, украшения для изделий. Основные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Лоскутная картотека. Виды тканей: Ситец, бязь, шелк, трикотаж, фетр, флис, мех. Интерьерное использование техники лоскутного шитья. Стили (кантри, прованс, скандинавский, восточный, индийский и др.) национальный и «деревенский» интерьеры. Виды (традиционный, вязаный, квилтинг, японский, Crazy). Техники и схемы (квадраты, треугольники, «акварель», соты, ляпочиха). Последовательность выполнения.

Практика. « Экскурсия»  в мир лоскутиков. Составление картотеки из личного запаса лоскутков. Изготовление мелкого объекта (салфетка). Применение навыков в изготовлении коврика, с применением ручной лоскутной технике шитья. Выполнение изделий в технике «йо-йо», «Ляпочиха», «аппликация».

  • Подушечка

Теория. ознакомление с понятием «Красивые полезные вещи для дома». Демонстрация готовых полезных вещей, рисунков, журналов. Выбор модели, техники, подбор ткани.

Практика. Изготовление подушек, салфеток, прихваток с применением ручной аппликации.

  • Одеяло

Теория.  Беседа «Разнообразие и виды лоскутного шитья», «Виды и техники». Технология и последовательность изготовления лоскутного одеяла для интерьера дома. Выбор техники.

Практика. Изготовление лоскутного одеяла в выбранной технике.

Раздел № 5. Педагогический контроль

Учебный план на третий год обучения

Название раздела, темы. Количество часов Форма организации занятия Формы аттестации/ контроля
Всего теория практика
1 Введение 2 2 Вводное занятие Опрос
2 Азбука кожаной пластики 16 1 15 Вводное занятие творческое задание
3 Изделия на основе склеивания 52 3 49 Вводное занятие творческое задание
3.1 Аппликация. 17 1 16 Комбинированное занятие творческое задание
3.2 Цветовой круг. Гармония цвета. 17 1 16 Комбинированное занятие творческое задание
3.3 Изделия на основе оплетки 18 1 17 Комбинированное занятие творческое задание
4 От листочка до панно. 52 2 50 Вводное занятие Опрос
4.1 Цветы из кожи 26 1 25 Комбинированное занятие творческое задание
4.2 Аксессуары из кожи 26 1 25 Комбинированное занятие творческое задание
5 Объемные изделия из кожи. 19 2 17 Вводное занятие Опрос. Творческое задание
5.1 Украшения в стиле «винтаж» 6 1 5 Комбинированное занятие творческое задание
5.2 Вторая жизнь вещей 6 6 Комбинированное занятие творческое задание
5.3 Объемные картины, панно, коллажи. 7 1 6 Комбинированное занятие творческое задание
6 Педагогический контроль. 3 2 Итоговое занятие Самостоятельная работа.
  Итого: 144 8 136    

Содержание учебного плана на третий год обучения

Раздел № 1. Вводное занятие

Теория. Краткое содержание программы.  Инструктаж по ТБ при работе с инструментами.

Практика. Демонстрация иллюстраций. Готовых изделий.

Раздел № 2. Азбука кожаной пластики

Теория. Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы работы с ними. Техника использования сложных инструментов. Правила подбора инструментов для изготовления изделий. Правила ТБ при работе с электроприборами. Реставрация кожи, знакомство с видами и приемами обновления старой кожи. Секреты мастерства.

Практика. Отработка навыков организации труда (подготовка рабочего места, инструментов). Знакомство с основными приемами работы с кожей: раскрой, обтяжка, драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.

 Раздел № 3. Изделия на основе склеивания

3.1. Аппликация

Теория.  Знакомство с традиционными приемами (аппликация, вышивка, тиснение, плетение). Аппликация, как способ создания художественного изображения с помощью наклеивания или пришивания кусочков кожи. Знакомство с видами аппликации (плоская и объемная).

Практика. Применение на практике умений и навыков обрисовки, раскроя и аккуратного склеивания деталей. Изготовление закладок книг.

  • Цветовой круг. Гармония цвета

Теория.  Что такое цвет. Значение цвета для человека. Знакомство с понятиями цветовой круг, холодная и теплая гамма цветов. Контраст.

Практика. Окраска кожи, знакомство с приемами окраски. Изготовление объемных изделий наклеивание аппликации на основу. Отработка навыков декорирования.

  • Изделия на основе оплетки

Теория. что такое оплетка. Знакомство с видами оплетки (простая, двойная, перекрестная).

Практика. Заготовка кожаных ремешков. Оплетка одним ремешком. Изготовление кошелька, подставки под стакан, футляр для ключей.

Раздел № 4. От листочка до панно

4.1. Цветы из кожи

Теория. Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев, т.д.

Практика.  Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание, термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек, лекал, сборка цветов.

  • Аксессуары из кожи

Теория.  Различные виды аксессуаров из кожи: браслеты, кулоны, шкатулки, колье и многое другое.

Практика. Изготовление кулонов, колье, шкатулок по предложенным педагогом образцам. Декорирование бусинами, стразами, мехом по своим замыслам.

Раздел № 5. Объемные изделия из кожи

5.1. Украшения в стиле «винтаж»

Теория. Знакомство с базовыми приемами и инструментами. Понятие винтаж. Работа со специальной литературой. Отделка украшений, крепление застежек, работа с проволокой.

Практика. Зарисовка будущего изделия. Создание петли из проволоки, крепление ушка. Изготовление изделия из кожи.

  • Вторая жизнь вещей

Теория. Что такое бросовый материал. Что можно сделать из бросового материала, как дать вторую жизнь вещам (баночки разной формы, бутылочки, т.д.)

Практика. Изготовление и декорирование подсвечников, подставок для канцтоваров и косметических принадлежностей.

  • Объемные картины, панно, коллажи

Теория. Объединение в себе всех навыков и умений (изготовление цветов, обработка, окраска кожи, …). Составление эскизов, зарисовка схем. Фон и пропорции.

Практика. Зарисовка схем композиции и составление индивидуального эскиза. Создание плоскостного и рельефного панно.

Раздел № 6. Педагогический контроль знаний.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Предусмотрено:

— заключение договора с родителями ребёнка (или лицами, их заменяющими) по оказанию дополнительных образовательных услуг;

— проведение установочных родительских собраний в начале каждого учебного года с целью ознакомления с программой, обсуждением образовательного заказа;

— сотрудничество с другими коллективами;

— участие в проектах ЦВР Московского района;

— совместные занятия с родителями.

Оборудование и материалы:

  • Бумага (А 4).
  • Картон.
  • Ножницы.
  • Клей ПВА.
  • Клей «Момент», «Титан».
  • Карандаш простой (М, МТ).
  • Нитки разных цветов.
  • Иголки, иглы.
  • Пуговицы.
  • Резак.
  • Декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки, ленточки и пр.).
  • Ткани.
  • Линейка.
  • Пряжа.
  • Природный материал (семена, шишки, сухие цветы).
  • Лекала.
  • Разноцветные нити.
  • Выжигатель.
  • Свеча (для работы в технике «жмурка»).
  • Стол угловой -1
  • Стол-тумба из 4-х шкафов – 1
  • Аквариум 60 л – 1
  • Весы учебные с гирями – 1
  • Тумба -1
  • Часы настенные – 1
  • Шкаф для документов – 2
  • Шкаф навесной – 4
  • Доска аудиторская маркерная– 1
  • Стол для компьютера – 1
  • Стол письменный – 1
  • Шкаф закрытый – 1
  • Шкаф открытый – 3
  • Шкаф платяной — 1
  • Стол ученический – 15
  • Стул ученический – 30
  • Стол 2х тумбовый — 1
  • Стул комп. – 1
  • Стенка 5ти секционная – 1
  • Доска для мела — 1
    Формы аттестации / контроля
Формы

аттестации

Роль формы аттестации в реализации поставленных целей и задач
Устный опрос Устный опрос позволяет изучить уровень усвоения полученной учащимися информации, мотивы поведения.
Беседа Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа предполагает проверку знаний по небольшому объему материала. Она позволяет определить уровень информированности и эрудиции в отношении общих знаний и содержании программы.
Анкетирование Информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину
Творческое задание Творческие задания реализуют диагностическую и контролирующую функции.
Анализ результатов участия в выставке, в конкурсе, фестивале Позволяет выявить уровень подготовленности учащихся.
Педагогическое наблюдение С помощью педагогического наблюдения педагог может оценить метапредметные и личностные результаты: интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли.    Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации.
Игра Игра позволить выявить коммуникативные навыки учащихся.

Оценочные материалы

Личность самого обучающегося, личностное развитие – главный показатель эффективности образовательного процесса. В настоящее время формирование у обучающихся способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей. Педагог может заинтересовать своих обучающихся познанием самих себя, помочь им в формировании навыков самореализации и самоуправления. В объединении «Мастеровые» мониторинг личностного развития осуществляется с использованием метода педагогического наблюдения и 5 блоков оцениваемых параметров:

1 – мотивационный

2 – познавательный

3 – эмоционально-волевой

4 – коммуникативный

5 – творческий           

Мотивация к знаниям – активность ребенка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности), интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребенка. Заинтересованность в получении новых знаний), устойчивое эмоциональное состояние.

Познавательная активность – усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематизировано  излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, темп занятия.

Эмоциональная сфера – эмоциональные проявления (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремленность (собранность, организо-ванность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей).

Коммуникативность – взаимодействие с педагогом (культура общения с взрослым, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм. Поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе.         

Творческий потенциал – сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).         

Данные сводятся в карту индивидуального развития обучающихся.         

Диагностика проводится 2 раза: 1 – входная (в начале учебного года) и 2 – итоговая(в конце учебного года).

Для оценки используется уровневая система:

          1 – низкий

          2 – средний

          3 – высокий.         

Заполняется индивидуальная карта личностного развития, карта личностного развития по обьединению.

Ф.И.

обучающегося

Мотивационный Познавательный Эмоционально-волевой Коммуникативный Творческий
  Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
                               

 Критерии результативности обучения:

  • комфортность обучающихся, которая может устанавливаться по посещаемости занятий, анкетированию обучающихся и их родителей;
  • удовлетворенность обучающихся образовательным процессом и своей работой (высказывания детей на занятиях, высказывания родителей на собраниях, анкетирование обучающихся и их родителей);
  • достижения обучающихся (по итогам участия в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях);
  • положительная динамика самооценки, которая может быть установлена по методике Дембо-Рубинштейна.

Список литературы

  1. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров/Анна Эм. –Минск: Харвест, 2010. -256 с.: ил.- (карманная иллюстрированная библиотека)
  2. Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. –М.: Профиздат, 2007. -64 с.: ил.
  3. Волшебный клубок. Выпуск 27. В.В. Дусанская., А.В. Косюк. Издательство «Реклама», 1986.
  4. Ерёменко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. Издательство «Малыш». Москва- 1986 (Альбом по вышиванию).
  5. Еременко Т.И. рукоделие. -2-е изд., и доп. –М.: Легпромбытиздат, 1989 -160 с.: ил.- ISBN 5 -7088-0176-х.
  6. Журнал «Мир женщин». Вышивка.
  7. Зайцева А.А. Вышивка ленточками: мастер-класс для начинающих мастериц / Анна Зайцева. –М.: Эксмо. 2010.- 64 с.: ил.- (Азбука рукоделия).
  8. Золотая коллекция новогодних изделий. –М.: Эксмо, 2013.- 96 с.: ил.- (BTL- проекты).
  9. История искусства. Энциклопедия школьника / обо всем на свете/. /пер.с испан./.-М.:- «Омега», 2007.- 96 с.: ил.
  10. Каменова Е. Твоя палитра. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1963.
  11. Макраме и фриволите. –СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», -1998, 256 с.: ил.
  12. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. –М.: просвещение. 1983. – 94 с., ил.
  13. Плетение кружев. И.Н. Приходько. Н.Н. Юрьева. Пермь. 1983 -77 с.
  14. Сотникова Н.А. Старинные русские узоры для вышивания: красиво и просто / Сотникова Надежда Анатольевна. –М: Эксмо.
  15. Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Редкол.: III 64 И. А. Андреева (гл. ред.) и др. –М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994.- 288 с.: ил.

Рекомендуемая литература

  1. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. – М.; Школа- Пресс, 1993. -48 с. (Б-ка журнала «Школа и производство»).
  2. Артюнов С, Кобычев В. «В краю гор, садов и виноградов (рассказы о народах СССР) М.1987
  3. Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья», Издательство «Экзамен» 2014.
  4. Вышивание, вязание, поделки из кожи Москва Знание 2007
  5. Горинева Н.А. «Декративно-прикладное искусство в жизни человека» М. 2003
  6. Грин М.Э. «Шитье из лоскутков» М. 1981
  7. Дайн Г. «Детский народный календарь», М.2001
  8. Дайн Г. «Лоскутные мячики из Хотькова». Изд.дом Сериева Посада. 2008 М.1980
  9. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва 2000
  10. Журнал «Делаем сами». Учредитель и издательство- ООО. Издательский дом «Толока», 2012 г.
  11. Журнал «Чудесные мгновения. Пэчворк на пенопласте» 2009г.
  12. Журналы Валентина 2000-2008 гг.
  13. Зайцева А.А. Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике/ Анна Зайцева .-М.; Эксмо, 2012.-64.: ил. – (Азбука рукоделия).
  14. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки/ Анна Зайцева. –М.: Эксмо, 2012. — 64.: ил.-(Азбука рукоделия).
  15. Зубкова Т.А. Вязание на спицах С- Питербург 2002г.
  16. Искусственные цветы. Издательство «Вече» 1996г. Г.Москва. автор А.В. Аржанухина
  17. Каплан Н.И. «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока»
  18. Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров/ Пер. с англ. Н.К Яковлевой. – М.: 000 ТД «Издательство Мир книги», 2007. -296 с.: ил.
  19. Котова А.С «Русские обряды и традиции» М. 1980.
  20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995
  21. Кожа в умелых руках. Сборник (Ред. – сост: О.Г. Жукова. – М., 1997.
  22. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 1998.
  23. Кюльн Э.П., Кирме К.К., Реймо Х.К., Самматавет Э.Г. Технология художественных изделий из кожи. М.: Легкая и пищевая промышленность. 1982.
  24. Лазарева Н.Н Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию. — М., 1999.
  25. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. – М., 2001.
  26. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Волшебные лоскутки. – М., 1998.
  27. Максимова М. В., Кузьмина М. А., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. – М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 64.: ил
  28. Мерцалов М. Н. «Поэзия народного костюма» М. 11975.
  29. Матяш Е. «Лоскутное шитье. Самый полный и понятный самоучитель», М., ЭКСМО, 2015г.
  30. На досуге. Альбом/ Т.И. Баева., О.А. Бойко, Н 12 В, П. Гирич и др. Легпромбытиздат, 1990. – 48 с.
  31. Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия/ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007. – 158 (2) с.: ил.
  32. Пермякова М. Рукоделие. – М. 2000.
  33. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». М.: Учебная литература, 2007г.
  34. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во «Эксмо». 2003. (серия «Академия мастерства»)
  35. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. – г.Армавир, 2000.
  36. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения – Москва: Изд.дом МСП, 2000.
  37. Симоненко В Д. «Технология» 5 кл. М. «Вентана – Граф» 1997
  38. Симоненко В Д. «Технология» 6 кл. М. «Вентана – Граф» 2000
  39. Симоненко В Д. «Технология» 7 кл. М. «Вентана – Граф» 2000
  40. Сичкаренко Л.А. Вязание крючком. Москва. 1999.
  41. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А., Ивлева А.Г. Объемные картины из кожи – Ростов н/ Дону: «Феникс», 2006. (Город мастеров)\
  42. «сто народов, сто языков» под ред. Минца Л.М. М. 1992.
  43. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО «изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
  44. Фомичова Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком Москва «Просвещение» 1991
  45. Харди Э. Шьем за один день: 50 уютных проектов с пошаговыми инструкциями/ Эмма Харди; (пер. с англ. Е. Лозовской). – М., 9009.-176 с.: ил. –(книга-дизайнер по одежде и интерьеру).
  46. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Твори. Выдумывай, Пробуй.» самара: Корп. Федоров, 2004.
  47. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: «Эксмо» 2006.
  48. Чудесные аксессуары для дома. – М., 1999
  49. Шалда В.В Цветы из ткани для любой мамы – М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
  50. Шахова Н.В. Кожанная пластика. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003.
  51. Школа и производство. Журналы 2000-2008гг.
  52. Huqo Quili: Patchwork sin Costuras № 1222, 20010
  53. Интернет-ресурс: htt: // stranamasterov.ru
  54. Http: womanadvice.ru/ Kinusaiqa-master- Klass.

 Литература для учащихся

  1. Дайн Г. «Детский народный календарь», М. 2001.
  2. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. «Мозаика лоскутных узоров» М. 2007.

Приложения

Методические материалы

Успешное решение поставленных в программе задач возможно при соблюдении следующих педагогических  принципов:

  • принцип целенаправленности педагогического процесса;
  • принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в педагогическом процессе;
  • принцип наглядности;
  • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней;
  • принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
  • принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности

  • рассказ
  • объяснение
  • внушение
  • инструктаж
  • пример

Методы организации деятельности, общения и поведения

  • Упражнение
  • Педагогическое требование
  • Поручение
  • Создание воспитывающих ситуаций
  • КТД (коллективное творческое дело)

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

  • соревнование
  • поощрение
  • наказание
  • построение перспективных линий
  • метод естественных последствий

Методы контроля

  • педагогическое наблюдение
  • опрос
  • анкетирование
  • тестирование
  • беседа

Воспитательные средства

  • личный пример и педагогическое мастерство;
  • высокий уровень организации занятий в объединении;
  • дружный, сплочённый коллектив объединения;
  • система морального стимулирования;
  • индивидуально-личностный подход к обучающимся;
  • предоставление обучающимся возможности выбора вида деятельности;
  • педагогическая поддержка процесса психологического переживания ребенком учебных достижений и неудач.

Методы обучения

Методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся:

  • по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, письменные- инструктирование. (Инструкционные карты, технологическая карта, карты –контроля);
  • по степени самостоятельности мышления учащихся: частично-поисковый;
  • по степени управления учебной работы — самостоятельная работа.

Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать метода поощрения.

Формы проведения занятий

  • практическое занятие,
  • самостоятельная работа,
  • выставка,
  • конкурс,
  • творческая мастерская,
  • беседа,
  • деловая игра

Дидактические материалы

Техника безопасности при работе с ножницами.

  • Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
  • Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
  • Следи, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  • Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиям.
  • Не держи ножницы концами вверх.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время вырезания.

Техника безопасности при работе с клеем.

  • Следи, чтобы клей не попал в глаза.
  • Передавай клей товарищу только в закрытом виде.
  • Не мажь много клея.
  • После работы закрывай крышку.

Техника безопасности при работе с иглами и булавками:

  • Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
  • При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
  • Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
  • Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  • Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
  • Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Методы исследования выявления познавательного интереса детей

Методика № 1

Выявления мотивов учебной деятельности детей

  1. Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующее Вашему:
  • учусь потому, что на уроках интересно
  • учусь потому, что заставляют родители
  • учусь потому, что хочу знать больше
  • учусь потому, чтобы доставить радость родителям
  • учусь потому, чтобы потом хорошо работать
  • учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим
  • учусь, потому что нравится педагог.

Вывод:

Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудачи в учебе, связанные с системой отношений.

Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика.

Методика№ 2

Анализ интересов и направленности ребенка

  1. Интерес к профессии:
  • Какие профессии тебе кажутся привлекательными?
  • Какую профессию собираешься выбрать в будущем?
  • Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии (подчеркнуть: радио, телевидение, книги, учителя, встречи со специалистами, родители)?
  • Чем привлекает тебя эта специальность (имею способности к ней, перспективная, хорошо оплачивается, интересная, увлекательная)?
  • В какой мере ты уверен, что осуществишь мечту (абсолютно, надеюсь, сомневаюсь, не уверен)?
  1.    Любимые занятия (интереснее всего)
    • что делать
    • во что играть
    • что читать
    • в чем помогать
    • что посещать
    • о чем говорить
    • что наблюдать
    • что получается лучше всего
  1. Интересы научные и технические:

— любимые учебные предметы

— Любимые области наук

-привлекательные области техники

— самые интересные ученые

— интересные изобретатели

— в какой области науки или техники занимаешься сам

  1. Эстетические интересы:

— любимый писатель, его произведения

-любимый художник, его произведения

-любимый скульптор, его произведения

-Любимое место в городе

-какой областью искусства занимаешься сам

  1. участие в кружках:

-предметные

-технические

-научные

-литературные

-художественные

-музыкальные

-спортивные

-в каких олимпиадах принимал участие

-в каких конкурсах участвовал

Какие призы и награды имеешь

Методика № 3:

Определение уровня познавательных интересов

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии

— связаны очень тесно

-связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности

-не связаны

  1. обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т.д.

-постоянно

-иногда

-очень редко

  1. Ставит ли пред собой задачи, выполнение которых в течении многих дней и даже месяцев

-большинство занятий подчинено этому принципу

-ставит такие задачи, но редко выполняет

-не ставит долговременных задач

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач)

-делает всегда столько, сколько нужно

-делает периодически

-не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом

-всегда, когда нужно

-только изредка

-не способен

ВЫВОД:

В результате анкетирования исследователь должен прийти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению.

Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально- интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутри коллективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв