Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Использование элементов системы Марии Монтессори в развитии речи дошкольников»

«Использование элементов системы Марии Монтессори в развитии речи дошкольников»

Мухутдинова Анна Анатольевна,

воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан


Цель: обучение использованию элементов системы М. Монтессорив развитии речи дошкольников.

Задачи:

1.Сформировать представление о возможностях использования элементов системы М. Монтессори при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

2. Обучать приемам технологии М. Монтессори.

3.Вызвать у участников мастер – класса интерес к системе М. Монтессори.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение: дидактические игры системы М. Монтессори, видео презентация.

Ход:

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа — к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Наша группа внедряет элементы программы Марии Монтессори. Для достижения поставленной цели, мы руководствуемся идеей Монтессори: создать развивающую среду, где ребенок сам реализует свои потребности, сам выбирает труд, инвентарь, способ работы. В этом заключается и формирование позитивных установок, и воспитание ценностного отношения к собственному и чужому труду, и реализации себя.

Все эти задачи решает система Марии Монтессори. Мария Монтессори – великий итальянский педагог, родилась в 1870 году. Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.

Основной принцип Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению и саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому!». Сама Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Для того, чтобы малыш обучал, образовывал себя, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, «подкидывать «уголёк» в топку его ума».

Мария Монтессори часто отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их. Вряд ли многие родители могут похвастаться тем, что не ругали ребенка, к примеру, за пролитый чай, разбитую чашку. Однако сами до этого не потрудились объяснить, что чашку надо ставить подальше от края стола, и показать, как это делается. Ошибочно мнение, что определенные правила ребенок должен усваивать самостоятельно, без объяснений.

У ребенка должна быть возможность самостоятельно выбирать, что и как делать, во что играть в данный момент и с кем дружить. Такая предоставленная свобода в будущем превратится в способность нестандартно мыслить, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию.

Сейчас, для обучения дошкольников большим успехом пользуются рабочие тетради. Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Одну информацию дети могут воспринимать по-разному, так же и с памятью. Чем больше видов памяти затронет ребенок при усвоении информации, тем глубже он ее поймет и запомнит. Давайте вспомним вкратце виды памяти по Немову: зрительная; слуховая; двигательная; эмоциональная (материал лучше запоминается во время эмоционального подъема в игре); осязательная.

А сейчас я представляю вашему вниманию Монтессори-материал по развитию речи – шершавые буквы. Развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Шершавые буквы изготавливаются из различного материала, смысл в том, чтобы они имели сенсорное значение. Малыш проводит пальчиком по букве, таким образом, готовится к письму и чтению. Такое упражнение позволяет ребенку запомнить и после узнать очертание каждой буквы через прикосновение и связать звук с его графическим начертанием (буквой).

Игры с речным песком.

Основные принципы игр на песке.

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Игры с песком разнообразны: в песок можно спрятать игрушку (букву), на песке можно нарисовать, выложить и напечатать. Игра «прятки» имеет сюрпризный момент. Дошкольник, не зная в какой части подноса спрятана та или иная буква, ищет ее, убирая песок то в одной части, то в другой.

Игры с кинетическим песком.

1. Игра с этим материалом способствовала развитию мелкой моторики, а также интенсивному развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);

2. Так как кинетический песок обладает своеобразной текстурой, у детей во время занятия активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;

3. Игра в песочнице способствует тому, чтобы у детей развивалось творческое воображение, существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с речевыми нарушениями;

5.  Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Благодаря особым тактильным качествам кинетического песка, его можно лепить, из него можно выкапывать предметы, искать секреты, вставлять предметы, отпечатывать. Самым любимым способом игры в кинетический песок – это выкладывание из бусин, ракушек или камешков буквы или цифр. Так же нравится дошкольникам играть в «секрет», где прячутся предметы (закапываются), а ребенок, пальчиками убирая слой за слоем раскапывает их. Лепить из такого песка тоже большое удовольствие.

Сенсорный пакет.

Это пакет, заполненный песком, в котором скользко перемещаются разные включения. Ребенку приятно с этим играть и он тем самым расширяет свой диапазон сенсорных ощущений. В пакете могут прятаться такие включения, как ракушки, камешки, мелкие игрушки, буквы, цифры и т.д. Первая задача ребенка отыскать буквы среди других предметов, назвать ее, определить гласная она или согласная. Дальше задача усложняется. Ребенок с закрытыми глазами находит букву, узнает и называет ее. И на последнем этапе одновременно двумя руками он ищет две буквы, узнает сначала ту, что в левой руке, потом в правой и читает слог. В данном случае выполняется взаимосвязь между двумя полушариями, что приводит к устранению таких проблем, как задержка речи и чтения, нарушение обработки слуховой информации.

Выводы.

В процессе игры, испытывая позитивные переживания, дошкольники легче усваивают новый материал. Благодаря использованию в игре различных видов памяти, он выбирает тот способ, который доступен только ему. Так же открывает для себя еще те, которыми раньше не владел. И в представленной системе последовательных действийон приходит к поставленной педагогом цели без каких-либо затруднений. В эту систему так же могут войти игры с математическим планшетом, где ребенок сможет изобразить букву или цифру так, как он ее видит, а потом закрепить правильное положение резинок на доске; пользуются популярностью игры со шнуровками, где на заранее заготовленных дощечках с одинаково высверленными отверстиями, дошкольник с использованием шнурка изображает какую-либо букву.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые дидактические игры системы М. Монтессори и приемы работы с ними. Данную технологию можно использовать как в ОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться, помогать друг другу.

Методические рекомендации по использованию элементов Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

Использованная литература:

  1. Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТОО «Монтессори-Центр». -1993. – 168 с.
  3. Монтессори — материал: школа для малышей. Ч.1. — М.: Мастер, 1992. — 80 с.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв