Центр развития речи и коммуникации «Речецветик»
Владимирова Надежда Николаевна, Еремеева Раиса Евгеньевна воспитатели
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» НМР РТ
Пояснительная записка.
Тема работы: Центр развития речи и коммуникации «Речецветик».
Краткое содержание:
Центр развития речи и коммуникации «Речецветик» разработан для полноценного речевого развития старших дошкольников.
Центр изготовлен в виде ширмы с прозрачными карманами, в которые вкладываются конверты с дидактическими играми; есть занавес для театральных представлений и поле для фетрового театра. Пособие включает в себя многофункциональную ширму, зеркала, игровой, дидактический и наглядный материал: 27 дидактических игр, 1 речевую игру, алгоритмы для составления описательного рассказа, сюжетные картинки по лексическим темам, 4 пальчиковые игры, картотеку пальчиковой гимнастики, пальчиковый театр, театр пальчиковых тантамаресок, упражнения для развития графомоторных навыков, игры и упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников.
С его помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Центр оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ширма многофункциональна, она трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься и играть.
Материал, содержащийся в центре, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.
Актуальность:
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей.
Для того чтобы ребенок успешно обучался в школе, усвоил школьную программу, у него должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли. Ребенок должен уметь строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. На развитие ребенка многогранное влияние имеет игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра оказывает большое влияние на процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
— совершенствовать разговорную речь;
— обогащать словарь;
— формировать грамматический строй речи и т.д.
Это обусловило актуальность создания дидактического пособия «Мастерская слова» для речевого развития детей.
Инновационный потенциал работы:
В центре развития речи и коммуникации заложены большие возможности не только формирования, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи в целом. Таким образом, работа в центре развития речи и коммуникации «Речецветик» позволяет расширить речевую среду в группе, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Применение данного центра предполагает работу в тесном контакте с родителями. Так как он включает в себя множество разнообразных дидактических игр и упражнений, родители могут брать и использовать эти игры и дома в работе с детьми по закреплению пройденного материала, коррекции и развитии речи. Взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Цели и задачи:
Цель: Создание условий для самостоятельной и совместной с воспитателем речевой деятельности старших дошкольников в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
-Развивать связную, монологическую и диалогическую речь старших дошкольников.
-Активизировать словарь дошкольников, обобщающие понятия в речи, лексико-грамматические категории; формировать словообразование.
-Развивать умение находить слова, противоположные по смыслу; слова, имеющие одинаковое значение.
-Формировать и развивать фонематический слух; развивать навыки правильного звукопроизношения.
-Формировать умение производить звуковой анализ слова.
-Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение старших дошкольников.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать и укреплять физиологическое речевое дыхание дошкольников; развивать графомоторные навыки.
-Воспитывать дружелюбные отношения в игре, взаимопомощь, усидчивость, аккуратность при выполнении заданий.
Область применения:
-проведение фронтального речевого занятия и в подгруппах по 2-3 воспитанника (наглядно — демонстрационный материал, двигательно-речевые упражнения, театрализованные игры);
-индивидуальная работа с воспитанником. Проводится с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом – логопедом: артикуляционные упражнения; развитие речевого дыхания, дидактические игры.
-использование пособия в самостоятельной деятельности детей. Дошкольники используют ширму для сюжетно-ролевых игр, для этого необходимо в прозрачный карман вставить картинку, обозначающую данную сюжетную игру (это может быть аптека, магазин, касса, регистратура поликлиники и т.д.), игры драматизации и дидактические игры.
Описание использованных методик:
При разработке центра развития речи и коммуникации «Речецветик» использовались следующие методики: дыхательная методика (для формирования речевого дыхания); мнемотехника; мнемоквадраты (опираясь на картинки дети рассказывают знакомые сказки); логоритмика (пальчиковая и артикуляционная гимнастика). Эти методики помогают развивать и обогащать речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Ожидаемый результат:
-создание положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива;
-развитие у дошкольника самостоятельности, инициативности, уверенности в себе;
-развитие речи дошкольника и его интеллектуального развития в целом;
-развитие контроля за точностью своего высказывания у дошкольника;
-становление коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности;
-становление значимых для возраста дошкольника личностных качеств.
Содержательная часть.
Игровой материал: многофункциональная ширма, зеркала, демонстрационно-наглядный и дидактический материал.
- Дидактическая игра «Назови, одним словом»
Цель: Формирование умения классифицировать предметы по одному признаку.
Задачи: развивать внимание, мышление, сообразительность; активизировать словарь по лексическим признакам; формировать умение использовать обобщающие слова при классификации предметов.
- Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Формирование понятия пространственных значений предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.
Задачи: упражнять в правильном употреблении предлогов в предложениях; сформировать представление о предлоге, как отдельном слове; упражнять в составлении предложений с предлогами по картинке.
- Дидактическая игра «Противоположности».
Цель: Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу.
Задачи: расширять словарный запас и кругозор ребенка; развивать логическое мышление; закреплять понятие о пространственных представлениях; развивать связную речь.
- Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Цель: Расширение словаря синонимов.
Задачи: развивать умение определять схожие по смыслу слова; обучать детей употреблять в речи слова с похожим значением (слова-синонимы); расширять словарный запас.
- Дидактическая игра «Угадай пару. Слова – паронимы».
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком; развивать у детей слуховое внимание.
- Речевая игра «Что делал? Что делала? Что делали?»
Цель: Обучение умению соотносить название глагола-движения с действием человека и обучение детей отвечать на вопрос: Что он (она) делает?
Задачи: совершенствовать умение грамотно строить предложение по модели «предмет – действие»; закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.
- Дидактическая игра «Собери пословицы».
Цель: Развитие связной речи.
Задачи: расширять знания о пословицах; обогащать речь дошкольников; пополнять словарный запас; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к культуре русского народа.
- Дидактическая игра «Угостим гостей чаем«.
Цель: Формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Задачи: формировать у детей старшего дошкольного возраста навык образования прилагательных от существительных; обогащать речь дошкольников прилагательными.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Формирование умения детей классифицировать предметы по одному признаку.
Задачи: закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи; развивать монологическую и диалогическую речь.
- Дидактическая игра «Рассели по домикам».
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Задачи: упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица; обогащать речь детей существительными и местоимениями.
- Дидактическая игра«Расскажи сказку».
Цель: Развитие связной речи дошкольников.
Задачи: упражнять в умении пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по серии сюжетных картинок; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; воспитывать любовь и уважение к русским народным сказкам.
- Лото «Когда это бывает».
Цель: Обобщение знаний дошкольников об особенностях и признаках времен года.
Задачи: обогащать и активизировать словарный запас детей; упражнять в составлении рассказов по картинкам; развивать связную речь; развивать память, мышление, внимание; закреплять знания детей о том, в какое время года бывает то или иное действие.
13. Лото «Что для чего».
Цель: Систематизирование знания детей о назначении вещей и о месте их нахождения.
Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память; развивать связную речь.
- Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: Развитие умения сравнивать картинки, устанавливать их сходство и различие.
Задачи: упражнять умение последовательно рассматривать картинки; развивать внимание, память, мышление; развивать связную речь.
- Дидактическая игра «Истории в картинках».
Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине.
Задачи: упражнять детей в описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; обучать детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета.
- Дидактическая игра «Составь предложение».
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи: закреплять умение составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого; развивать логическое мышления и воображения у детей.
17. Дидактическая игра «Речевые кубики».
Цель: Развитие связной речи.
Задачи: расширять словарный запас дошкольников; формировать грамматический строй речи; формировать умение последовательно излагать мысли; развивать воображение, мышление, память, ловкость; развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук; воспитывать дружелюбные отношения в игре.
18.Алгоритмы для составления описательного рассказа.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи: продолжать учить детей работать с предложенным алгоритмом; активизировать словарь старших дошкольников; упражнять в умении составлять описательные рассказы по алгоритму (схеме);воспитывать желание выражать свои чувства, переживания в речи.
- Дидактическая игра «Продолжи слова».
Цель игры: Развитие навыка звукобуквенного анализа, фонематического слуха.
Задачи: развивать зрительную память; закреплять умение анализировать, сравнивать; расширять словарного запаса.
- Дидактическая игра «Первый и последний звук в слове».
Цель игры: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Задачи: развивать умение выделять первый и последний звук в слове; развивать внимание, память и логическое мышление.
- Дидактическая игра «Отгадай слово по первым буквам».
Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Задачи: развивать слоговую структуру речи; упражнять детей в умении производить звукобуквенный анализ слов (выделять первый звук в слове);развивать память, внимание, логическое мышление, навыки чтения; воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
- Дидактическая игра «Пирамида».
Цель: Развитие фонематического слуха, слоговой структуры и грамматического строя речи.
Задачи: дифференцировать звуки [ш], [ч], [ж], [щ]; активизировать и расширять словарный запас старших дошкольников; развивать связную речь; упражнять в делении слов на слоги; упражнять в определении количества слогов в слове.
23. Дидактическая игра «Твердый — мягкий».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Задачи: дифференцировать звуки [б] — [б’], [п] — [п’], [л] — [л’], [м] — [м’], [д] — [д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [с’], [в] — [в’], [ф] — [ф’], [н] — [н’], [г] — [г’], [к] — [к’], [р] — [р’];развивать графические навыки; упражнять в навыках звукового анализа.
24. Дидактическая игра «Подбери схему к слову».
Цель: Развитие навыков в звуковом анализе слов.
Задачи: воспитывать самостоятельность; развивать мелкую моторику рук; активизировать мыслительную деятельность детей, внимание; развивать фонематическое восприятие; упражнять в умении определять количество звуков в слове, в определении места звука в слове.
- Дидактическая игра «Веселый паровозик».
Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.
Задачи: закреплять умение делить слова на слоги; формировать умение различать одно -, двух-, трех-, четырехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей; развивать словарный запас, мышление, речь.
- Дидактическая игра «Помоги найти дорогу».
Цель: Автоматизация звуков в словах (предложениях).
Задачи: развивать моторику артикуляционного аппарата; развивать пальчиковую моторику; формировать правильную выдыхаемую речевую струю воздуха, кинестетических ощущений;
дифференцировать звуки [я], [а], [п], [к], [б], [ш], [м], [л], [с], [г];развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов (определение места заданного звука в слове – в начале, середине или в конце слова);развивать умение составлять предложения.
- Дидактическая игра «Собери яблоки».
Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.
Задачи: закреплять умение делить слова на слоги; формировать умение различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей; развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова; воспитывать дружелюбные отношения в игре.
- Дидактическая игра «Собери букет».
Цель: Формирование умения детей определять заданный звук в слове.
Задачи: закреплять умение соотносить звук и букву; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять правильное произношение поставленных звуков; упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях; развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове.
- Дидактическая игра «Тактильные мешочки».
Цель: Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.
Задачи: развивать умение определять предмет на ощупь; расширять активный словарь; развивать грамматический строй речи; активизировать прилагательные в речи детей; развивать умение находить ассоциации тактильным ощущениям; развивать связную речь; развивать память, мышление, тактильное восприятие;
- Картотека пальчиковой гимнастики.
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук дошкольников.
Задачи: развивать связную речь; совершенствовать координацию движений для подготовки руки к письму.
- «Ring L Ding-украшаем пальчики».
Цель: Развитие мелкой и общей моторики рук.
Задачи: развивать зрительное восприятие; формировать пространственные представления (понятия «ниже — выше», «над — под», ребенок учится располагать резинки в зеркальном отражении, если играть с левой рукой);тренировать память (карточка поворачивается лицом на 5 секунд);развивать наглядно-образное мышление (ребенок учится сопоставлять реальные объекты с картинкой, располагать в соответствии с образцом).
32. Пальчиковые игры с прищепками.
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи: закреплять сенсорные навыки и пространственные представления; развивать воображение, память, речь;
33. Графомоторные дорожки
Цель: Развитие мелкой моторики руки.
Задачи: подготавливать руки к письму; формировать зрительно – моторную координацию; формировать активную речь дошкольника; развивать мышление, память, сосредоточенность; формировать умение действовать, повторяя показанный образец.
34. Графомоторные упражнения «Лабиринты».
Цель: Развитие координации движений.
Задачи: способствовать развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности; формировать умение находить выход из заведомо сложной ситуации.
35. Графомоторные упражнения «Нарисуй, не отрывая руки».
Цель: Развитие начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Задачи: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание.
- Плетенки из цветного фоамирана и атласной ленточки.
Цель: Развитие мелкой моторики.
Задачи: упражнять в плетении из полосок атласной ленты разного цвета; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость и терпение; развивать логическое мышление.
- Веселые ленточки.
Цель: Развитие мелкой моторики.
Задачи: упражнять в плетении ленточек; упражнять в завязывании бантов; развивать логическое мышление, воображение; воспитывать усидчивость и аккуратность.
- Пальчиковый театр.
Цель: Развитие связной речи и моторики рук в сочетании с речью.
Задачи: обучать детей разыгрыванию небольших постановок, сценок, сказок с помощью пальчикового театра; развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста; развивать речь, мышление, память, творческое воображение.
- Театр пальчиковых тантамаресок.
Цель: Развитие мелкой моторики и связной речи.
Задачи: развивать творческое воображение; формировать творческие и артистические умения; развивать связную речь; развивать выразительность речи; развивать монологическую и диалогическую формы речи; развивать тонкую моторику пальцев рук.
- Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
Цель: Укрепление речевого дыхания детей.
Задачи: тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительность выдоха; укреплять мышцы лица и грудной клетки; формировать правильное звукопроизношение.
Список используемой литературы.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 400 с.
- Алябьева, Е. А.Развитиевоображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.:Творческий центр, 2005 – 128 с.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение, 1991г. – 160 с.
4.Веракса Н. Е., Комарова Т. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС Мозаика-Синтез, 2018 – 368 с.
- Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитиеребенка в детском саду: новые подходы. – Р-н-Д.: ТЦ Учитель, 2010. – 32с.
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г. – 223 с.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007 – 32 с.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007 – 176 с.