Вы здесь: Главная > Без рубрики > Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

Перфилова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Высокогорская СОШ№4 им. Г. Баруди»

с. Высокая Гора

 

Тема урока:  Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Тип урока:    урок открытия нового знания 
  Оборудование:   — учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,

  — мультимедийный проектор,  презентация, карточки, карточки для рефлексии.

Задачи: формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

Цели:

Обучающая:

 — учить  видеть орфограмму в слове и проверять безударные гласные в корне слова.

Развивающая:

развивать речевую активность, мышление, кругозор  и коммуникативные способности учащихся;

-развивать умение работать в паре, в группе;

-развивать орфографическую зоркость, внимание;

— продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка.

Воспитывающая:

-воспитывать аккуратность и добросовестность;

-воспитывать ответственность за результаты своего труда;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

-учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова;

Метапредметные :

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать и выполнять учебную задачу урока.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения:

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,  работа в группах.

Оборудование:Карточки, выставка словарей, презентация, карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (2мин)

– Начать наш урок  я хочу с фразеологизма «Зарубить себе на носу». (Фразеологизм – устойчивое сочетание нескольких слов, устойчивое выражение) (СЛАЙД 1)
– Что означает этот фразеологизм? (Запомнить крепко, навсегда)

А)Актуализация знаний.

– Как вы думаете, почему мы начали наше занятие именно  с него? (Знания, которые получим на уроке нужно запомнить надолго)

– Я прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать громко и давать полные ответы.

— Какое сейчас время года? Что скоро  наступит? (зима)

— Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

— Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

— Что вы заметили?

-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем?

На какие 2 большие группы делятся звуки?

— К какой группе относятся буквы на снежинках?

— Найдите лишнюю букву.    

— Почему она лишняя?  

Б) Минутка чистописания

— Давайте эти гласные как будто свяжем одной ниточкой и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв. Записываю на доске образец.

 Эти  буквы  будем писать на чистописании.

III.Создание проблемной ситуации. Определение темы и целей урока.

Ребята,  перед вами  карточки

тр..ва –

гн..здо-

 с..сна-

п.суда —

м.роз

р.бота

– Что объединяет все эти слова?  

—  Как узнать, какую безударную гласную нужно вставить в данные слова?

Трава-травы

Гнездо –гнёзда

Сосна — сосны

Раз можно ее проверить, она называется  ПРОВЕРЯЕМАЯ  

(На доску вывешивается  карточка)

– Написание  каких слов вы затрудняетесь проверить? 

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ 

(На доску вывешивается  карточка)

 – Запишите    в тетрадь  непроверяемые слова, вставьте буквы,

    поставьте ударение,  подчеркните   ту  букву,  которую нужно  запомнить. 

– Как вы думаете, чему мы с вами на уроке будем учиться?

— Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД 2)

Значитне все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске вывешивается карточка)

– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари)  Именно по ним мы проверяем орфограммы,  в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать? ЗАПОМНИТЬ  (На доске вывешивается карточка)

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще «словами с секретом». Как думаете, в чем их секрет? (СЛАЙД 3)

22 ноября отмечался День Словарей. Этот день выбран не случайно.

Именно 22.11 – день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля. В течение 53 лет Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Итогом его работы стало 4 –х- томное издание « Толковый словарь живого великорусского языка». В нем около 200 тыс слов.          (СЛАЙД  4)

— Как расположены слова в каждом словаре?

— Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

— Какие словари вы знаете?

  1. IV. Закрепление новых знаний. (10мин)

– Мы открыли тему нашего урока. Теперь должны показать, как мы можем наши знания применять на практике.

  1. Работа по учебнику.

 — Прочитайте задание к упр.163. Каждая группа выполняет только один столбик. Проверяет по словарю. Затем выходят по одному ученику к доске, записывают и рассказывают , какую букву вставили.

берёза                 молоко          капуста         заяц

ветер                 одежда          карандаш      лягушка

деревня              посуда            работа          язык

тетрадь            яблоко           сахар             январь

– Что нужно знать, чтобы правильно записать слова с непроверяемыми гласными в корне?

– По какому признаку распределены слова в группы?

  1. VI. Физкульминутка.

— Устали? Встали. Сегодня у зимы новоселье. В гости она пригласила к себе ветер, ветерок, вьюгу, снежинки полетели, покружились, тихо опустились. Попробуйте показать мне зимние явления.

VII. Контроль усвоения новых знаний 

– Перед вами лежат лист бумаги, рисунки, слова. Ваше задание- составить памятки для учащихся, чтобы им было легче запоминать слова. Нужно соотнести слово и рисунок, в слова вставить пропущенные буквы, предварительно проверив их написание по словарю, приклеить.

 

VIII.  Подведение итогов — Когда отмечается День Словарей?

— Почему именно в этот день?

— Почему некоторые слова с безударной гласной в корне слова нужно запомнить?

— Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?

— Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов?

IX.  Рефлексия. Перед вами снежинка. Прошу закрасить те слова, которые соответствуют вашему  настроению и работе на уроке:

-было легко и интересно;                                                                                                      — было трудно, но интересно;

— было трудно и неинтересно

X. Домашнее задание

– Предлагаю вам задание разной сложности:

1 уровень – упр. 166

2 уровень – упр. 166, дописать ещё две пары слов.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный урок относится к уроку открытия новых знаний в системно-деятельностном подходе. Реализация поставленных целей прослеживалась на каждом этапе урока. Цели урока достигались через содержание урока, мотивацию на изучение нового, нацеливание перед каждым заданием, через выбранные  формы (групповая и  индивидуальная), методы обучения, активную деятельность. Урок направлен на развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, на работу по формированию навыков читательской грамотности на уроках русского языка. На этапе актуализации новых знаний перед учащимися ставила задачу развития орфографической зоркости (умение видеть орфограммы и доказывать способ проверки , повторить написание безударных гласных, проверяемых ударением). Заинтересовала учащихся тем, что на уроке словарные слова будут  требовать повышенного внимания и этим подвела к проблеме, которую необходимо решить на уроке. Учащиеся решали проблему, работая в группе, предъявляли результат, делали выводы. Прослеживалось формирование ключевых компетенций учащихся: проблемной и коммуникативной. Учащиеся самостоятельно поставили учебную задачу, назвали тему урока, наблюдали, анализировали, самостоятельно открыли новое знание, составили алгоритм. Отработан навык групповой работы. Учащиеся формулировали собственное мнение и позицию, оценивали свою деятельность. Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать самостоятельно новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . Данный урок в системно-деятельностном подходе позволяет развивать следующие УУД:

— Регулятивные — контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка;

— Познавательные – общеучебные, информационные;

— Коммуникативные – инициативное сотрудничество.

     Итог урока проводила в форме фронтальной беседы. Вспоминали учебную задачу, которую сформулировали в начале урока, учащиеся предъявляли предметные знания, отвечая на вопросы учителя  На этапе рефлексии учащиеся выбрали и отметили те выражения, которые соответствовали их настроению урока  и тем самым  оценивали свою работу.

Домашнее задание было дано с комментированием, двух уровней: программный и повышенный, оптимальный объём, доступность инструктажа.

 

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  2. « Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская, Просвещение, 2017,

2.Учебник «Русский язык» для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Просещение, 2021 год

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв