Час творческого воображения.
Кутяшова Нина Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории ГБУ «Детский дом приволжского района г.Казани»
Обсуждение содержания повести Александра Грина «Алые паруса»:
- Личность и судьба писателя.
- Тайна алых парусов.
- Конфликт между обыденностью и мечтой.
Цели занятия:
- Привить детям интерес к чтению произведений А. Грина, для возникновения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
- Способствовать развитию устной речи и творческой деятельности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3.Формирование нравственных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оборудование:
- Портрет А. Грина.
- Иллюстрации по произведению.
- Скрипка- живая музыка.
- Фоновая музыка «Звуки природы»
- Выставка книг «Паруса судьбы» по творчеству А.С.Грина
Нет сказок причудливее, чем сама жизнь.
Г.Х.Андерсен
Дорогие ребята, сегодня на этой встрече мы познакомимся с личностью и судьбой писателя Грина, раскроем тайну алых парусов, рассмотрим из-за чего возникают конфликтные ситуации между обыденностью и мечтой.
Перед нами портрет Александра Степановича Гриневского известного русского писателя (литературный псевдоним Грин).
Краткое знакомство с личностью и судьбой Грина. (выступление ребенка по биографии писателя).
Подведение итога по выступлению ребенка:
А) Грин родился и вырос в городе Вятке, (ныне г. Киров, Кировской области. Город Киров расположен на берегу реки Вятка). Писатель родился 11 августа 1880 г., скончался 8 июля 1932 г.
Б) Обратите внимание на портрет Грина — перед нами больной, измученный страданием, уставший от невзгод человек.
Чаще всего именно таким, суровым, замкнутым, воспринимали Грина современники. И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз, упрямую надежду и глубокую веру в мечту.
Художественный мир писателя.
Ребята, помимо серого обыденного мира, есть и художественный мир писателя.
Весь свой художественный мир А. Грин отразил в лучшем своем произведении «Алые паруса».
Повесть была создана в 1920-1923г.г. «Алые паруса» — пример святой и чистой веры в прекрасное, пронесенной через всю жизнь, веры, которую не в силах разрушить никакие жизненные обстоятельства. Мало кто знает, что свою повесть автор заканчивал не на песках солнечной Ривьеры, а в революционном Петрограде, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу, искал каждую ночь новый ночлег у случайных, полузнакомых людей.
Прообразом главной героини повести стала жена писателя Нина Николаевна.
Сто лет прошло с даты первой публикации самого известного произведения писателя, но образы Ассоль, без сомнения верящей в то, что однажды на рассвете появятся на горизонте алые паруса и Артура Грея честного, благородного, мужественного и романтичного капитана до сих пор не перестают быть символом влюбленных всего мира.
Работа с аудиторией:
Многие уже прочитали эту повесть под названием «Алые паруса». Откройте, пожалуйста, содержание книги и посмотрите оглавление. Рядом с названием повести есть слово «феерия».
— Что же такое феерия? (словарная работа).
Слово феерия имеет два значения:
1) Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
2) Волшебное сказочное зрелище.
— Какое же значение подходит к произведению? (2)
— В чьих глазах героя мы видим волшебство? (Ассоль)
— Где и при каких обстоятельствах это происходит? (встреча с волшебником в лесу на речке)
Звучит фоновая музыка «Звуки природы»
Воспитатель цитирует стихотворение Н. Матвеевой «Предсказание Эгля».
Работа с аудиторией:
Воплотимся в мир Ассоль. Вспомните, какой эпизод из повести напоминает звуковой пейзаж? Если сможете, процитируйте из текста отрывок. (эта музыка напоминает нам предысторию сказки об алых парусах)
— Ребята, почему Ассоль заговорила о том, не будет ли драться принц? (видимо от того, что добра от сверстников она не видела)
— Действительно, это милая, добрая девочка на этом свете одна: нет ни мамы, ни подруг, ни друзей.
В чем же дело? Почему?
(краткое изложение воспитанниками 1 главы повести)
— Как после случая (смерть Меннерса) сложились отношения Лонгрена и дочери с окружающими? (от него все отвернулись, отчуждение переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)
— Как относятся к Ассоль ее сверстники? (девочка растет одна без подруг)
— Какие прозвища получила Ассоль в свой адрес? (чокнутая, тронутая, не в себе…). Ежедневно получала Ассоль оскорбления, после которого ныла грудь, как от удара… И наконец, Корабельная Ассоль, — прозвище, которое услышит Грэй.
— Кто же такой Грэй? (раскрытие образа Грэя)
— Первая встреча Грэя с Ассоль, где она происходит? (фоновая музыка: Ассоль спит на берегу моря, Грэй любуется ею. Он очарован)
Да, ребята, это незнакомая девушка встревожила сердце Грэя.
Цитирование произведение воспитателем:
Ноги его шли неизвестно куда… И привели в Каперну. В трактире Меннерса, Грэй узнал о девушке, которая в платье с розовыми цветами, в косынке, темно-русая и невысокая, в возрасте от 17-18 лет. Хин Меннерс сообщил, что девушка сумасшедшая. Хин рассказал о том, что лет 7 назад, на берегу моря, девочка говорила с собирателем песен. И мечта ее – встретить корабль с алыми парусами и с принцем, который увезет ее в свое царство.
Работа с аудиторией:
— Как воспримет эту историю, рассказанную в таверне, капитан Грэй?
— Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне? (он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить мечту)
Грэй с детства воспринимает боль чужую как свою. Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность, и, купив материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса.
— Случайно ли название шхуны «Секрет»? (… он раскрывает главный секрет, «он в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»)
(На экране изображение картины «Появление шхуны с алыми парусами»)
Что же такое чудеса? «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем»,- вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен.
— Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне (здесь как во время землетрясения произошло замешательство, такое сильное волнение, крики, вздохи; у корабля были те самые алые паруса, над которыми так смеялись жители Каперны. У воды собралась толпа. и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль.)
Инсценировка детьми «Встреча Ассоль с принцем» на фоне проекции корабля с алыми парусами
Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, кинулась к морю.
АССОЛЬ: Я здесь, я здесь! Это я! (звучит музыка. Грей спускается к Ассоль).
АССОЛЬ: Ты совершенно такой, каким я тебя представляла…
ГРЭЙ: И ты тоже! Узнала ли ты меня?
Ассоль кивнула, держась за его пояс, зажмурив глаза. Ассоль и Грэй стоят под алыми парусами.
ГРЭЙ: Почему ты закрываешь глаза?
АССОЛЬ: Я боюсь, что это все исчезнет, если я буду смотреть… Ты пришел так волшебно…
ГРЭЙ (засмеявшись): Ты приснилась мне давным-давно…. В твоих глазах все лучшее.
АССОЛЬ: Ты возьмешь к нам моего отца?
ГРЭЙ: Да.
Воспитатель:
— ……после этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.
На протяжении всего произведения нас сопровождал скрипач Циммер и на площади, и в таверне, и на шхуне.
Давайте же послушаем скрипку, потому что ее струны умеют говорить волшебным неземным языком и подумаем о счастье. (звучит живая музыка скрипки)
Заключение:
Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех, кто прочитал эту повесть?
Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее. Не случайно в повести так много страниц не о мечте, не о счастье, а совсем о другом – о злобности, зависти, жестокости и одиночестве главных героев.
Не будь их не сжалось бы сердце от того, что счастье все-таки приходит. Благодаря этим испытаниям, острее чувствуется радость, потому что она заслуженная.
Помните об алых парусах, они помогут вам в жизни.
Приложение
Предсказание Эгля (автор Н. Матвеева)
Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу
капли слёз.
В мире много зла, но не надо все
принимать всерьёз.
Ты не верь земле, чёрствой и сухой, –
верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит –
больше правды в ней.
Пробегут года быстрой чередой, как в
ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской –
посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск
алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты
завидишь их.
Это будет бриг из далёких стран, из
других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка
отойдёт,
И прекрасный принц, сказочный герой,
наречённый твой,
Весел и умён, строен и высок, ступит на
песок.
Слушай, он затем только приплывёт, чтоб
тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдёт, ты его
прости!
Ступит на песок – радость на лице
сильная, как боль, –
Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А
где тут живёт Ассоль?»
Не грусти, не плачь. Ясных глаз не
прячь, слёзы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море
смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей.
Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за
тобой.