Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Из опыта организации внеклассной работы преподавателем теоретических дисциплин»

«Из опыта организации внеклассной работы преподавателем теоретических дисциплин»

Якомаскина Оксана Арслановна Преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДМШ №1» НМР РТ Г.Нижнекамск

Пожалуй, у каждого активно работающего преподавателя найдутся свои секреты совершенствования учебного процесса. Для педагога музыкальной школы главной задачей является воспитание всесторонне развитой личности, подготовленного слушателя и любителя музыки, умеющего сделать верный выбор в пользу настоящего Искусства, способного оценить талантливое исполнение профессионала.

Систематические, методически грамотно выстроенные занятия с привлечением богатого иллюстративного материала, возможностей современного технического оснащения – наша основа основ. Но не менее важна, сложна и разнообразна внеурочная работа преподавателя-музыканта.

В крупном городе, где есть театры, музеи, большие концертные площадки и филармония, куда приезжают с гастролями известные музыканты, дело «послешкольного» общения с музыкой нередко организовывается силами общеобразовательных школ, родителей учащихся. В небольших рабочих городах, подобных нашему Нижнекамску, именно музыкальной школе приходится брать на себя роль культурного центра, хранящего традиции классического искусства,  своего рода маленькой филармонией. Преподавателю-музыканту приходится решать, помимо образовательных задач, еще и воспитательные, и культурно-просветительские вопросы.

В.Даль называет «просветителем» человека, не только «способствующего просвещению», но и «поучающего истинам и добру», «образовывающего ум и сердце».

Все эти высокие цели реализуются в каждом музыкальном классе, каждым педагогом.  Преподаватели  исполнительских классов, естественно, больше ориентированы на воспитание исполнительской культуры, выработку навыков сольного и ансамблевого музицирования,  умения держаться на сцене. Участие учеников в концертах и конкурсах разного уровня, поступление наиболее одаренных учеников в средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения являются ярким подтверждением результативности работы педагога-исполнителя.

Преподаватель музыкальной литературы на своих занятиях имеет дело с учениками самых разных, зачастую средних способностей. Тем не менее именно этот предмет как никакой другой заставляет «работать» воображение и фантазию, расширяет слушательский опыт и развивает художественный вкус. Именно преподавателем музыкальной литературы на уроках осуществляются самые прочные межпредметные связи со всеми учебными дисциплинами, изучаемыми в ДМШ. Именно его привлекают в качестве главного помощника, организатора и ведущего большинства внеклассных мероприятий. Его знания, артистизм, организаторские способности, умение «зажечь» интересом к происходящему – залог успешной просветительской работы всего учебного заведения.

Имея двадцатипятилетний опыт работы в качестве преподавателя музыкальной литературы в ДМШ №1 г. Нижнекамска, автор работы хотел бы поделиться своими методами и приемами организации просветительских и культурно-воспитательных мероприятий.

Не будет откровением ни для кого, что самый популярный способ «нести культуру в массы» — это организация тематических вечеров, классных часов и концертов. Эти программы пробуждают интерес к активному музицированию, дают возможность поделиться с окружающими – ровесниками и родителями – своими умениями, эмоциями. Но эти выступления еще и прекрасная возможность расширить круг интересных исторических сведений, которые невозможно затронуть на уроках, ограниченных обязательными временными рамками, и пополнение исполнительского и слушательского багажа. А при выборе темы подобного концерта всегда учитываются наиболее значимые для музыкального общества юбилейные даты, посвященные известным композиторам и исполнителям, праздники, яркие события в жизни школы и города, что позволяет учащимся ощутить свою причастность к классической и современной культуре.

За двадцать пять лет работы автором были подготовлены и проведены более 120 концертов, классных часов, творческих встреч, музыкальных салонов. Успешным оказался опыт подготовки учеников в качестве ведущих подобных вечеров. Можно с уверенностью сказать, что концертная деятельность была, есть и будет самым популярным направлением просветительской деятельности в ДМШ.

Еще одна форма внеклассной работы в просветительском направлении –участие в олимпиадах, викторинах и познавательных играх. Проведение олимпиад чаще всего берет на себя среднее специальное образовательное звено – музыкальный колледж. Участием в нем охвачены ученики старших классов; как правило, из наиболее ярких учащихся, число каковых невелико; да и подготовка к подобным мероприятиям масштабна, трудна, требует полной самоотдачи.

А жанр познавательной игры позволяет учащимся младшего звена в полной мере психологически подготовиться к будущим серьезным конкурсным состязаниям, интересно и весело провести время, ощутить присутствие товарищей-единомышленников. Кстати, неоднократно в подобных поединках в стенах нашей школы встречались с нашими воспитанниками команды из других ДМШ города и Республики. 

Темы таких игр в практике авторане были связаны с узкой музыкальной проблематикой, но давали широкие возможности применения полученных на уроках слушания музыки и сольфеджио навыков и умений. Конкурсные задания предполагали не только знание специальных терминов, музыкальных инструментов, танцев, песен и инструментальных произведений из курса слушания музыки, но и пословиц, поговорок, сказок. Выполнение ярко и красочно представленных кроссвордов и ребусов на музыкальную тематику позволяло жюри оценить объем теоретических сведений, усвоенных учащимися. А проведение этих встреч в канун Нового года или в качестве контрольной проверки знаний в конце учебного года становилось дополнительным поводом подвести определенные итоги, сделать выводы, «посмотреть на других и себя показать».

Самая любимая, но, пожалуй, и самая трудоемкая форма внеклассной работы в моей практике – организация однодневных познавательных экскурсионных поездок. За неполные 19 лет (с осени 1999 года) учащиеся, их родители и преподаватели ДМШ №1побывали более чем в 60 подобных поездках, организованных автором работы.

Шесть поездок в Воткинск (слайд 2), в дом-музей П.И. Чайковского (слайд 3), посещение Казани в год ее тысячелетия и экскурсии по Кремлю (слайд 4),Музею изобразительный искусств и Выставочному залу Союза художников РТ (слайд 5), по домам-музеям С.Сайдашева (слайд 6) и М.Джалиля (слайд 7); поездка в древний город Булгар (слайд 8), остров-град Свияжск (слайды 9, 10), стали замечательным способом активизации интереса к истории, памятникам, реликвиям и святыням родного края. Ведь без воспитания патриотических чувств невозможно вырастить полноценного гражданина.

Более 50 раз экскурсионные группы, состоящие из учеников нашей ДМШ и их родителей, отправлялись на встречу с прекрасным в Казань (слайд 11), в Татарский Академический Государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Мы начали свое знакомство  с миром театра с посещения балетов (слайд 12). «Лебединое озеро», «Шурале», «Пер Гюнт», «Тщетная предосторожность», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Коппелия», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Белоснежка и семь гномов» — яркие постановки, знакомая музыка, доступное захватывающее содержание. Нередко эти балеты демонстрируются по воскресеньям в утреннее время. А для нас посещение театра в утренние часы имеет свои преимущества: за 18 лет удалось организовать больше 10 экскурсий по закулисью театра (слайд 13), где нам посчастливилось попасть в реквизиторские цеха, в оркестровую яму,  артистические уборные и даже сфотографироваться на сцене, на фоне театральных декораций с артистами балета (слайд 14) и побывать в репетиционных залах (слайд 15). А за последние 5 лет мы уже неоднократно побывали на постановках опер, в том числе и в рамках Международного оперного фестиваля им. Ф.Шаляпина (слайд 16), в котором принимают участие выдающиеся исполнители современной культуры, солисты известнейших мировых оперных театров (слайд 17).

Судьба подарила нам удивительные встречи! На одном из Шаляпинских фестивалей во время посещения Выставочного зала Союза художников РТ (слайды 18, 19) по своей персональной выставке нас провела художник Светлана Богатырь. В октябре 2017 года, после спектакля «Ромео и Джульетта» на сцене оперного театра нашу группу представили (слайд 20) балетмейстеру и н.арт. СССР Владимиру Васильеву.

И еще один, пока совсем новый для нас маршрут (слайд 21). Сцена Большого Концертного Зала им. С.Сайдашева (слайд 22), где мы пока только однажды побывали на концерте Молодежного симфонического оркестра с обширной и интереснейшей программой. 

Организация и проведение таких поездок нелегка. И тем ценнее поддержка администрации и коллектива и родителей нашей музыкальной школы. В обеспечении безопасности и порядка во время поездки на помощь мне всегда приходят коллеги, родители  и старшие ученики. С гордостью могу упомянуть, что первые в моей практике «путешественники» уже берут в поездки своих детей – наших нынешних учеников. А некоторые особо активные «туристы» за годы учебы успевают побывать в экскурсионных поездках до 10 раз!

Подготовка подобных мероприятий уже отшлифована годами. После полного формирования  группы и составления списка экскурсантов педагогом-организатором проводятся собрания. Готовятся сведения о теме предстоящей поездки, рассказ о композиторе, в музее которого нам предстоит побывать, о постановке, которую вскоре увидим. Обязателен и разговор о правилах поведения в театре, музее, да и просто в поездке. Мелочей в этом деле нет, ведь успех предприятия зависит и от выбранной формы одежды, и от собранной в дорогу еды, и от полностью заряженного телефона.

Наша подготовительная работа с родителями и учениками оказалась чрезвычайно плодотворной. Все поездки проходят четко, организованно, без накладок. И мы уже привычно слышим от обслуживающих нас шоферов, экскурсоводов, театральных  и музейных работников самые искренние слова в адрес наших воспитанников, приученных слушать и слышать, уважать труд, вести себя в разумных пределах. С огромным удовлетворением видим, как самые непоседливые во время уроков ученики во время поездок становятся незаменимыми помощниками в деле сохранения дисциплины или приучения малышей к порядку.

Но поездки для наших ребят – это не только удовольствие, но и работа. В результате каждый должен представить свой отчет об экскурсии в любой форме. Это может быть фото- или видео-презентация, сочинение или устный рассказ в классе в музыкальной или общеобразовательной школе. Сайты, где проводятся дистанционные конкурсы, предлагают широкий спектр тем и жанров ученических работ, включая викторины и творческие проекты. В подобных конкурсах приняли участие несколько наших учеников, побывавших в поездках и представивших на конкурс свои сочинения, эссе  и отчеты (слайд 23). Результаты неизменно радуют: наши ученики занимают призовые места.

Да и отношение к изучению музыкальной литературы в итоге стало более серьезным, ответственным и вдумчивым. Плей-лист многих наших любителей театра обогащается шедеврами оперной музыки, причем в исполнении разных певцов различных оперных школ. Есть у наших учеников и опыт написания рецензии на прослушанную постановку в серьезной музыкальной группе.

Конечно, автор работы понимает, что все эти формы и методы организации не новы, но для отдельно взятой школы они стали замечательным средством воспитания в учениках чувства патриотизма, пробуждения в них интереса к Искусству, Музыке, Театру, формирования бережного отношения к младшим и пожилым, трепетного и благодарного отношения к музыкальной школе. Трогательнее всего слышать от бывших учеников, что именно наша внеклассная работа пробудила в них настоящий интерес к Прекрасному, и что именно в нашей школе они будут учить своих детей.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания. // М., Педагогика, 1995, №4.
  3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // М., Внешкольник. 1996, №1.
  4. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей. // М., Внешкольник, 1996, №1.
  5. Даль. В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М., 2000.
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв