Экологическая игра как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе
Чернышова Ольга Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Бугульма
Экологическая игра как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе
«Человек стал человеком, когда услышал
шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья …
и, затаив дыхание, слушает
сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят перед учителями следующую цель:
- формирование ответственного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.
Выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:
- понимание, что человек – это часть природы;
- понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности.
- принятие личного участия в решении экологических проблем.
В современной методике и практике экологического образования в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и ее использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи учителя при использовании экологической игры состоят в следующем:
- формирование системы знаний о природе;
- формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность и формы взаимоотношений с ней, без чего он не был бы в состоянии выявить особенности своих отношений к вещам, людям, природе.
Экологическая игра занимает значительное место в первые годы обучения младших школьников в школе. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе экологических игр, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других.
Создание игровых ситуаций на занятиях по курсу «Моя экология» приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Среди традиционных массовых форм работы, особое внимание уделяю праздникам и тематическим дням («День природы», «День леса», «Праздник Нептуна», «Лесной карнавал» и др.).
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки отмечаю творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников.
Одной из острых проблем в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, напротив, активизации пассивных учащихся, при этом и тем и другим школьникам становится дискомфортно. Все эти проблемы легко можно преодолевать, используя дидактические игры. Рекомендую смелее импровизировать, вводить в программы тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, ярмарки. Провожу тематические линейки:«Береги природу, человек», «Бойтесь, люди, остаться одни!», конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы.
Дидактическая экологическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, не случайно ее называют и методом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством всестороннего воспитания личности младшего школьника. Во время игр ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Существенной стороной познавательной игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес школьников, повышает их активность, желание играть.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. «Конкурс на лучшего знатока тайн природы», «Эстафета эрудитов», конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы».
Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее, тем интереснее сама игра.
Познавательные игры учат школьников применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Всегда с большим успехом проходит конкурс научно-фантастических проектов по охране окружающей среды. Детям предлагаю такие темы проектов: «Земля заповедная», «Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем», «Планета Земля в 3000 г.», «Животный мир других планет».
Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления. Помогает развивать уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, использую игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах,чем они питаются.
Игры придают урокам и внеклассным мероприятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Экологические игры помогают дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.
Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Существуют требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования школьников 1-4 классов:
- игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
- игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
- содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Чтобы поддержать стремление учащихся отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в классе в отдельных уголках размещаю материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.).
Исходя из вышесказанного, хочу отметить, что игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитаниюи воспитанию у учащихся начальной школы осознанного отношения к живому.
Список литературы:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития,2020 г.
- Зверев И.Д. //Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -2021-М.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 2019.
4.Бесова М.А. В шкои на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,2020 г.
- Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 2021
- Усова Г.В. Основы экологического образования. Учебное пособие. — Карачаевск: изд. КЧГПУ, 2019 г.
7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2019.