Вы здесь: Главная > Без рубрики > ФОРМЫ РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

ФОРМЫ РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

С.В. Альметкина

учитель истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староильдеряковская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Государственные образовательные стандарты дают характеристику выпускнику современной школы, как личности, которая готова и способна креативно мыслить, искать и находить нестандартные решения в любой жизненной ситуации. Национальный проект в сфере образования обозначает чёткие задачи, поставленные перед страной. В условиях жёсткой конкуренции в современном мире, к 2024 году нашей стране нужно обеспечить:

‒ воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

‒ внедрение на уровнях основного и среднего общего образования новых методов, форм обучения и воспитания, инновационных образовательных технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся базовых навыков и умений, подъём их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс.

Для разрешения данных актуальных задач педагогу необходимо при подготовке к занятиям учитывать не только сам изучаемый материал и его подачу, но и формы занятий и виды деятельности обучающихся. Учитель всё время должен совершенствовать методы и приемы обучения, под воздействием которых происходит передача, усвоение и формирование универсальных учебных действий обучающегося. Я считаю, что главная цель в образовательном процессе – найти подход к каждому ребёнку, и, исходя из этого, пробудить интерес к изучению учебного предмета. Именно формы и методы организации обучения помогают ученикам обнаружить свои способности и возможности на этапах формирования личности.

Как педагог, неизменно задаю вопрос себе: «Как заинтересовать обучающихся? Как сделать урок интересным и познавательным? Что нужно сделать, чтобы школьник сказал, что история – один из его любимых учебных предметов в школе?» Всего этого можно добиться, на мой взгляд, прежде всего, применением активных форм работы на уроке, а это:

‒ составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом (картинный, смысловой, стереотипный, тезисный);

‒ многоуровневый разбор (анализ) исторических документов;

‒ творческое задание на автономный поиск информации;

‒ работа с картой (например, информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: начало битвы, кульминация боя, конец сражения);

‒ сравнительно-аналитический метод на уроке.

В необходимости применения этих форм меня подвела практика преподавания. Так, в 5 классе дети с интересом выполняют задания на составление рассказа по пройденной теме. Их цель: представить историческую действительность через призму своего сознания и видения изучаемого материала (например, составить рассказ о жизни вельможи по плану: устройство дома, одежда, питание, развлечения). Данный вид работы способствует развитию воображения и является простейшей формой историко-логического и критического анализа, которые широко используются при изучении истории в старших классах.

Другой пример, это игровое моделирование (например, взятие интервью у вельможи, встреча воина и земледельца, театральная постановка в Афинах). Данный вид работы направлен на формирование знаний обучающихся об основных сферах жизни разных слоёв общества, знания исторических личностей того времени и их жизни. Процесс создания моделей, изучение и применение полученных данных для познания объектов приводят к тому, что обучающиеся стремятся дать более глубокий, продуманный ответ, сообщить свою точку зрения, что может повысить их интерес к истории.

В 6 классе формы работы с обучающимися усложняются. Здесь используется метод анализа источников (например, исторический документ как источник получения информации для ответа на вопросы). Работая с историческим документом обучающиеся раздумывают над тем, достоверна ли информация, содержащаяся в документе; можно ли считать этот источник достоверным и основываться на нём при изложении исторических событий (критический подход).

При изучении тем средневековой Европы применяю метод проектов. Обучающиеся заранее получают задания, где отображены ключевые моменты по одному из разделов: образование, научные открытия, архитектура, живопись, литература, на основании которых они подготавливают исторический проект и защищают свои мини исследовательские работы. Данный вид работы способствует систематизации полученных знаний обучающимися по теме «Эпоха Средневековья».

В 10-11 классах практикую творческий вид работы, который требует больших трудовых и интеллектуальных затрат обучающихся. Например, в рамках изучения темы «Новая страна – новое общество» даю задание: познакомиться с темой, эпиграфом и планом учебного занятия, в письменном виде (дан образец таблицы) сформулировать вопросы:

‒ конкретизирующие новые явления и процессы в общественной и культурной жизни России 1990-х гг.;

‒ направленные на аргументацию выводов и оценочных суждений автора учебника;

‒ проблематизирующие исследование социокультурной сферы России в 1990-е гг.

Далее, сгруппировать свои вопросы по трём предложенным выше направлениям и высказать свои предположения: в каких источниках (кроме учебника) можно найти дополнительную информацию для ответов. Заполнить сводную таблицу. Подсчитать игровой результат.

В инструкции к заданию даются критерии оценки вопросов и список источников обучающего характера:

1 балл – конкретизирующие вопросы/ указан неиспользуемый источник;

2 балла – вопросы на аргументацию / указан источник частично используемый;

3 балла – проблемные вопросы / указаны все источники.

Данный вид работы направлен на развитие метапредметных (регулятивных) умений обучающихся: формирование умения самостоятельно разрабатывать план решения познавательной задачи, определять круг источников и способы работы с ними. Дифференциация вопросов по содержанию, способам их формулирования направлена на решение этой же задачи.

Все выше перечисленные формы работы помогают сделать уроки многосложными и разнообразными. В ходе выполнения заданий обучающиеся шире и глубже раскрывают и понимают причины, характер, ход, значения, итоги и последствия исторических событий. Практика показывает, что намного продуктивнее работа та, где школьники целиком вовлечены в образовательный процесс, где они сами отыскивают последние источники информации, активизируют свою мыслительную деятельность, применяют свое воображение.

Мой опыт преподавания истории все более убеждает меня в том, что история является уникальной дисциплиной, которая по-своему формирует сознание и воображение. Важно не навязывать обучающимся исключительно правильное мировоззрение, нужно дать право на реализацию свободного выбора взглядов, убеждений, научить их критически воспринимать информацию, остро мыслить, отдавая на уроке приоритет диалогу.

Всего этого можно достичь, на мой взгляд, прежде всего, в условиях развивающего и разноуровнего обучения, используя в нём интерактивные и динамичные методы преподавания, инновационные технологии. Такие формы работы дают возможность обучающимся не только приобрести декларативное знание определенных исторических фактов, но и сформировать социальные навыки, которые они смогут применить в конкретных, каждодневных социальных ситуациях.

Таким образом педагогический талант учителя заключается не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети с интересом, личной отдачей эффективно работали на уроке.

Литература

  1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. ‒ 2005. ‒ № 9. ‒ С. 10-20.
  2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания / Преподавание истории и обществознания в школе. — 2008. — № 4. — С. 13 — 19.
  3. Веретенникова, Ю. О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории / Ю. О. Веретенникова. ‒ Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). ‒ Казань: Молодой ученый, 2018. ‒ С. 38-40. ‒ URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14649/ (дата обращения: 09.03.2021).
  4. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории [Текст]: учебник для ВУЗов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. ‒ Москва: Просвещение, 2012. ‒ 384с https://may.alleng.org/d/hist/hist203.htm
  5. Кузнецов, И. Н. История Отечества в таблицах и схемах: Пособие / Кузнецов И.Н. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. ‒ 187 с. ISBN 978-5-222-22591-2. ‒ Текст: электронный. ‒ URL: https://znanium.com/catalog/product/908040 (дата обращения: 09.03.2021).
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. ‒ 4-е изд., испр. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ‒ 512 с. https://nashaucheba.ru/v43011/смирнов_с.а._педагогика._педагогические_теории,_системы_технологии
  7. Скакун, В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В.А. Скакун. ‒ 2-е изд. ‒ Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. ‒ 208 с. ‒ (Среднее профессиональное образование). ‒ ISBN 978-5-00091-724-4. ‒ Текст: электронный. ‒ URL: https://znanium.com/catalog/product/1228343 (дата обращения: 09.03.2021).
  8. Студеникин, М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Студеникин. ‒ Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. ‒ 79с. http://ourozov.omr.obr55.ru/files/2018/11/Современные-технологии-преподавания.pdf

Шоган, В. В.  Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2021. ‒ 433 с. ‒ (Высшее образование). ‒ ISBN 978-5-534-11816-2. ‒ Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ‒ URL: https://urait.ru/bcode/475204 (дата обращения: 09.03.2021).

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв