Занятие-квест по математике по мотивам русских народных сказок для детей подготовительной группы
Гусева Елена Александровна,
воспитатель 1 в.категории
МБДОУ «Детский сад №40 «Колосок»
г.Набережные Челны РТ
Цель: воспитывать любовь к математике; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи:
-Упражнять детей в составлении и решении задач по сюжетным картинкам; выделять числовые данные задачи; упражнять в порядковом счёте в пределах 10-ти.
— Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости.
— Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10-ти.
— Закрепить умение делить целое на равные части, называть часть от целого (четверть, треть, половина).
— Воспитывать умение детей работать в команде, учитывать ответы товарищей, давать им оценку.
— Развивать память детей, внимание, мелкую моторику рук.
Материалы: Макет яблони (из фанеры или на ковролине), 2 корзины – в одной 8 яблок, в другой – 6 яблок; геометрические фигуры разных форм и размеров, лист бумаги для каждого ребенка; мяч; изображение ели и яблони; мольберт, наглядный материал для решения арифметической задачи (ели, березы); числовые карточки от 1 до 10 (в виде шишек и яблок); изображения тортов и апельсинов, разделенные на 2, 3 и 4 части; конверты с заданиями квеста.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Исәнмесез, балалар!
— Исәнмесез, Елена Александровна! Хәлләр ничек?
— Әйбәт, рәхмәт. Здравствуйте, ребята! Сегодня утром мне на почту пришло странное письмо, там – картинка. Помогите разобраться, кто прислал это странное послание.
Слайд №1.
— Что же произошло? Что можно сделать в такой ситуации?
Дети рассматривают иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди» и делают вывод, что гуси унесли братца Иванушку. Аленушка побежала его искать. Дети предполагают, что им надо помочь.
— Молодцы! Тогда давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и очутимся в сказочной стране. «Раз, два, три – смотри!». Итак, идем на поиски Иванушки. Придется искать подсказки, которые нам помогут найти дорогу.
Перед каждым заданием находится пронумерованный конверт, на котором написан математический пример. Дети находят ответ, полученное число – номер следующего конверта.
1 задание: «Стоит в поле яблонька».
Стоит в поле яблонька. Под ней 2 корзины. Сравните количество яблок в двух корзинах. Дети по-одному выкладывают «яблоки» из корзины, считают их и сравнивают количество).
2 задание: «В лесу».
Через темный лес идите дальше. Вы найдете путь, если решите задачу.
-Посмотрите, какие деревья растут в лесу?
На мольберте расположены 6 картинок – ели и 4 картинки – березы.
Воспитатель читает задание:
«Вот деревья – посмотри!
Их не два, не пять, не три.
Сколько здесь их — посчитайте
Из задачи все узнайте!».
А задачки-то в конверте нет! Что же нам делать?
Дети предлагают самим составить задачу по картинкам и решить её. (обсуждают, договариваются).
Вспомогательные вопросы:
— Какое условие в этой задаче?
— Какой вопрос?
— Сколько в лесу елей? (дети ставят цифру).
— Сколько берез? (ставят цифру).
— Назовите арифметическое действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. (сложение)
— Какой знак мы поставим? (+)
— Какое же решение получилось? (6+4)
— Какой ответ в задаче? (Всего в лесу 10 деревьев).
3 задание: «Соберите урожай».
Детям раздаются изображения яблок и шишек, на них написаны числа – по количеству детей. Задача – построиться по порядку возрастания чисел.
(Каждая «команда» строится около своего символа или картинки, изображающей яблоню или ель, называют своё порядковое число).
Физминутка. Игра с мячом «Сосчитай и выполни».
— А теперь, ребята, давайте отдохнем и поиграем:
— Присесть столько раз, сколько лап у кошки.
— Подпрыгнуть столько, сколько хвостов у трех мышей.
— Наклониться столько раз, сколько ушей у двух собак. (и т.п.).
4 задание: На пути молочная речка, кисельные берега. Вам, ребята, надо перейти речку (условное обозначение двумя скакалками или канатами). Для этого выполните задание:
«Деление на части целого». Для каждого ребенка картинка — торт или апельсин, разделенные на части. Дети должны назвать «половина», «одна треть», «одна четверть». Ответивший правильно, берет «доску» — кубик для составления мостика. «Переходят» речку.
5 задание: «Пирожки».
— А вот и печка. Её задание простое – расставьте пироги так, чтобы они не сгорели. (Ориентировка на листе бумаги).
Читается задание:
— в левом нижнем углу — синий большой круг (зәңгәр зур);
— в правом нижнем углу – зеленый маленький треугольник (яшел кечкенә);
— в правом верхнем углу – желтый маленький круг (сары кечкенә);
— в центре – красный большой квадрат (кызыл зур);
— в левом верхнем углу – маленький красный квадрат (кызыл кечкенә).
(После выполнения задания дети проводят самопроверку – на доске образец правильного выполнения заданий ИЛИ взаимопроверку (это зависит от степени подготовленности детей).
— Ну, вот и все, ребята! Мы с вами прошли весь путь, правильно выполнили задания. Значит, сестрица Аленушка с братцем Иванушкой вернется домой и сказка закончится благополучно.
— А вам понравилось путешествовать по сказке? Какие задания вам понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы читаете, все ли ребята справились с заданиями?
— Молодцы! Вы все сегодня старались. До свидания! Сау булыгыз, балалар!
— Сау бул, Елена Александровна!
Литература:
1. Альтхауз Д., Дум Э.. Цвет, форма, количество/ Рус. пер. под ред. А.А. Столяра Давайте поиграем — М.: «Просвещение», 1991
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — М.: «Просвещение», 1990
3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М: «Просвещение», 1996