Вы здесь: Главная > Без рубрики > Программа дополнительного образования кружок логики «Юный мыслитель» для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет на двухлетний период

Программа дополнительного образования кружок логики «Юный мыслитель» для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет на двухлетний период

Авторы: Гарипова Г.Ф.,

воспитатель, I кв. категория

г. Набережные Челны


Республика Татарстан

Пояснительная записка

Ни одно человеческое исследование

не может назваться истинной наукой,

если оно не прошло

через математические доказательства.

Леонардо да Винчи

Рабочая программа по развитию логического мышления основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Ведущими психологами и педагогами, доказано, что у дошкольников можно сформировать, в этот возрастной период, высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.

Программа дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» направлена на развитие у дошкольников 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группы) сенсорных и мыслительных способностей: сообразительности, логичности, гибкости ума; мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, абстрагирования; навыков самоконтроля и самооценки.

Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приёмы, в том числе и игровые. Игры, насыщенные логическим и математическим содержанием решают задачи, способствующие ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

Актуальность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» основывается на том, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в детском саду, а затем и в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьёзная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учёбе, к самому предмету – математике, за счет стандартной «сухой и скучной» методики обучения. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям: растёт число неуспевающих, а сам предмет кажется детям недоступным.

Отличительная особенность программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» в том, что занятия проводятся в игровой форме, через решение занимательных задач, старинных головоломок, числовых курьёзов, лабиринтов.

Целью программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» является формирование у детей интереса к изучению математики, развитие умственных способностей, смекалки, сообразительности. Развивать умения самостоятельно, осуществлять поиск способа решения, творческое и пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.

Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи:

1) Формирование приёмов умственной деятельности: анализ (выделение присущих фигуре признаков), сопоставление (нахождение отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщение (выделение закономерности, на основе которых построен ряд фигур), абстрагирование.

2) Развитие умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения, обучение частичному планированию поиска в уме.

3) Формирование сенсорных и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединения геометрических фигур.

4) Формирование способности абстрактно понимать числа, подготовка к вычислительной деятельности, знакомство с арифметическими действиями сложения и вычитания.

5) Обучение дошкольников решению простых текстовых арифметических задач — научить находить то арифметическое действие, которым они решаются.

6) Формирование элементов измерительной деятельности, способствующих развитию наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления, активизирующих причинное мышление и развитие глазомера.

7) Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет в течение 2-х лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в старшей группе по 25 минут, в подготовительной к школе группе по 30 минут.

Каждое занятие состоит из нескольких частей: подача нового материала, повторение и закрепление пройденного с помощью дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом реализации знаний в разных видах деятельности: «Познавательное развитие» (ФЭМП и Ребенок и окружающий мир), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы обучения, используемые в работе соответствуют возрастным особенностям детей. На занятиях по логике используется: художественное слово, происходит развитие монологической и диалогической речи, используются сказки – загадки, рассказы – головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, шуточные задачи в стихах.

По итогам реализации программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» ожидаются следующие результаты: у детей сформируются волевые качества личности — целенаправленность, настойчивость, самостоятельность; сенсорные и мыслительные операции — умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы ее решения и математические способности — планирование своих действий, осуществление постоянного контроля за действиями и соотнесение их с поставленными задачами, оценка полученного результата, сформируются навыки самоконтроля и самооценки.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Веселая логика» являются открытые занятия, выставки, викторины, соревнования — КВНы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по развитию логического мышления «Юный мыслитель» включает занимательный математический материал, который можно классифицировать, выделив в нём условно 3 группы: математические развлечения, математические игры-головоломки и задачи, развивающие логические (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения: ребусы, шарады, кроссворды, числовые курьёзы, лабиринты.

Математические игры-головоломки: «Танграм», «Стомахион», «Пентамино», «Гексатрион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Монгольская игра», математические квадраты, «Волшебный круг», старинные головоломки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Развивающие логические игры: «Блоки Дьёныша», «Палочки Кюизнера», «Кубики Никитина». Математические игры смоделированы на математическое построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения) необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи.

Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Занимательные упражнения и игры обеспечивают разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы совместной работы с родителями по программе дополнительного образования по развитию логического мышления «Юный мыслитель» разнообразны: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного развивающего материала.

Учебно-тематический план работы

дополнительной образовательной программы

по логике

«Юный мыслитель»

первый год обучения

(старшая группа)

№ п/п Перечень разделов

и тем программы

Количество часов Вид занятия
теоретическое практическое
1 «Признаки предметов и отношения» 3 1 2
2 «Логические задачи на смекалку и упражнения» 4 1 3
3 «Игры на развитие логических приемов мышления» 5 1 4
4 «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки» 4 1 4
5 «Сказки-загадки, рассказы-головоломки» 4 1 3
6 «Числа и операции над ними » 4 1 3
7 «Величины, элементы измерительной деятельности» 4 1 3
8 «Ориентировка в пространстве» 3 1 2
9 «Юный эрудит» 1 1
Итого: 32 8 25

Содержание программы

первого года обучения

№ п/п Содержание Вид занятия Приемы, умения, навыки
1.«Признаки предметов и отношения»
1 «Цвет » Занятие-игра Игры на классификацию, систематизацию, называние, логические задачи по математике с использованием карточек-символов.
2 «Форма» Занятие-игра Игры на различение, называние, систематизацию. Игры с использованием блоков Дьенеша и карточек-символов: «Угощение медвежат», «Рассели жителей»
3 «Количество» Занятие-игра Игры на различение, сравнение, систематизацию, игра-конструирование с палочками Кюизенера «Разноцветные вагончики», игра-моделирование: «Назови улицы нашего города»
2.«Логические задачи на смекалку, упражнения»
1 «Составление фигур из треугольников и квадратов» Занятие-игра Игра «Забавные палочки»

Задания: «Конфета», «Лодочка», «Домик»

2 «Преобразование фигур» Занятие-игра Игра на развитие образного мышления: «Узнавалки»

Игры-задания: «Подбери подходящую картинку», «Собери из частей»

Составление Петрушки из геометрических фигур

3 «Головоломки» Занятие-игра «Палочки Кюизнера » Задания:

«Танк», «Воздушный змей»

Занимательные вопросы, загадки – шутки.

4 «Логические задачи на поиск недостающих фигур» Занятие-игра Игра «Лишняя фигура», «Лабиринты», «Найди фигуру»

Игра «Отгадай фигуру по загадке» (Блоки Дьенеша)

Игровое упражнение «Сравни две фигуры»

3. «Игры на развитие логических приемов мышления»
1 «Игры на нахождение закономерностей. Умозаключения» Занятие-игра Д/и «Продолжи ряд», «Найди закономерность»

Логические задачи на рассуждение

Д/и «Закончи предложение»

2 «Игры на сравнение, обобщение» Занятие-игра Д/и «Назови одним словом»

Д/и «Чем похожи и чем отличаются», «Расставь по порядку»

Упражнение «Понятие по порядку»

3 «Игры на классификацию, анализ-синтез» Занятие-игра Игры: «Раздели предметы на группы», «Назови одним словом»

Д/и «Художники» (блоки Дьенеша)

Игровые задания: «Побери смысловые пары», «Найди всех бабочек», «Какой предмет лишний»

4 «Задачи – шутки» Занятие — игра Сказки – шутки « Оригинальное пари», «Сколько лет бабушке»

Игра: « Попробуй — отгадай»

Задачи в стихах.

Стр.26

4. «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»
1 «Танграм» Занятие-игра Силуэты: «Заяц», «Гусь», «Домик». Фигура из двух наборов
2 «Пифагор» Занятие-игра Силуэты: «Грибок», «Домик», «Ракета», «Ёлка», «Кораблик»
3 «Монгольская игра» Занятие-игра Силуэты: «Жираф», «Котёнок»

«Динозавр», «Закладка»

4 «Колумбово яйцо» Занятие-игра Фигуры птиц, зверей, морских животных
5 «Куб-хамелеон»

«Уголки»

Занятие – игра Фигуры по собственному замыслу
5. «Сказки-загадки, рассказы-головоломки»
1 «Из истории математики» Занятие-игра

С элементами лепки

История цифр. Игра «Солдаты на посту» , «Белочка и краски», «Шарики для спортсменов», «По порядку становитесь»
2 «Считаем вместе» Занятие-игра Д/и на закрепление порядкового счета «Бусы»

« Сказка про нуль», «Спор цифр»

Игра «Думай, считай, отгадывай». Ребусы.

3 «Приключения в городе математических загадок» Занятие-игра

С элементами рисования

Игра: «Математический калейдоскоп»
4 «Сказки – загадки» Занятие – игра с элементами аппликации «Как сын спас отца»

«Пять лепёшек»

«Три розы»

6. «Числа и операции над ними»
1 Счёт до шести»

Порядковые числительные

Занятие-игра Игра «Рассеянный художник» Игра «Мальчики»

Игра «Чудесный мешочек» Игра «Сколько», «Считай – не ошибись»

2 Счёт в пределах

Цифры первого десятка

Занятие-игра Игры: «Какой цифры не стало», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей»
3 Сложение и вычитание в пределах десяти Занятие-игра Игра: «Примеров много – ответ один» «Цепочка»

«Сколько вместе»

«Волшебные домики»

4 Состав чисел первого десятка Занятие-игра Игра «Торопись, да не ошибись»,

Игра «В одном дворе», «Лестница, ведущая к замку»,

«У меня зазвонил телефон», «Мудрый филин»

7. «Величины, элементы измерительной деятельности»
1 Разные размеры предметов Занятие-игра Упражнения «Кто самый……»

Игра «Чья коробочка» «Кто первый»

2 Величина длина.

Линейное измерение.

Занятие-игра Упражнения с использованием нестандартных измерительных единиц. Измерение верёвкой или ниткой.
3 Величины: длина, ширина, высота. Способы и правила измерения. Занятие-игра Конструирование.

Измерение с помощью линейки.

Игра «Исправь ошибку»

4 Масса как свойство предметов. Занятие-игра

Экспериментирование

Измерение жидких и сыпучих веществ…Весы..

Игры «Лёгкий – тяжёлый»

8. «Ориентировка в пространстве»
1 Ориентировка на объектах предметного окружения. Занятие-игра Направления от себя, от другого лица, от любых предметов.

Упражнения «Займи место»

Игра «Разноцветные шаги».

2 Ориентировка в пространстве листа Занятие-игра Графические диктанты
3 Карта и план. Занятие-игра Игра «В поисках сокровищ»

Составление план – карты детского сада

Итоговое занятие
4 Интеллектуально-познавательная викторина «Юный эрудит» Итоговое занятие Игры-задания, игры на различение, называние, систематизацию.

Работа с родителями:

  1. Участие в родительских собраниях. Темы: «Что такое занимательный математический материал», «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей». Познакомить родителей с программой логике в каждой возрастной группе.
  2. Показ итоговых занятий в конце года.
  3. Семинар — практикум для родителей тема: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
  4. Индивидуальные беседы с родителями об умениях и навыках их детей.
  5. Мастер- класс для родителей и педагогов на тему: «Головоломки и логические игры».

Учебно-тематический план работы

дополнительной образовательной программы

по логике

«Юный мыслитель»

второй год обучения

(подготовительная к школе группа)

№ п/п Название темы Количество часов Занятий
теоретических практических
1 «Числа, операции над ними» 4 50 мин. 3 часа 10 мин.
2 «Головоломки» 4 50 мин. 3 часа 10 мин.
3 «Занимательная математика» 4 30 мин. 3 час 30 мин.
4 «Ориентировка во времени» 3 50 мин. 2 часа 10 мин.
5 «Логические

задачи»

5 1 час 30 мин. 3 часа 30 мин.
6 «Элементы

геометрии»

3 30 мин. 2часа 30 мин.
7 «Арифметические лабиринты» 4 50 мин. 3 часа 10 мин.
8 «Словесные логические игры и упражнения» 5 1 час50 мин. 3 часа 10 мин.

Содержание программы

второго года обучения

№ п/п Содержание Вид занятия Приемы, умения, навыки
1. «Числа, операции над ними»
1 Числа второго десятка

Состав чисел

Занятие-игра Игра «Число, как тебя зовут» стр.54

Игра «Рассели ласточек» стр.33

       
2 Принцип «записи» и «чтения» числительных Занятие-игра Игры: «Назови число»,

«Задумай число» стр.55

3 Операции над числами второго десятка Занятие-игра «Вычислительная машина №1» стр.60

Игра «Цепочка»

4 Изучение чисел в пределах

сотни .Десятки, единицы..

Занятие-игра Игра «Назови скорей», «Цветные числа» стр.67

«Вычислительная машина №2» стр.60

2. «Головоломки»
1 «Вьетнамская игра» стр.78 Занятие-игра Силуэты животных, птиц, насекомых
2 «Волшебный круг» стр.78 Занятие-игра Силуэты человека, птиц, ракеты
3 «Пентамино» стр.79 Занятие-игра Силуэты животных, техники , букв
4 Игры на передвижение, перестановку стр.83 Занятие-игра «Игра-головоломка по 4»,

«Составь слоника», «15»

3. «Занимательная математика »
1 «Игры, способствующие усвоению шашечной и шахматной игры» Занятие-игра Игры: «Мельница», «Болотуду», «Сиджа», «Турецкие шашки»
2 «Волшебные клеточки» Занятие-игра Движение по клеточкам.

«Учимся писать» стр.26-28

3 «Шифровка» Занятие-игра Игра «Точки – подружки», «Звёздочки – снежинки»,

«Ищем звёзды»

4 Математический вечер досуга «Скоро в школу» Занятие-игра Задания от кота Леопольда

Игра «Назови число», «Третий лишний», «Лабиринт решений»

4.«Ориентировка во времени»
1 Ритм стр.50 — 51

Части суток

Занятие-игра Игра «Найди ошибку»
2 Календарь. Дни недели. Занятие-игра Аппликация на тему «Календарь природы»
3 Часы стр. 114 — 118 Занятие-игра

Экспериментирование

Секундомер, песочные часы, механические часы

Игра «Одна минутка»

Игра «Режим дня»

5. «Логические задачи »
1 Логические задачи на нахождение суммы стр.26 Занятие-игра Графическое изображение задачи. Восковые мелки
2 Логические задачи на нахождение разности стр.26 Занятие-игра Восковые мелки

Графическое изображение задачи

3 Составление задач по готовым диаграммам. Стр.41 Занятие-игра Работа с карточками.

Модели арифметических действий.

4

5

Думай, считай, отгадывай. Стр.108-114

Логические операции .Алгоритмы.

Занятие-игра

Занятие-игра

Гелиевые ручки. Наборы геометрических фигур. Карточки индивидуальные.
6. «Элементы геометрии»
1 Точка. Линии : прямая, кривая.

Луч. Отрезок. Ломаная..

Занятие-игра Графическое изображение
2 Углы: острый, тупой, прямой. Занятие-игра Восковые мелки.

Игра «Угадай-ка»

Измерение прямого угла.

3 Многоугольники, круг, овал. Модели простейших геометрических фигур. Занятие-игра Использование трафарета

Графическое изображение

7. «Арифметические лабиринты»
1 «»Чётные — нечётные» Занятие-игра Числа по порядку в пределах 20. Стр.3-14
2 «Лабиринты на сложение» в пределах 20 Закрашивание. Занятие-игра Индивидуальные карточки. Карандаши.
3 «Лабиринты на вычитание» в пределах 20 Закрашивание Занятие-игра Индивидуальные карточки. Карандаши.
4 «Волшебные картинки» в пределах 100 Занятие-игра Игра «Умный художник»

Фломастеры

8. «Словесные логические игры»
1 «По дорожке слов» Занятие-игра Игра «Поймай слог»

«Цепочка слов», «Анаграммы»,

2 «Чудесные превращения» Занятие-игра Словообразование
3 «Почитай-ка» Занятие-игра «Слово-предложение»
4 «Запутанные поговорки» Занятие-игра «Стихотворная каша»
5 «Составь рассказ» Занятие-игра Схемы Опорных слова.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. «Обучение с увлечением», 1994 год.
  2. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество», 1984 год.
  3. Александрова Э., Лёвшин В. «В лабиринте чисел», 1997 год.
  4. Волина В. «Праздник числа», 1993 год.
  5. «Дети у истоков математики»,1994 год.
  6. Истомина Н..Б., Муртазина Н.А. «Готовимся к школе», 2003 год.
  7. Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», 1996 год.
  8. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 1985 год
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 г.)
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  11. Н. Пылаева, Т.Ахутина «Школа внимания», 2005 год.
  12. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91).
  13. Столяр А.А. «Давайте поиграем»,1991 год.
  14. Тайлер Д., Ги Р. «Размеры».
  15. Фидлер М. «Математика уже в детском саду», 1981 год.
  16. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011).
  17. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г., в Законе РФ «Об образовании» ст. 9, п. 6.2.).
  18. Юдин Г. «Заниматика», 1995 год.
  19. Новинки периодической печати.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв