Превращение белокочанной капусты
Мухамадеева Венера Юрьевна Музыкальный руководитель
Чатова Фаузия Хаматзарифовна воспитатель
Валиуллина Миляуша Шамсимухаметовна педагог- психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» Г. Набережные Челны РТ
Актуальность: Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – это вершина, которую человек должен покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
«Большинство проблем со здоровьем в цивилизованном обществе происходит от неадекватного восприятия современным человеком самого предназначения пищи. Единственная «функция» питания заключается в обеспечении организма всеми необходимыми ему для поддержания здоровья и полноценного функционирования веществами. Любое отличное от этого восприятие еды в сложившихся современных условиях ведет к болезням!» (Станислав Гетман)
Цель: Обобщить и расширить знания детей о капусте, об истории возникновения и полезных свойствах, а также их использовании
Задачи:
· Формировать положительный опыт по взаимодействию с окружающей
средой.
· Познакомить детей с историей появления данной овощной культуре в нашей стране.
· Показать значимость капусты в жизни человека.
· Вызвать у детей интерес к овощной культуре.
· Способствовать сближению детского сада и семьи.
Тип проекта: Творческий — познавательно – практический
Продолжительность проекта. Краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог, родители.
Предполагаемый результат:
— дети получают первоначальные знания о капусте, о ее полезности;
— пополнение словарного запаса детей по теме «Превращение белокочанной капусты».
— пополнение развивающей среды в группе по теме «Превращение белокочанной капусты».
Обоснование значимости:
Реализация проекта направлена на формирование у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.
Новизна проекта:
Заключается в использовании оздоровительных технологий в режиме дня через все виды деятельности детей, используем проблемный и игровой метод.
Проблема:
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
1 этап – аналитический – подготовительный
Постановка цели и задач, определение направлений и методов работы. Подбор оборудования и материалов, обсуждение условий выполнения проектной деятельности. Формы взаимодействия с семьей:
· Индивидуальные беседы с родителями о значении овощей.
· Консультация для родителей на тему «Овощи».
· Консультация для родителей на тему: «Изготовление поделок «Дары природы»
· Создание выставки «Блюда из капусты»
· Изготовление родителями блюд «Хозяйке на заметку» Салат из свежей капусты
· Папки – передвижки на тему «Овощи».
· Приобщать современных родителей к проектной деятельности.
Формы работы с детьми:
Подготовка материалов для организации познавательной деятельности с детьми.
· Рассматривание предметных и сюжетных картинок
· альбомов на тему: «Капуста» «Овощи»
· рассматривание книг о капусте, овощах.
· подбор дидактических игр: «Подбери овощи» «Чудесный мешочек» «Угостим овощами» «Собери овощи»
2 этап – основной. План реализации проекта. С детьми.
Занятия, беседы и наблюдения за превращением белокочанной капусты. Оформление атрибутов и проведение игр. сюжетно-ролевых («Семья»,
«Огород»), подвижных («Вершки – корешки», «Раз, два, три, к капусте беги!», «Жмурки с колокольчиком», «Жуки под листочком», «Заяц и капуста», «Капуста», «Собери урожай» Цель: развивать ловкость. «1, 2, 3 к капусте беги» Цель: упражняться в быстром беге, развивать быстроту реакции. «Варим борщ». Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания детей об овощах «Огород»). дидактических («Экологические цепочки», «Передай добро по кругу», «Определи на вкус», лото «Огород», домино «Овощи», пазлы «Подумай и сложи», «Что где растет», «Что лежит в корзинке»). Рассказать детям, когда и как убирают урожай. Дать знание детям как убирают овощи (срезают, выкапывают). «Загадай-ка» Цель: Учить детей придумывать загадки по опорной схеме. (круглая, зеленая, большая, твердая, хрустящая, сочная – капуста). «Овощное домино» Цель: расширять знания детей об овощах. «Найди по описанию» Цель: учить выделять характерные признаки капусты. «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильные ощущения, речь детей. «Овощной магазин» Цель: Уточнить знания детей, что овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи
Подбор художественной литературы о капусте. Заучивание стихотворения В.Суслов «Осенью» Художественное слово: «Капуста» Загадки о капусте
«Сорок одежек и все без застежек»
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана»
«Стоит Филат на нем сто лат» Цель: развивать интерес к загадкам, воспитывать воображение Поговорки, пословицы о капусте
«Без капусты щи не густы» «Заяц- трус, и тот на капусту охотится»
«Не суйся к капусте, пока не припустят» Цель: прививать интерес к устному народному творчеству. Конкурс рисунков «Народная любимица капуста. Цель: учить рисовать круглую форму капусты, отражать в рисунке характерный цвет Тема занятия: «Родина капусты?» Цель: дать детям знания о том, где впервые вырастили капусту, отметить на карте, объяснить, почему назвали «капуста». Углублять и расширять знания детей. Тема занятия: «Сорок одежек и все без застежек» Цель: Познакомить детей со значением
капусты для жизнедеятельности человека. Уточнить знания детей о разновидности капусты и её качествах. Тема: «Сто одежек и все без застежек» Цель: учить детей передавать основную форму и характерные особенности капусты. Развивать эстетическое восприятие, учить красиво, располагать изображение на листе. Аппликация Тема: Вот веселый огород, что там только не растет (коллективная работа) Цель: Учить детей составлять коллективную композицию, закрепить форму, цвет. Отгадай загадку и нарисуй отгадку Цель: учить передавать форму, величину, цвет капусты. Закрепить технические навыки и приемы рисования кистью Тема: «Вся капуста хороша» Цель: Закрепить знание детей о разновидностях капусты, о её свойствах, уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах Лекарственное растение капуста Цель: Познакомить детей с полезными свойствами капусты в медицине, рассказать о народных рецептах. Показать на примере способы прикладывания на больное место капустного листа. Изготовление блюд «Хозяйке на заметку» Салат из свежей капусты Цель: побеседовать о пользе капусты на здоровье человека , учить детей шинковать капусту для различных блюд, смешивать с другими овощами. Прививать вкусовые ощущения от употребления блюд из капусты. Разучивание загадок, поговорок. песен о капусте, народных игр и танцев (игр-драматизаций «Огород», «Зайцы в огороде», хоровода «Вейся, капуста», инсценировки «Козел», хороводных игр «Колышки», «Капуста»). Хоровод «Вейся, вейся, кочан». Пение народных песен о капусте «Вейся, вейся кочан». «Огородная — хороводная» Можжевеловой.
С родителями.
Оформление выставки «Блюда из капусты».
С педагогами.
Подбор костюмов. изготовление декораций и элементов оформления зала.
Организация развлечения «Белокочанная капуста».
Оформление выставки работ детей и родителей.
Награждение участников конкурсов.
Проведение занятий. Закрепление знаний, полученных в ходе работы по проекту.
Проведение музыкального развлечения «капуста!»
3 этап – итоговый
Совместная познавательно – практическая деятельность детей и воспитателей – Превращение белокочанной капусты №1. Как белокочанная капуста становится квашенной?
Превращение белокочанной капусты № 2.
Как белокочанная капуста становится краснокочанная?
Превращение белокочанной капусты № 3.
Кулинарные изыски из белокочанной капусты
Превращение белокочанной капусты № 4.
Творческий полет
Презентация на тему: «Проект «Превращение белокочанной капусты»
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. Москва, «Мозаика — Синтез», 2015 г.
2. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», изд. Москва, «Творческий центр «Сфера»», 2016 г.
3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.