Вы здесь: Главная > Без рубрики > Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства в ДОУ

Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства в ДОУ

Романова Елена Александровна

музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

г. Лениногорск, РТ


Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Данная программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 4-х до 6-ти лет и является интегрированным курсом, который включает в себя несколько видов искусства. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всей длительности программы.

Программа рассчитана сроком на 2-2,5 месяца, групповые занятия проводятся один раз в неделю (30 минут), один раз в неделю проводятся занятия по театральной деятельности с подгруппами. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, возможно проведение индивидуальных занятий, продолжительностью 10-15 минут.

Цель программы — развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства.

Задачи программы:

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров);

— формирование творческой активности, художественного вкуса;

— развивать элементы актерского мастерства;

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

— сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира;

— совершенствовать их эстетические и творческие способности средствами театрализованной игры.

Особенностью содержания программы является чередование на каждом занятии видов деятельности. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Это обусловлено возрастными особенностями детей 4-6 лет, и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1занятие- 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствовались следующими принципами:

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи работы.
  5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
  6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Дети должны испытывать радость от общения с психологом (педагогом) и от самого процесса познавательной деятельности.

Так же при разработке программы мы учли методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

— метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности);

— метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

— метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы);

— Приёмы: прямые и косвенные

Оборудование и материалы: маски, костюмы, игрушки, различные персонажи и игры для театрализованной деятельности, кукольный театр, наглядные пособия, демонстрационный материал, музыкальный центр, электронные носители и многое другое.

Кратко данная программа представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства в ДОО

Вид деятельности Тема занятия
1 Ознакомительная беседа с детьми «Здравствуй, театр!»
2 Пальчиковые игры «Наши руки не для скуки»
3 Занятие с игровыми ситуациями «Путешествие в мир театра», «Непослушные башмачки»
4 Изготовление театральной игрушки «Ушастые пирамидки»
5 Творческая мастерская с участием родителей «Любимый сказочный сюжет»

Продолжение таблицы 1

6 Театр теней «Ахи-страхи»
7 Коллективная постановка «Театрализованное представление по сказкам К.Чуковского
8 Театрализованные игры «Зеркало», «Кругосветное путешествие»
9 Рисование-фантазирование по замыслу «Путаница- перепутаница»
10 Пластические этюды «Живые буквы»

В качестве примера приведем одно занятие.

Тема: «Путешествие в мир театра»

Цель:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Задачи:

-побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа;

-воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем;

-совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, королева-зеркальце, , маски-шапочки, домик-теремок, письмо с загадками.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал, предлагая совершить путешествие в сказочную страну. Дети отвечают на вопрос педагога, что это за страна, кто живет в этой стране.

Творческая игра со словом «Волшебная корзинка»

Дети стоят по кругу. Педагог держа в руках корзинку предлагает сложить в нее слова, имеющие отношение к театру.

Сюрпризный момент «Волшебная палочка»

–Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев, скороговорки. Дети отгадывают загадки, проговаривают скороговорки и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости, печали, грусти.

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

Подошли к зеркалам.

–  Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

–  Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

Чтобы дальше нам идти.

Работа с зеркалом «Изобрази настроение»

Дети прощаются с королевой зеркал.

.Продолжают свое путешествие.

(Стоит домик).

–  Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

Этюд «Изобрази героя»

Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.

Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:

Лиса, лисонька-лиса,

Шубка очень хороша!

Рыжий хвост, хитры глаза,

— Люблю курочек – да-да!

Петя, Петя-петушок!

Золоченый гребешок!

Как увидишь ты зарю,

Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышли зайки погулять,

Стали прыгать и играть.

(ребенок надевает шапочку, изображает героя)

Танцевальная композиция «Танец зверей»

По окончании творческой игры дети вместе с педагогом обсуждают, что удалось лучше всего, выделяют наиболее выразительных персонажей.

Педагог поощряет артистов за мастерство, умение передавать душевные переживания и чувства других, затем прощается с детьми.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96с.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. под ред. Т.И. Бабаевой и др. изд. 2-е, переработанное. — СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
  3. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии/ А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  4. Маханева, М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. – 6 с.
  5. Первушина, В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить?/ В.С.Первушина – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 287 с.
  6. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
  7. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 1996.- 271 с.
  8. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.
  9. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников/ Э.Г.Чурилова. — М.: Владос, 2001. – 503с.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв