Вы здесь: Главная > Без рубрики > Методическая разработка изучения рассказа Л.Петрушевской «Свой круг»

Методическая разработка изучения рассказа Л.Петрушевской «Свой круг»

Кудрявцева Любовь Валентиновна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Казанский медицинский колледж, город Казань

Изменения социальной сферы, внедрение в образовательную школьную среду инновационных технологий с учетом требований ФГОС требуют все новых подходов в обучении. Один из эффективных путей реализации ФГОС – актуализация личностно – деятельностного подхода, пути и формы которого разнообразны. Интерес к предмету и художественному творению можно актуализировать различными путями. Один из них – использование приема «метод проблематизации». Основополагающей для нас становится идея М.Бахтина о взаимодействии своего и чужого, особого мира произведения и особого мира читателя (слушателя), актуализация оппозиции «свой» – «чужой». Прием «проблематизации смыслов» позволяет учесть субъектный опыт ученика, выйти на уровень интерпретации текста, и преследует цели не только сугубо эстетические, но и воспитательные. В целом «метод проблематизации», является той основой, которая позволяет на уроке осуществить принципы диалогизма в обучении.

Урок  может начаться словом учителя или сообщением учеников о Л.Петрушевской.

Тип урока: урок рефлексии.

Задачи:

— научить самостоятельной интерпретации текста;

— способствовать становлению нравственных качеств у учащихся на уроке, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.

Планируемые результаты:

Личностные:

— формулировать и аргументировать собственное мнение.

Метапредметные:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— проводить наблюдение, анализ;

— формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ресурсы урока:

  1. Рассказ Л.Петрушевской «Свой круг».
  2. Картина И.Кичигина «На обочине».
  3. Притча «Жила одна семья: отец, мать, десятилетний сын и бабушка». Журнал «Воспитание школьников» № 5, 2005 г.
  4. Памятки «В помощь ученику».
  5. Таблицы.
  6. Вопросы к рассказу:

— какая проблема волнует автора ?

— какие мысли, чувства вызывает рассказ лично у вас ?

— в чем заключается смысл названия рассказа «Свой круг» ?

— что я вынес для себя из прочитанного произведения?

Материально – технические: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. I. Этап мотивации.

Подготовленный ученик читает притчу о семье.

— Сопоставьте эту притчу с рассказом Л.Петрушевской «Свой круг».

Какие общие темы можно выделить?

— тема бессмысленности и жестокости жизни, в которой все, кажется, рядом, вместе, в своей компании, в «своем кругу», но так невероятно одиноки;

— мир, где нет и не может быть покоя, душевного равновесия, целостности личности, опирающейся на некие вечные устои.

  1. II. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Современная русская литература переживает ситуацию, явно схожую с той, которая сложилась в стране и культуре на рубеже XIX – XX веков: ощущение пошатнувшихся основ, резкое изменение взглядов на общепризнанные ценности, моральные, социальные, политические, эстетические принципы, богатейшее разнообразие жанров, стилей, направлений.

Вспомните, как настойчиво повторял Л.Толстой одну из своих любимых (и очень важных для понимания сути его произведений) мысль о том, что вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго (или злого), что он совершает в своей жизни. Наверно, можно соотнести эту идею с теми мыслями, которые рождает рассказ «Свой круг». Очень важна эта перекличка идей, образов. Л.Толстой говорит о круге тепла, добра, сострадания. А о каком круге идет речь у Петрушевской?

— Какова будет тема нашего урока?

Художественный и духовный мир рассказа Л.Петрушевской «Свой круг».

III. Актуализация знаний учащихся.

Задание: обращение к картине И.Кичигина «На обочине» 1990 г. и сопоставление с рассказом Петрушевской.

Картина русского художника создана в 1990 году и передает те же чувства, но другими средствами – средствами живописи.

Учитель:

— что изображено на картине?

— как перекликаются мысли и чувства художника с настроением, переданным в рассказе ?

— опишите картину. Какие средства живописи помогают автору картины передать те же чувства одиночества, грусти, тоски, разобщенности?

Ученик:

— композиция картины: темный, мрачный колорит, контрастность темного, синего и розового цветов.

Учитель:

 — говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание читателей и критиков своей необычностью, нетрадиционностью, один из литераторов дал определение: «Другая проза» (С.Чупрынин). А второй уточнил: «Плохая проза» (Д.Урнов). Попробуем сопоставить эти характеристики. Что означает «другая проза»?

Ученик:

— другая – непривычная, какая – то непохожая не все то, что мы традиционно видим в произведениях русской литературы. Мы попытаемся понять, что же это такое – «новая волна» в русской прозе.

— сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини. И вместе с тем это какой – то заколдованный круг, из которого никому не дано выбраться. Это тот бесконечно повторяющийся круг тем, которые обсуждают или, скорее, переживают в компании. И бесконечно повторяются реплики, звучат у автора слова: опять…снова…коронный номер, все знали.

Композиция рассказа у Петрушевской как – то даже демонстративно разрушена. Нет завязки, такое чувство, что рассказ начат не с первой, а с третьей страницы, как будто мы давно этих людей знаем. И развязки не будет, идет полностью сплошной поток мыслей.

Учитель:

— как сам автор выражает свое отношение к происходящему ?

Авторская позиция просто отсутствует. Петрушевская беспристрастно фиксирует события, у нее нет ни осуждения, ни сострадания, ни моральных выводов. Нет ничего, кроме фактов.

Попробуем сформулировать, что же отличает рассказ Л.Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы.

— Жизнь в рассказе «Свой круг» и в других произведениях Л.Петрушевской – это суетное, мелкое, часто бессмысленное отношение в обыденных делах, нет в жизни никаких высоких истин, бессмертных идей и вечных ценностей.

— Мир нелогичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдания.

— Не существует никаких особых целей в жизни, есть только цепочка случайностей.

— Писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, быть пророком, он только сочиняет тексты, в которых живут узнаваемые герои, поэтому не нужно искать в произведениях личности автора или его нравственной позиции, сопереживания или осуждения.

Выводы: мы видим очень важные черты, присущие не только творчеству Л.Петрушевской, но и представителям «другой прозы».

  1. IV. Организация познавательной деятельности. Самостоятельная работа: заполнение таблицы.
Смысл названия рассказа «Свой круг»  Проблема Идея Сюжет Композиция Группировка героев Традиции Что я вынес для себя
 

 

 

             

 

  1. V. Рефлексия.

— Чему был посвящен урок?

— Обобщите изученный на уроке материал.

Домашнее задание.

Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения (к выполнению задания части С).

1.Почему рассказ идет от первого лица?

  1. Что я вижу (представляю) в этом рассказе (с использованием цитатного материала)?
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв