Вы здесь: Главная > Дидактические пособия, Дошкольное образование, Игры > Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный кубик» («Мавыктыргычшакмак»)

Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный кубик» («Мавыктыргычшакмак»)


Бильданова Ольга Владимировна

Воспитатель 1квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9 «Ёлочка» г. Нурлат РТ


Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный кубик» («Мавыктыргычшакмак»)

Автор: Бильданова О.В.,воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №9 «Елочка».

Данное пособие разработано для детей дошкольного возраста с использованием элементов УМК, с целью более качественного усвоения словарного минимума по татарскому языку и предназначено для использования воспитателями в работе в дошкольных учреждениях и родителям в семье.

J:\DCIM\112_PANA\P1120218.JPG

Многофункциональное дидактическое пособие

«Занимательный кубик» («Мавыктыргычшакмак»)

Пояснительная записка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольниковживой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Актуальность: использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг-другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

В данной работе представлено авторское пособие, предназначенноедля закрепления слов в соответствии с лексическим минимумом (по возрасту).

Пособие состоит из занимательного кубика, игровых полей: «Моя семья», «Сад-огород», «Игрушки», «Животный мир», «Достопримечательности Казани», «Магазин одежды».

Цель:изучение, закрепление первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме детьми дошкольного возраста.

Задачи: формировать мотивацию к изучению татарского языка, активизировать в речи слова, обозначающие предмет, признак предмета и действия; расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей; способствовать умению составлять небольшие рассказы, воспитывать любовь и интерес к изучаемому языку.

Варианты использования дидактической игры

по обучению детей татарскому языку

Игровое поле: «Моя семья»

-атрибуты для оборудования комнаты;
— посуда(савыт-саба);
— мебель (җиһаз);

-скатерть;

— куклы-конусы «Моя семья»;

-ковер (келәм).

Игровое поле: “Сад-огород”

-муляжи овощей и фруктов;

-имитация грядок;

-2 фруктовых дерева;

-цветы.

Игровое поле: “Животный мир”

-набор пластмассовых игрушек “Дикие животные” и “Домашние животные”;

-2 дерева;

— поле –лужайка;

Игровое поле: “Игрушки”

-шкафчик для игрушек;

-коврик;

-набор мелких игрушек.

Настольная игра «Достопримечательности Казани»

  • составные картинки с достопримечательностями Казани в форме кубиков

Игровое поле: “Магазин одежды”

-2 стойки для одежды;

-одежда;

-вешалки;

-коврик.

Предварительная работа.
— рассматривание картинок о семье; об овощах и фруктах; о животных; об игрушках;

— чтение стихов и потешек;
— настольная игра «Семья»;
— дидактическая игра «Кто, где обитает? »;
— изготовление атрибутов для игры;
— беседы о культуре поведения в общественных местах;
— сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин», «Игрушки», «В огороде».

Словарный минимум:

Средний возраст: әти, әни, әби, бабай, кыз, малай, мин, исәнме, сау бул, эт, песи, әйбәт, ипи, алма, сөт, чәй, рәхмәт, мә, тәмле, утыр, бир, ал, аша, эч, туп, кечкенә, матур, ак, кызыл, яшел, йомшак, курчак, куян, аю, уйна, бер, ике, өч, дүрт, биш, утырыгыз, басыгыз, кил, монда, анда, нәрсә, кем, хәлләр, ничек, ничә, нинди.

Старший возраст: кишер, баллы, суган, бәрәңге, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, кыяр, кәбестә, сары, кирәк, кашык, тәлинкә, чынаяк, зәңгәр, күлмәк, чалбар, ки, сал, өстәл, урындык, бар, хәерле, көн, күп.

Подготовительный возраст: син кем, хәерле көн, бу кем? бу нәрсә? утыра, ашый, эчә, ашыйм, эчәм, уйный, уйныйм, утырам, сикерә, йөгерә, төлке, чәк-чәк, өчпочмак, яшь, бүре, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, ак, кара,

Вариант игры «Моя семья»

Цель: учить детей называть членов семьи (на татарском языке).

Задачи: воспитывать любовь и уважение к близким людям;

-расширять словарный запас;

-формировать знания о том, что в семье все заботятся, любят друг друга;

-активизировать навыки использования устной речи (татарской).

Во время этой игры у детей активизируется словарь по темам «мебель», «семья», «продукты питания», развивается диалогическая речь, зрительная память, сами составляют диалоги на татарском языке: “Бабай, утыр, Әби утыр, Әти утыр, Әти чәй эч, Әби сөт эч” и т.д. Дети упражняются в закреплении членов семьи, предметов мебели, посуды, продуктов питания, в определении их различных свойств (размер, цвет и т.д.), употребляя изученные речевые образцы. Например, «Дима, нәрсәкирәк?» — «Урындыккирәк.» — «Ниндиурындык?»- «Чиста, матур, кечкенә, яшелурындык». Конечно, трудно добиваться у детей полных ответов, но, по крайней мере, закрепляется основная пройденная детьми лексика. Дети с огромным желанием выговаривают татарские слова, и уже это является для них огромным достижением. В ходе диалога между детьми осуществляется также и воспитательная цель: дети учатся дослушивать друг друга до конца и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Игра может проводится по желанию детей или от имени кукол Алсу и Азата.     

Вариант игры «Сад-огород».

Цель: учить называть овощи и фрукты на татарском языке.

Задачи: воспитывать любовь к труду;

-расширять словарный запас;

-расширять знания о том, что растет в огороде;

-активизировать навыки использования устной речи (татарской).

Данная игра в основном используется для закрепления лексики по теме «Овощи» и для упражнения в счёте (от 1 до 5 для средней группы, от 5 до 10 в старшем дошкольном возрасте). Также проходит в форме диалога. Дети считают овощи, сравнивают их по величине (зур бәрәңге – кечкенә бәрәңге), по количеству (бишкишер – дүртсуган, өч кәбестә-алты кыяр), по цвету (кызыл, яшел, сары, көрән, кызгылт-сары).

Вариант игры «Магазин одежды».

Цель: познакомить детей с названиями одежды на татарском языке и дать представления о национальной татарской одежде.

Задачи: закрепить умение детей общаться с педагогом, использовать вежливые слова на татарском языке;

— способствовать развитию диалога между воспитателем и детьми на татарском языке;

-закрепить умение правильно произносить существительные, прилагательные, называть цвет, размер;

-воспитывать интерес к игре, дружелюбие, взаимопомощь, сотрудничество.

Здесь закрепляется лексика по теме «Одежда», также определяются свойства предметов одежды, цвет одежды, помимо самостоятельности, в данной игре воспитывается такое качество личности как аккуратность и доброжелательность.

Вариант игры «Животный мир»

Цель: дать представления о естественной среде обитания животных и называть животных на татарском языке.

Задачи: воспитывать любовь к животным;

-расширять словарный запас;

-расширять знания о том, кто где живет;

-активизировать навыки использования устной речи (татарской).

Детям предоставляется возможность определить место обитания и правильно называть животных. В конце игры можно составить предложения о животных и птицах.

Вариант игры «Достопримечательности Казани»

Цель: научить составлять целое из частей

Задачи: развитие моторики пальцев рук через действия с предметами, развитие зрительного восприятия внимания, ознакомление с достопримечательностями Казани.

Вариант игры «Игрушки»

Цель: учить детей определять и называть игрушки на татарском языке

Задачи: учить детей использовать в игре умение находить игрушки по описанию, пополнять словарь эмоционально- оценочной лексикой, учить согласовывать существительное с прилагательными, воспитывать бережноеотношение к игрушкам.

В каждом варианте игры обеспечивается разнообразие речевой активности детей под руководством взрослых по направлениям:

-звуковой культуры речи(на развитие фонематического слуха, определения звука в слове, развитие умения делить слова на слоги,развитие умения определить слоговую структуру слова);

— формирование словаря; (научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам, расширение глагольного, существительного, прилагательного, числительного словаря по данной теме(в соответствии с возрастом), познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения);

-формирование грамматического строя речи (учить согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5, закрепить умение соотносить предмет и его признак, Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе, учить составлять описательный рассказ о предмете и т.д);

-связной речи (составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания, развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении, упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал).

Диагностический инструментарий к дидактической игре «Занимательный кубик»

п/п

Ф.И. ребенка Умение правильно называть членов семьи, задавать и отвечать на вопросы Син кем? Бу кем? Умение называть овощи и фрукты , использовать их в связной речи. Отвечать на вопросы Нинди? Ничә? Бунәрсә? Умение правильно называть животных, составлять предложения о них. Отвечать на вопросы Бу кем? Нишли? Нинди? Ничә? Умение правильно произносить название одежды их цвет, количество, размер. Задавать и отвечать на вопросы Нинди? Ничә? Умение составлять целое из частей.
             
             
             

Умение правильно называть членов семьи, задавать и отвечать на вопросы Син кем? Бу кем?

  1. балла — ребенок не понимает, не отвечает на поставленный вопрос.
  2. балла – называет с помощью взрослого.
  3. балла – ребенок отвечает правильно, самостоятельно

Умение называть овощи и фрукты , использовать их в связной речи. Отвечать на вопросы Нинди? Ничә? Бунәрсә?

1 балла — ребенок не называет овощи и фрукты.

2 балла – называет с помощью воспитателя.

3 балла – ребенок отвечает правильно, самостоятельно

Умение правильно называть животных, составлять предложения о них. Отвечать на вопросы Бу кем? Нишли? Нинди? Ничә?

1 балла — ребенок не называет животных, не отвечает на поставленные вопросы.

2балла – у ребенка имеется объем знаний, но называет с помощью воспитателя.

3 балла – ребенок отвечает правильно, без помощи взрослого.

Умение правильно произносить название одежды их цвет, количество, размер. Задавать и отвечать на вопросы Нинди? Ничә?

1 балла – у ребенка нет ответа, затрудняется ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребенка имеется объем знаний, но называет с помощью воспитателя.

3 балла – ребенок отвечает правильно, задает вопросы без помощи взрослого.

Умение составлять целое из частей.

1 балла – у ребенка нет заинтересованности в игре.

2 балла – у ребенка не устойчивый интерес, переключается на другие виды деятельности.

3 балла – ребенок увлеченно играет.

ЗУР РӘХМӘТ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Заключение

На этапе дошкольного возраста игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

На мой взгляд все обучение татарскому языку должно быть построено таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Данная игра формирует у детей словарный запас, развивает познавательные процессы, устную монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. Игру можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты

Использование игровых методик, наглядности помогают поддерживать интерес детей к обучению второму языку и закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК.

Использованная литература:

  1. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик киңәшләр, диагностика/ авт.-төз.-: З.М. Зарипова, Р.С. Исаева, Р.Г. Кидрячева һ.б.- Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013 – 111 с.
  2. Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика/авт.-сост.: С.М. Гафарова, Ч.Р. Гафарова, Г.З. Гарафиева. – казань: Первая полиграфическая компания, 2013. – 120 с
  3. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/ авт.-сост.: К.В. Закирова. – Казань: Редакционно – издательский центр, 2011. – 256 с.
  4. Сөенеч – Радость познания: региональная образовательная программа дошкольного образования/ Р.К. Шаехова. – Казань: Магариф – Вакыт, 2016. – 191 с.
  5. Триста шестьдесят пять игр для дошколят: сборник подвижных и пальчиковых игр для воспитателей и узких специалистов/ сост.: — Э.В. Тарасова.- Набережные Челны: 2015. – 92 с.

Приложение

Анкета для русскоязычных родителей

  1. Знаете ли Вы, что такое УМК «Күңелле телләр» (“Веселые языки”), если «да», то откуда получили данную информацию?
  2. Рассказывает ли Вам ребёнок о занятиях татарского языка в детском саду?
  3. Закрепляете ли Вы пройденный материал по татарскому языку и в какой форме?
  4. Считаете ли Вы необходимым использование рабочих тетрадей для закрепления детьми полученных знаний ?
  5. Как вы думаете, есть ли необходимость обучать татарскому языку русскоязычных детей?
  6. Смотрите ли Вы обучающую передачу воскресенье в 9.30 по каналу ТНВ «Әкият илендә» — «В мире сказок»?
  7. Какие мультфильмы смотрели на официальном сайте http://mon.tatarstan.ru/?
  8. С желанием ли ходит Ваш ребёнок на занятия татарского языка?
  9. Как Вы оцениваете труд воспитателя по обучению татарскому языку, какие пожелания и советы в будущем?

Спасибо!

Анкета для воспитателей гр. __________

Ф.И.О.________________________________________

  1. Что такое «УМК»?
  2. Какие направления УМК Вы знаете?
  3. Сколько слов русскоязычные дети должны знать:

4-5 лет:

5-6 лет:

6-7 лет:

  1. Национальный состав Вашей группы:
  2. Как Вы используете УМК в своей группе?
  3. В какой форме работы вы повторяете пройденный материал по УМК?

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв