Вы здесь: Главная > Без рубрики > Час творческого воображения.

Час творческого воображения.

Кутяшова Нина Ивановна

Воспитатель 1 квалификационной категории ГБУ «Детский дом приволжского района г.Казани»

Обсуждение содержания повести Александра Грина «Алые паруса»:

  • Личность и судьба писателя.
  • Тайна алых парусов.
  • Конфликт между обыденностью и мечтой.

Цели занятия:  

  1. Привить детям интерес к чтению произведений А. Грина, для возникновения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
  2. Способствовать развитию устной речи и творческой деятельности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3.Формирование нравственных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оборудование:

  1. Портрет А. Грина.
  2. Иллюстрации по произведению.
  3. Скрипка- живая музыка.
  4. Фоновая музыка «Звуки природы»
  5. Выставка книг «Паруса судьбы» по творчеству А.С.Грина

 

 

                                                     Нет сказок причудливее, чем сама жизнь.

                                                                                                   Г.Х.Андерсен

Дорогие ребята, сегодня на этой встрече мы познакомимся с личностью и судьбой писателя Грина, раскроем тайну алых парусов, рассмотрим из-за чего возникают конфликтные ситуации между обыденностью и мечтой.

Перед нами портрет Александра Степановича Гриневского известного русского писателя (литературный псевдоним Грин).

Краткое знакомство с личностью и судьбой Грина. (выступление ребенка по биографии писателя).

Подведение итога по выступлению ребенка:

А) Грин родился и вырос в городе Вятке, (ныне г. Киров, Кировской области. Город Киров расположен на берегу реки Вятка). Писатель родился 11 августа 1880 г., скончался 8 июля 1932 г.

Б) Обратите внимание на портрет Грина — перед нами больной, измученный страданием, уставший от невзгод человек.

Чаще всего именно таким, суровым, замкнутым, воспринимали Грина современники. И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз, упрямую надежду и глубокую веру в мечту.

Художественный мир писателя.

Ребята, помимо серого обыденного мира, есть и художественный мир писателя.

Весь свой художественный мир А. Грин отразил в лучшем своем произведении «Алые паруса».

Повесть была создана в 1920-1923г.г. «Алые паруса» — пример святой и чистой веры в прекрасное, пронесенной через всю жизнь, веры, которую не в силах разрушить никакие жизненные обстоятельства. Мало кто знает, что свою повесть автор заканчивал не на песках солнечной Ривьеры, а в революционном Петрограде, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу, искал каждую ночь новый ночлег у случайных, полузнакомых людей.

Прообразом главной героини повести стала жена писателя Нина Николаевна.

Сто лет прошло с даты первой публикации самого известного произведения писателя, но образы Ассоль, без сомнения верящей в то, что однажды на рассвете появятся на горизонте алые паруса и Артура Грея честного, благородного, мужественного и романтичного капитана до сих пор не перестают быть символом влюбленных всего мира.

Работа с аудиторией:

Многие уже прочитали эту повесть под названием «Алые паруса». Откройте, пожалуйста, содержание книги и посмотрите оглавление. Рядом с названием повести есть слово «феерия».

— Что же такое феерия? (словарная работа).

Слово феерия имеет два значения:

1) Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

2) Волшебное сказочное зрелище.

— Какое же значение подходит к произведению? (2)

— В чьих глазах героя мы видим волшебство? (Ассоль)

— Где и при каких обстоятельствах это происходит? (встреча с волшебником в лесу на речке)

Звучит фоновая музыка «Звуки природы»

Воспитатель цитирует стихотворение Н. Матвеевой «Предсказание Эгля».

Работа с аудиторией:

Воплотимся в мир Ассоль. Вспомните, какой эпизод из повести напоминает звуковой пейзаж? Если сможете, процитируйте из текста отрывок. (эта музыка напоминает нам предысторию сказки об алых парусах)

— Ребята, почему Ассоль заговорила о том, не будет ли драться принц? (видимо от того, что добра от сверстников она не видела)

— Действительно, это милая, добрая девочка на этом свете одна: нет ни мамы, ни подруг, ни друзей.

В чем же дело? Почему?

(краткое изложение воспитанниками 1 главы повести)

— Как после случая (смерть Меннерса) сложились отношения Лонгрена и дочери с окружающими? (от него все отвернулись, отчуждение переросло в ненависть, тень этой ненависти пала и на Ассоль)

— Как относятся к Ассоль ее сверстники? (девочка растет одна без подруг)

— Какие прозвища получила Ассоль в свой адрес? (чокнутая, тронутая, не в себе…). Ежедневно получала Ассоль оскорбления, после которого ныла грудь, как от удара… И наконец, Корабельная Ассоль, — прозвище, которое услышит Грэй.

— Кто же такой Грэй? (раскрытие образа Грэя)

— Первая встреча Грэя с Ассоль, где она происходит? (фоновая музыка: Ассоль спит на берегу моря, Грэй любуется ею. Он очарован)

Да, ребята, это незнакомая девушка встревожила сердце Грэя.

Цитирование произведение воспитателем:

Ноги его шли неизвестно куда… И привели в Каперну. В трактире Меннерса, Грэй узнал о девушке, которая в платье с розовыми цветами, в косынке, темно-русая и невысокая, в возрасте от 17-18 лет. Хин Меннерс сообщил, что девушка сумасшедшая. Хин рассказал о том, что лет 7 назад, на берегу моря, девочка говорила с собирателем песен. И мечта ее – встретить корабль с алыми парусами и с принцем, который увезет ее в свое царство.

Работа с аудиторией:

— Как воспримет эту историю, рассказанную в таверне, капитан Грэй?

— Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне? (он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить мечту)

Грэй с детства воспринимает боль чужую как свою. Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность, и, купив материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса.

— Случайно ли название шхуны «Секрет»? (… он раскрывает главный секрет, «он в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»)

(На экране изображение картины «Появление шхуны с алыми парусами»)

Что же такое чудеса? «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем»,- вот секрет Грэя. Человек, владеющий этим, могуществен.

— Какое впечатление произвело появление корабля в Каперне (здесь как во время землетрясения произошло замешательство, такое сильное волнение, крики, вздохи; у корабля были те самые алые паруса, над которыми так смеялись жители Каперны. У воды собралась толпа. и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль.)

Инсценировка детьми «Встреча Ассоль с принцем» на фоне проекции корабля с алыми парусами

Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, кинулась к морю.

АССОЛЬ: Я здесь, я здесь! Это я! (звучит музыка. Грей спускается к Ассоль). 

АССОЛЬ: Ты совершенно такой, каким я тебя представляла…

ГРЭЙ: И ты тоже! Узнала ли ты меня?

Ассоль кивнула, держась за его пояс, зажмурив глаза. Ассоль и Грэй стоят под алыми парусами.

ГРЭЙ: Почему ты закрываешь глаза?

АССОЛЬ: Я боюсь, что это все исчезнет, если я буду смотреть… Ты пришел так волшебно…

ГРЭЙ (засмеявшись): Ты приснилась мне давным-давно…. В твоих глазах все лучшее.

АССОЛЬ: Ты возьмешь к нам моего отца?

ГРЭЙ: Да.

Воспитатель:

— ……после этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность.

На протяжении всего произведения нас сопровождал скрипач Циммер и на площади, и в таверне, и на шхуне.

Давайте же послушаем скрипку, потому что ее струны умеют говорить волшебным неземным языком и подумаем о счастье. (звучит живая музыка скрипки)

Заключение:

Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех, кто прочитал эту повесть?

Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее. Не случайно в повести так много страниц не о мечте, не о счастье, а совсем о другом – о злобности, зависти, жестокости и одиночестве главных героев.

Не будь их не сжалось бы сердце от того, что счастье все-таки приходит. Благодаря этим испытаниям, острее чувствуется радость, потому что она заслуженная.

Помните об алых парусах, они помогут вам в жизни.

Приложение

Предсказание Эгля (автор Н. Матвеева)

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу

     капли слёз.

В мире много зла, но не надо все

     принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, –

     верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит –

     больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в

     ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской –

     посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск

     алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты

     завидишь их.

Это будет бриг из далёких стран, из

     других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка

     отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой,

     наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на

     песок.

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб

     тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его

     прости!

Ступит на песок – радость на лице

     сильная, как боль, –

Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А

     где тут живёт Ассоль?»

 

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не

     прячь, слёзы с них сотри.

Верь моим словам, чаще по утрам на море

     смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей.

     Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за

     тобой.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв