Вы здесь: Главная > Без рубрики > ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понуркина Ариадна Сергеевна

Учитель начальных классов

 

В статье рассмотрены особенности применения современных педагогических технологий в начальной школе. Сделан акцент на достоинствах и недостатках различных технологий. Выявлены перспективы применения и возможности адаптации имеющихся образовательных технологий к условиям изменяющегося мира. Многие существующие педагогические технологии используют устаревшие методы обучения, и задачей педагога является поиск путей трансформации проверенных многолетним опытом технологий к новым условиям. Проблема воспитания грамотного человека, способного к решению нестандартных задач и современным вызовам, решается с помощью правильного и эффективного обучения, начиная с младшего школьного возраста.

Ключевые слова: воспитание, современные педагоги, педагогические технологии, начальная школа, проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность исследования. Период обучения в начальной школе для ребенка является основополагающим в его дальнейшей жизни – сначала в школе, а далее и при получении средне-специального или высшего образования. Именно здесь закладываются базовые знания необходимые для будущего обучения, прививается познавательный интерес к школьным урокам, формируется ответственное отношения к самому процессу учебы. Современному учителю необходимо прилагать все возможные усилия для полноценного развития младшего школьника, выбирая для своей педагогической деятельности наиболее эффективный набор технологий и средств обучения.

Современные педагогические технологии, применяемые в начальной школе, призваны облегчить ребенку период первоначального опыта обучения в школе, способствуют наиболее эффективному способу взаимодействия между учителем и учеником, а также формированию и развитию у ребенка познавательной и творческой активности. Обязанность каждого грамотного педагога знать и изучать прогрессивный опыт коллег по использованию современных педагогических технологий, чтобы иметь возможность оценить плюсы и минусы каждой технологии и выбрать для своей педагогической деятельности наиболее оптимальные из них. [2]

Ребенок, оказываясь в условиях школьного обучения, должен быть подготовлен к особенностям нового для него этапа образования, еще на уровне воспитательного процесса в подготовительной группе дошкольной образовательной организации. От того насколько эффективным будет этот этап подготовки к обучению в школе, зависит то насколько просто будет ребенку переключиться на следующий уровень обучения. Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации должен так организовывать воспитательный процесс, чтобы стать прочным звеном между дошкольным детством ребенка и его началом обучения в средней школе.

Образовательный процесс в школах опирается на множество педагогических технологий, многие из которых прошли проверку многолетним опытом работы отечественных и зарубежных учителей. Однако, реалии современного мира, требуют изменения подхода во всех областях жизни, в том числе и в образовании. Современный ребенок окружен постоянно изменяющимся миром, в котором на первое место выходят цифровые компьютерные технологии. [5] Дети с малых лет своей жизни соприкасаются с разнообразными электронными гаджетами – смартфонами, планшетами, компьютерами и т.д. Учитывая это, многие образовательные технологии с многолетней историей использования в практической деятельности педагогов, уже не могут быть эффективно применены при обучении современных детей – технологии устарели и уже не вызывают интерес у подрастающего поколения.

Проанализировав весь спектр образовательных технологий, применяемых в современной школе, можно выделить отметить, что очень часто это обширны разброс от традиционных технологий, например, таких как, классно-урочная система, до инновационных методов с использованием технологий развивающего обучения, и применения популярных информационно-коммуникационных технологий.

Все изученные технологии, в той или иной степени используются в образовательном процессе начальной школы. Часто традиционные технологии обучения интегрируются с современными технологиями, для повышения эффективности образовательного процесса. Так на традиционных уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, а в начальной школе часто используется и игровые технологии.

В детском возрасте игровые технологии обучения имеют особое значение. К началу обучения в школе в жизни ребенка ведущей деятельностью была именно игровая. С помощью игры он получал свои первые знания в дошкольной образовательной организации, и грамотная адаптация игровых технологий под изменение ведущей деятельности на учебную, позволит наиболее эффективно провести подобный переходный этап.[1] Педагог должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, ориентироваться на изменения в его интересах и увлечениях, на протяжении всего периода обучения в начальной школе, с первых же дней. Используя игровые технологии обучения, педагог наиболее привычным для ребенка способом сможет организовать образовательный процесс и подготовить его к новым формам взаимодействия.

Используя игровые технологии, разрабатывая современные вариации педагогических игр, учитель получает возможность наблюдать за психолого-педагогическими особенности каждого ребенка, выявлять эффективные способы корректировки методов обучения, ориентироваться на индивидуальные особенности личности каждого ученика, формировать и развивать познавательные и творческие интересы, отмечать успехи ребенка и вовремя помогать отстающим детям. Игровая деятельности в младшем школьном возрасте помогает сделать процесс обучения увлекательным, ярким и доступным для каждого ребенка. Вызывая интерес к новой информации посредством игры, учитель позволяет ребенку усвоить новый материал в привычной для него

игровой деятельности и, тем самым новый материал усваивается качественно и прочно.

Игровую технологию можно использовать на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала. Наиболее интересны для детей соревновательные игры, сюжетно-ролевые, разнообразные викторины и конкурсы. Игра-соревнование всегда вызывает повышенный интерес у детей. Стремясь опередить других, ребенок активизирует и свою познавательную активность и развивается творчески. Поиск правильных ответов на поставленный в викторинах вопрос, помогает в командных играх развивать коммуникацию между детьми, позволяет им взаимодействовать между собой, выявляет лидерские качества личности. Высокая активность, проявляемая детьми при использовании учителем игровых технологий, делает эту технологию наиболее востребованной среди прочих. Задача педагога – адаптировать игровую технологию под современные запросы учащихся, используя актуальные формы игры в образовательном процессе.[3]

Проектная деятельность как одна из современных педагогических технологий, подразумевает под собой определенную последовательность основных этапов. Основополагающие этапы данной технологии можно выразить следующей последовательностью – от замысла к реализации, от реализации к продукту. В рамках данной последовательности возникает необходимость создание плана действий.

Изначально возникает идея какого-либо проекта – от создания какого-либо материального предмета: стенгазета, макет, обучающего плаката и т.д., до проведения какого-нибудь мероприятия: спортивного, исследовательского и т.д. Затем принимается решение о необходимости данной деятельности. Принятие решение о подготовке проекта подразумевает вырабатывание цели проекта и постановке задач по достижению указанной цели. Задачи позволят сформировать план предстоящих действий и выработать программу, выполнение которой позволит получить результат, то его «продукт» деятельности. Завершающим этапом будет выступать презентация получившегося результата.

Особенностью метода проекта как современной педагогической технологии заключается в том, что его применение подразумевает тесное взаимодействие педагога и ученика. Ребенок проходит путь развития совершенствуясь от проекта к проекту, имея возможность получать новые знания за привычными рамками школьного класса, чувствуя помощь и поддержку учителя. Метод проекта не заменяет традиционную форму урока, а эффективно дополняет его, позволяя выстроить последовательную систему проектов соответственно изучаемой программе. Задача педагога, организуя тот или иной проект, подтолкнуть ученика к поиску новой информации для реализации проекта, научиться работать в команде со своими одноклассниками. Кроме всего прочего, метод проекта может выступать в качестве закрепления пройденного на уроке материала, заполняя собой время, отведенное для повторения пройденного.

Изучая современные педагогические технологии, необходимо остановиться на технологии развивающего обучения, которая рассматривает

получаемые учеником знания не как основную цель образования, а всего лишь как инструмент для дальнейшего развития ребенка. Одним из первых педагогов испытавшим данную технологию для образовательного процесса в начальной школе был Л.В. Званков.[4] Опережая развитие ребенка, данная технология использует обучение как стимулирующий инструмент, способствующий развитию познавательного интереса у ученика.

Формируя у ученика фундамент из полученных знаний, данная технология позволяет ему постоянно стремиться получить новые знания, которые в свою очередь также становятся основой для дальнейшего развития. То есть, педагог ориентируется на потенциальные возможности ученика, позволяя ему самостоятельно стремиться к новым знаниям. Для этого используется весь спектр педагогических инструментов: уроки-дискуссии, дидактических и сюжетно-ролевых игр, разнообразных методов развития памяти, внимания, творческого мышления и т.д.

Ориентируясь на личностные особенности каждого ученика, педагог, используя технологию развивающего обучение, выстраивает цепочку из ряда последовательных задач, для решения которых ребенок постоянно находится в поиске новой информации, шаг за шагом опираясь на новые знания и стремясь к новым. Для этого ребенок должен обладать познавательными мотивами, развитой самостоятельностью, стремлением к саморазвитию. Самостоятельно выстраивая методы поиска информации, и формируя правила, ребенок развивает в себе и творческое начало. Все эти факторы формируют личность ребенка, позволяя ему чувствовать и самостоятельные достижения при получении какой-либо новой для него информации.[8]

Личностно-ориентированное обучение, выбранное за основу в современном отечественном образовании, ставит перед педагогами ряд задач, решение которых направлено на то, чтобы сделать его наиболее содержательным и доступным для любого ученика, отталкиваясь от личностных и психологических особенностей каждого. Технология критического мышления – как современный педагогический инструмент развития обучающегося в начальной школе, ориентирован в первую очередь на получение новых знаний опираясь на собственный опыт. Цель данной технологии состоит в том, чтобы развивать у детей способность ориентироваться на всестороннее изучение предмета или явления, взвешивать положительные качества и недостатки, при принятии решений в дальнейшей жизни. Рефлексия собственных суждений, позволяет ребенку увидеть и недостатки любого принятого решения или полученных знаний.

В отличии от традиционных уроков, где весь процесс обучения построен на принципе «Учитель дает информацию, а ученик ее воспринимает без обсуждений», педагог, используя технологию развития критического мышления, позволяет детям использовать нестандартное видение любой ситуации, провялить творческие мотивы при поиске нужных ответов, и главное – критически оценивать все происходящие события и любую новую информацию. Таким образом, данная технология направлена на развитие самостоятельной личности уже с младшего школьного возраста, позволяя ребенку иметь

собственное суждение и опираться на разнообразный опыт, здраво оценивая все положительные и отрицательные моменты.

В современном мире, информационно-коммуникационные технологии появляются в жизни любого ребенка в очень раннем возрасте. Еще не научившись толком говорить, ребенок уже умеет пользоваться смартфоном, получая с его помощью новую информацию, используя как экран для просмотра мультфильмов или играя с его помощью. [6]

Сейчас уже сложно представить полноценный процесс обучения без использования компьютерных технологий, начиная с дошкольных образовательных учреждений и естественно в начальной школе. Электронные учебники, пособия, дневники – все это стало привычной частью современного образования. Учителя начальных классов активно используют на уроках проекторы, для демонстрации наглядных пособий по изучаемым темам.

Внедряя в процесс обучения информационно-коммуникационные технологии, педагоги используют их по основным направлениям: создание презентаций к изучаемым темам, в качестве вспомогательных материалов; работа с ресурсами сети Интернет, при поиске необходимой информации к заданным темам; использование образовательных ресурсов, сайтов учителей с передовым педагогическим опытом, а также программного обеспечения при создании демонстрационных материалов.[7]

При помощи информационно-коммуникационные технологий, педагог может проводить виртуальные экскурсии, расширяя возможности преподаваемого материала, демонстрировать на примере то, что на словах будет передано не точно и не в таких красках, тем самым мотивируя ученика к учебе, развивая в нем познавательный интерес. Неоценимую помощь данные технологии оказывают при применении в обучении метода проектов, в исследовательской деятельности школьников, а также при проведении различных классных внутришкольных мероприятий и праздников. Информационно-коммуникационные технологии находясь в процессе непрерывного развития облегчают работу преподавателей в начальной школе, позволяя доносить информацию до учеников в легкой и увлекательной для них форме.

Вывод. Изучив разнообразие образовательных технологий, применяемых в начальной школе, можно сделать вывод о том, что прогресс, являющийся частью повседневной жизни, повлиял и на процесс обучения. Прогрессивные педагоги стремятся использовать в своей практической деятельности современные педагогические технологии, основанные на использовании опыта как отечественных, так и зарубежных педагогов. Качество образования, получаемое в начальной школе, непосредственно зависит от стиля и методов обучения, которые используют педагоги. Воспитание современного человека, готового ко всем сложностям окружающей действительности, начинает в раннем детстве и период начального образования – важный этап в жизни каждого ребенка.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв