Вы здесь: Главная > Без рубрики > ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Минибаева А.Т

Воспитатель

МБДОУ №13  «Рябинка» г.Азнакаево

Здоровьесберегающие технологии — здоровьесбережение, ФГОС и другие инновационные понятия стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна  достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, нации научный и экономический потенциал общества.

В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровые дети являются сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества в будущем.

Интерес ученых к здоровью детей всегда был высоким, но последнее время он обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. 

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

 

Актуальность.

Актуальность проблемы заключается в определении   организационных и оздоровительных условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении.Одним из  приоритетных  направлений работы детского сада, является здоровьесбережение в ДОО.

Разрабатывая программу «Здоровый ребёнок», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и  физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила  в жизнь детского сада. Решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами  деятельности.  Развитие детей обеспечивалось за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

 Программа  предполагает возможность самостоятельного отбора содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

          Принципы реализации:

Принцип научности – использование научно–обоснованных технологий и методик.
Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в

соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

Принцип систематичности — реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично.

Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.

Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно образовательном процессе ДОО и в семейном воспитании.

 

Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью

Основные задачи:

-Воспитание у детей потребности в здоровье.

-Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

-Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

-Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

-Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции разных видов деятельности.

 

 

 

 

.

 

Здоровьесберегающая технология-это система мер, которая включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды и направлена на сохранение ребёнка на всех этапах его обучения и развития .

Задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ- это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью. Здоровьесберегающие технологии используются в воспитательно-образовательном процессе.

Виды технологий: утренняя гимнастика, подвижные игры, физминутки,пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, гимнастика после сна, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Сегодня  встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели, задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели, оценки результатов

В ДОУ может быть разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

— сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

-обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

-конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

— организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

— организация профилактических мероприятий

— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

— развитие физических качеств;

— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

— формирование правильной осанки

— воспитание привычки повседневной физической активности;

— оздоровление средствами закаливания.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз .

 В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:  родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями т.д.

Вместе с родителями оформлять стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши луч­шие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоро­вья», «Активный отдых нашей семьи» и др.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления.

Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста

Предполагаемые результаты для детей:

Сформированные навыки здорового образа жизни.

Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

Для родителей:

Сформированная активная родительская позиция.

Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ

Для педагогов:

Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

Повышение профессионального уровня педагогов.

Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Основные направления программы:

воспитательно – оздоровительное,

лечебно – профилактическое,

коррекционно – педагогическое

 

Программа реализуется через следующие разделы:

Укрепление материально – технической базы ДОО.

Работа с детьми.

Работа с педагогами

Работа с родителями.

 Работа с детьми 

 Осуществляется: воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником,  музыкальным работником.

Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Диагностика:

— медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

— воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей компетентности;

— музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывается физиологическое и психологическое состояние детей, некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режим.

Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников, эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников;

Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; — проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей (законных представителей).

Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.

Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:

— наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;

— отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;

— применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.

— соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

С учетом этого сформированностьвалеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями.

Уровни и их показатели:

Высокий — ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;

Средний — ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;

Низкий — ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает.

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового  ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы с родителями: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

пропаганда общественного дошкольного воспитания.

изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические  тренинги, консультации, семинары.

продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья»,

праздников, субботников.

Для обогащения родителей знаниями о малышей разработать серию

 семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умеешь сам – научу детей» (в вечернее время).

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс,

консультации, беседы, выполнение с детьми заданий дома.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах

(далее — ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится

поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в

дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и

укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие

технологии». По определениюН.К.Смирнова,«здоровьесберегающие

образовательные технологии – технологии, программы и методы, которые

направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ»

Однако, на наш взгляд, вопросам педагогических возможностей

здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного

образования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

Проблема исследования: каковы педагогические возможности

здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного

образования? Тема исследования: «Здоровьесберегающие технологии в условияхФГОС дошкольного образования».

Предмет исследования: педагогические возможностии здоровьесбе-

регающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать

педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях

ФГОС дошкольного образования.

Задачи исследования:

1 Раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий в условиях

ФГОС на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2 Определить педагогические возможности здоровьесберегающих

технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.

3 Раскрыть практические аспекты здоровьесберегающих технологий

в условиях ФГОС дошкольного образования.

4 Дать методические рекомендации по здоровьесбережению у

дошкольников.

Методы исследования: теоретические – анализ литературы по

исследуемой проблемe, сравнeние, обобщeние,

наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая

обработка результатов.

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГА-

ЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Усилия сотрудников в дошкольном образовании, сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить

ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Понятие «здоровьесберегающие технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.

В работах «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» ставит задачи развития физической активности детей: их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.

Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры,спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально — привлекательных форм, работа с родителями  направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Селевко Г.К. рассматривает, педагогическую технологию как

Совокупность психолого-педагогических установок,определяющих

специальный выбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения,воспитательных средств;организационно-методический

инструментарий педагогического процесса.

В публикациях Селевко Г.К. понятие педагогической технологии

представлено в трех сферах:

1) научной. Она является областью или частью педагогической науки,

изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и

проектирующей педагогические процессы;

2) процессуально-описательной. Как описание (алгоритм) процесса,

задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения

планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенной. Как осуществление технологического (педагогического), функционирование всех личностных, инструментальных и

методологических педагогических средств.

Смирнов Н.К., утверждал, что понятия «здоровьесберегающие

образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую

основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов

организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную

характеристику любой педагогической технологии по критерию ее

воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как

прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной

характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

Здоровье ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный.

Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя .

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы

среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов,

методов, подходов к решению возникающих проблем.

«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только

сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья

воспитанников

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании,

применительно к ребенку, — это:

— обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику

детского сада;

— воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного

отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

— привитие знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и

охранять его;

— воспитание валеологической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа

Функции здоровьесберегающих технологий:

— формирующая: осуществляется на основе биологических и

социальных закономерностей становления личности. В основе формирования

личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль-

ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее

воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, детском

коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы

функционирования личности в обществе, учебно-воспитательной

деятельности, природной среде;

— информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта

ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных

ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному

здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

— диагностическая: заключается в мониторинге развития детей на

основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на-

правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя-

ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок

и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду-

альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

— адаптивная: воспитание у детей направленности здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода

стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает

адаптацию детей к социально-значимой деятельности;

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность

профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий по

здоровьесбережению,применяемая в ходе регламентированной,

нерегламентированной и досуговой форм работы в ДО.

 

 

Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС дошкольного образования: педагогические возможности.

В настоящее время в России, в связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования,идёт

становление новой системы образования,ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-

воспитательного процесса.Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,

иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных

требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования

стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при

реализации образовательной программы дошкольного образования.

Дошкольное обучение согласно новому закону об образовании теперь тоже является составной частью образования и, соответственно, также подверглось подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с

возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используют

лишь элементы спортивных игр. Проводят ежедневно для всех возрастных

групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-

малой со средней степенью подвижности.

Релаксация осуществляется с использованием спокойной мелодии или

классической музыки (например, Рахманинова, Чайковского), звуки природы. Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии.

Технологии эстетической направленности используются во всех возрастных группах на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с

семьёй, привитие детям эстетического вкуса. Реализуются на занятиях

художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров,

выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с

младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Пальчиковая гимнастика — это упражнения для развития мелкой

моторики (координация движений в сочетании с речью).

При проведении гимнастики для глаз используется наглядный

материал, мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно

проводит по словесным указаниям, с использованием стихов и потешек.

Проводят ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Дыхательная гимнастика — эти упражнения повышают устойчивость

организма к болезням и стрессам, облегчают восстановление организма

после простуды, а главное, научат вас правильному здоровому дыханию.

Дело в том, что в обычной жизни человек чаще всего использует

поверхностное дыхание из-за чего организм не получает необходимое

количество кислорода. От этого страдают все системы и органы, и человек

начинает себя хуже чувствовать. Данный комплекс дыхательных упражнений

не только научит вас такому важному для здоровья правильному дыханию, но и будет способствовать укреплению всей дыхательной системы организма.

Для эффективности дыхательной гимнастики нужно обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Бодрящая гимнастика проводится в различных формах: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения корригирующей гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей осуществляется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

 К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и

игротерапия), коммуникативные игры – занятия, занятия из серии

«Здоровье», самомассаж.

Физкультурное занятие проводятся в соответствии с программой, по

которой работает ДОУ. Перед его началом необходимо хорошо проветривать

помещение. Проводят 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале,

с детьми раннего возраста в групповой комнате 10 минут, с младшими

дошкольниками 15-20 минут, в средних группах 20-25 минут, а в старших –25-30 минут. Проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия) могут быть организованы незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Они проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Коммуникативные игры – занятия строятся по определённой схеме и

состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной

степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Проводят с детьми,

начиная со старшего возраста 1-2 раза в неделю по 30 минут.

Занятия из серии «Здоровье» могут быть включены в сетку занятий в

качестве занятий познавательного развития, проводятся 1 раз в неделю по 30

минут со старшего возраста.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС

дошкольного образования– это совокупность профилактических,

коррекционных и реабилитационных факторов образовательной среды по

здоровьесбережению Федеральный закон «Об образовании» предусматривает создание условий образовательным учреждением, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников. Важным межведомственным документом, регламентирующим многие аспекты обеспечения здоровья детей в ДОУ являются: 1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». 2. Конвенция о правах ребенка.

 Одной из основной задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать укреплению здоровья детей. Эта задача решается также в следующих направлениях:

— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной

помощи;

— формирование элементарных представлений об окружающей среде;

— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

— формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для

организма;

— выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью,

умение определить свои состояния и ощущения;

— обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах

и дорогах.

Работа воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов по физической культуре, изобразительной деятельности способствует созданию единого оздоровительно-воспитательного пространства в укреплении здоровья детей принадлежит физической культуре.

Эффективность оздоровительных мероприятий значительно возрастает, если осуществляется попеременно закаливающее воздействие пониженной и повышенной температуры.

 

Условиями для реализации здоровьесберегающих здоровьеформирующих мероприятий с детьми дошкольного возраста служат:

-гибкий режим дня, в соответствии с особенностями индивидуально

складывающегося биоритмологического профиля;

-соблюдение санитарно-эпидемиологических условий в течение дня

(проветривание, кварцевания группы, влажная уборка, соблюдение

санитарно-эпидемиологического режима);

-правильная организация прогулки и её длительность;

-соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая

индивидуальное состояние здоровья детей; облегчённая одежда в детском

— использование оздоровительного потенциала социума.

Что касается лечебно-профилактической работы детей дошкольного

возраста, то данное направление ориентировано на профилактику

заболеваемости и лечение длительно и часто болеющих детей раннего и

дошкольного возраста в условиях детского сада.

 В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник совместно с воспитателем собирает индивидуальные сведения о каждом ребенке, поступающем в учреждение.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья.

Каждая из рассмотренных здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительную направленность, а используя такие технологии в комплексе.

Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы ДО по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли вырасти здоровыми и счастливыми.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв