Вы здесь: Главная > Без рубрики > Сценарий урока окружающего мира «Мы -Россияне»

Сценарий урока окружающего мира «Мы -Россияне»

Авдошина Нина Александровна

Учитель начальных
классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32» Нижнекамского муниципального района

Цель урока: систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве; познакомить учащихся с государственной символикой России и Татарстана: флагом, гербом, гимном.
Задачи урока:
— формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и гордости за свою страну, национальность; продолжать развивать навыки учебного сотрудничества.
Предметные: знать название родной страны, её символику и название столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям народов разных национальностей.
Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме, сравнивать, обобщать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные: изучить объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять совместную деятельность в группах.
Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию; эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны, имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение основных моральных норм, развитие мотивов учебной деятельности и внутренней позиции учащегося.
Учебно – методическое пособие: программа «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» 1 класс, под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Оборудование:
Компьютер, экран, компьютерная презентация, аудиозапись гимна России, учебник «Окружающий мир» 1 класс Н.Ф.Виноградова, ручка, цветные карандаши, карточки с загадками, с отгадками.
На доске (надписи): Россия, Москва, Президент РФ В.В.Путин, Конституция РФ, Россияне – граждане России, кроссворд
Ход урока
I. Организационная часть урока.
На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной из них и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
(дети отвечают)
— Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
— Как вы считаете, что может объединить нас с вами?
(дети называют)
— Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.
II. Сообщение темы, цели урока.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(С помощью учителя дети выстраивают план урока)
Учителем на доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида работы:
вспомнить пройденное;
узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы, работать с книгой, работать в группах;
сделать вывод.
— Но мы еще не назвали самое главное – тему урока!

Она зашифрована в загадках.
1.
2.
С
3.
И
Я
4.
5.
— На доске вы видите кроссворд. Загадки и отгадки пронумерованы. Поместите нужную карточку с отгадкой в соответствующую строку. Тогда по вертикали получится слово, которое мы поставим вместо картинки, и у нас сложится предложение – тема урока.
Загадки:
1.На небе повисло
Цветное коромысло.
После дождика бывает,
Появилась и растает. (РАДУГА)
Слайд 1 2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (РОСА)
Слайд 2
3.Ну-ка, кто из вас ответит,
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)
Слайд 3 4.Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (НЕБО)
Слайд 4
5.Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (БЕРЕЗА)
Слайд 5
На столе карточки с отгадками:
1.Р А Д У Г А

2.Р О С А

3.С О Л Н Ц Е

4.Н Е Б О

5.Б Е Р Ё З А

6.О Б Л А К О
Дети с помощью учителя прикрепляют отгадки:
1.Р А Д У Г А
2.Р О С А
С
3.С О Л Н Ц Е
И
Я
4.Н Е Б О
5.Б Е Р Ё З А
— Какое слово получилось по вертикали? (РОССИЯНЕ)
— Если мы подставим его вместо картинки, какая тема урока получится?
(МЫ – РОССИЯНЕ)
Слайд 6.
— Кого так можно назвать? (Граждан России.)
— А мы с вами россияне? Почему? (Мы живем в России.)
— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор? (о России, о Родине)
А как в древности называли нашу страну? (Русь) Слайд 7
1 чтец «Откуда появилось такое название «Россия? »
В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это углубление реки, по которому течет вода меж берегов.
2 чтец Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут – Россия.
Физкультминутка Слайд 8
III. Актуализация опорных знаний и умений.
— Зачем нам нужно изучать нашу Родину?
— Какие слова-ассоциации мы можем подобрать к слову Россия? (Россия, Русь, отечество, отчизна, государство.)
Игра «Неофициальные символы России. (Работа в парах.)
— Что такое родина?
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
IV. Изучение нового материала.
Знакомство с государственной символикой России.
— А чем отличается одно государство от другого?
— Действительно, государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи.
Как в современном мире официально называют наше государство? (Российская Федерация)
— У каждого государства есть своя официальная символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Слайд 9
Разделите иллюстрации на несколько групп .( Работа в парах).
Дайте названия группе и объясните почему поделили так.

Давайте проверим. Учитель показывает слайд, учащиеся называют.
Слайд 17.Герб и флаг г.Москвы
Слайд 18.Герб и флаг республики Татарстан
Слайд 19.Герб и флаг г.Казани
Слайд 20.Герб и флаг г.Нижнекамска
— Рассмотрите герб России. Кто изображен на нем?
Чтец.1У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Чтец 2. Герб России – двуглавый орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы: на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображён на печатях, паспортах, денежных знаках.
Чтец 3. Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.
— А что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?
Чтец 4.Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак,
Доблестный трехцветный наш Российский флаг!
Учитель: Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Автор музыки современного гимна Александр Васильевич Александров. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Гимн нужно исполнять и слушать стоя.
Звучит гимн России. Ребята слушают стоя.
Игра «Кто мы?»
Я предлагаю поиграть в игру «Кто мы?»
Представьте, что мы с вами живём в разных городах. Я называю город, а вы жителей этого города.
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 10) Одессе очутись!
Учащиеся: Мы – одесситы!
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 11) Ленинграде очутись!
Учащиеся: Мы – ленинградцы!
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 12) Севастополе очутись!
Учащиеся: Мы – севастопольцы!
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 13) Киеве очутись!
Учащиеся: Мы – киевчане!
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 14) Волгограде очутись!
Учащиеся: Мы – волгоградцы!
Учитель: Раз, два, три покружись в (Слайд 15) Москве очутись!
Учащиеся: Мы – москвичи!
— Столица России – город-герой Москва. На экране вы видите главную площадь Москвы. Как она называется? (Красная площадь)
Тур виртуальный (просмотр видеоэкскурсии )
— Красная – значит красивая. На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Люди со всего мира, приезжая в Москву, хотят полюбоваться в первую очередь Красной площадью. Говорят, Красная площадь – сердце Москвы. А Москва – сердце России.
— Как вы понимаете эти слова?
Слайд 21. Фотографии старой и новой школы
— Сравните фотографии : чем похожи? Чем отличаются??
— Наше государство заботится о своих гражданах, но и граждане должны приносить пользу своей Родине, прославлять Россию, защищать. Граждане России имеют обязанности: сохранять природу, защищать свою Родину от врагов.
— Как зовут Президента Российской Федерации? (В.В. Путин) Слайд 22
V. Закрепление изученного материала
— Как называется страна, в которой мы живем?
-Как называются жители нашей страны?
— Что является официальными символами нашего государства?
-Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть?
— Какой вывод урока мы может сделать? (Учитель подводит детей к выводу: наша страна самая красивая, большая и богатая, самая многонациональная. Интересна и неповторима история, культура каждого народа. Мы – россияне, гордимся своей страной, будем ее беречь и защищать.)
— Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной стране! Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания.
VII. Итог урока
Рефлексия Слайд 23
— Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо вам за урок!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв