Вы здесь: Главная > Без рубрики > ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ – КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧАЩЕГОСЯ И ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ – КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧАЩЕГОСЯ И ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ

Куприянова Наталья Александровна,

преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории

МБУДО «Детская музыкальная школа № 22»

22 Приволжского района

г. Казани


В наш современный век бешеных скоростей и информационных технологий по-прежнему высока популярность «живого» жанра, если можно так сказать: исполнительства на музыкальном инструменте. Общение с прекрасным, умение слушать себя и других, чувствовать тонкости и нюансы музыкальной ткани, развитие и обогащение внутреннего духовного мира – все это привлекает детей и их родителей в ряды любителей настоящей, «живой» Музыки.

Тем не менее, не каждый ребенок может смело и комфортно чувствовать себя на сцене во время сольного выступления, поэтому фортепианный ансамбль как жанр переживает в последние десятилетия взрыв популярности по всему миру. Проведение фестивалей и конкурсов активно пропагандируют ансамблевое музицирование и поддерживают интерес к этому жанру. Практически все композиторы обращались к жанру фортепианного дуэта. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего числа специальных дисциплин.

Роль ансамблевой игры в педагогическом процессе неоценима: при совместном музицировании нужно не только слушать себя, свою партию, но, что гораздо важнее, слышать общую музыкальную ткань произведения. Работа в дуэте, как нельзя лучше, дисциплинирует ритмику, способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического), развивает музыкальное мышление и приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества. Ансамбль стимулирует формирование коммуникативных свойств личности, необходимых для становления артистической восприимчивости учащихся. Ансамблевая игра вырабатывает уверенность в себе, закладывает основы для воспитания слухового внимания. Вырабатывается такой ценный навык, как умение во время игры распределять внимание на решение нескольких задач. Установление контактов между исполнителями, организация совместных действий создает атмосферу увлеченности процессом музыкального развития, поддерживает постоянную активность восприятия, стимулирует работу мышления и памяти. Начинает проявляться внутренняя свобода, способность к саморегуляции и воспитывается воля. Дружеское общение с партнером, обмен мнениями, совместные действия за инструментом мобилизуют творческую волю, обогащают фантазию пианистов. Помимо всего прочего, игра в фортепианном дуэте является замечательным средством для борьбы с чувством «эстрадной боязни». Она помогает преодолеть возникающие психологические сложности в работе, и, если ученик не является сольным исполнителем-виртуозом, стоит подумать об увеличении доли ансамблевого музицирования в его учебном репертуаре.

Важную роль в организации учебного процесса играет планирование урока. Помимо работы над усвоением основного музыкального материала для подготовки к зачетным мероприятиям, необходимо предусмотреть время для чтения с листа. Нужно, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед.

Педагог должен наметить основной и дополнительный материал для использования на уроке и для самостоятельной работы дома. На следующем занятии педагог должен проверить домашнее задание, а также продолжить работу по игре с листа незнакомых произведений. Очень важно умелое планирование классных и домашних заданий – это формирует у учащихся навыки самостоятельной деятельности и самостоятельного мышления. На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера. На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесах для начинающих, первая (верхняя) партия является одноголосной а вторая- басовая, предназначена для преподавателя, содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и поэтому требует от ученика полного звука и уверенности.

При совместной игре двух учащихся партнерами выбирают детей примерно одного возраста и одинакового уровня подготовки. Для создания конкурсно-концертных дуэтов возможно привлечение учеников из разных классов, коллег по школе. Совмещение методических взглядов обоих преподавателей в работе над таким дуэтом делает процесс более углубленным, тщательным, интересным и плодотворным.

Работа над произведением, исполняемым в ансамбле, имеет свои особенности. Опытный педагог должен владеть спецификой ансамблевой игры. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов, звукоизвлечения и фразировки.

Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общие представления о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого важно познакомить учащихся с автором, эпохой, формой и стилем изучаемого произведения. Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п. После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций, непосредственно, зависит от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача, стоящая перед ними – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и его яркое, убедительное воплощение.

Важнейшее качество хорошего ансамбля – единое ощущение партнерами темпа и ритмического пульса. Игра в ансамбле требует безупречного чувства ритма от партнеров, поэтому надо начинать с самого простого – ритмических упражнений. Такие упражнения как, хлопать в ладоши, топать ногами, применять все, что есть под руками (карандаши, погремушки). В игровой форме дети получают представление о метре и ритме, знакомятся с исполнением динамических оттенков и умением слушать и слышать партнера. В упражнения полезно менять детей местами. Упражнения даются в порядке постепенного усложнения материала.

Первые шаги начинающего пианиста при исполнении самых простых ансамблей сопутствуют выработке ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков — воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически, располагаться в удобной позиции. Хорошо, если одна из партий будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счет. Необходимость держать свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичными.

Значение ритмической точности при игре в четыре руки велико. Метроритму принадлежит едва ли не главное место в ансамбле. Ощущение сильных и слабых долей и ритмическая определенность внутри такта – это фундамент ансамблевой игры. Вначале здесь может помочь метроном, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая обеспечит одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении.

Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Музыкант должен уметь не терять нить повествования в перерывах звучания, понимать выразительное значение длительной паузы или выдержанного звука. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающие в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления — знать, звучащую у партнера, музыку (проиграть ее). Тогда пауза перестает быть томительным ожиданием и заполняется живым звуком.

При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав собственного исполнения. В ансамбле темпоритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс – или в стремительных пассажах, когда неопытному пианисту начинает казаться, что он скользит по наклонной плоскости, а также в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают желание как можно скорее «проскочить» опасный такт.

Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников: легким движением кисти, кивком головы. Можно одновременно взять «дыхание» ансамбля. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение. Любой дуэт должен иметь свою систему жестов, взглядов, позволяющих синхронно начинать произведение, снимать заключительный аккорд и т. п., причем эти жесты должны быть практически незаметны для публики. Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.

Одной из задач по освоению элементарной техники ансамбля является приобретение навыков передачи ансамблистами друг другу пассажей «из рук в руки», а также мелодии и аккомпанемента. Большие трудности связаны с исполнением чередующихся пассажей. От исполнителей требуются определенные навыки «подхвата», точность и синхронность вступления, органичность передачи любого голоса из одной партии в другую. Индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация отдельных приемов и их совместная обработка являются непременным этапом преодоления пассажных трудностей ансамблевого произведения. Партнеры должны научиться подхватывать незаконченную фразу и передавать ее друг другу, не разрывая музыкальной ткани. Для этого оба участника должны ясно представлять форму произведения, понимать роль каждой части в драматургии цикла, в зависимости от этого выстраивая динамические линии и кульминации.

Важным моментом в работе над ансамблем является точное использование педали. Работа над педалью представляет особую сложность. Используя все функции педали: ритмическую, метрическую, колористическую, связующую – исполнитель второй партии должен исходить из звуковых задач цельной музыкальной ткани произведения. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». При совместных исполнениях разрабатывается педальный эффект. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему партию sekondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом партии primo.

Большое значение в овладении мастерством фортепианного ансамбля имеет репертуар. Полезно исполнять произведения различных стилей и разной степени сложности. Чем больше пьес выучат ученики, тем быстрее у них разовьется навык ансамблевой игры.

В заключении, хочется отметить, что задача педагога заключается в том, чтобы максимально развить индивидуальность ученика, научить его творчески мыслить, выступать на сцене, не испытывая психологического дискомфорта, реализовать себя духовно, выступая на концертах и конкурсах. И прекрасная возможность совместить все эти задачи — это игра в фортепианном ансамбле, совместное музицирование, помогающее почувствовать внутреннюю свободу во время исполнения, а также развивать способность к саморегуляции и воспитанию воли.

Куприянова Наталья Александровна

преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории

МБУДО «Детская музыкальная школа № 22» Приволжского района г.Казани

Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. – М.: «Музыка», 1982.

2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: 1971.

3. Зеленин В. Работа в классе ансамбля. Минск: 1979.

4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.: «Кифара», 2002.

5. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. СПб.: «Композитор», 2008.

6. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/Ежеквартальный журнал «Пиано форум», редактор В. Задерацкий, — М.: ООО «Международная музыкально-техническая компания», — №2, 2011.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв