Вы здесь: Главная > Без рубрики > Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская кукольного театра»

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская кукольного театра»

Алексеева С.Е.

Педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района г.Казани

Программа «Мастерская кукольного театра» базового уровня имеет художественную направленность, ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основанной на психологических особенностях развития младшего звена школьного возраста.

Содержание программы разработано в соответствии с Законом об Образовании №273-ФЗ от 29.12.2002г., государственной программы РФ «Развитие образования на 2013- 2020гг.», Приказом Минпрос РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», паспортом национального проекта «Образование»;  СанПиН 3.1/2.4.3598-20; Письма МО и Н РТ от 04.04.2020 № 4123/20 «О направлении методических рекомендаций по организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы».; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (ред.29.09.2020), Приказом МО и Н РТ №1465/14 от 20.03.2014г «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»; Планом мероприятий по реализации в 2021-2025 годах «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 г. № 2945-р, Письмом Минпрос РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций», Уставом ЦВР.

Актуальность программы

Осваивая программу, стеснительные дети преодолевают робость и учатся свободно выступать со сцены, а детям с дефектами в разговорной речи программа поможет скорректировать эти недостатки, что поможет успешнее адаптироваться в обществе.

Отличительные особенности, новизна данной программы. В программе систематизированы средства и методы организации театрально-игрового процесса, основанные на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения в форме проектной деятельности постановки спектаклей.

Цель программы — развитие мотивации личности к познанию, творчеству и искусству; обеспечение социальной адаптации, саморазвития и самореализации учащихся средствами декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства

Задачи программы:

Образовательные: формировать практические умения и навыки учащихся в работе с различными материалами и инструментами; формировать умение реализовать замысел от идеи через планы и эскизы к результату.

Развивающие: стимулировать активность, самостоятельность и устойчивый интерес к кукольному сценическому творчеству и декоративно-прикладному творчеству, участие в разноуровневых мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках детских работ); формировать умение понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; формировать умения строить рассуждения, задавать вопросы; развивать познавательные процессы: репродуктивное воображение с элементами творчества, внимание.

Воспитательные: формировать позитивную самооценку, уверенность в своих силах; формировать адекватную мотивацию к учебной деятельности, потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, выдержку); стимулировать освоение социальных норм, правил поведения; формировать умения адаптироваться в коллективе; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать; адекватно проявлять свои чувства; учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Адресат программы

По данной программе могут заниматься дети от 7 до 12 лет.

Объем программы

2 года обучения, 144 часа в год.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий: коллективная работа, парная работа, занятия с дистанционным использованием: форматов видеосвязи; групп, созданных в системе мгновенного обмена сообщениями. Реализуется индивидуальный подход к учащимся, работа с подгруппами детей с учётом их возрастных и физиологических особенностей. Формы занятий различаются и меняются поэтапно: общие упражнения, теоретические занятия, практические закрепляющие занятия, театрализованные игры, постановка этюдов, инсценировок, спектаклей, творческие отчеты. Программой предусмотрена возможность выполнения задач и заданий не только по образцу, но и требующих самостоятельного поиска способа решения, т.е. творческих заданий.

Программа включает модули:

Бумагопластика- техника создания полуобъёмных и объёмных изделий из бумаги.  Бумагопластика объединяет все техники складывания объёмных фигурок из бумаги (оригами, квиллинг, все виды аппликаций, декупаж, контурное вырезание, конусные игрушки, папье-маше). Задачи: научить практическим навыкам работы в различных техниках; развивать мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству; формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами; приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно-прикладного творчества.

Сами делаем мультфильм — создание мультипликационного фильма на новогоднюю тему. Задачи: познакомить с историей создания, видами и этапами создания мультипликации; научить определять порядок действий, планировать этапы своей работы; научить применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы).

Работа с различными материалами- изготовление игрушек и сувениров из природного материала и пластилина, подручных материалов: работа с проволокой, салфетками, джутовыми и полушерстяными нитями. Задачи: научить практическим навыкам работы с различными материалами; развивать кругозор и широту взглядов при использовании подручных средств.

Работа с тканью — включает в себя все виды обработки ткани (изучение швов), аппликация из ткани, изготовление мягкой игрушки, знакомство с правилами изготовления народных кукол, знакомство с приёмами вышивки. Задачи: научить практическим навыкам работы с тканью; развивать навыки работы с иглой; отработать навыки работы при шитье швом «вперёд иголка», «назад иголка», «обмёточным швом». Познакомить с правилами вышивания тамбурным швом, крестиком и гладью.

Лепка- знакомство с правилами изготовления и работы с солёным тестом, изучение правил работы со скульптурном пластилином, работа в технике пластилинографии. Задачи: научить самостоятельно приготовить солёное тесто и самостоятельно смешивать пластилин, развивать навыки работы со скульптурным пластилином; развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.

Плетение — знакомство с правилами плетения фенечек, изучение узлов техники макраме. Задачи: познакомить с историей развития макраме, видами и способами плетения; познакомить с истории старинного рукоделия и видах декоративно-прикладного творчества.

Основы театральной культуры – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке; запоминать слова героев спектаклей и строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Культура и техника речи — игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь; развивать творческую фантазию, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; чётко произносить скороговорки и выразительно читать стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры — знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенностями театрального искусства; видами театрального искусства, основами актерского мастерства; культурой зрителя). Задачи: познакомить детей с театральной терминологией; познакомить с основными видами театрального искусства; выработать элементарные навыки актёрского мастерства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на этюдах, инсценировках, пьесах и включает в себя знакомство с такими литературными жанрами, как потешки, скороговорки, сказ, басня, народная сказка и авторская сказка, работу над текстом и театральной игрой. Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах, предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Кукольный театр включает в себя процесс изготовления кукол и работы с ними. Главная цель – научить учащихся изготавливать куклы и управлять ими на разных этапах реализации программы «Мастерская кукольного театра». 

Срок освоения программы

2 года

Режим занятий

Занятия проводятся в течение 4-х академических часов в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения.

Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки

Предметные результаты

Раздел программы Уровень усвоения

1.     низкий 2. средний 3. высокий

Бумагопластика 1.    Умеет организовать рабочее место. Знает правила работы с инструментами и материалами. Умеет экономно расходовать материал. Знает правила оформления простейших аппликаций из цветной бумаги с помощью шаблонов. 2.Знает виды бумаги и её свойства. Умеет вырезать прямо по кругу, силуэт. Умеет сгибать бумагу по линиям. Работает аккуратно. 3. Имеет репродуктивное воображение с элементами творчества, развитое внимание. Умеет самостоятельно изготовить поделку с помощью схем.
Сами делаем мультфильм 1.      Умеет организовать рабочее место и изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина по шаблону. Знает правила работы с инструментами. 2 Знает этапы создания мультфильма, умеет изготавливать персонажей мультфильмов. Владеет приемами работы с различными материалами. 3. Имеет начальные сведения из истории создания мультипликации
Работа с различными материалами 1.       Знает правила работы с инструментами и материалами Знает правила оформления простейших аппликаций из различных материалов с помощью шаблонов. Работает не аккуратно. 2. Знает виды различных материалов и их свойства. Умеет работать с проволокой, пластмассой. Работает аккуратно. 3. Знает виды различных материалов и их свойства. Умеет работать с проволокой, пластмассой. Умеет изготовить поделку по собственному замыслу, находить варианты решения творческой задачи.
Работа с тканью 1. Знает правила работы с инструментами и материалами: линейкой, угольником, ножницами, вязальным крючком, швейной иглой, шилом, клеем. Знает правила оформления простейших аппликаций из ткани с помощью шаблонов. Работает не аккуратно. 2. Знает виды ткани и их свойства. Умеет работать с иглой. Знает ручные швы. Работает аккуратно. 3. Знает виды ткани и их свойства. Умеет обращаться с иглой, знает ручные и вышивальные швы. Умеет изготовить поделку по собственному замыслу, находить варианты решения творческой задачи.
Лепка 1. Знает правила работы с пластилином. Умеет изготовить плоскостные фигурки и составить композицию по предложенному эскизу. 2. Знает правила работы с пластилином. Умеет изготовить объёмные фигурки и составить композицию по собственному эскизу. 3. Знает правила работы с пластилином. Умеет изготовить объёмные и плоскостные фигурки и составить композицию по собственному эскизу. Умеет изготовить поделку по собственному замыслу, находить варианты решения творческой задачи.
Плетение 1.       Знает технику безопасности при работе с колющими предметами.  Может выполнять плетение под руководством взрослого. 2 Знает технику безопасности при работе с колющими предметами. Умеет выполнить плетение самостоятельно по схеме. Знает виды узлов макраме. Умеет выполнить работу самостоятельно.
Основы театральной культуры 1.Знает историю возникновения и развития театрального искусства; 2.Знает терминологию и правила зрительского этикета. 3. Знает историю возникновения и развития театрального искусства; терминологию и правила зрительского этикета; основные нормы художественного произношения текста
Культура и техника речи 1.Владеет выразительностью речи, заучивая авторский текст; 2. Знает упражнения для улучшения дикции, умеет делать артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством взрослого; 3.Знает дополнительные сведения по основам фонетики и орфоэпии русского языка, умеет делать артикуляционную и дыхательную гимнастику самостоятельно
Работа с куклой. Актерское мастерство. 1.Изготавливает куклы по шаблонам. Знает правила работы с настольными, перчаточными, тростевыми куклами; 2.Уметь изготавливать куклы по схеме. Знает правила управления куклой на столе, за ширмой, перед ширмой под руководством педагога; 3.Умеет изготовить куклы по собственному замыслу, проявляя творчество. Владеет техникой управления всеми видами кукол. 
Изготовление декораций и реквизита 1.Умеет организовать рабочее место. Знает правила работы с инструментами и материалами: линейкой, угольником, ножницами, клеем. Умеет экономно расходовать материал. 2.Знает различные приемы аппликации. Владеет способом симметричного вырезания и использования его в аппликации.  3.Умеет изготовить декорации и реквизит по шаблону. Умеет изготовить декорации и реквизит по замыслу, находить варианты решения творческой задачи.
Работа над спектаклем 1. Знает правила общения с партнёрами по спектаклю; 2. Знает  элементарные основы актёрского мастерства (выразительность исполнения роли, мимика, жесты, движение); 3.Владеет навыками максимального диапазона театрального словарного запаса; свободного, раскрепощённого выступления перед публикой.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Учебный (тематический) план первого года обучения

Наименование раздела, модуля Колич.учебных часов Форма организации занятия Формы аттестации/

контроля

Всего Теор Практ
1 Бумагапластика 52 10 42 комб. занятие, практич.занятие анализ игровых выступлений, тв.задание
2 Сами делаем мультфильм. 18 7 11 комб. занятие, практич.занятие тв.задание, пед.наблюдение
3 Работа с различными материалами 6 2 4 комб. занятие, практич.занятие тв.задание
4 Работа с тканью 20 2 18 комб. занятие, практич.занятие тв.задание
5 Лепка 6 1 5 комб. занятие, практич.занятие тв.задание, пед.наблюдение
6 Плетение 6 1 5 комб. занятие, практич.занятие творческое задание
7. Основы театральной культуры 36 8 28 комб. занятие, практич.занятие анализ участия в викторине пед.наблюдение
  Итого 144 31 113    

Содержание программы на первый год обучения

Название раздела, темы Теория Практика  
Модуль 1. Бумагопластика.  
Особенности  мастерской кукольного театра. Декоративно- прикладное творчество в жизни человека Виды и техники декоративно-прикладного творчества, используемые материалы. Ознакомление с инструментами для творчества. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами. Знакомство с видами кукол и материалами для их изготовления.  Участие в выставке детских работ по ДПИ, демонстрация  презентации «Декоративно- прикладное творчество в жизни человека». Просмотр презентации «Поделки в мастерской кукольного театра»  
Пальчиковый театр. Техника оригами.  Изготовление животных. Краткое изложение программы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. История возникновения искусства оригами. Понятие «базовые формы». «Треугольник»Работа над дикцией с помощью чистоговорок «Про птиц» Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изготовление простейших моделей животных на основе базовой формы «Треугольник».

Проведение игры «Отгадай животное»

 
Театр на столе. Конусные, плоскостные  куклы. Вертепный театр. Правила изготовления театра на столе. Знакомство с видами простейших кукол. Правила изготовления конусной, плоскостной куклы. Техника безопасности при работе с циркулем. Изготовление конусных ,  плоскостных кукол и декораций к сказкам. Изготовление коропки для вертепного театра. Собеседование по теме. Изготовление вертепных кукол.  
Квиллинг Знакомство с техникой квиллинг, история возникновения. Изучение элементов квиллинга, знакомство с инструментами и приспособлениями. Изготовление открыток, панно, аппликаций  в технике квиллинг.

Игра «Садовник»

 
Модуль 2. Сами делаем мультфильм.  
Создаём мультстудию

Виды мультипликации.

Знакомство с правилами работы мультстудии.  Порядок и содержание занятий, обсуждение различных видов мультипликации: кукольная анимация, пластилиновая анимация, силуэтная и коллажная анимация, компьютерная анимация. Просмотр и обсуждение новогодних мультфильмов.  Наблюдение за поведением героев, характером. Мимикой. Обсуждение.

Работа над эскизом  новогодних героев.

 
Озвучивание и создание мультфильма. Объяснение порядка действий при записи звукового файла. Сохранение звукового файла. Прослушивание  ролей. Запись звука. Обсуждение, удаление лишних звуковых записей.  
Монтаж мультфильма (добавление речи героев, музыки, титров). Объяснение порядка добавления «титров», «субтитров»  и музыки в фильм. Объяснение порядка действий при монтаже. Добавление титров и музыки в фильм.  Монтаж мультфильма-сказки (наложение записанного звука на дорожку с кадрами)

Демонстрация мульфильма.

 
Модуль 3.  Работа с различными материалами  
Изготовление заготовки для топинария Правила изготовления кроны для дерева. Правила работы с алебастром.

Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Составление алгоритма работы. Изготовление из газеты и  скотча кроны дерева. Соединение ствола дерева и кроны с помощью клея ПВА. Закрепление дерева в ведерке с помощью алебастра. Декорирование горшочка.  
Модуль 4   Работа с тканью  
Правила изготовления аппликаций из ткани Знакомство с видами и техникой работы с тканями. Правила изготовления аппликаций из ткани. Изучение шва «вперёд иголка». Техника безопасности при работе с инструментами. Отработка шва «вперёд иголка». Изготовление аппликаций Соединение деталей петельным швом.  
Знакомство с основами вышивки тамбурным швом Знакомство с тканью и нитями мулине. Правила работы с иголкой.   Знакомство с техникой вышивки «тамбурным швом». Отработка работы швом «тамбурный»

Изготовление вышивки.

 
Модуль 5. Лепка  
Технология изготовления изделий из  скульптурного пластилина. Знакомство с Дымковской народной игрушкой Знакомство  с народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргопольская), с работами из скульптурного пластилина, с особенностями материала. Знакомство с «дымковской игрушкой», пропорциями человека в скульптуре. Лепка скульптуры Просмотр  презентации «Правила работы со скульптурном пластилином»,  «Народные игрушки». Технология работы со скульптурном пластилином. Составление цветного эскиза игрушки. Лепка фигур народных игрушек с помощью различных технических приемов  
Модуль 6    Плетение  
Фенечки Знакомство   с понятиями «фенечка», «бижутерия». Краткие сведения из истории старинного рукоделия и видах декоративно-прикладного творчества. Изучение  разных видов браслетов: из бисера, мулине, шерстяных ниток. Сравнение степени сложности обработки материалов Изучение узлов. Изготовление браслета.  
Модуль 7.   Основы театральной культуры  
Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Виды искусства  Инструктаж по технике безопасности работы с инструментами, инструктаж по противопожарной безопасности. . Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Опрос по технике безопасности;

Проведение викторины по видам и жанрам театрального искусства. Анализ участия в викторине.

 

 
Театральные жанры. Театр и зритель Структура театра, основные театральные профессии Особенности и история развития театра.  Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол. Лучшие театральные постановки. Самые знаменитые театры мира. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Понятие «Кукловод», знакомство с театральными профессиями (режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актёр). Театральная гостиная. Конкурс на отгадывание кроссворда по театру.

Сценический этюд «Уж эти профессии театра…»

(начальный этап мониторинга).

 
Промежуточный и итоговый педагогический контроль знаний, умений и навыков, мониторинг личностного развития  

 

Учебный (тематический) план второго года обучения

Наименование раздела, тема Колич.учебн часов Форма организации занятия Формы аттестации/

контроля

Всего Теор Практ
1 Бумагапластика. 44 7 37 комб.занятие, практ. занятие творч. задание
2 Сами делаем мультфильм 26 9 17 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
3 Работа с различными материалами 6 2 4 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
4 Работа с тканью 20 5,5 14,5 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
5 Лепка     6 1 5 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
6 Плетение 6 1 5 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
7 Кукольный театр 36 8,5 27,5 комб.занятие,практ. занятие творч. задание
  Итого 144 40 104    

Содержание программы на второй год обучения

Название раздела, темы Теория Практика  
Модуль 1. Бумагопластика.  
Оригами. Изготовление моделей базовой формы «Квадрат»  Продолжение знакомства с техникой оригами. История возникновения искусства оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги.  Понятие «базовая форма Квадрат». Работа над дикцией с помощью чистоговорок Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изготовление простейших моделей животных на основе базовой формы «Квадрат». Проведение игры «Отгадай животное»  
Техника декупаж. Изготовление шкатулочки. Продолжение знакомства с техникой декупаж, знакомство с последовательностью работы. Инструменты и приспособления. Алгоритм изготовления шкатулки.  Игра «Садовник»  
Модуль 2. Сами делаем мультфильм.  
 Работа над составлением сюжета и сценария. Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране. Выбор произведения (сказки) для экранизации. Создание раскадровки мультфильма. Обсуждение сценария, декораций и героев. Беседа по созданию героев рисованного мультфильма. Продумывание декораций для   мультфильма. Инструктаж ТБ. Обсуждение. Распределение ролей. Составление эскизов декораций и героев рисованного мультфильма. Подбор материала для изготовления героев мультфильма и декораций.  
Изготовление  героев и декораций. Знакомство с видами плоскостных декораций. Беседа по созданию героев мультфильма. Виды декораций. Пробы. Репетиции. Повтор правил работы с ножницами и ножом. Подбор материала для изготовления героев мультфильма и декораций. Изготовление героев и декораций.  
Озвучивание героев мультфильма. Объяснение порядка действий при записи звукового файла. Сохранение звукового файла в мобильном приложении Stop Motion Studio. Прослушивание  ролей. Запись звука. Обсуждение, удаление лишних звуковых записей.  
Монтаж мультфильма  в приложении Stop Motion Studio  (добавление речи героев, музыки, титров). Сохранение готового фильма. Объяснение порядка добавления «титров», «субтитров»  и музыки в фильм. Объяснение порядка действий при монтаже. Добавление титров и музыки в фильм.  Монтаж мультфильма-сказки (наложение записанного звука на дорожку с кадрами) Демонстрация мульфильма.  
Подготовка к просмотру готового мультфильма-сказки. Просмотр, обсуждение. Учет замечаний. Заключительная работа по созданию мультфильма-сказки. Сохранение рисованного мультфильма. Подготовка к просмотру. Сохранение и просмотр  мультфильма. Обсуждаются замечания, предложения и  
Модуль 3 Работа с различными материалами  
Народные куклы скрутки История и развитие игрушечного мастерства. История изготовления лоскутных кукол. Правила изготовления лоскутных кукол  узелковым способом. Совершенствование  навыков: сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Изготовление кукол: Бабушка-дедушка, Парочка, Неразлучники.  
Правила и особенности изготовления текстильной авторской куклы Продолжение знакомство с видами тканей, с правилами работы с иглой. Закрепление швов «вперёд иголка», «назад иголка» Изучение шва «обмёточный». Правила составления схемы, выкройки. Термин «лекало». Способы изготовления парика. Декорирование лица куклы с помощью вышивки гладью и тамбурным швом. Правила работы по составлению выкройки.  Раскрой деталей куклы и одежды по шаблонам и лекалам.  Изготовление маленькой авторской куклы.  
Макраме Основные узлы. Знакомство с терминами «основа», «крепление», «навеска», «наборный ряд», «рабочая нить», «узелковая нить», «пико», «эскиз». Основные приемы крепления нитей на основу (замочком налицо, замочком наизнанку, расширенное крепление нитей). Навыки поочередной работы левой и правой рукой. Расчет нитей на изделие. Выполнение простых узлов. Плетение пояса  
Модуль 4. Лепка   
Знакомство с Филимоновской народной игрушкой Роспись игрушки Отличительные элементы геометрического орнамента: волнистые линии – «синие море», круги большие и малые – «солнышки» большие и малые. Вариации главных элементов орнамента. Изучение и роспись по мотивам филимоновского орнамента. (символы и цветовое решение)  
Модуль 5. Кукольный театр.   Основы театральной культуры  
Художественное слово и разговорная речь. Работа над мимикой и жестами Мимика и жесты говорящего – дополнительное средство воздействия на зрителя. игры,  упражнения и этюды на выразительность мимики и жестов. Игры «О чём я хочу сказать», «Дракон». Анализ участия в играх.

 

 
Кукловождение: отработка этюдов с изготовленными куклами Правила работы с куклой –перчаткой. Особенности управления. Работа  куклой за ширмой. Отработка движений. Работа над ролью (совмещение слов с движениями куклой-перчаткой)  Театрализованная игра «Наши куклы в гостях». Наблюдение и аккуратность в работе с куклой-перчаткой. Отработка движений куклы  
Изготовление декораций и реквизита Знакомство с техникой изготовления декораций и реквизита. Правила по технике безопасности при работе с бумагой, картоном, тушью, гуашью.  Изготовление элементов декорации: домиков, деревьев, кустарников. Выставка работ. Анализ участия в выставке.  
Актёрское мастерство: этюды с куклой (отработка ролей) Правила работы с куклой. Тренаж для рук и тела кукловода. Особенности вождения куклы-перчатки: поклон, поворот, наклон, ходьба, приседание. Пластические действия с куклой.  Отработка движений. Работа над ролью (совмещение текста с движениями куклы. Выполнение этюдов  
Репетиция  спектакля. Отработка чтения каждой роли, репетиция за ширмой. Формирование умений вживаться в роль, интонацией передавать настроение, чувства персонажа.Разучивание с детьми текста пьесы с учётом артикуляции, дыхания, голоса. Репетиция спектакля с использованием декораций и реквизита.   Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

 

 
Репетиция  спектакля. Отработка музыкальных отрывков Прослушивание музыкальных отрывков.  Отработка навыков работы куклой под музыку. Отработка движений куклы под музыку.  
Генеральная репетиция. Оформление сцены

 

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.  Оценивание действий других и сравнивание их с собственными действиями. Формирование четкой и грамотной речи.  
Премьера спектакля. Анализ работы каждого участника Выступление перед учащимися начальной школы и родителями, воспитанниками дошкольных учреждений. Анализ работы каждого участника спектакля. Подведение итогов. Поощрение обучающихся.  

Организационно-педагогические условия реализации программы

Занятия проходят в светлом просторном кабинете, площадью 30 кв. м, в котором 4 парты и 16 стульев, шкафы-купе, стеллажи, доска.

Предусмотрено:

  • заключение договора с родителями ребѐнка (или лицами, их заменяющими) по оказанию дополнительных образовательных услуг;
  • проведение установочных родительских собраний в начале каждого учебного года с целью ознакомления с программой, обсуждением образовательного заказа;
  • сотрудничество с другими коллективами;
  • участие в проектах ЦВР Московского района;
  • совместные занятия с родителями.

Формы аттестации /контроля, итогов реализации программы

Педагогический контроль усвоения теоретического материала и выполнения обучающимися:

  • практических заданий на текущих, открытых занятиях;
  • тестирование и анкетирование детей и родителей;
  • постановочные формы, используемые в течение всего периода обучения.

Вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.

1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре),            творческое задание Игра «Войди в образ» (на фантазию и творческое мышление).

2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (конкурс скороговорок и  чистоговорок).

3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

Промежуточная аттестация – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, игр на внимание и координацию движений, этюдов, участие в новогоднем мультипликационном фильме).

Аттестация по завершению освоения программы — (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах и творческих заданиях).

анализ результатов участия обучающихся в массовых мероприятиях отдела, учреждения;

анализ результатов участия обучающихся в районных, городских, республиканских, российских, международных выставках, конкурсах, фестивалях.

По результатам завершающей аттестации делаются выводы об индивидуальных достижениях ребенка в данном направлении образовательной деятельности, об уровне его адаптации в данном коллективе.

Формы контроля результативности обучения

Формы диагностики результативности обучения, развития и воспитания обучающихся варьируются (опрос, игра, викторина, собеседование, театрализация, тренинги, тестирование и др.).

Данная система работы позволяет: определять уровень обученности и обучаемости по предмету; разрабатывать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний; выявлять факторы и условия, влияющие на качество обучения; целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс; проводить своевременно обработку полученных результатов.

Оценка и контроль результатов

Год обучения Срок проведения Форма проведения
1 год Первое полугодие Создание плоскостного мультфильма
Второе полугодие Спектакль с перчаточной куклой Творческое задание
2 год Первое полугодие Создание кукольного мультфильма
Второе полугодие Спектакль с куклой-марионеткой
3 год Первое полугодие Создание рисованного мультфильма
Второе полугодие Спектакль с тростевой куклой

В течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки усвоения знаний: конкурс на лучшую куклу (выставка авторских работ); участие в играх, викторинах, конкурсах юных чтецов, актёров; участие в творческих заданиях; участие в районных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах;  работа над созданием спектакля.

Мониторинг результатов реализации программы

Раздел программы Формы контроля Критерии
Бумагопластика Педагогическое наблюдение Аккуратность при работе;творческое завершение и оформление работы
Сами делаем мультфильм Педагогическое наблюдение Аккуратность при работе; творческое завершение и оформление работы
Работа с различными материалами Творческое задание Аккуратность при работе;творческое завершение и оформление работы
Работа с тканью Творческое задание Аккуратность при работе;творческое завершение и оформление работы
Лепка Творческое задание Аккуратность при работе;творческое завершение и оформление работы
Плетение Творческое задание Аккуратность при работе;творческое завершение и оформление работы
Основы театральной культуры Собеседование,викторина, тест,игра, конкурс Знание истории   возникновения  и развития театрального искусства,знание терминологии, знание правил зрительского этикета
Техника и культура речи Конкурсы,творческие показы Выразительность речи,дикция, знание авторского текста,эмоциональность
Работа с куклой Контроль за изготовлением куклы, выставка работ Пластическая выразительность тела куклы в работе над созданием образа персонажа
Работа над  этюдом, инсценировкой, спектаклем (актерское мастерство) Творческие показы, конкурсы, игры,открытые занятия,участие в спектаклях, концертах,  фестивалях Отработка внимания, творческого воображения и фантазии, активности, логичности и целесообразности действий, выразительности поведения, умения построения мизансцен.

Критерии оценки — по шкале от 0 до 5 баллов.

Список литературы, используемой педагогом

  1. Войнатовская Елена. Авторская текстильная кукла. Мастер классы и выкройки. Питер, 2015
  2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: 2003
  3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера,  серия «Вместе с детьми», 2004
  4. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
  5. Куклы и игрушки в доме. (Журнал Лена), Почта России, № 4, 2017
  6. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.: 2003

Список рекомендуемой  литературы для обучающихся и их родителей

  1. Безымянная О. Школьный театр. — М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2001
  2. Галанова Т. Игрушки из помпонов. — М.: АстПресс, 2015
  3. Давыдова М., Агапова И. Музыкальные вечера в школе (Композиции, сценки, викторины) — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2009
  4. Королёв М.М. Искусство театра кукол. – Л.,2012
  5. Лыкова И.А. Театр на пальчиках. – Кострома: Издательский дом «Цветной мир», 2011
  6. Офицерова С.В. Вязаные игрушки. М.: АстПресс, 2015
  7. Флинг Х. Куклы-марионетки. – М.: «Литера», 2012
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв