Вы здесь: Главная > Без рубрики > Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ

Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ

Долинина Юлия Петровна

   воспитатель   I  квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18» г. Альметьевск

Цель: выявить и обыграть основные этапы методики проведения учебных исследований для детей старшего дошкольного возраста с участниками игры.

Задачи: познакомить воспитателей с исследовательской учебной деятельностью дошкольников – как с одним из основных путей познания окружающей действительности.

Оборудование:  карточки с темами для исследования, «академические» головные уборы, листочки бумаги, карандаши, фломастеры, книги познавательной направленности (энциклопедии).

Ход:

— Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю Вам вместе со мной обыграть организацию исследовательской деятельности по данной методике. Попрошу вас разделиться на две команды и полукругом присесть за столы.

— Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые, а также и наши дети. Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

  1. 1. Выбор темы.

(Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске).

Начинаем любое исследование с выбора темы. В обсуждении по поводу темы включаем всех участвующих в занятии. При выборе темы следует ориентировать к тому, чтобы выбирали то, что действительно интересно и что интересно исследовать.

Итак, для начала определим одну общую тему нашего исследования. Это «попугай».

— Уважаемые ученые, наша задача — получить как можно больше новых сведений о попугае, и подготовить о нём сообщение — небольшой доклад. Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации — «методов исследования».

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» Где можно найти информацию? (перечисляют методы, раскладываю названные методы – карточки на мольберт)

Карточки с обозначением методов исследования, это — план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от «детей». Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

— С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? «Подведем» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».

— Следующий вопрос — «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в интернете», «понаблюдать», «провести эксперимент».

  1. 2. Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Его надо зафиксировать. Собираемые сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу зафиксировать. Для этого существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу»значки и различные символы.
  2. Как мы помним, первый из выделенных нами методов –«Подумать самостоятельно»

Например, подумав, приходим к выводу, что наш попугай — «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке изображения домика (или клетки), человечка и попугая. «Домик (клетка) и человечек» будут служить напоминанием о том, что попугай живет в домашних условиях.

—  Следующая пришедшая исследователям идея, например, такая — «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала -один большой, другой маленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.

 — Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев».

— Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая.

  1. 2. «Спросить у другого человека»— следующий метод исследования и пункт нашего плана.

Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком.

  1. «Узнать из книг»

Возникают сложности т.к. дети ещё не умеют читать, можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать (воспитатель).

  1. «Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты.

В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты.

Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно — можно не акцентировать на этом внимание

  1. Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.

  1. Сообщение

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более интересной. Делаем сообщение «О попугае».

Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

Начинаем  с определения основных понятий:  кто такой попугай,  где он живет и чем питается, затем продолжаем свое повествование, опираясь на собранный материал.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

 

—  А теперь я попрошу каждую команду посоветоваться и выбрать самого энергичного и активного педагога, который будет руководить исследованием и по окончанию сделает доклад, нужно выбрать тему из предоставленных вам картинок  и начать исследовательскую работу. Как одна из команд будет готова, выбранный активный педагог делает доклад, а остальные дополняют!

Всем спасибо за активное участие!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв