Вы здесь: Главная > Без рубрики > Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ

Садриева Элеонора  Альбертовна

 воспитатель высшей квалификационной категории

Галиева Лейсан  Равилевна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» г. Азнакаево РТ.

С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе мы соблюдаем следующие принципы:

— «Не навреди!»

— принцип непрерывности.

—  принцип индивидуальности.

В нашей группе при  работе с детьми с ОВЗ реализуем следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Обучение здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж .
  2. Коррекционные (технологиимузыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).
  3. Сохранение и стимулирование здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года.

Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Физкультминутки используются с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Релаксация–способствуют снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Мы в группе используем пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли), игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

Дыхательная гимнастика повышает общий тонуса ребенка, вырабатывается устойчивость к заболеваниям дыхательной системы, нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние организма. Для развития дыхания, используем вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры. Данную работу проводим во время гимнастики, после дневного сна, через час после приема пищи.

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями.

Во время утренней гимнастики, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, повышается эмоциональный тонус.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для  поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.

Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое  с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры.

Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция тактильной чувствительности.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В. А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную, (Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова).

Арт-терапия — это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

  Эти приемы позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях. В изобразительной деятельности можно  мы используем разные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и др.

Еще одна форма коррекционных технологий для регулирование эмоциональных состояний ребенка «Сухой дождь».  Где используются два цвета: холодный и теплый.

Игры с песком полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий.  Сказкотерапия. Все игровые  технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Чем раньше мы будем приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов, что они будут делать это на протяжении всей жизни.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв