Квест-игра как один из методов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Хазиева Язиля Фанилевна,
воспитатель МБДОУ №81 «Гульчачак» г.Набережные Челны
Цель: повысить знания детей по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
— Развивающие:
Развить познавательный интерес к Родине.
Усовершенствовать навыки художественно-речевого направления при формировании рассказа.
— Воспитательные:
а) направлены на воспитание чувства гордости за свою страну;
б) направлены на формирование чувства товарищества, совершенствование партнерских отношений в рамках детского сада;
в) воспитание чувства любви к произведениям русских поэтов, художников, композиторов;
г) формирование бережного отношения к труду иных людей;
— Обучающие:
а) обобщение и систематизация представлений о государственных символах у детей;
б) обучение ответам на вопросы в зависимости от содержания, а также с применением точного, выразительного словаря;
в) обучение навыкам опознавания головных уборов народов РФ.
Актуальность:
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека.В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Сегодня необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, одну из которых мне бы хотелось вам рассказать. Интересная технология – квест.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.
До начала квест-игры мы провели предварительную работу, такую как:
- Беседы о родной стране – России;
- Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
- Продолжать знакомить детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
- Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
- Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Напомню игрокам, что квест-игра — это такое действие в ходе которой участники игры находят и выполняют ряд заданий для того чтобы выполнить главную задачу.
Ведущий показывает картинку с ромашкой. И говорит, что если бы ей дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию, то ведущий, выбрала бы ромашку. Белая ромашка — это истинно русский цветок.
Наряду с белоствольной березкой, ромашка — еще один символ России.
Вот и сегодня ребята будут собирать ромашку.
Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово дети узнают, когда соберут 6 лепестков от ромашки. Для этого участникам нужно выполнить 6 заданий. Каждый пункт обозначен определённой цифрой, необходимо двигаться от пункта к пункту согласно карте маршрута, выполнять задание. Для выполнения главной задачи участникам необходимо будет пройти весь маршрут по стрелкам в карте. В пунктах их ждут вопросы и задания.
Переход из одного пункта в другой по сигналу колокольчика.
После правильного выполнения каждого задания команда получает лепесток ромашки с буквой. Только когда дети пройдут все испытания, у них будут все лепестки и участники смогут найти главное слово.
Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста. Дети рассматривают свой маршрут, находят номера нужных пунктов и идут выполнять задания.
На экране вы можете увидеть разнообразные задания:
- «Я спрошу, а ты ответь!»
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Назовите символы нашей страны? (Герб, Флаг, Гимн).
- Сколько цветов у Российского флага? Назовите их (3: белый, синий, красный).
- Как называется главная песня России? (Гимн)
- Как называются люди, которые живут в России? (Россияне).
- «Государственные символы России»
Детям предлагается вспомнить, что является государственными символами России?
- «Что в ящике!»
Загадка.
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка.
- «Эстафета Наша необъятная страна»
Территория нашей родины очень разнообразная, на ней очень много морей, рек, гор, есть пустыни, болота и очень много всего.
Задание на этот конкурс перейти болота и обойти горы.
5.Разложить картинки в последовательности, как хлеб пришёл на стол.
Издавна на Руси люди возделывают землю и выращивают хлеб
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
(П. Качаков)
Детям предлагается разложить картинки в последовательности, как хлеб пришёл на стол. Подумать, что было сначала, а что после.
- Русские народные сказки
Русский народ сложил много сказок, они интересны как своим сюжетом, так и красочным, выразительным языком. Какие русские народные сказки знают дети?
- Рефлексия
А сейчас обратите внимание, на ваших лепестках с обратной стороны есть буквы. Из этих букв каждой команде надо постараться выложить слово и прочитать его.
Какое главное слово вы прочитали на ромашке? Родина.
По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилась игра и грустного – если не понравилась. Дети объясняют свой выбор.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Источники:
- Ветохина А.Я., Дмиренко З.С,Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-ПРЕСС». 2011 – 192с.
- Газаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. – 97с.