Вы здесь: Главная > Без рубрики > Методическое пособие Цикл авторских дидактических игр «Булат и его Волшебная коробка»

Методическое пособие Цикл авторских дидактических игр «Булат и его Волшебная коробка»

Фахриева Ляйля Анасовна, Хурамшина Алиса Людовиковна

воспитатели высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Маленький принц»

г. Набережные Челны

 

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра носит воспитательно-образовательной и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом   активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы,  расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов  к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждений. В ФГОС ДО большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, соответствующими возрастным особенностям и реализуемой программе. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр. В данной методической разработке вы найдете дидактические игры, с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Представленное игровое пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Оно направлено на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей дошколят.

Пособие используется для организации самостоятельной  и совместной деятельности детей и взрослого. Можно использовать как самостоятельное, так и сюрпризно — игровой момент в организованном занятии. Каждая дидактическая игра, которая входит в данное методическое пособие «Булат и его волшебная коробка» имеет несколько вариантов игр.  Применение данного пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким  использованием современных педагогических  технологий по развитию детей дошкольного возраста.

В течение нескольких последних лет и в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный  процесс по речевому развитию, в условиях полингвального образования детей. Главной целью этого процесса является эффективная организация  работы по речевому развитию.

Исходя из этой цели, выявлены следующие задачи, которые касаются всех участников воспитательно-образовательного процесса:

  • способствовать созданию языковой среды в группах с целью усвоения детьми словарного минимума;
  • разработать дидактические игры и материал для речевого развития дошкольников.

Что же касается воспитателей, перед нами созрел такой вопрос:

Как закрепить с детьми  лексику, изученную во время ООД?

Конечно, в виде игры, но игры поучительной. Не следует забывать, что в соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них. Была выдвинута гипотеза: наряду с систематическим использованием многоязычия на занятиях и в режимных моментах, разработка  дидактических игр будет способствовать качественному усвоению словарного минимума, навыкам владения словарного минимума в разговорной речи педагогов и воспитанников.

Перед вами будут представлены авторские игры, предназначенные для закрепления  слов в соответствии с лексическим минимумом. Все игры проводятся в форме диалога между воспитателем и ребенком, и в форме диалога между детьми.

Общие задачи игр:

  • развитие связной и диалогической речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие умение творчески мыслить;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание самостоятельности;
  • развитие мелкой моторики рук.

Какой же результат использования этих игр?

Разработанные игры увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают слова, фразы, предложения. Умелое использование таких игр:

  • пополняет и расширяет словарный запас;
  • позволяет закрепить речевой материал в игровой форме;
  • развивает память, внимание, мышление;
  • воспитывает и поддерживает у учащихся интерес к языку;
  • развивает мелкую моторику рук.

Дидактическая настольная игра

«Приключения Булата и его друзей»

«Гусёк», а в последнее время – «ходилка» — так называется с виду простая и незамысловатая игра, которую вы держите в руках.  Разработанная настольная игра увлекает и в непринужденной обстановке погружает ребенка в языковую среду, где он  впитывает в себя информацию. Участники игры даже не задумываются, что они   учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают и закрепляют слова, фразы, предложения.  Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что является немаловажным фактором освоения языковой культуры.

Задачи:

  • развитие связной и диалогической речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие умение творчески мыслить;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание самостоятельности

Активные слова

Цвета (төсләр, colors)
желтый, красный, зеленый, синий сары, кызыл, яшел, зәңгәр yellow, red, green, blue 
Животные (җәнлекләр, animals)
заяц, волк, медведь, еж, лиса, мышка куян, бүре, аю, керпе, төлке, тычкан hare, wolf, bear, hedgehog, fox, mouse 
Овощи (яшелчәләр, vegetables)
морковь, огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста кишер, кыяр, шалкан, помидор,алма, суган, бәрәңге, кәбестә carrot, cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage 
Глаголы (хәбәр, Verbs)
прыгает, спит, играет, танцует, багает, ест, сидит сикерә, йоклый, уйный, бии,йөгерә, ашый, утыра jumping, sleeping, playing, dancing, bagging, eating, sitting 
Игрушки (уенчыклар, toys )
кукла, машина, кошка, собака курчак, машина, песи, эт doll, car, cat, dog 

 Правила игры:

Дети выбирают себе фишку в виде игрушек  (курчак, машина, песи, эт). Взрослый объясняет, что Булату и его друзьям нужно пройти всё поле, выполняя  задания, чтобы добраться до дома. Затем игроки бросают кубик по очереди  продвигают свою фишку (игрушки — друзья Булата) вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.

                  

 

 

 

 

 

 

 

Если в конце хода фишка остановилась на кружке определенного цвета, игрок поступает следующим образом:   

СИНИЙ (зәңгәр, blue ) – старт, финиш — участник игры называет цвет на трех языках.

КРАСНЫЙ (кызыл, red) —  участник игры называет цвет, животное, и что это животное делает на русском, татарском, английском языках.

Вопросы, которые задает участник:

Бу нәрсә? Это кто? who is this?
Куян (аю, бүре, керпе, төлке, тычкан) нинди? Какой (- ая, — ое) заяц?(медведь, волк, еж, лиса, мышка) What hare? (wolf, bear, hedgehog, fox, mouse)
Куян (аю, бүре, керпе, төлке, тычкан) нишли? Что делает заяц?(медведь, волк, еж, лиса, мышка) What is the hare ((wolf, bear, hedgehog, fox, mouse) doing? 

Затем фишку перемещает по стрелке назад.

ЗЕЛЕНЫЙ (яшел, green) — участник игры называет цвет, название овощей, фруктов на русском, татарском, английском  языках и угощают Булата.

Булат, на ешь огурец (морковь, яблоко, капуста, лук, картофель, помидор, репку. Булат, мә кыяр(кишер, алма, кәбестә, суган, бәрәңге, помидор, шалкан) аша. Bulat, eat cucumber (carrot, apple, cabbage, onion, potato, tomato, turnip.

В конце игры участники игры считают овощи и фрукты, которые съел Булат на трех языках.

ЖЕЛТЫЙ  (сары, yellow) участник игры называет цвет на трех языках, перемещает фишку

В игре принимают участие 2-4 человека. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последнем синем кружке.

Дидактическая настольная игра

«Накорми Булата»

Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия фруктов и овощей; разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Активные слова

огурец, помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко, большой, маленький, ешь кыяр, помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма, зур, кечкенә, аша

 

cucumber, tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple, big, small, eat 

Правила игры:

I вариант: воспитатель объясняет детям, что Булат проголодался и его нужно накормить овощами и фруктами.

Дети берут из волшебной  шкатулки фрукты и овощи. Называют их и угощают Булата.

Речевой образец:

— Это что?

— Это огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко).

— Булат, на ешь огурец (помидор, морковь, капусту, лук, картофель, яблоко).

 — Бу нәрсә?

Бу кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма)

Булат, мә, кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге,алма), аша.

— What’s this?- This is a cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Bulat, eat cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple). 

 

II вариант: воспитатель объясняет детям, что Булат проголодался и его нужно накормить большими (маленькими) фруктами или овощами.

Дети берут из волшебной шкатулки только большие (маленькие) фрукты или овощи. Называют их и угощают Булата. Таким образом дети учатся классифицировать на большие и маленькие фрукты и овощи.

Речевой образец:

— Это что?

— Это огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко).

— Какой (-ое,- ая)огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко)?

— Маленький (- ое,- ая) (большой (ое,ая) огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко).

— Булат, на ешь большой (- ое, — ая) маленький (- ое, — ая)огурец (помидор, морковь, капусту, лук, картофель, яблоко).

— Бу нәрсә?

— Бу кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма)

— Нинди кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма)?

— Кечкенә (зур)  кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге,алма)  

— Булат, мә, кечкенә (зур) кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма), аша.

— What’s this?- This is a cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- What cucumber?( tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Little  (big) cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Bulat, eat a little (big) cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple). 

Дидактическая настольная игра

«Угадай на ощупь»

Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия фруктов и овощей.

Задачи: упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета; разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Активные слова

желтый, красный, зеленый, синий, красивый, чистый, вкусный, сладкий, морковь, огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста, банан сары, кызыл, яшел, зәңгәр, матур, чиста, тәмле, баллы, кишер, кыяр,  шалкан, помидор, алма, суган, бәрәңге,кәбестә, банан yellow, red, green, blue, beautiful, clean, delicious, sweet, carrot, cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage, banana 

Правила игры:

I вариант: ребенок должен просунуть руку в рукав Булата и на ощупь  определить предмет и достать его, затем охарактеризовать этот предмет, выделяя как можно больше признаков. 

II вариант: воспитатель предлагает ребенку найти на ощупь тот или иной предмет и достать его, затем охарактеризовать этот предмет, выделяя как можно больше признаков.

Дидактическая настольная игра

«Чудесный мешочек»

Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия школьных пренадлежностей.

Задачи:  разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Активные слова

Книга, клей, линейка, тетрадь, большой, красивый, красный, желтый, белый, черный, синий, пенал, ручка, альбом, карандаш китап, клей, линейка, дәфтәр, зур, матур, кечкенә, кызыл, сары, ак, кара, зәңгәр, пенал, ручка, альбом, карандаш Book, glue, ruler, notebook, large, beautiful, red, yellow, white, black, blue, pencil case, pen, album, pencil 

Правила игры: Дети должны сортировать школьные принадлежности в мешочек, а игрушки в корзину. Взрослый показывает предмет, спрашивает «Это что?», «Бу нәрсә?», «What’s this?» игроки называют его.  Вариант 1. Попроси школьные принадлежности и положи на портфель.Речевой образец:

— Что надо?- Тетрадь (книга, клей, линейка…)- Какую тетрадь (книгу, клей, линейку)?-Большую тетрадь (маленькую, зеленую, желтый, красный).- Сколько тетрадей (книг, клея, линеек)?- Три (1-10)тетрадей (книг, клея, линеек).-Возьми три тетради (книг, клея, линеек).- Спасибо. — Нәрсә кирәк?

— Дәфтәр (китап, клей, линейка….)

— Нинди дәфтәр (китап , клей, линейка…)?

— Зур (кечкенә, яшел (сары, кызыл) дәфтәр.

— Ничә дәфтәр (китап, клей, линейка)?

— Өч (1-10 га кадәр) дәфтәр (китап, клей, линейка…).

— Мә, өч (1-10 га кадәр) дәфтәр (китап, клей, линейка.

— Рәхмәт.

— What do you need?- Notebook (book, glue, ruler…)- What notebook (book, glue, ruler)?- A large notebook (small, green, yellow, red).- How many notebooks (books, glue, rulers)?- Three (1-10) notebooks (books, glue, rulers).-Take three notebooks (books, glue, rulers).- Thanks. 

Вариант 2. Назови, что у тебя в портфеле.

Речевой образец:

Тетрадь, книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал Дәфтәр, китап, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал Notebook, book, album, glue, ruler, pen, pencil, pencil case 

Дидактическая настольная игра

«Волшебная коробка»

Вариант 1.

Цель: умение правильно называть картинки.

Задание: Назови кого ты видишь на рисунке. Найди тот рисунок, который я назову.

Ход  игры:

Воспитатель спрашивает:

Это кто? Это что?

Дети отвечают:

Это заяц (волк, медведь, еж, лиса, мышка).

Это морковь (огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста).

Это кукла (машина, кошка, собака, мяч).

Это кровать (стул, стол).

Это тарелка (ложка, стакан).

Воспитатель спрашивает:

Бу нәрсә?

Дети отвечают:

Бу куян (бүре, аю, керпе, төлке, тычкан).

Бу кишер (кыяр, шалкан, помидор, алма, суган, бәрәңге, кәбестә).

Бу курчак (машина, песи, эт, туп).

Бу карават (урындык, өстәл).

Бу тәлинкә (кашык, чынаяк).

The teacher asks:Who is this? What’s this?Children answer:This is a hare (wolf, bear, hedgehog, fox, mouse).These are carrots (cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage).This is a doll (car, cat, dog, ball).This is a bed (chair, table).This is a plate (spoon, glass). 

Вариант 2.

Цель: умение правильно называть картинки. Умение отвечать полным ответом на вопрос «Чего нет?»

Задание: Назови того, кого не видишь на рисунке.

Ход игры:

Воспитатель переворачивает карту любого предмета и спрашивает у детей:

— Чего нет? — Нәрсә юк? what is not?

Вариант 3.

Цель: умение правильно называть картинки.

Задание: Назови предмет, который лишний.

Ход игры:

 

Воспитатель кладет лишнюю карту и спрашивает:

—      Что лишнее? —      Нәрсә артык? —       What is superfluous?

 

Вариант 4.

Цель: умение правильно классифицировать предметы.

Задания: классификация данных предметов.

Ход игры: Назови предметы одним словом.

Одежда: брюки, платье.

Посуда: тарелка, стакан, ложка.

Овощи: морковь, огурец, капуста, лук, репка, помидор, картофель. 

Мебель: стул, стол, кровать.

Игрушки: медведь, машина, мяч.

Фрукты: яблоко, груша, банан.

 

Киемнәр: чалбар, күлмәк.

Савыт-саба: тәлинкә, чынаяк, кашык.

Яшелчәләр: кишер, кыяр, кәбестә, суган, шалкан, помидор, бәрәңге.

Йорт җиһазлары: урындык, өстәл, карават.

Уенчыклар: аю, машина, туп.

Җиләк-җимешләр: алма, груша, банан.

Clothes: pants, dress.Crockery: plate, glass, spoon.Vegetables: carrot, cucumber, cabbage, onion, turnip, tomato, potato.Furniture: chair, table, bed.Toys: bear, car, ball.Fruits: apple, pear, banana. 
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв