Сценарий концерта фортепианной музыки «Музыкальный новогодний калейдоскоп»
Абросимова Наталья Яковлевна
Преподаватель фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально – хоровая школа «Мечта» НМР РТ
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем концертном зале. За окном декабрь, холодно и морозно, а в нашем зале тепло и уютно от ваших улыбок. Стоит нарядная, красиво украшенная елка. И это значит, что приближается самый любимый праздник — Новый год! Именно в этот праздник все дарят друг другу подарки. И сегодня концерт — это наш подарок вам, дорогие родители! Добро пожаловать на наш праздник.
Ведущий 2: сегодня наш концерт называется «Музыкальный новогодний калейдоскоп». «Почему калейдоскоп?» — спросите вы. А вот почему… Калейдоскоп – это детская игрушка, оптический прибор в виде трубки, в которой сложены 3 продольных зеркальных стекла. При поворачивании трубки цветные осколки, которые находятся между стеклами, отражаются и создают меняющиеся симметричные красивые узоры. Но как оказалось, калейдоскоп — не просто игрушка. Особенно преданные коллекционеры и художники любят наделять калейдоскопы какой то магической силой воздействия на человека. Они говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце. А что еще, как не музыка обладает таким же волшебным свойством? Считается, что каждому цвету стекла соответствует своя музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку. Сегодня мы с вами будем слушать разную музыку. И пусть у каждого сложится свой, красивый и неповторимый узор калейдоскопа.
Итак, мы начинаем.
Ведущий 1: Как обычно, наш концерт начинается с выступления самых маленьких и юных артистов – первоклассников. Сегодня состоится их дебют – первое публичное выступление на сцене.
Конечно, наши юные музыканты готовились к этому ответственному мероприятию, но все же каждый ребенок волнуется, и ему просто необходима поддержка самых близких людей, т.е. вас, родителей. Не жалеем бурных аплодисментов!
Учащаяся 1 – ого класса Ф.И. ребенка исполнит для вас 2 пьески композитора Ирины Корольковой «Две лягушки» и «Мой лев».
Ведущий 2: Сейчас на сцену приглашается учащаяся 1 класса Ф.И. ребенка. Она исполнит для вас новогоднюю песню «Дед Мороз».
Новый год мы всегда встречаем с нарядной новогодней елочкой.
Именно поэтому всегда традиционно звучит песня Михаила Ивановича Красева «Елочка». Давайте и мы сегодня украсим наш праздник этой песней. Давайте дружно споем эту песню, а мы будем вам аккомпанировать, для тех, кто не знает слов – они на экране (слайд со словами песни).
Ведущий 1: На сцену приглашаю учащуюся 2 класса Ф.И. ребенка. Она исполнит для вас «Вальс» советского композитора Владимира Курочкина.
Ведущий 2: Вот интересно…А вы знали, что дождь – это тоже музыка? И как музыка, он может быть веселый и грустный, частый и редкий, т.е. быстрый и медленный, короткий и продолжительный. Сейчас мы с вами послушаем разную музыку дождя.
Дождь учащейся 2 класса Ф.И. ребенка сейчас станцует для вас. Пьеса русского композитора Александра Балтина в ее исполнении так и называется «Дождь танцует».
Ведущий 1: Композитор Ирина Кореневская сочинила свою музыку дождя. Ее дождик несомненно летний, легкий и добрый. Ритмичный и монотонный стук капель знаком всем с раннего детства. Послушаем его в исполнении учащейся 2 класса Ф.И. ребенка.
Ведущий 2: Я протерла все сандалии, я весь день могу скакать.
Чтобы ноги не устали, надо только повторять:
«Ты веселая скакалка! Я с тобой весь день скачу!
Мне тебя ничуть не жалко, я еще скакать хочу!»
Пьесу армянского советского композитора Арама Хачатуряна исполнит для вас учащаяся 3 класса Ф.И. ребенка.
Ведущий 1: А сейчас я вам загадаю загадку.
В цирке он смешнее всех. У него – боооооольшой успех.
Только вспомнить остается — весельчак тот, как зовется? (Клоун)
Мы переносимся в цирк, на арене которого выступают клоуны. А поможет нам в этом учащаяся 3 класса Ф.И. ребенка. Она исполнит пьесу советского композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны».
Ведущий 2: Сейчас мы послушаем несколько пьес советского композитора Самуила Майкапара.
Всё своё творчество композитор посвятил созданию только детской и юношеской музыки. Она отражает светлый мир детства, позволяет вызвать живую эмоциональную реакцию, разбудить фантазию и творческое воображение, легко воспринимается и понятна детям. Через образность своих пьес Майкапар учит любить музыку.
Представьте такую картину. Ясным солнечным днём маленький пастушок вышел на летний цветущий луг. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал камышинку и сделал из неё свирель – маленькую дудочку. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами.
Ф.И. ребенка – учащаяся 3 класса исполнит для вас пьесу «Пастушок».
Ведущий 1: Еще одна пьеса Сергея Майкапара, которую мы сегодня с вами услышим «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он отдает четкие и уверенные приказы, акцентируя каждое слово. Мы не знаем кому они предназначаются – оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям – ребятишкам, как и он сам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твердости и решимости.
Итак, маленький командир – Ф.И. ребенка (учащийся 3 класса).
Ведущий 2: А сейчас мы с вами перенесемся на море, в солнечную и жизнерадостную Италию.
Засеребрились вновь звезды над морем,
Парус расправлю и в вольном просторе
Берег покину твой в этой ночи я,
Санта-Лючия! Санта-Лючия!
Ветре, ласкающие верные снасти,
В даль поманит, и это ль не счастье?
Не устрашит меня море пучина
Санта-Лючия! Санта-Лючия!
Для вас выступает учащаяся 3 класса Ф.И. ребенка. Встречайте!
Ведущий 1: 2021 год в Татарстане объявлен Годом родных языков и народного единства. Сплоченность и согласие, толерантность и взаимопонимание, уважение друг к другу – ценности, которым стремится каждый человек вне зависимости от национальности и вероисповедания. Желание жить в мире и быть счастливыми объединяет всех нас. Мы не могли обойти стороной и нашу, татарскую музыку.
«Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое и не меркнущее зеркало души народа» — сказал известный татарский поэт Габдулла Тукай. Сейчас мы с вами послушаем несколько лирических, протяжных песен.
Учащаяся 2 класса Ф.И. ребенка исполнит для вас татарскую народную песню «Каз канаты» («Гусиные крылья»).
Ф.И. ребенка, учащаяся 4 класса, исполнит пьесу татарского композитора Джаудата Файзи «Урман кызы» («Лесная девушка»).
Ведущий 2: В татарской музыке есть такое понятие – такмаки. Такмак – это короткие, скорые песни, речитативы и прибаутки. В народе такмаки часто исполняются во время танцев, являясь как б их музыкально – словесным сопровождением. Обычно это веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом и четкой ударной рифмой. К такмакам относят такую известную татарскую народную мелодию, как «Эпипэ». Сейчас мы ее послушаем в исполнении учащейся 4 класса Ф.И. ребенка.
Ведущий 1: Какими разнообразными узорами переливается наш музыкальный калейдоскоп!
Узор под названием «джаз». Что такое «джаз»? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию. Кажется, что исполнитель непринужденно наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность.
Учащаяся 4 класса Ф.И. ребенка подарит вам музыкальную «Безделушку» композитора Н. Делло – Джойо.
Ведущий 2: Учащаяся 6 класса Ф.И. ребенка исполнит для вас пьесу «Free and easy». Что переводится как «легко и просто». А написал эту интересную пьесу немецкий композитор Манфред Шмитц.
Ведущий 1: Составляя причудливые узоры нашего музыкального калейдоскопа, мы не можем обойти узор «классика». Ведь классические произведения – это образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Одна из характерных черт классической музыки – это то, что ей удалось выдержать испытание временем, что ее исполняют до сих пор, спустя много лет после ее сочинения. Ребенок, обучающийся в музыкальной школе, должен обязательно иметь в своем репертуаре классические произведения. Сегодня мы с вами послушаем несколько.
Ведущий 2: Одно из таких произведений, это «Танец маленьких лебедей».
«Танец маленьких лебедей» — этот небольшой эпизод из знаменитого балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского завоевал такую популярность в народе, что, если попросить любого человека напеть мотив данной танца, композиции, он не только его пропоёт, но и покажет некоторые движения. Забавная музыка миниатюры постоянно привлекает многих исполнителей.
Ф.И. ребенка, уч-ся 4 класса исполнит для вас «Танец маленький лебедей» П.И. Чайковского.
Ведущий 1: Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил пьесу под название «Танец эльфов». Однажды, перед сном Эдвард Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг нее летали маленькие бабочки» … Так появилось произведение «Танец эльфов». Итак, послушаем «Танец эльфов» в исполнении учащейся 5 класса Ф.И. ребенка.
Ведущий 2: Калейдоскоп – это источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая мечта. Мечтайте, друзья! И пусть ваши мечты обязательно сбываются! А поможет нам в этом Ф.И. ребенка. учащаяся 5 класса. Она исполнит для вас пьесу советского композитора Генриха Пахульского «В мечтах».
Ведущий 1: Итак, у нас полностью сложился наш музыкальный новогодний калейдоскоп. Узоры были разные, но все они были прекрасны, как и сама музыка.
Ведущий 2: Мы были рады видеть всех на нашем концерте. Спасибо за внимание! С наступающим Новым годом! До новых встреч друзья!