Вы здесь: Главная > Без рубрики > Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Веселая акварелька»

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Веселая акварелька»

Мустакимова Р.Р.  Мифтахова Ч.М.

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценно-стей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложе-но в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазиро-вать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не прояв-ляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жиз-ненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоя-щих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способству-ет повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положитель-ный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способ-ности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстриро-вать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет разви-вать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Цен-на также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельно-сти (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа,

возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пла-стилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересны-ми, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятель-ность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования акти-визирует познавательный интерес, формирует эмоционально — положитель-ное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эф-фективному развитию детского творчества.

Цель кружка– создание условий для развития творческих способностей де-тей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник ри-сования.

Задачи:

*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

*Обучать основам создания художественных образов.

*Формировать практические навыки работы в различных видах художе-ственной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластили-ном, солью и т.д.

*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю по 20 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материа-лы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответ-ствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После ра-боты руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и уда-ряет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускает-ся. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штем-пельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения дру-гого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мяг-кой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бу-мажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

-Материалы и оборудование:

1.Лист бумаги.

2. Гуашь.

3. Трафареты.

4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).

5. Тампон.

6. Стекло или пластик.

7. Нитки.

8. Щетка и стека.

9.Крупа.

10. Подносы.

11. Использованные фломастеры.

12. Печатки, штампы (подручный материал, растения,листья)

13. Соль.

14. Ватные палочки.

Перспективный план кружковой работы.

Тема занятия Нетради-ционные техники Задачи Материал

октябрь

1

«Золо-

тая

осень». Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представле-ния об осени; продолжать закреп-лять умения детей наносить один слой краски на другой методом тыч-ка, развивать творчество и фанта-зию. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования.

2 Печатание Учить детей работать с хрупким ма-Засушенные ли-

«Краси-вый бу-кет» растений териалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, вооб-ражение. Воспитывать аккуратность. стья, краска, ки-сти, бумага.

3

«Разно-

цветные

бабоч-

ки». Моноти-пия, обве-дение ла-дони и ку-лака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать тех-нику монотипия «старая форма но-вое содержание» (ладошка с сомкну-тыми пальцами — большое крыло, кулак — маленькая). Познакомить де-тей с симметрией, на примере ба-бочки. Силуэты симмет-ричных, ассимет-ричных предме-тов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой каран-даш, принадлеж-ности для рисо-вания.

4

«Осен-

ние ли-

сточки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Лист черного цвета, гуашь, по-ролоновые там-поны трафареты, принадлежности для рисования

5

«Под-

солнух».

Апплика-ция из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать се-редину цветка клеем ПВА, аккурат-но засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, греч-невая крупа.

6

«Жи-

вотные,

которых

я сам

себе

приду-

мал».

Кляксо-графия. Познакомить с нетрадиционной тех-никой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображе-ние, творчество, в дорисовывании предметов. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, воско-вые мелки, при-надлежности для рисования.

7

«Синий

вечер»

Линогра-вюра Развивать художественное восприя-тие, воображение, координацию движений рук. По 2 листа белой бумаги, на каждо-го ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, соба-ка, будка

8

«Загад-

ки»

Ниткогра-фия Развивать воображение, ассоциатив-ное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.

ноябрь

1

«Ежик»

Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспиты-вать отзывчивость Бумага, гуашь, жесткие кисти

2

«Чере-

пашка». Апплика-ция из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме че-репашки, развивать аккуратность, четкость Картон, изобра-жение черепахи, крупа, клей ПВА.

3

«Мыш-

ка». Апплика-ция из ре-заных ни-ток. Познакомить детей с техникой вы-полнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать не-большие участки изображения и по-сыпать их мелко нарезанными педа-гогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.

4

« По

небу ту-

чи бе-

жали,

птиц в

дальний

путь от-

правля-

ли» Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художе-ственному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Газета, листы бу-маги, разноцвет-ные краски.

5

«Пер-

вый

снег». Оттиск пе-чатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печата-ния или рисование пальчиками. Раз-вивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки

6

«Цып-

ленок» Гуашь, ватные диски, па-лочки Учить детей наклеивать ватные дис-ки, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

7

«Мои

люби-

мые

рыбки» Рисование гуашью по восковым мелкам Учить обводить свою ладонь воско-вым мелком. Продолжать знаком-ство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Гуашь, восковые мелки, листы бу-маги, кисти

8

«Два пе-

тушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Цветные каран-даши, листы бу-маги

Воспитать у ребенка художествен-ный вкус.

декабрь

1

«Снеж-

ная се-

мья».

Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изоб-ражения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать тех-нику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования.

2

«Елоч-

ка». Пластили-нография. Мозаика из пластилина. Учить от-рывать от большого куска пластили-на маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изоб-ражением елочки; пластилин.

3

«Елоч-

ка»

(про-

долже-

ние). Пластили-нография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изоб-ражением елочки; пластилин.

4

«Ёлочка

пуши-

стая,

наряд-

ная». Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчика-ми Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать та-кое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование паль-чиками. Воспитывать у детей уме-ние работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

январь

1

«Узоры

на ок-

нах». Раздува-ние капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бу-мага, гуашь, пи-петка

2

«Мои

рука-

вички». Оттиск пробкой, рисование пальчика-ми Упражнять в технике печатания. За-крепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Лист бумаги с изображением рукавички, проб-ки, цветная гу-ашь.

3

«Снего-Комкание бумаги (скатыва-Закреплять навыки рисования гуа-шью, умение сочетать в работе ска-тывание, комкание бумаги и рисова-Гуашь, листы бу-маги, салфетки для скатывания,

вичок» ние) ние. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, забор-чик и т.д.). Развивать чувство компо-зиции. Воспитать у ребенка художе-ственный вкус. клей ПВА.

4

«Дед

Мороз». Апплика-ция из ва-ты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Цветной картон синего цвета (по количеству де-тей), комочки ва-ты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

5

«Снеги-

ри на

ветке». Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; рас-ширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования

6

«Нари-

суй, что

хо-

чешь».

Работа со знакомы-ми техни-ками Развивать воображение, активизиро-вать мыслительную деятельность. Ящик с 2 отделе-ниями: 1. материал (на чем) 2. инструмент (чем)

февраль

1

«Мое

люби-

мое де-

рево». Рисование мазком, моноти-пия, набрызг. Учить отражать особенности изоб-ражаемого предмета, используя раз-личные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь — маз-ки, ноябрь — набрызг. Учить соотно-сить количество листьев и цвет. Раз-витие чувства композиции, совер-шенствовать умение работать в дан-ных техниках. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и при-надлежности для рисования.

2

«Зимний

пей-

заж». Кляксо-графия. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; про-должать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

3 Техника Знакомить детей с симметрией. Раз-Бумага, согнутая

«На что похо-же?» монотипии вивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

4

«Пода-

рок па-

пе». Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для ап-пликации

5

«Пода-

рок па-

пе»

(про-

долже-

ние) Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для ап-пликации

6

«При-

думай и

дори-

суй». Разные Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые обра-зы. Листы бумаги с незаконченным рисунком

7

«Музы-

ка».

Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к ри-сованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. Бумага, гуашь

8

«Наша

улица». Печатание, набрызг, силуэтное рисование Развивать наблюдательность, худо-жественный вкус, умение находить средства выразительности. Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

март

1

«Букет

для ма-

мы». Рисование ладошка-ми. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать тех-нику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2

«Какого

цвета

весна». Моноти-пия. Обогащать и расширять художе-ственный опыт детей в работе с ак-варелью, рисованию по мокрой бу-маге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, аква-рельные краски, маленькие губки, две емкости с во-дой, толстые ки-сточки.

3 Рисование Закрепить

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв