Методическое пособие Цикл авторских дидактических игр «Булат и его Волшебная коробка»
Фахриева Ляйля Анасовна, Хурамшина Алиса Людовиковна
воспитатели высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Маленький принц»
г. Набережные Челны
Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра носит воспитательно-образовательной и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждений. В ФГОС ДО большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, соответствующими возрастным особенностям и реализуемой программе. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр. В данной методической разработке вы найдете дидактические игры, с целью обогатить образовательный процесс методическими разработками и идеями. Представленное игровое пособие носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Оно направлено на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей дошколят.
Пособие используется для организации самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Можно использовать как самостоятельное, так и сюрпризно — игровой момент в организованном занятии. Каждая дидактическая игра, которая входит в данное методическое пособие «Булат и его волшебная коробка» имеет несколько вариантов игр. Применение данного пособия поможет обеспечить качество реализации программы ДОУ, возможность индивидуализации обучения, организацию учебной деятельности с широким использованием современных педагогических технологий по развитию детей дошкольного возраста.
В течение нескольких последних лет и в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный процесс по речевому развитию, в условиях полингвального образования детей. Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по речевому развитию.
Исходя из этой цели, выявлены следующие задачи, которые касаются всех участников воспитательно-образовательного процесса:
- способствовать созданию языковой среды в группах с целью усвоения детьми словарного минимума;
- разработать дидактические игры и материал для речевого развития дошкольников.
Что же касается воспитателей, перед нами созрел такой вопрос:
Как закрепить с детьми лексику, изученную во время ООД?
Конечно, в виде игры, но игры поучительной. Не следует забывать, что в соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них. Была выдвинута гипотеза: наряду с систематическим использованием многоязычия на занятиях и в режимных моментах, разработка дидактических игр будет способствовать качественному усвоению словарного минимума, навыкам владения словарного минимума в разговорной речи педагогов и воспитанников.
Перед вами будут представлены авторские игры, предназначенные для закрепления слов в соответствии с лексическим минимумом. Все игры проводятся в форме диалога между воспитателем и ребенком, и в форме диалога между детьми.
Общие задачи игр:
- развитие связной и диалогической речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие умение творчески мыслить;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание самостоятельности;
- развитие мелкой моторики рук.
Какой же результат использования этих игр?
Разработанные игры увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают слова, фразы, предложения. Умелое использование таких игр:
- пополняет и расширяет словарный запас;
- позволяет закрепить речевой материал в игровой форме;
- развивает память, внимание, мышление;
- воспитывает и поддерживает у учащихся интерес к языку;
- развивает мелкую моторику рук.
Дидактическая настольная игра
«Приключения Булата и его друзей»
«Гусёк», а в последнее время – «ходилка» — так называется с виду простая и незамысловатая игра, которую вы держите в руках. Разработанная настольная игра увлекает и в непринужденной обстановке погружает ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя информацию. Участники игры даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают и закрепляют слова, фразы, предложения. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что является немаловажным фактором освоения языковой культуры.
Задачи:
- развитие связной и диалогической речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие умение творчески мыслить;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание самостоятельности
Активные слова
Цвета (төсләр, colors) | ||
желтый, красный, зеленый, синий | сары, кызыл, яшел, зәңгәр | yellow, red, green, blue |
Животные (җәнлекләр, animals) | ||
заяц, волк, медведь, еж, лиса, мышка | куян, бүре, аю, керпе, төлке, тычкан | hare, wolf, bear, hedgehog, fox, mouse |
Овощи (яшелчәләр, vegetables) | ||
морковь, огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста | кишер, кыяр, шалкан, помидор,алма, суган, бәрәңге, кәбестә | carrot, cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage |
Глаголы (хәбәр, Verbs) | ||
прыгает, спит, играет, танцует, багает, ест, сидит | сикерә, йоклый, уйный, бии,йөгерә, ашый, утыра | jumping, sleeping, playing, dancing, bagging, eating, sitting |
Игрушки (уенчыклар, toys ) | ||
кукла, машина, кошка, собака | курчак, машина, песи, эт | doll, car, cat, dog |
Правила игры:
Дети выбирают себе фишку в виде игрушек (курчак, машина, песи, эт). Взрослый объясняет, что Булату и его друзьям нужно пройти всё поле, выполняя задания, чтобы добраться до дома. Затем игроки бросают кубик по очереди продвигают свою фишку (игрушки — друзья Булата) вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.
Если в конце хода фишка остановилась на кружке определенного цвета, игрок поступает следующим образом:
СИНИЙ (зәңгәр, blue ) – старт, финиш — участник игры называет цвет на трех языках.
КРАСНЫЙ (кызыл, red) — участник игры называет цвет, животное, и что это животное делает на русском, татарском, английском языках.
Вопросы, которые задает участник:
Бу нәрсә? | Это кто? | who is this? |
Куян (аю, бүре, керпе, төлке, тычкан) нинди? | Какой (- ая, — ое) заяц?(медведь, волк, еж, лиса, мышка) | What hare? (wolf, bear, hedgehog, fox, mouse) |
Куян (аю, бүре, керпе, төлке, тычкан) нишли? | Что делает заяц?(медведь, волк, еж, лиса, мышка) | What is the hare ((wolf, bear, hedgehog, fox, mouse) doing? |
Затем фишку перемещает по стрелке назад.
ЗЕЛЕНЫЙ (яшел, green) — участник игры называет цвет, название овощей, фруктов на русском, татарском, английском языках и угощают Булата.
Булат, на ешь огурец (морковь, яблоко, капуста, лук, картофель, помидор, репку. | Булат, мә кыяр(кишер, алма, кәбестә, суган, бәрәңге, помидор, шалкан) аша. | Bulat, eat cucumber (carrot, apple, cabbage, onion, potato, tomato, turnip. |
В конце игры участники игры считают овощи и фрукты, которые съел Булат на трех языках.
ЖЕЛТЫЙ (сары, yellow) — участник игры называет цвет на трех языках, перемещает фишку
В игре принимают участие 2-4 человека. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последнем синем кружке.
Дидактическая настольная игра
«Накорми Булата»
Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия фруктов и овощей; разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Активные слова
огурец, помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко, большой, маленький, ешь | кыяр, помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма, зур, кечкенә, аша
|
cucumber, tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple, big, small, eat |
Правила игры:
I вариант: воспитатель объясняет детям, что Булат проголодался и его нужно накормить овощами и фруктами.
Дети берут из волшебной шкатулки фрукты и овощи. Называют их и угощают Булата.
Речевой образец:
— Это что?
— Это огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко). — Булат, на ешь огурец (помидор, морковь, капусту, лук, картофель, яблоко). |
— Бу нәрсә?
— Бу кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма) — Булат, мә, кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге,алма), аша. |
— What’s this?- This is a cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Bulat, eat cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple). |
II вариант: воспитатель объясняет детям, что Булат проголодался и его нужно накормить большими (маленькими) фруктами или овощами.
Дети берут из волшебной шкатулки только большие (маленькие) фрукты или овощи. Называют их и угощают Булата. Таким образом дети учатся классифицировать на большие и маленькие фрукты и овощи.
Речевой образец:
— Это что?
— Это огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко). — Какой (-ое,- ая)огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко)? — Маленький (- ое,- ая) (большой (ое,ая) огурец (помидор, морковь, капуста, лук, картофель, яблоко). — Булат, на ешь большой (- ое, — ая) маленький (- ое, — ая)огурец (помидор, морковь, капусту, лук, картофель, яблоко). |
— Бу нәрсә?
— Бу кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма) — Нинди кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма)? — Кечкенә (зур) кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге,алма) — Булат, мә, кечкенә (зур) кыяр (помидор, кишер, кәбестә, суган, бәрәңге, алма), аша. |
— What’s this?- This is a cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- What cucumber?( tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Little (big) cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple).- Bulat, eat a little (big) cucumber (tomato, carrot, cabbage, onion, potato, apple). |
Дидактическая настольная игра
«Угадай на ощупь»
Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия фруктов и овощей.
Задачи: упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета; разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Активные слова
желтый, красный, зеленый, синий, красивый, чистый, вкусный, сладкий, морковь, огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста, банан | сары, кызыл, яшел, зәңгәр, матур, чиста, тәмле, баллы, кишер, кыяр, шалкан, помидор, алма, суган, бәрәңге,кәбестә, банан | yellow, red, green, blue, beautiful, clean, delicious, sweet, carrot, cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage, banana |
Правила игры:
I вариант: ребенок должен просунуть руку в рукав Булата и на ощупь определить предмет и достать его, затем охарактеризовать этот предмет, выделяя как можно больше признаков.
II вариант: воспитатель предлагает ребенку найти на ощупь тот или иной предмет и достать его, затем охарактеризовать этот предмет, выделяя как можно больше признаков.
Дидактическая настольная игра
«Чудесный мешочек»
Цель: усвоить детьми словарного минимума; закрепить названия школьных пренадлежностей.
Задачи: разивать навыки классификации, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Активные слова
Книга, клей, линейка, тетрадь, большой, красивый, красный, желтый, белый, черный, синий, пенал, ручка, альбом, карандаш | китап, клей, линейка, дәфтәр, зур, матур, кечкенә, кызыл, сары, ак, кара, зәңгәр, пенал, ручка, альбом, карандаш | Book, glue, ruler, notebook, large, beautiful, red, yellow, white, black, blue, pencil case, pen, album, pencil |
Правила игры: Дети должны сортировать школьные принадлежности в мешочек, а игрушки в корзину. Взрослый показывает предмет, спрашивает «Это что?», «Бу нәрсә?», «What’s this?» игроки называют его. Вариант 1. Попроси школьные принадлежности и положи на портфель.Речевой образец:
— Что надо?- Тетрадь (книга, клей, линейка…)- Какую тетрадь (книгу, клей, линейку)?-Большую тетрадь (маленькую, зеленую, желтый, красный).- Сколько тетрадей (книг, клея, линеек)?- Три (1-10)тетрадей (книг, клея, линеек).-Возьми три тетради (книг, клея, линеек).- Спасибо. | — Нәрсә кирәк?
— Дәфтәр (китап, клей, линейка….) — Нинди дәфтәр (китап , клей, линейка…)? — Зур (кечкенә, яшел (сары, кызыл) дәфтәр. — Ничә дәфтәр (китап, клей, линейка)? — Өч (1-10 га кадәр) дәфтәр (китап, клей, линейка…). — Мә, өч (1-10 га кадәр) дәфтәр (китап, клей, линейка. — Рәхмәт. |
— What do you need?- Notebook (book, glue, ruler…)- What notebook (book, glue, ruler)?- A large notebook (small, green, yellow, red).- How many notebooks (books, glue, rulers)?- Three (1-10) notebooks (books, glue, rulers).-Take three notebooks (books, glue, rulers).- Thanks. |
Вариант 2. Назови, что у тебя в портфеле.
Речевой образец:
Тетрадь, книга, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал | Дәфтәр, китап, альбом, клей, линейка, ручка, карандаш, пенал | Notebook, book, album, glue, ruler, pen, pencil, pencil case |
Дидактическая настольная игра
«Волшебная коробка»
Вариант 1.
Цель: умение правильно называть картинки.
Задание: Назови кого ты видишь на рисунке. Найди тот рисунок, который я назову.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает:
Это кто? Это что? Дети отвечают: Это заяц (волк, медведь, еж, лиса, мышка). Это морковь (огурец, репка, помидор, яблоко, лук, картофель, капуста). Это кукла (машина, кошка, собака, мяч). Это кровать (стул, стол). Это тарелка (ложка, стакан). |
Воспитатель спрашивает:
Бу нәрсә? Дети отвечают: Бу куян (бүре, аю, керпе, төлке, тычкан). Бу кишер (кыяр, шалкан, помидор, алма, суган, бәрәңге, кәбестә). Бу курчак (машина, песи, эт, туп). Бу карават (урындык, өстәл). Бу тәлинкә (кашык, чынаяк). |
The teacher asks:Who is this? What’s this?Children answer:This is a hare (wolf, bear, hedgehog, fox, mouse).These are carrots (cucumber, turnip, tomato, apple, onion, potato, cabbage).This is a doll (car, cat, dog, ball).This is a bed (chair, table).This is a plate (spoon, glass). |
Вариант 2.
Цель: умение правильно называть картинки. Умение отвечать полным ответом на вопрос «Чего нет?»
Задание: Назови того, кого не видишь на рисунке.
Ход игры:
Воспитатель переворачивает карту любого предмета и спрашивает у детей:
— Чего нет? | — Нәрсә юк? | — what is not? |
Вариант 3.
Цель: умение правильно называть картинки.
Задание: Назови предмет, который лишний.
Ход игры:
Воспитатель кладет лишнюю карту и спрашивает:
— Что лишнее? | — Нәрсә артык? | — What is superfluous? |
Вариант 4.
Цель: умение правильно классифицировать предметы.
Задания: классификация данных предметов.
Ход игры: Назови предметы одним словом.
Одежда: брюки, платье.
Посуда: тарелка, стакан, ложка. Овощи: морковь, огурец, капуста, лук, репка, помидор, картофель. Мебель: стул, стол, кровать. Игрушки: медведь, машина, мяч. Фрукты: яблоко, груша, банан.
|
Киемнәр: чалбар, күлмәк.
Савыт-саба: тәлинкә, чынаяк, кашык. Яшелчәләр: кишер, кыяр, кәбестә, суган, шалкан, помидор, бәрәңге. Йорт җиһазлары: урындык, өстәл, карават. Уенчыклар: аю, машина, туп. Җиләк-җимешләр: алма, груша, банан. |
Clothes: pants, dress.Crockery: plate, glass, spoon.Vegetables: carrot, cucumber, cabbage, onion, turnip, tomato, potato.Furniture: chair, table, bed.Toys: bear, car, ball.Fruits: apple, pear, banana. |