Вы здесь: Главная > Без рубрики > «Аллея звезд городов Татарстана»

«Аллея звезд городов Татарстана»

Егорова Альбина Ансаровна

воспитатель высшей квалификационной категории 
Сафиуллина Эльмира Сагитовна

воспитатель высшей квалификационной категории 

АНО ОО «Прогимназия № 14» г. Бугульма

 

«Аллея звезд городов Татарстана»

При знакомстве с родным краем  в первую очередь  знакомим детей с родным городом, в котором живем.

Вначале мы выяснили, что знают дети о городах Татарстана? Дети, опираясь на свой опыт, рассказали, что часто бывают в парке отдыха города Альметьевск, что столица республики Татарстан – город Казань, где они были с родителями в аквапарке, на хоккейном матче, посчастливилось побывать на открытии универсиады.

Посещение железнодорожного вокзала в родном городе на детей произвело огромное впечатление и  восторг. После чего ребята предложили сконструировать свою железную дорогу из бумаги, из конструктора и других материалов.

А Динар, рассказал, как он ходил с родителями в новый кинотеатр «Мадагаскар» и видел фильм, где на дороге было много-много звезд.

И так родилась идея создания нашего проекта «Аллея звезд городов Татарстана»

И тогда в работу включились все: и дети, и воспитатели, и родители. Аллею мы решили сделать из физкультурных ковриков, которые разделили на квадратики и вырезали из них звезды, материал о городах подготовили дети с родителями (достопримечательности городов). Мы объявили конкурс на самую лучшую поделку достопримечательности среди родителей. И тут пошли в ход и проволока,  и нитки, и тесто, разнообразный подручный материал. В результате представляем вам нашу работу.

 

Проблема

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, традиционно решалась в  нашей группе, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость  изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.

На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Аллея звезд городов Татарстана»».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности

дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Актуальность

Знакомство детей с родным краем, с историей городов республики Татарстан: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие  черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Цель:

Создание условий для формирования чувства гордости за причастность к Республике Татарстан.

Задачи:

  1. Расширить представления  о своём родном городе Бугульма и о городе Казань — столице Татарстана, об их символике, достопримечательностях историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях.
  2. Формировать представления о других городах республики Татарстан, об их символике, достопримечательностях (Альметьевск,Чистополь, Набережные Челны и др.)
  3. Вызвать у детей интерес к истории и достижениям  нашего края.
  4. Развивать познавательную активность, толерантность.

Вид проекта:

  • по доминирующей деятельности — творчески-поисковый;
  • по предметно — содержательной деятельности – межпредметный;
  • по срокам реализации-долгосрочный, открытый;
  • по целевой группе-семейно-групповой.

Ресурсы:

  • заинтересованность детей;
  • наличие в печати информации по ознакомлению с родным краем;
  • наличие краеведческой литературы в группе;
  • наличие интернет – ресурсов;
  • наличие места в группе для игр;
  • осознание родителями значимости ознакомления с родным краем для всестороннего развития ребёнка.

Участники проекта

  • педагоги группы детей 7-го года жизни: Егорова. А.А, Сафиуллина, Э.С.;
  • воспитанники группы 7-го года жизни;
  • партнерство: родители воспитанников группы;
  • сотрудничество: специалисты, старший воспитатель.

Срок реализации: 1год

План реализации проекта: I этап

 

 

 

Сентябрь

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Выявление и изучение проблемы. Анализ имеющихся условий, составление обоснованного плана действий с родителями и детьми.
  • Формулирование задач и цели проекта.
  • Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
  • Подбор необходимого оборудования ипособий для практического обогащения проекта.

План реализации проекта: II этап — основной

Октябрь– ноябрь

  • «Мой родной город» (путешествие по фотографиям,знакомство с достопримечательностями родного города).
  • Обзорная видео экскурсия по городу (просмотр презентации « Бугульма – город счастья).
  • Экскурсия в краеведческий музей (Бугульма в прошлом).
  • Оформление дидактических игр по краеведению: 
    “Узнай, где я нахожусь?», «Подбери герб города», «Угадай что изменилось?», «Подбери достопримечательности».
  • Рассматривание символики города (герб, флаг).
  • Изготовление панно из природного материала «Герб Бугульмы».
  • Рисование на тему «Мой город», « Мой дом», «Мое любимое место в городе».
  • Оформление фотовыставки “Улица, на которой я живу” (совместно с родителями).
  • Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица».
  • Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу».
  • Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Прошлое и настоящее», “Мой город, моя история”.
  • Итоговая нод “Конкурс знатоков родного города”.
  • Оформление «Аллея городов Татарстана».

Декабрь

  • «Татарстан- мой край родной», «Моя Родина – Татарстан»- познавательнаядеятельность.
  • Видео-экскурсия по городу «Казань – столица Татарстана».
  • «Жемчужина Казань» (путешествие по памятным местам Казани, используя фотографии).
  • Рассматривание герба и флага Татарстана, беседа о символике. Прослушивание гимна.
  • Разучивание стихов о Казани.
  • Оформление альбома и брошюры: “Достопримечательности Казани”.
  • Выставка совместных с родителями поделок «Достопримечательности столицы» (мечеть Кул- Шариф, башня Сююмбике и т.д.).
  • Дидактические игры: «Я — фотограф», «Собери карту Татарстана», «Подбери достопримечательность».
  • Рисование на тему « Казанский кремль».
  • Продолжение оформления «Аллея городов Татарстана».

Январь

  • Беседа на тему: “Альметьевск – нефтяной край».
  • Фотоэкскурсия по городу (рассматривание иллюстраций, набора открыток с видами города).
  • Выставка совместных с родителями поделок (нефтяные вышки, качалкии т. д.).
  • Оформление брошюры: «Альметьевск».
  • Дидактические игры «Кто больше назовет?». « Собери герб города».
  • Продолжение оформления «Аллея городов Татарстана».

Февраль

  • Познавательная нод «Чудо город Набережные Челны».
  • Рассматривание фотографий с изображением памятных мест Набережных Челнов.
  • Раскрашивание картинок машин – камазов.
  • Дидактические игры: «Автомастерская», «Подбери герб города», « Угадай что изменилось?», « Какой достопримечательности не стало?»
  • Выставка совместных с родителями поделок ( Камазы – машины).
  • Продолжение оформления «Аллея городов Татарстана».

Март

  • Знакомство с достопримечательностями города Чистополь.
  • Просмотр слайдов «Красивые места Чистополя».
  • Беседа «Символы Чистополя».
  • Выставка совместных с родителямиподелок «Достопримечательность города» (часы).
  • Сюжетная игра « Часовая мастерская».
  • Выставка рисунков: « Необыкновенные часы»« Герб Чистополя».
  • Продолжение оформления «Аллея городов Татарстана».
  • Выпуск газеты «Их именами названы улицы города».

Сотрудничество с родителями:

Создание презентаций: «Город, в котором я живу», «Город, вчера сегодня, завтра», «С Днём Победы!», «Профессия – нефтяник». «Их именами названы улицы города».

Подбор стихотворений о городах Татарстана и разучивание их с детьми дома.

План реализации проекта: III этап– заключительный

  • Викторина “ Люби и знай свой край”.
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Оценка этапов реализации проекта детьми.
  • Презентация проекта.

В перспективе продолжать формировать представления  о других городах Республики Татарстан (Нижнекамск, Лениногорск, Елабуга)

Методические приложения

Дидактические игры

  • «История города Бугульмы»(игра – лото)

Цель: Закрепить знания у детей представление об истории родного города.

Содержание игры: Играть могут 3-7 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание: На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребёнок ошибается, то даётся «Подсказка», которую может дать как воспитатель, так и ребёнок.

Материалы игры: Игровые поля (6 штук) с изображением видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории нашего города.

Ожидаемый результат: Обогатить знания о достопримечательностях родного города, воспитывать гордость за свой город.

  • «Путешествие по родному городу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.

Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое

Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?’

(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник — Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет)

Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.

  • «Какому городу, что нужно»

Ребенок  показывает картинку города, а дети выбирают достопримечательность для своего города

  • «Назови соседей города»

Ребенок называет название города, а другой называет ближайших соседей города

  • «Интервью (с эстафетной палочкой)»
  • «Найди отличия»

Напольная игра «Путешествие по Альметьевску»

Цель игры: Обобщить знания детей о родном городе, в котором они живут, его особенности и достопримечательностях.

Материал: Игровое поле с маршрутом следования, кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде конусов, фигур животных; картинки с достопримечательностями города с цифрой на обратной стороне, «мини энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

Ход игры: Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают себе персонажа для отправления в путешествие. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений они продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут от старта до финиша. Если фишка попадёт на голубое поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадёт на оранжевое поле, то ребёнок в зависимости от ситуации передвигается вперёд или возвращается назад согласно стрелкам, указывающим путь.

Примечание: Если ребёнок не знает ответа на вопрос «синего поля» — пропускает ход, идущий следом за ним ребёнок при попадании на данное игровое поле должен дать правильный ответ или более развёрнутый ответ, т. е. какую-либо историческую справку. Если ребята не знают точного ответа, они могут воспользоваться подсказкой «мини – энциклопедии».

Настольные игры

  • «Собери карту Татарстана»

Цель: Формировать представления детей о  республике Татарстан, ее границами, городами республики Татарстан и умения их  называть и находить их на карте республики Татарстан

По образцу дети собирают карту Татарстана из разрезных картинок

  • «Я назову, а ты покажи»

Один ребенок называет город например Казань, а второй находит его на карте,показывает  и обозначает город каким- либо значком

  • «Найди вторую половину»

Дети собирают карточки с изображением города Бугульмы из двух половинок

  • «Собери пазлы»

(аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал,Бугульминский государственный русский драматический театр Бугульминский государственный русский драматический театр, литературно-мемориальный музей Ярослава Гашека, Аллея героев, Мемориал Вечной Славы, мемориальный комплекс 352-й Оршанской дивизии, Памятник бравому солдату Швейку…)

  • «Что было раньше» (из истории развития города Бугульмы)
  • «Четвертый лишний» (по достопримечательностям)

Словесные игры

  • «Подбирай, называй, запоминай» — словесное лото
  • «Кто больше»(называют чем богат город)
  • «Букет красивых слов о городах»

Кроссворды

  • «Ключевое слово – Бугульма»
  • «Ключевое слово – Альметьевск»
  • «Ключевое слово – Набережные Челны»
  • «Ключевое слово – Чистополь»

«Ключевое слово – Казань»

Продуктивная деятельность 

  • Конструирование «Изготовление макета «Моя улица», «Макеты нефтяные вышки», «Макеты часы», «Макеты автотранспорта», «Макеты зданий — достопримечательностей городов».
  • «Составь схему улицы, города, республики».
  • Барельефная лепка «Нефть — наше богатство».

По итогам изучения каждого города вся собранная информация поступала в детскую типографию, в которой публиковались брошюры, буклеты, альбомы на темы: «Бугульма – город счастья», «Альметьевск – нефтяной край», «Чудо город – Набережные Челны», «Чистополь – город часов», «Жемчужина – Казань».

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв