Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Веселая акварелька»
Мустакимова Р.Р. Мифтахова Ч.М.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценно-стей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложе-но в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазиро-вать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не прояв-ляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жиз-ненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоя-щих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способству-ет повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положитель-ный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способ-ности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстриро-вать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет разви-вать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Цен-на также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельно-сти (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа,
возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пла-стилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересны-ми, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятель-ность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования акти-визирует познавательный интерес, формирует эмоционально — положитель-ное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эф-фективному развитию детского творчества.
Цель кружка– создание условий для развития творческих способностей де-тей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник ри-сования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художе-ственной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластили-ном, солью и т.д.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материа-лы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответ-ствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После ра-боты руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и уда-ряет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускает-ся. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штем-пельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения дру-гого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мяг-кой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бу-мажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
-Материалы и оборудование:
1.Лист бумаги.
2. Гуашь.
3. Трафареты.
4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5. Тампон.
6. Стекло или пластик.
7. Нитки.
8. Щетка и стека.
9.Крупа.
10. Подносы.
11. Использованные фломастеры.
12. Печатки, штампы (подручный материал, растения,листья)
13. Соль.
14. Ватные палочки.
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия Нетради-ционные техники Задачи Материал
октябрь
1
«Золо-
тая
осень». Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представле-ния об осени; продолжать закреп-лять умения детей наносить один слой краски на другой методом тыч-ка, развивать творчество и фанта-зию. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования.
2 Печатание Учить детей работать с хрупким ма-Засушенные ли-
«Краси-вый бу-кет» растений териалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, вооб-ражение. Воспитывать аккуратность. стья, краска, ки-сти, бумага.
3
«Разно-
цветные
бабоч-
ки». Моноти-пия, обве-дение ла-дони и ку-лака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать тех-нику монотипия «старая форма но-вое содержание» (ладошка с сомкну-тыми пальцами — большое крыло, кулак — маленькая). Познакомить де-тей с симметрией, на примере ба-бочки. Силуэты симмет-ричных, ассимет-ричных предме-тов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой каран-даш, принадлеж-ности для рисо-вания.
4
«Осен-
ние ли-
сточки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Лист черного цвета, гуашь, по-ролоновые там-поны трафареты, принадлежности для рисования
5
«Под-
солнух».
Апплика-ция из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать се-редину цветка клеем ПВА, аккурат-но засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, греч-невая крупа.
6
«Жи-
вотные,
которых
я сам
себе
приду-
мал».
Кляксо-графия. Познакомить с нетрадиционной тех-никой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображе-ние, творчество, в дорисовывании предметов. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, воско-вые мелки, при-надлежности для рисования.
7
«Синий
вечер»
Линогра-вюра Развивать художественное восприя-тие, воображение, координацию движений рук. По 2 листа белой бумаги, на каждо-го ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, соба-ка, будка
8
«Загад-
ки»
Ниткогра-фия Развивать воображение, ассоциатив-ное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.
ноябрь
1
«Ежик»
Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспиты-вать отзывчивость Бумага, гуашь, жесткие кисти
2
«Чере-
пашка». Апплика-ция из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме че-репашки, развивать аккуратность, четкость Картон, изобра-жение черепахи, крупа, клей ПВА.
3
«Мыш-
ка». Апплика-ция из ре-заных ни-ток. Познакомить детей с техникой вы-полнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать не-большие участки изображения и по-сыпать их мелко нарезанными педа-гогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.
4
« По
небу ту-
чи бе-
жали,
птиц в
дальний
путь от-
правля-
ли» Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художе-ственному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Газета, листы бу-маги, разноцвет-ные краски.
5
«Пер-
вый
снег». Оттиск пе-чатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печата-ния или рисование пальчиками. Раз-вивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки
6
«Цып-
ленок» Гуашь, ватные диски, па-лочки Учить детей наклеивать ватные дис-ки, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей
7
«Мои
люби-
мые
рыбки» Рисование гуашью по восковым мелкам Учить обводить свою ладонь воско-вым мелком. Продолжать знаком-ство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Гуашь, восковые мелки, листы бу-маги, кисти
8
«Два пе-
тушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Цветные каран-даши, листы бу-маги
Воспитать у ребенка художествен-ный вкус.
декабрь
1
«Снеж-
ная се-
мья».
Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изоб-ражения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать тех-нику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования.
2
«Елоч-
ка». Пластили-нография. Мозаика из пластилина. Учить от-рывать от большого куска пластили-на маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изоб-ражением елочки; пластилин.
3
«Елоч-
ка»
(про-
долже-
ние). Пластили-нография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изоб-ражением елочки; пластилин.
4
«Ёлочка
пуши-
стая,
наряд-
ная». Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчика-ми Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать та-кое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование паль-чиками. Воспитывать у детей уме-ние работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти
январь
1
«Узоры
на ок-
нах». Раздува-ние капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бу-мага, гуашь, пи-петка
2
«Мои
рука-
вички». Оттиск пробкой, рисование пальчика-ми Упражнять в технике печатания. За-крепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Лист бумаги с изображением рукавички, проб-ки, цветная гу-ашь.
3
«Снего-Комкание бумаги (скатыва-Закреплять навыки рисования гуа-шью, умение сочетать в работе ска-тывание, комкание бумаги и рисова-Гуашь, листы бу-маги, салфетки для скатывания,
вичок» ние) ние. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, забор-чик и т.д.). Развивать чувство компо-зиции. Воспитать у ребенка художе-ственный вкус. клей ПВА.
4
«Дед
Мороз». Апплика-ция из ва-ты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Цветной картон синего цвета (по количеству де-тей), комочки ва-ты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
5
«Снеги-
ри на
ветке». Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; рас-ширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Лист, гуашь, две кисточки, ма-ленький листочек для проверки цве-та и все принад-лежности для ри-сования
6
«Нари-
суй, что
хо-
чешь».
Работа со знакомы-ми техни-ками Развивать воображение, активизиро-вать мыслительную деятельность. Ящик с 2 отделе-ниями: 1. материал (на чем) 2. инструмент (чем)
февраль
1
«Мое
люби-
мое де-
рево». Рисование мазком, моноти-пия, набрызг. Учить отражать особенности изоб-ражаемого предмета, используя раз-личные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь — маз-ки, ноябрь — набрызг. Учить соотно-сить количество листьев и цвет. Раз-витие чувства композиции, совер-шенствовать умение работать в дан-ных техниках. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и при-надлежности для рисования.
2
«Зимний
пей-
заж». Кляксо-графия. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; про-должать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
3 Техника Знакомить детей с симметрией. Раз-Бумага, согнутая
«На что похо-же?» монотипии вивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки
4
«Пода-
рок па-
пе». Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для ап-пликации
5
«Пода-
рок па-
пе»
(про-
долже-
ние) Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для ап-пликации
6
«При-
думай и
дори-
суй». Разные Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые обра-зы. Листы бумаги с незаконченным рисунком
7
«Музы-
ка».
Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к ри-сованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. Бумага, гуашь
8
«Наша
улица». Печатание, набрызг, силуэтное рисование Развивать наблюдательность, худо-жественный вкус, умение находить средства выразительности. Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…
март
1
«Букет
для ма-
мы». Рисование ладошка-ми. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать тех-нику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
«Какого
цвета
весна». Моноти-пия. Обогащать и расширять художе-ственный опыт детей в работе с ак-варелью, рисованию по мокрой бу-маге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, аква-рельные краски, маленькие губки, две емкости с во-дой, толстые ки-сточки.
3 Рисование Закрепить