Вы здесь: Главная > Без рубрики > РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ФОЛЬКЛОР

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ФОЛЬКЛОР

Презентация

Слайд 2 Все, что ребенок слышит, видит и делает сам,

усваивается прочно и надолго.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.

Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской и проектной деятельности.

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира.

Интеллектуальное развитие дошкольников –многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, является важнейшей составной частью общего психического развития.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Очень важно помочь ребёнку развить свой интеллект своевременно.

Развитие интеллекта осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Слайд 3 ЦЕЛЬ: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • создание развивающей предметно – пространственной среды в группах;
  • создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
  • расширять представления детей об окружающим мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • развивать связную речь;
  • формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность.

Слайд 4 Познавательное развитие способствует:

  1. Развитию мышления, памяти и внимания.
  2. Развитию любознательности.
  3. Формированию специальных способов ориентации.

Пути развития данных способностей следующие:

Развитие мышления, памяти и внимания происходит через различные виды деятельности, через вопросы детей, через занятия по развитию логики, через развивающие игры.

Развитие любознательности происходит через развитие познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.

Формирование специальных способов ориентации происходит через экспериментирование с природным материалом, через использование схем, символов, знаков.

Слайд 5 Стадии познавательного развития следующие:

1-я стадия – любопытство;

2-я стадия – любознательность,

3-я стадия – развитие познавательного интереса,

4-я стадия – развитие познавательной активности.

Слайд 6 Каково значение познавательного развития? Чему способствует развитие познавательных способностей ребёнка?

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребёнка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Слайд 7 Каковы основные принципы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

-возрастная адекватность дошкольного образования;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Слайд 8 Каковы педагогические условия формирования и развития познавательных интересов дошкольников? Это:

  1. Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
  2. Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  3. Интеграция ООД;
  4. Вовлечение в выполнение творческих заданий;
  5. Организация экспериментирования;
  6. Вовлечение занимательности в содержание ООД;
  7. Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения.

Слайд 9 Каковы формы работы с детьми по познавательному развитию?

  1. Сюжетная игра;
  2. Рассматривание;
  3. Наблюдение;
  4. Игра-экспериментирование;
  5. Конструирование;
  6. Исследовательская деятельность;
  7. Развивающая игра;
  8. Интегративная деятельность;
  9. Экскурсия;
  10. Ситуативный разговор;
  11. Рассказ;
  12. Беседа;
  13. Проблемная ситуация;
  14. Проектная деятельность;
  15. Создание коллекций.

ООД по развитию интеллектуальных способностей детей эффективнее проводить в форме игры. Так усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Важно научить детей играть в дидактические игры на развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. 

Существуют программы развития интеллекта ребенка, включающие в себя разнообразные интеллектуальные развивающие игры, решение задач, головоломок, ребусов, занятия с различными материалами, творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.

Слайд10 Как происходит работа по познавательному развитию в нашем детском саду? Девиз этой работы таков: «Путь к познанию имеет множество дорог, известных и пока неизвестных»

Много новой и интересной информации дети получают на кружке по экспериментальной деятельности «Эврика».

Учим детей играть в такие игры, как домино, шашки, шахматы, лото.

Используем в своей работе ИКТ, такие как компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для интеллектуального развития детей.

Проводим в детском саду такие интеллектуальные развлекательные мероприятия, как КВН.

Слайд 11 Какова среда ДОУ по познавательному развитию? Что используется в работе по экспериментированию?

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Слайд 12 Какие материалы используются для исследовательской деятельности?

Материалы для исследования

Слайд 13 Какие коллекции используются для исследовательской деятельности?

НАШИ КОЛЛЕКЦИИ

Слайд 14 Как происходит экспериментирование с самым распространённым и безопасным материалом – песком в песочнице в летний период.

Экспериментирование в песочнице

Слайд 15 Каковы дидактические игры и пособия по познавательному развитию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ

Существуют программы развития интеллекта ребенка, включающие в себя разнообразные интеллектуальные развивающие игры, решение задач, головоломок, ребусов, занятия с различными материалами, творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.

Наша задача обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. Важно, вносить в развивающую среду те игрушки, которые помимо развлекательной функции будут носить еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Для таких занятий можно использовать тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое.

Слайд 16 Какова предметно-пространственная развивающая среда по развитию познавательных способностей и интеллекта.

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ

Слайды 17, 18, 19 Следующая форма работы – наблюдение.

Наблюдение

Слайд 20 Следующая форма работы – конструирование.

Конструирование

Слайд 21 Проект «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей».

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

  Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

   «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно».    Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

    Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как почти  нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской (татарской) культуры. Я стараюсь показать им, как прекрасен и интересен наш Русский язык, как многолик и разнообразен на примере потешек, поговорок, загадок прибауток, пословиц, закличек и сказок.

   Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо начинать с первых дней посещения ребенка в детском саду, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать   окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

     В своей работе с детьми я стараюсь  как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и др.). Так как они мудро поучают ребенка, приучают его к культуре своего народа, способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и способствуют развитию  познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

    Слайд 22. Для достижения положительного результата в своей работе я наметила следующие задачи:

• Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;

• Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям;

• Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа через фольклорные произведения;

• Воспитывать уважение к русским народным традициям.

    Кроме того, я предварительно  изучила соответствующую литературу и  учла это при  составлении перспективного планирования; создала картотеку фольклорных произведений; подготовила развивающую среду; провела работу с родителями.

   Слайд 23-26.  Я начала свою работу с потешек и песенок, в которых используется различные части тела ребёнка и взрослого, так как потешки для детей раннего возраста близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. («Водичка- водичка, умой моё личико», «Пальчик — мальчик, где ты был?», «Наша Маша маленька», «Баю — бай», «Баю- баюшки – баю» и др.). Затем мы перешли к ознакомлению с потешками о природе и природных явлениях ( о солнышке, о травушке, о дождике, о радуге, о петушке и пр.)

   Слайд 27. Для детей среднего возраста я стала применять считалки для распределения ролей в игре. Все дети во время игры, чтобы справедливо назначить водящего выбирались считалкой. Использование в игре считалки развивает в детях моральные качества: уметь быть справедливым, не хитрить, не быть выскочкой.

   Слайд 28, 29. Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

    Слайд 30 — 33. При работе с пословицами и поговорками подбирала их так, чтобы смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Первый опыт позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени», «Что посеешь, то и пожнёшь»).

    Когда у детей возник вопрос: Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? Почему трава под снегом остаётся зелёной? Мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло. А я подобрала для этого опыта пословицы: «Снег холодный, а от стужи укрывает», « Много снегу — много хлеба; много воды — много травы». Некоторые пословицы и поговорки помогали раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Мы рассуждали с детьми о прямом и переносном смысле пословицы и приходили к выводу, что истину говорит поговорка «Не всякая красная ягода спелая, да вкусная». На таких занятиях, как «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Хозяюшки», «Посиделки», «Бабушкина избушка», я использовала пословицы по социальным отношениям. Например: «Изба детьми весела»,  «Вся семья вместе, так и душа на месте», и дети, рассуждая делали вывод, что им сегодня весело и хорошо от того, что их много, что они дружные и веселые.

    Слайд 34 — 36. В своей работе особое внимание я уделяю знакомству детей с русскими народными играми и забавами. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

Большое влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает театрализованная деятельность. Дети очень любят перевоплащаться в различных персонажей из сказок.

А также показывать инсценировки по собственным замыслам.

Интеллектуальному развитию способствует подготовка детей к участию в различных мероприятиях

. Слайд 37 – 40. Во время проведения народных подвижных расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

   Слайд 41, 42. Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с детьми играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Важно стараться всегда отвечать на вопросы детей, объяснять почему надо сделать именно так, а не иначе, заставлять анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Загадки, которые я использую в своих занятиях, служат средством проверки мудрости. Загадки я стараюсь использовать  практически на всех ООД, для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Ценность загадок, я вижу в том, что дети начинают размышлять, их внимание направлено на предметы и явления и их признаки, повышается способность и определённость мышления, и сила воображения.

    Кроме того, загадки позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны.

   Слайд 43 – 45. Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

   Слайд 46 – 49. Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.  Например, такие сказки р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок»  учат детей основам безопасной жизнедеятельности;   сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева;  а  сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.

Технологии не смогли заменить пользу книг в развитии ребенка. Чтение — по-прежнему основополагающее занятие в интеллектуальном совершенствовании.

Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.

В каждой группе у нас созданы книжные уголки, где мы с детьми читаем различные детские энциклопедии, рассматриваем картинки и иллюстрации к ним.

У детей это вызывает большой интерес!

    Слайд 50 – 55. С целью расширения познавательных интересов ребенка я проводила работу с семьями воспитанников,  используя для этого разнообразные формы: праздники, конкурсы и фотовыставки, совместные экскурсии в мини — музей «Бабушкина избушка». Также  велась разъяснительная  работа  с родителями о необходимости дома вместе с детьми рассматривать картинки и картины, читать литературу и фольклорные произведения для детей, показывала серии картинок, подбор произведений для детей определённого возраста. Огромную помощь оказали мне родители при сборе наглядного и познавательного материала для создания предметно — пространственной среды и оформления Уголка Народного творчества в группе.

Слайд 56 Каково значение познавательного развития, какие способности оно развивает у ребёнка?

ВЫВОД:

Познавательная проектно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей и помогает ребёнку:

  • экспериментировать, синтезировать полученные знания,
  • выстроить отношения между воспитателем, родителями и детьми на основе партнерства,
  • развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки,
  • формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
  •     Я считаю, что детский фольклор является важным фактором воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Слайд 57 Результаты мониторинга по познавательному развитию. Диаграмма.

Итоги наблюдений позволяют сделать выводы о положительном влиянии фольклора на развитие познавательных способностей дошкольников.

Результаты деятельности
Динамика роста познавательной активности детей в 2018-2019 учебном году

Слайд 58 Список источников и используемой литературы по познавательному развитию.

Методическая литература

  • — Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», Вентана-Граф, 2007 г.;
  • — Дыбина О.В. и др. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М., Сфера 2005 г.;
  • — Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М., 2005г.;
  • — Рыжова Н. «Игры с водой и песком», Обруч, 1997. — №2;
  • — Смирнов Ю.И. «Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей», СПб., 1998г.
  • Литература для детей
  • — Большая детская энциклопедия «Что? Как? Почему?»
  • — Энциклопедия «Всё обо всём»
  • — Л. Воронкова «Снег идет»
  • — Александрова «Капель»
  • — К.И.Чуковский «Мойдодыр»
  • — А.А. Плешаков «Природоведение «Вода на Земле»
  • — Я. Бидонов «Мать — Земля»
  • — Е.П.Левитан «Твое солнышко»

Слайд 59 Развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса: воспитателя, музыкального руководителя, психолога и т.д., а также родителей первостепенная задача.

Благодарю за внимание!
Желаю творческих успехов!

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв