Вы здесь: Главная > Дополнительное образование > Влияние электронных средств информации и поиск новых подходов в преподавании скрипки.

Влияние электронных средств информации и поиск новых подходов в преподавании скрипки.

Тятюшкина Мария Геннадьевна

 преподаватель по классу скрипки.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 24» Кировского района г. Казани.

Город Казань, республика Татарстан.

Изменения, произошедшие в жизни за последнее время под влиянием электронных средств информации, требуют поиска новых подходов в преподавании скрипки.

В 21 веке можно отметить рост безразличия к базовым ценностям, нарастание социальной напряжённости. Процветает потребительство абсолютно во всех сферах деятельности.

От преподавателя – скрипача требуется постоянная работа над подбором музыкального репертуара, творческий подход к трактовке музыкальных произведений.

Современные дети не мыслят себя без телефона, компьютера, интернета и различных гаджетов. Уроки скрипки проходят в традиционной форме индивидуального занятия: это и рассказ, и показ, и беседа. Значительная часть урока посвящена тренировке исполнительских навыков, работа над решением технических и художественных задач. Данная форма обучения несёт в себе немало плюсов – это дифференциация обучения и личностно-ориентированный подход к развитию способностей каждого ученика. Существенным же недостатком является невозможность передать детям значительный объем информации, обобщить ее, дать общее представление ученикам об эпохах, композиторах, особенностях музыкальных форм, а также о навыках скрипичной игры и музыкальной грамоты. Отсюда следуют и главные недостатки в работе педагога: ограниченный объем передаваемой информации, поверхностный анализ исполняемых произведений, не слишком глубокое видение учеником структуры произведения, исторически обоснованной динамики, стиля и жанровых особенностей.

В собственной работе можно постоянно использовать информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). Применение этих технологий на этапах знакомства с музыкальным материалом, изучения личности композитора, анализ форм произведений, стиль исполнения различных музыкантов и другие немаловажные необходимые сведения об изучаемых произведениях позволяет подготовить урок методически грамотно, интересно и насыщенно информационно, активизирует потенциальные возможности учащегося, повышает мотивацию к изучению предмета. Применение ИКТ на занятиях на инструменте дает возможность разнообразить виды деятельности ученика: от активной игры на скрипке до погружения в анализ исполняемого произведения, развивая при этом познавательные и творческие способности ученика. Данный подход эффективнее формирует профессиональную компетенцию ученика-скрипача. Учитывая часто меняющиеся особенности восприятия и мышления современных ребят во время учебного процесса желательно быть не только слушателями, но и активными участниками.

Компьютер в нынешнее время – это доступная, открытая учебно-развивающая среда для самообразования и творчества. Сегодняшнее поколение детей очень свободно владеет компьютером, поэтому, начиная уже с младшего возраста, имеют смысл такие задания, как прослушивание изучаемого материала с помощью интернет – ресурсов в исполнении и профессиональных музыкантов, и ровесников – учащихся детских музыкальных школ. Есть возможность узнать, как звучит то или иное произведение в интерпретации на других музыкальных инструментах.

Учащимся старшего возраста можно дать задание с помощью интернет – ресурсов найти интересные факты биографии и творчества композитора; просмотреть фрагменты выступлений известных скрипачей и поучиться сценической культуре. Нужно сформировать мотивацию учащихся на самостоятельную творческую работу, начиная с малого. Материалами инновационных методов обучения являются мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят энциклопедии, электронные библиотеки, музыкальные антологии, нотные архивы, виртуальные музеи (в том числе и музеи музыкальных инструментов).

Связь музыки с другими видами искусств (живопись, литература, поэзия и т.д.) использую в совместном творчестве при подготовке к мероприятиям, где обязательно есть мультимедийная техника:

— подбор учениками определённых картинок, соответствующих эпохам и стилям музыкальных произведений.

— показ яркой мультимедийной презентации во время звучания музыки определённых стилей и эпох.

— использование презентации для выстраивания взаимосвязей таких видов искусств, как музыки и живописи, соединение звучания различных инструментов с абстрактными образами в живописи.

Ученики младших классов со средними музыкальными данными достаточно плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, интонацию или забывают, в каком темпе надо исполнять. Можно и нужно применить следующий способ работы: записать собственное исполнение пьесы на данном этапе работы и дать задание — прослушать дома запись и попробовать сыграть на скрипке так, как учитель. Этот метод довольно эффективный.

Для способных учащихся на заключительном этапе работы над произведением следует применить такой способ: записать игру детей на видеокамеру, а потом вместе послушать. Ученик слышит себя со стороны, оценивает и делает сам себе замечания. После подобной формы работы его игра становится действительно лучше.

Современные педагогические информационно – коммуникативные технологии развивают не только творческое воображение учащихся и способствуют росту исполнительского мастерства, но также позволяют проводить исследовательскую работу.

Использование информационно – коммуникативных технологий становится мощнейшим фактором повышения учебной мотивации. Между учителем и ребенком возникает доверие, устанавливается особый контакт, ученик раскрепощается, постепенно исчезают зажатость и психологическая скованность. Учащийся приходит к выводу, что преподаватель проявляет особый интерес именно к нему, к его индивидуальности и творческим возможностям. И юный музыкант уже готов к совершенно другому восприятию музыки, к качественной и плодотворной работе над музыкальным произведением. Музыкальная школа не может отставать от требований времени, и, значит, современный преподаватель должен использовать компьютер в своей работе.

Использование ИКТ на уроках скрипки позволяет:

— развивать умение учащихся ориентироваться в информационной сфере окружающего мира;

— проводить занятия на высоком эстетическом уровне;

— получать оперативность в обновлении информации;

— развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных информационно-технических средств;

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— позволяет дифференцировать и индивидуализировать весь процесс обучения;

— оптимизировать учебный процесс, значительно увеличив темп работы;

— получать доступ к любому источнику информации.

Внедрение информационно – коммуникационных технологий в музыкальной школе актуально, перспективно и действительно необходимо.

Современный преподаватель обязан хорошо владеть и методикой обучения на скрипке, и знанием технологий, умением применять их в своей работе.

Личностно – ориентированный подход в обучении ребят на скрипке позволяет раскрыть индивидуальность каждого ученика с целью развития способностей к творчеству и возможности к самореализации и самоопределению через интерес к учебному процессу и создание на уроке благоприятного психологического климата.

Здоровьесберегающие технологии успешно практикуются на уроках: выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах, используются упражнения для концентрации внимания и умения сосредоточиться.

Педагогика сотрудничества успешно применяется на занятиях скрипичного ансамбля. Учащиеся выступают в роли активных деятелей, учатся слушать и уважать друг друга.

Технология проблемного обучения используется в создании на уроке ситуации проблемы: найти выразительную интонацию, подобрать удобную аппликатуру, слова к мелодии, динамику, и т.д. Учащиеся принимают участие в самостоятельной деятельности по разрешению проблемы, в результате чего овладевают навыками, знаниями и умениями.

Надо помнить, что обучение с применением инновационных педагогических технологий должно осуществляться на протяжении весьма большого учебного периода. Применяя данные технологии в обучении, педагог делает процесс более современным, насыщенным и интересным.

Подводя итог, нужно сказать, что инновационные технологии позволяют более полно раскрыть возможности преподавателя и способности учащихся. А процесс обучения становится более интересным, развивающим инициативу детей и направленным на саморазвитие и самообразование. Поэтому использование подобного опыта актуально. Его применение способствует расширению и углублению знаний учащихся по всем разделам программы. Всё это приводит к росту качества образования и сохраняет устойчивый интерес к учебному процессу на протяжении всех лет обучения.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв