Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Как звери готовятся к зиме»
Гараева Эльвира Михайловна
воспитатель I квалификационной категории.
Якимова Анастасия Раисовна
воспитатель I квалификационной категории.
Мудусова Екатерина Матвеевнак
учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Улыбка»
г. Елабуга
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Как звери готовятся к зиме»
Цель: Развитие связной речи по лексической теме «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, внимания, мышления. Совершенствование тонкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением и с музыкой. Развитие навыков ориентирования в пространстве. Развитие слуховой памяти и внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Конструктор «Бабашки», заранее отснятый видео-ролик с посланием лесовика, аудиозвуки леса, изображения лесной реки, дятла, кукушки, вырезанные грибы с цифрами от 1 до 5, прищепки, вырезанные следы медведя и зайца, раздаточный материал для игры «Зачеркни четвертый лишний», простой карандаш для каждого ребенка, схема для составления рассказов о диких животных, каштаны, шишки, палочки, сухие листья, перья, крылатки клёна, мох, сухие ветки деревьев, ветки ёлки, большие и мелкие камни, муляжи грибов, имитация дерева с дуплом, фигура белки, изображение зайца, клей-карандаш (3 шт.), вата, орто. Коврики: синие, зеленые, цветные, музыкальная колонка, музыка для логоритмического упражения.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Солнышко с утра встает
Улыбнуться всех зовет!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель 1: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, веселое.
Воспитатель 1 :
А теперь пусть постоят на правой ножке все, кто сегодня проснулся рано!
-пусть похлопают в ладошки все, у кого карие глаза.
-пусть поднимут руки те, у кого в одежде присутствует желый цвет.
-а теперь улыбнуться те, то всегда играет дружно.
Воспитатель 1: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень и уже скоро наступит зима.
Воспитатель1: Вы правы, скоро наступит холодая, морозная, снежная зима. Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Вы хотите отправиться в сказочный-осенний лес?
Дети-Да
Воспитатель 1: Тогда я приглашаю вас в лес. Но сначала нам нужно пройти через болото, а помогут нам в этом волшебные кочки. Чтобы они нас удержали, нам нужно прыгая на синюю кочку произнести «Б», а на зеленую – «БЬ». (Дети по очереди прыгают по ортоковрикам)
Воспитатель 1: Какая красивая лесная полянка. Присаживайтесь ребята на пеньки. Давайте послушаем, как звучит лес. Закроем глаза, послушаем и надо будет запомнить, что звучало сначала, что потом.
Дети слушают очередность звуков: пение кукушки, шум лесной реки, звук стука дятла.
Ребята, нам нужно выложить карточки по тому порядку, как ни звучали.
Ответы детей! Дети подходят к столам и выставляют карточки, что они слышали сначала и потом.
Включается видео на экране. Звучит шум и кто то кричит. Ау Ау.
Воспитатель 1:
Ой, ребята посмотрите кто это!
Видеобращение лесовичка!
Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте .
Лесовичек. Ребята в лесу случилась беда. Звери просят помощи.
Срочно срочно приходите, срочно им вы помогите.
Происходят чудеса, не поделим мы леса.
Кто то их напугал и он всех заколдовал.
Все забыли кто они что им пить и что им ест.
Поскорее помогите и животных вы спасите.
Скоро наступит зима. А наши звери забыли как готовится к зиме. Им очень трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Поэтому сейчас они должны подготовить себе жилище на зиму и пропитание. Помогите, пожалуйста.
Воспитатель 1: Ну что поможем лесным зверям вспомнить как готовится к зиме.
Тогда отправляемся на помощь.
Ритмическая разминка по коврикам!
Дем-дем –дем –по тропинке мы идем(дети идут по кругу)
Ды-ды-ды видим мы в лесу следы (руки над глазами)
За мамой лосихой топал лосенок, (идут топая)
За мамой лисицей-крался лисенок (тихо крадутся)
За мамой ежихой-катился ежонок (медленно идут приседая)
За мамой медведицей шел-медвежонок (как мишки идут)
За мамою белкой-скакали бельчата.
Воспитатель 1. Ребята, нам надо отгадать куда мы с вами пришли, для этого нам надо отгадать какое животное нарисовано на карточке у Саиды. (У девочки в руках схема для составления рассказов о диких животных, а на оборотной стороне изображение белки.) Чтобу узнать кого же загадала Саида, нужно правильно задавать вопросы.
Дети: Это животное или птица.
Животное
Оно большое?
Хвост маленький-нет?
Шерсть серая?
Нет рыжая
Она ест мясо?
Нет
Орехи?
Догадались?
Да, белка.
Воспитатель 1: Скажите, где живёт белка?
Дети: в дупле
Воспитатель 1: Летом у белки шубка рыжая, а к зиме должна стать серая. Мех должен стать гуще. Как она готовится?
Дети: собирает грибы и сушит их.
Воспитатель 1: В дупле у нее сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкая вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.
Любит она порядок сушит грибы на веточках.
Давайте возьмем по грибочку и повесим их в правильной последовательности.
(на грибах будут цифры и дети должны вывесить их по порядку от 1до 5)
И потом посчитать 1 гриб,2 гриба,3 гриба и тд.
Воспитатель 1: Молодцы ребята белка все вспомнила и благодарит нас.
Воспитатель 2: Здравствуйте, ребята! Я вот решила за грибами в лес сходить и вас встретила. Я тут неподалеку следы чьи-то увидела, хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель 2:
Идемте за мной, только тихо.
Мы к лесной лужайке вышли, поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
(Подходят и видят следы.) Чьи это следы?
Дети: Это медвежьи. Это зайчьи.
Воспитатель 2: Как медведь готовится к зиме.
Дети: Медведь будет зимовать в берлоге. Ему нужно много еды, но зимой он не может прокормиться и ложиться в спячку.
Воспитатель 2: Сон у медведя чуткий, и если сильно шуметь, то он проснётся.
А как заяц готовится к зиме?
Дети: Заяц меняет шубку на зиму с серой на теплую белую, чтобы ему зимой не было холодно и волки его не нашли.
Давайте поможем медведю и зайцу подготовится к зиме. Те ребята у кого на левой руке зеленые браслетики – будут помогать медведю строить берлогу, а у кого желтые – помогут зайцу поменять шубку.
Дети делятся на команды. (по руководством двух воспитателей)
Первая команда строит из конструктора «Бабашки» берлогу, а внутри обкладывают ее листьями.
Вторая команда подходят к мольберту, на котором изображение серого зайца. С помощью клея, приклеивают на него кусочки белой ваты.
Воспитатель 2: Ребята, сейчас мы говорили о разных лесных животных, о том, как они готовятся к зиме. Ребята как вы помогли медведю?
Дети: мы построили ему теплую берлогу и обложили ее листьями.
Воспитатель 1: А как вы помогли зайцу?
Дети: Мы помогли ему поменять шубку с серой, на белую.
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята. Я видела, как вы усердно трудились и помогали животным. Как это у вас здорово все получилось. Но я вижу, что вы немного замерзли в осеннем лесу. Поэтому приглашаю вас немного размяться. Занимайте каждый свою полянку. (Дети встают на ортоковрики).
Логоритмическое упражнение: Под музыку дети пропевают гласные звуки в комплексе с жестами этих звуков (А, О, У, И), в проигрыше – делают нейрогимнастику для пальцев (лайк-колечко, ушки-рожки), проговаривают слова совместно с движениями: времена года (осень, зима, весна, лето), лесные животные (1. Заяц, лось, кабан, барсук. 2. Волк, лиса, олень, медведь).
Учитель-логопед: Ну что ребята, согрелись?
Дети: Да!
Учитель-логопед: А теперь я вам предлагаю поиграть. Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед вами картинки с животными, но кто-то попал сюда по ошибке. Посмотрите внимательно на первый ряд животных и зачеркните того, кто из них лишний: лось, заяц, лиса, корова.
Сережа, кого ты зачеркнул? (корову)
Почему, корова лишняя? (потому что, это домашнее животное, а все остальные дикие.)
Посмотрите внимательно на второй ряд животных: кабан, свинья, белка, ёж.
Ксения, кого ты зачеркнула? (свинью)
Почему, свинья лишняя? (потому что, это домашнее животное, а все остальные лесные.)
Посмотрите внимательно на третий ряд животных — волк, заяц, сова, барсук.
Ева, кого ты зачеркнула? (сову)
Почему, сова лишняя? Она ведь тоже живет в лесу? (потому что, это птица, а все остальные животные.)
Ну что ребята, с заданием вы справились прекрасно.
Кажется я слышу чьи-то шаги. (Включается видео с обращением лесовичка)
Обращение лесовичка.
Спасибо вам ребята от наших зверей. Вы им очень помогли. Они вас благодарят и приготовили целую корзину подарков. До свидания.
Дети: До свидания.
Учитель-логопед:
Ну а нам пора возвращаться в детский сад. (Дети встают со своих мест и возвращаются обратно по лесной тропинке).
Воспитатель 2 (встречает у дупла) Вам понравилось наше приключение?
Где вы сегодня побывали?
Дети: Мы ходили в лес.
Воспитатель 2: Кому вы помогли?
Белке – сделать запасы, зайцу- поменять шубку, медведю- построить берлогу.
Воспитатель 1: А вот и корзина с дарами (достает из дупла, дети радуются).
Ну а нам пора прощаться с гостями. До свидания, гости дорогие!
Дети: До свидания!