Вы здесь: Главная > Без рубрики > Развитие речи у детей раннего возраста на основе современных технологий

Развитие речи у детей раннего возраста на основе современных технологий

Гатауллина Резеда Хатимовна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 «Рябинка» города Азнакаево

     Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится — фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше мы будем обучать ребенка языку, тем легче ему будет  в дальнейшем.
Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому   обогащение  словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. К трем годам словарь ребенка должна состоять  из 500-800 слов.

Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, целью нашей  педагогической деятельности стал поиск современных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста.

Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:

  1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.
  2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
  3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста.
  4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

Первой современной технологией , к которой мы обратились была куклотерапия.

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.

Благодаря куклотерапии  у детей улучшилась речь, пополнился словарный запас, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию.

Еще одним из ключевых направлений нашей педагогической деятельности по развитию речи детей раннего возраста  выбрали «Сказкотерапию».

Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

 В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.

Еще одна из современных технологий, применяемая в нашей  практике — технология пальчиковой гимнастики.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современные технологии, направленные на развитие речи раннего детства, апробированные и применяемые в нашей практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом гуманизации  воспитания с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии,  пальчиковой гимнастики содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв