Вы здесь: Главная > Без рубрики > Центр развития речи и коммуникации «Речецветик»

Центр развития речи и коммуникации «Речецветик»

 Владимирова Надежда Николаевна, Еремеева Раиса Евгеньевна воспитатели

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида   №35» НМР РТ

Пояснительная записка.

Тема работы: Центр развития речи и коммуникации «Речецветик».

Краткое содержание:

Центр развития речи и коммуникации «Речецветик» разработан для полноценного речевого развития старших дошкольников.

      Центр изготовлен в виде ширмы с прозрачными карманами, в которые вкладываются конверты с дидактическими играми; есть занавес для театральных представлений и поле для фетрового театра. Пособие включает в себя многофункциональную ширму, зеркала, игровой, дидактический и наглядный материал: 27 дидактических игр, 1 речевую игру, алгоритмы для составления описательного рассказа, сюжетные картинки по лексическим темам, 4 пальчиковые игры,  картотеку пальчиковой гимнастики, пальчиковый театр, театр пальчиковых тантамаресок, упражнения для развития графомоторных навыков, игры и упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников.

С его помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. 

      Центр оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ширма многофункциональна, она трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься и играть.

      Материал, содержащийся в центре, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.

Актуальность:

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления дошкольника, с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей. 

Для того чтобы ребенок успешно обучался в школе, усвоил школьную программу, у него должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли. Ребенок должен уметь строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. На развитие ребенка многогранное влияние имеет игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В игре дети овладевают новыми  навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра оказывает большое влияние на процесс  развития  речи у  детей  дошкольного возраста.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

— совершенствовать разговорную речь;

— обогащать словарь;

— формировать грамматический строй  речи и т.д.

Это обусловило актуальность создания дидактического пособия «Мастерская слова» для речевого развития детей.

Инновационный потенциал работы:

В центре развития речи и коммуникации заложены большие возможности не только формирования, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи в целом. Таким образом, работа в центре развития речи и коммуникации «Речецветик» позволяет расширить речевую среду в группе, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

Применение данного центра предполагает работу в тесном контакте с родителями. Так как он включает в себя множество разнообразных дидактических игр и упражнений, родители могут брать и использовать эти игры и дома в работе с детьми по закреплению пройденного материала, коррекции и развитии речи. Взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Цели и задачи:

Цель: Создание условий для самостоятельной и совместной с воспитателем  речевой деятельности старших дошкольников в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  Задачи:

-Развивать связную, монологическую и диалогическую речь старших дошкольников.

-Активизировать словарь дошкольников, обобщающие понятия в речи, лексико-грамматические категории; формировать словообразование.

-Развивать умение находить слова, противоположные по смыслу; слова, имеющие одинаковое значение.

-Формировать и развивать фонематический слух; развивать навыки правильного звукопроизношения.

-Формировать умение производить звуковой анализ слова.

-Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение старших дошкольников.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать и укреплять физиологическое  речевое дыхание дошкольников; развивать графомоторные навыки.

-Воспитывать дружелюбные отношения в игре, взаимопомощь, усидчивость, аккуратность при выполнении заданий.

Область применения:

-проведение фронтального речевого занятия и в подгруппах по 2-3 воспитанника (наглядно — демонстрационный материал, двигательно-речевые упражнения, театрализованные игры);

-индивидуальная работа с воспитанником. Проводится с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом – логопедом: артикуляционные упражнения; развитие речевого дыхания, дидактические игры.

-использование пособия в самостоятельной деятельности детей.  Дошкольники используют ширму для сюжетно-ролевых игр, для этого необходимо в прозрачный карман вставить картинку, обозначающую данную сюжетную игру (это может быть аптека, магазин, касса, регистратура поликлиники и т.д.), игры драматизации и дидактические игры.

Описание использованных методик:

При разработке центра развития речи и коммуникации «Речецветик» использовались следующие методики: дыхательная методика (для формирования речевого дыхания); мнемотехника; мнемоквадраты (опираясь на картинки дети рассказывают знакомые сказки); логоритмика (пальчиковая и артикуляционная гимнастика). Эти методики помогают развивать и обогащать речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Ожидаемый результат:

-создание положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива;

-развитие у дошкольника самостоятельности, инициативности, уверенности в себе;

-развитие речи дошкольника и его интеллектуального развития в целом;

-развитие контроля за точностью своего высказывания у дошкольника;

-становление коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности;

-становление значимых для возраста дошкольника личностных качеств.

Содержательная часть.

Игровой материал: многофункциональная ширма, зеркала, демонстрационно-наглядный и дидактический материал.

  1. Дидактическая игра «Назови, одним словом»

Цель: Формирование умения классифицировать предметы по одному признаку.

Задачи: развивать внимание, мышление, сообразительность; активизировать словарь по лексическим признакам; формировать умение использовать обобщающие слова при классификации предметов.

  1. Дидактическая игра «Предлоги».

Цель: Формирование понятия пространственных значений предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.

Задачи: упражнять в правильном употреблении предлогов в предложениях; сформировать представление о предлоге, как отдельном слове; упражнять в составлении предложений с предлогами по картинке.

  1. Дидактическая игра «Противоположности».

Цель: Развитие умения находить слова, противоположные по смыслу.

Задачи: расширять словарный запас и кругозор ребенка; развивать логическое мышление; закреплять понятие о пространственных представлениях; развивать связную речь.

  1. Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Цель: Расширение словаря синонимов.

Задачи: развивать умение определять схожие по смыслу слова; обучать детей употреблять в речи слова с похожим значением (слова-синонимы); расширять словарный запас.

  1. Дидактическая игра «Угадай пару. Слова – паронимы».

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком; развивать у детей слуховое внимание.

  1. Речевая игра «Что делал? Что делала? Что делали?»

Цель: Обучение умению соотносить название глагола-движе­ния с действием человека и обучение детей отвечать на вопрос: Что он (она) делает?
Задачи: совершенствовать умение грамотно строить предложение по модели «предмет – действие»; закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

  1. Дидактическая игра «Собери пословицы».

Цель: Развитие связной речи.

Задачи: расширять знания о пословицах; обогащать речь дошкольников; пополнять словарный запас; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать,  делать выводы; воспитывать интерес к культуре русского народа.

  1. Дидактическая игра «Угостим гостей чаем«.

Цель: Формирование умения образовывать относительные прилагательные.

Задачи: формировать у детей старшего дошкольного возраста навык образования прилагательных от существительных; обогащать речь дошкольников прилагательными.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: Формирование умения детей классифицировать предметы по одному признаку.

Задачи: закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи; развивать монологическую и диалогическую речь.

  1. Дидактическая игра «Рассели по домикам».

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Задачи: упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица; обогащать речь детей существительными и местоимениями.

  1. Дидактическая игра«Расскажи сказку».

Цель: Развитие связной речи дошкольников.

Задачи: упражнять в умении пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно по серии сюжетных картинок; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; воспитывать любовь и уважение к русским народным сказкам.

  1. Лото «Когда это бывает».

Цель: Обобщение знаний дошкольников об особенностях и признаках времен года.

Задачи: обогащать и активизировать словарный запас детей; упражнять в составлении рассказов по картинкам; развивать связную речь; развивать память, мышление, внимание; закреплять знания детей о том, в какое время года бывает то или иное действие.

13. Лото  «Что для чего».

Цель: Систематизирование знания детей о назначении вещей и о месте их нахождения.

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память; развивать связную речь.

  1. Дидактическая игра «Найди отличия».

Цель: Развитие умения сравнивать картинки, устанавливать их сходство и различие.

Задачи: упражнять умение последовательно рассматривать картинки; развивать внимание, память, мышление; развивать связную речь.

  1. Дидактическая игра «Истории в картинках».

Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине.

Задачи: упражнять детей в описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; обучать детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета.

  1. Дидактическая игра «Составь предложение».

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи: закреплять умение составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого; развивать логическое мышления и воображения у детей.

17. Дидактическая игра «Речевые кубики».

Цель: Развитие связной речи.

Задачи: расширять словарный запас дошкольников; формировать грамматический строй речи; формировать умение последовательно излагать мысли; развивать воображение, мышление, память, ловкость; развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук; воспитывать дружелюбные отношения в игре.

18.Алгоритмы для составления описательного рассказа.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи: продолжать учить детей работать с предложенным алгоритмом; активизировать словарь старших дошкольников; упражнять в умении составлять описательные рассказы по алгоритму (схеме);воспитывать желание выражать свои чувства, переживания в речи.

  1. Дидактическая игра «Продолжи слова».

Цель игры: Развитие навыка звукобуквенного анализа, фонематического слуха.

Задачи: развивать зрительную память; закреплять умение анализировать, сравнивать; расширять словарного запаса.

  1. Дидактическая игра «Первый и последний звук в слове».

Цель игры: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

Задачи: развивать умение выделять первый и последний звук в слове; развивать внимание, память и логическое мышление.

  1. Дидактическая игра «Отгадай слово по первым буквам».

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.

Задачи: развивать слоговую структуру речи; упражнять детей в умении производить звукобуквенный анализ слов (выделять первый звук в слове);развивать память, внимание, логическое мышление, навыки чтения; воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

  1. Дидактическая игра «Пирамида».

Цель: Развитие фонематического слуха, слоговой структуры и грамматического строя речи.

Задачи: дифференцировать звуки [ш], [ч], [ж], [щ]; активизировать и расширять словарный запас старших дошкольников; развивать связную речь; упражнять в делении слов на слоги; упражнять в определении количества слогов в слове.

23. Дидактическая игра «Твердый — мягкий».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Задачи: дифференцировать звуки [б] — [б’], [п] — [п’], [л] — [л’], [м] — [м’], [д] — [д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [с’], [в] — [в’], [ф] — [ф’], [н] — [н’], [г] — [г’], [к] — [к’], [р] — [р’];развивать графические навыки; упражнять в навыках звукового анализа.

24. Дидактическая игра «Подбери схему к слову».

Цель: Развитие навыков в звуковом анализе слов.

Задачи: воспитывать самостоятельность; развивать мелкую моторику рук; активизировать мыслительную деятельность детей, внимание; развивать фонематическое восприятие; упражнять в умении определять количество звуков в слове, в определении места звука в слове.

  1. Дидактическая игра «Веселый паровозик».

Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

Задачи: закреплять умение  делить слова на слоги; формировать умение различать одно -, двух-, трех-, четырехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей; развивать словарный запас, мышление, речь.

  1. Дидактическая игра «Помоги найти дорогу».

Цель: Автоматизация звуков в словах (предложениях).

Задачи: развивать моторику артикуляционного аппарата; развивать пальчиковую моторику; формировать правильную выдыхаемую речевую струю воздуха, кинестетических ощущений;

дифференцировать звуки [я], [а], [п], [к], [б], [ш], [м], [л], [с], [г];развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов (определение места заданного звука в слове – в начале, середине или в конце слова);развивать умение составлять предложения.

  1. Дидактическая игра «Собери яблоки».

Цель: Предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

Задачи: закреплять умение  делить слова на слоги; формировать умение различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей; развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова; воспитывать дружелюбные отношения в игре.

  1. Дидактическая игра «Собери букет».

Цель: Формирование умения детей определять заданный звук в слове. 
Задачи: закреплять умение соотносить звук и букву; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять правильное произношение поставленных звуков; упражнять в дифференциации звуков [с-ш] в словах и словосочетаниях; развивать фонематический слух – тренировать в определении наличия данного звука в слове. 

  1. Дидактическая игра «Тактильные мешочки».

Цель: Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

Задачи: развивать умение определять предмет на ощупь; расширять активный  словарь; развивать грамматический строй речи; активизировать прилагательные в речи детей; развивать умение находить ассоциации тактильным ощущениям; развивать связную речь; развивать память, мышление, тактильное восприятие;

  1. Картотека пальчиковой гимнастики.

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук дошкольников.

Задачи: развивать связную речь; совершенствовать координацию движений для подготовки руки к письму.

  1. «Ring L Ding-украшаем пальчики».

Цель: Развитие мелкой и общей моторики рук.

Задачи: развивать зрительное восприятие; формировать  пространственные представления (понятия «ниже — выше», «над — под», ребенок учится располагать резинки в зеркальном отражении, если играть с левой рукой);тренировать память (карточка поворачивается лицом на 5 секунд);развивать наглядно-образное мышление (ребенок учится сопоставлять реальные объекты с картинкой, располагать в соответствии с образцом).

32. Пальчиковые игры с прищепками.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи: закреплять сенсорные навыки и пространственные представления; развивать воображение, память, речь;

33. Графомоторные дорожки

Цель: Развитие мелкой моторики руки.

Задачи: подготавливать  руки к письму; формировать зрительно – моторную координацию; формировать активную речь дошкольника; развивать мышление, память, сосредоточенность; формировать умение действовать, повторяя показанный образец.

34. Графомоторные упражнения «Лабиринты».

Цель: Развитие координации движений.

Задачи: способствовать развитию внимания, логического и пространственного мышления, целеустремлённости, вариативности; формировать умение находить выход из заведомо сложной ситуации.

35. Графомоторные упражнения «Нарисуй, не отрывая руки».

Цель: Развитие начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. 
Задачи: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание.

  1. Плетенки из цветного фоамирана и атласной ленточки.

Цель: Развитие мелкой моторики.

Задачи: упражнять в плетении из полосок атласной ленты разного цвета; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость и терпение; развивать логическое мышление.

  1. Веселые ленточки.

Цель: Развитие мелкой моторики.

Задачи: упражнять в плетении ленточек; упражнять в завязывании бантов; развивать логическое мышление, воображение; воспитывать усидчивость и аккуратность.

  1. Пальчиковый театр.

Цель: Развитие связной речи и моторики рук в сочетании с речью.

Задачи: обучать детей разыгрыванию небольших постановок, сценок, сказок с помощью пальчикового театра; развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста; развивать речь, мышление, память, творческое воображение.

  1. Театр пальчиковых тантамаресок.

Цель: Развитие мелкой моторики и связной речи.

Задачи: развивать творческое воображение; формировать творческие и артистические умения; развивать связную речь; развивать выразительность речи; развивать монологическую и диалогическую формы речи; развивать тонкую моторику пальцев рук.

  1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Цель: Укрепление речевого дыхания детей.

Задачи: тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительность выдоха; укреплять мышцы лица и грудной клетки; формировать правильное звукопроизношение.

 

 Список используемой литературы.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 400 с.
  2. Алябьева, Е. А.Развитиевоображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.:Творческий центр, 2005 – 128 с.
  3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М. Просвещение, 1991г. – 160 с.

4.Веракса Н. Е.Комарова Т. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС Мозаика-Синтез, 2018 – 368 с.

  1. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитиеребенка в детском саду: новые подходы. – Р-н-Д.: ТЦ Учитель, 2010. – 32с.
  2. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г. – 223 с.
  3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007 – 32 с.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007 – 176 с.
  5.   
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв