Вы здесь: Главная > Без рубрики > МЕРОПРИЯТИЕ «СОХРАНИМ ЭТОТ МИР!» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С 5 – 9 КЛАСС)

МЕРОПРИЯТИЕ «СОХРАНИМ ЭТОТ МИР!» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С 5 – 9 КЛАСС)

 

Сафиоллина Чулпан Шавкетовна

учитель-олигофренопедагог первой квалификационной категории

ГБОУ «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


Цели:

— формировать гуманное отношение школьников к природе, эстетические чувства;

— познакомить учащихся с некоторыми видами растений и животных, которые занесены в Красную книгу;

— познакомить детей с правилами поведения в природе.

Задачи:

-продолжать формировать навыки культурного поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;

-упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения;

-узнавать и называть птиц, животных по их изображению;

-развивать внимание, сосредоточенность, память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

-воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества;

-воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней;

-формировать, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти, наблюдательности;

-формировать коммуникативные функции.

Предшествующая работа:

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Материал:
1) выставка детских рисунков с изображением редких растений, животных;
2) плакаты с призывом к охране природы, к соблюдению правил поведения в природе;
3) стенд «Как прекрасен этот мир!»;
4) выставка книг по теме;
5) рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу;

6) презентация.
Ход мероприятия:
1 ученик:

(Показывает на стенд «Как прекрасен этот мир!»)
— Ребята! Посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках!
Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли.
Начиная с 1600г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных.
Почти все эти животные вымерли по вине человека, К началу 20 века человечество решило, что необходимо спасти растительный мир и животный мир.
Ученые-биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе большие и маленькие раны.
Ребята! За все годы учебы в школе, мы узнали немало правил, как вести себя в природе. Вот эти правила:

2 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
1) Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.
К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви.

3 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
2)Не повреждай кору деревьев!
Некоторые ребята вырезают на коре деревьев надписи. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям. Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы, которые вызывают болезнь и даже гибель дерева.

4 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
3) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Ведь выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастут новые растения. Мы не должны просто срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им.

5 ученик:
4) Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Не разоряй муравейники.
Берегите лягушек, жаб и их головастиков.
Не убивай змей, даже ядовитых. Ведь они нужны в природе. А из яда змей человек получает ценнейшее лекарство.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых.

6 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
5) Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. Они срастаются своей грибницей с корнями деревьев, кустарников и обеспечивают их водой, минеральными веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством, например, мухоморы служат лекарством для лосей.

Грибы являются санитарами леса.

7 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
6) Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Очень часто человек брезгливо относится к паукам, но они являются такой же частью природы, как и другие животные.
Эти хищные существа уничтожают много комаров, мух, тлей и др. насекомых, которые приносят ущерб человеку и его хозяйству.

8 ученик:

7) Не лови диких животных и не уноси их домой.

Ящериц, ежей, птиц очень часто ловят, приносят домой и пытаются содержать в неволе. Животные гибнут. Лучшим «домой» для диких животных служит лес, луг, водоем.
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи, иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

9 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
8)Не разоряй птичьи гнезда!
Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Очень часто дети приносят домой уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают «выпавшими» из гнезда». Но это оказываются птенцы, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы быстро погибают в неволе.

10 ученик: (показывает на графическое изображение правила поведения в лесу)
9) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугиваешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

11ученик:
Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем 2-3 красивых цветка?
Или поймаем одну-единственную необыкновенную бабочку?

Ответы.
Да! Природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас нанесет такую рану – что же станет с природой?

Ответы.
Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
12ученик:
А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимались хозяйством. Строят города, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это нужно для жизни человека. Но часто, чтобы построить город, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают, чтобы получить древесину. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов. Зато все больше загрязняются воздух, водоемы. Все мы знаем, что вода и воздух нужны для жизни растений, животных и человека, Из-за того, что лесов становится все меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные, болеют люди.

13 ученик:

Однажды, гуляя вместе с родителями в лесу, я увидела черную гарь. Я удивилась. Родители мне объяснили, что это тот, кто не любит природу решил поработать огнем вместо грабель. Сжигая прошлогоднюю траву, листья, бумажки – словом, мусор, который надо было убрать так, как мы это делаем у себя во дворе, а не выжигать траву. Сколько вреда причинили люди природе! Ведь вместе с травой сгорели лягушки, ящерицы, много насекомых, семян, растений. Повредились и корни травы, деревьев. Теперь трава на этих местах вырастет не скоро. И еще: от поджога сухой травы могут возникнуть лесные пожары.

Ребята, берегите лес от огня!

14 ученик:

Послушайте стихотворение Г. Горбовского «Мертвый лес»:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…..

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта – иссякла сила,

Что ни лиственница – крест!

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек… Злодей, злодей.

15 ученик:

Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

Исполнение песни «Просьба», музыка Пахмутовой, слова Рождественского.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга так называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в защите человека. Иначе, они навсегда могут исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова, странствующие голуби и дикий бык-тур.

Это было примерно 250 лет назад. Экспедиция Витуса Беринга в 1741 году обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно убивали их. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, затем они исчезли навсегда. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных, уничтоженных человеком.

16 ученик:

В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями они перелетали с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.

Исчез дикий бык – тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди охотились на него и вырубали леса, где жили дикие быки.

Учитель:

Вы узнали о трех животных, которые исчезли по вине человека. Но на самом деле их сотни видов.

17 ученик:

В 1971 году в Международную Красную книгу попали и такие животные, которые обитают в нашей стране – это амурский и туранский тигры, закавказский и восточносибирский леопарды. Красный волк. Кулан, джейран, белый медведь, атлантический морж, бухарский олень, бурый медведь, журавли – белый, черный, маньчжурский, красноногий ибис, дальневосточный аист и другие. Всего 24 вида. Под охрану человека взяты: речной бобр, карликовый тушканчик, фламинго, кавказский тетерев, лебедь, розовая чайка, орлан.

18 ученик:

Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Грустно будет, если в лесу больше никогда не раскроются чудесные цветки башмачка? Простят ли себя люди, если навсегда исчезнут первоцветы: подснежник, ландыш, если на водоемах исчезнут белая и желтая кувшинка?

Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны, бабочка-махаон и жук-дубовый усач? Все эти растения и животные из Красной книги. Они ждут от людей помощи.

Послушайте песню «Красная книга». Эта песня – призыв к разуму и совести каждого живущего на планете.

19 ученик:

На территории нашей республики Татарстан обитает удивительный зверек, занесенный в Международную Красную книгу. Это русский выхухоль. Это древнее животное, сохранившееся от далеких эпох. Сородичи его жили приблизительно 40 миллионов лет тому назад. Сохранился только этот вид – русский выхухоль. Это ценный пушной зверек. Охота на него запрещена. Встречается очень редко в долинах рек Волги и Камы.

20 ученик:

К счастью, люди сейчас стараются делать все, чтобы другие животные не исчезли. Спасены от истребления такие ценные животные, как соболь, бобр, зубр, лось, сайгак, цапля белая. Для этого создаются заповедники. В них запрещена любая охота. Их создали для того, чтобы сохранить природу в ее естественном состоянии.

21 ученик:

У нас в республике организован Волжско-Камский заповедник. Он состоит из двух участков. Первый из них – Раифский. В Раифском лесу много ценных редких растений и животных. Здесь можно встретить величественные сосны в возрасте 200 лет. Часто можно встретить черного дятла, сову, глухаря – самую крупную из лесных птиц.

Учитель:

Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вреда.

Проблемная ситуация для обучающихся.

Представьте, что с нами приключился такой случай: «Отправились мы на прогулку в лес и увидели птичье гнездо. Нам стало интересно, чье это гнездо и есть ли там птенцы? Как бы вы, ребята, поступили бы в данной ситуации?»

22 ученик:

Послушайте еще один совет: (Стих З. Александровой «Птичьи песни»)

Поет на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат».

Какой совет вам дал автор стихотворения?

23 ученик:

Прекрасен мир живой природы, а люди – часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

24 ученик:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! Я. Аким

25 ученик:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. Д. Родович

Учитель:

— Какие правила поведения в природе вы запомнили?

— С какими растениями и животными из Красной книги вы познакомились?

Давайте беречь наш общий дом – Землю, нашу страну, наш край и наш город Казань!

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв