Проект по сказке «Курочка Ряба»
Мухамадеева Венера Юрьевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок»Город Набережные Челны РТ
Подгорных Елена Валентиновна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» Город Набережные Челны РТ
Валиуллина Миляуша Шамсимухаметовна
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» Город Набережные Челны РТ
Актуальность:
Проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба» был выбран именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для детей по знакомству с курочкой. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры, игры, занятия. Русская народная сказка «Курочка Рябя» является одной из самых любимых сказок малышей.
Цель:
развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм.
Задачи:
- Познакомить детей с фольклорным произведением о курочке рябе и вызвать у них интерес к слушанию русской народной сказки «Курочка ряба».
- Способствовать развитию речи ребёнка, побуждая детей узнавать, называть героев из сказки.
- Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения, активизируя словарь детей за счёт слов: курочка Ряба, большая, маленькая, цыпленок, цыплята, яйцо, дед, баба, золотое, простое, тук-тук, бил-бил, не разбил, разбилось.
- Продолжать воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.
- Способствовать сближению детского сада и семьи.
Ожидаемый результат:
Дети:
- Повысилась речевая активность у детей и уровень развития речи, мелкой моторики.
- Умеют по словесному указанию взрослого находить героев из сказки.
- Получили необходимые знания о домашней птице (курица).
- Проявляют бережное отношение к героям из сказки.
- Эмоционально откликаются на песню, на театрализованную игру.
- Заинтересованность детей на протяжении всего проекта.
Родители:
- Проявят интерес к чтению художественной литературы, предложенной воспитателями, к театрализованной деятельности.
- Заинтересуются дидактическими играми.
Педагоги:
Активизируется сотворчество педагогов в процессе проектной деятельности с детьми
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
1 этап – аналитический — подготовительный
Формы взаимодействия с семьей:
- Индивидуальные беседы с родителями о значении сказок.
- Консультация для родителей на тему «Сказки для детей раннего возраста».
- Консультация для родителей на тему: «Изготовление поделок к русской народной сказке «Курочка ряба»
- Создание выставки к русской народной сказке «Курочка ряба».
- Изготовление родителями сказки для театра на фланелеграфе «Курочка ряба»
- Пальчиковый театр «Курочка ряба».
- Выставка книг по сказке «Курочка ряба».
- Предложить родителям сделать книгу-самоделку по сказке «Курочка ряба»
- Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (рассматривание иллюстраций).
- Папки – передвижки на тему «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным».
- Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.
Формы работы с детьми:
- Подготовка материалов для организации познавательной деятельности с детьми.
- Рассматривание:
- предметных и сюжетных картинок
- альбомов на тему: «Домашние птицы»
- книг по сказке «Курочка ряба»
- рассматривание и обследование героев сказки «Курочка ряба»
- показ настольного театра «Курочка – Ряба»;
- показ театра игрушек;
- Подбор книг:
- Сказки для малышей
- Р.Н.С. «Курочка ряба»
- В.Берестов «Курица с цыплятами»
- Е.Чарушин «Курочка»
- К.Чуковский «Цыплёнок»
- Песенки и потешки
- Потешка «Курица-красавица у меня жила»
- Подбор дидактических игр:
- «Подбери пару»
- «Чудесный мешочек» (герои сказки)
- «Кто ушёл?» (герои из сказки)
- «Угостим птиц»
- «Кто живет во дворе у бабушки»
- «Кто как кричит?»
- «Собери курочку»
- Создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок.
- Формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации.
- Формировать интерес к чтению.
- Составление перспективного плана реализации проекта.
- Совместная игровая деятельность детей и воспитателей – театрализация сказки «Курочка ряба».
2 этап – основной. План реализации проекта
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Кто живет во дворе у бабушки»
Театрализованные игры: Пальчиковый театр «Курочка ряба» Показ театра на фланелеграфе. Настольный театр по сказке «Курочка ряба». Сказка на магнитах «Курочка ряба». Игра-имитация движений сказочных героев. Рассматривание сюжетных картинок: Строительные игры: «Заборчик вокруг дома для дедушки и бабушки», «Построим домик для курочки» Трудовая деятельность: «Помочь курочке собрать зернышки», «Подмести тропинку» Проблемная (игровая) ситуация: «Поможем бабушке и дедушке» |
Познакомить детей со сказкой.
Создать атмосферу радостного настроения; Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность самостоятельность; Познакомить детей со строительным материалом; Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу; Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности; Создать у детей радостное настроение. |
Познавательное развитие | Дидактические игры:
«Подбери пару», «Чудесный мешочек» (герои сказки), «Кто ушёл?» (герои из сказки), «Угостим птиц», «Кто живет во дворе у бабушки», «Кто как кричит?», «Собери курочку». Игры забавы: «Курочки на кормушке». Экспериментальная деятельность: «Питание курицы». |
Вовлечь детей в игру, обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
Побуждать детей узнавать и называть предметы по форме, величине. |
Речевое развитие | Прослушивание русской народной сказки «Курочка ряба
Беседа: «Домашние птицы», беседа по содержанию сказки. Свободное общение: ««Кто живет во дворе у бабушки»» Чтение сказки: «Курочка ряба», В.Берестов «Курица с цыплятами», Е.Чарушин «Курочка», К.Чуковский «Цыплёнок», потешка «Курица-красавица у меня жила». Упражнения на звукоподражание: ко-ко-ко, пи-пи-пи. Рассматривание картины «Курочка с цыплятами» Пальчиковые игры: «Домашние птицы». Словесные игры: «У кого какая мама-домашние птицы» (курица). |
Приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки.
Побуждать детей договаривать за воспитателем слова, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать речь детей за счёт слов: курочка Ряба, большая, маленькая, цыпленок, цыплята, яйцо, дед, баба, золотое, простое, тук-тук, бил-бил, не разбил, разбилось. Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Создать радостное настроение у детей от услышанного. |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная деятельность: рисование пальчиком «Зернышки для курочки рябы».
Конструирование: «Домик для курочки», «Заборчик». Слушание: муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки», Пение: С.Железнова «Петушок» муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки», Хороводные игры: «Каравай». Музыкально – ритмические движения: А. Филлипенко «Цыплята и курочка» Игра на ДМИ: муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки» |
Формировать умение рисовать пальчиком.
Побуждать детей узнавать и называть строительную деталь – кирпичик, кубик закрепить знание красного и синего цвета. Воспитывать активное участие во время обыгрывания построек. Развивать интерес к музыке, к пению, создавая у детей атмосферу радостного настроения; |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Курица и цыплята»,
Утренняя гимнастика с кубиками синего цвета. Дыхательная гимнастика: «Подуем на перышки». Артикуляционные упражнения на звукоподражание (ко-ко-ко, пи-пи-пи). Двигательные игрушки: каталки, машины, коляски. |
Упражнять детей в беге и ходьбе в определённом направлении, не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Развивать желание детей двигаться, играть в подвижные игры.
Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. |
Методические приёмы
Словесные | Наглядные | Игровые | Практические | Метод проблемных ситуаций |
Беседа;
Свободное общение; чтение художественной литературы; вопросы к детям.
|
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, альбомов. | Сюрпризные моменты;
игровые ситуации; игровая деятельность детей в центрах развития. |
Обследова-
ние; экспериментирование; продуктивная деятельность. |
Создание проблемных ситуации в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. |
3 этап – итоговый
Совместная игровая деятельность детей и воспитателей – театрализация сказки «Курочка ряба». /видео.
Презентация на тему: «Проект по сказке «Курочка Ряба»
Выводы:
У малышей появились интерес и эмоциональная отзывчивость к русскому фольклору, начало умения рассказывать сказку «Курочка — Ряба».
Родители приняли активное участие в жизни группы: изготовили картины-поделки своими руками, книжку-самоделку «Курочка — Ряба», пальчиковый театр.
Повысилась компетентность родителей в использовании малых форм фольклора в совместной деятельности с ребенком дома.
Обогатилась развивающая среда приемной комнаты. Картины, изготовленные родителями, могут служить иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Выставка картин в приемной станет результатом общения, совместной работы воспитателя и родителей, доставит хорошее настроение малышам, повысит их интерес к народному фольклору.
Перспективы:
В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров). Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
Список используемой литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. Москва, «Мозаика — Синтез», 2015 г.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», изд. Москва, «Творческий центр «Сфера»», 2016 г.
Приложение: Викторина по сказке «Курочка Ряба» для младших дошкольников.
Цели и задачи:
- Формировать интеллектуальные способности детей;
- Развивать память, логическое мышление;
Задание: У кого жила курочка Ряба?
- а) у деда с бабой б) у медведя в) у матрешки
- Какое яичко снесла курочка Ряба?
- Кто разбил яичко?
- а) дед б) баба в) мышка
- Какое яичко пообещала снести курочка Ряба в утешение деду и бабе?
- Какого персонажа нет в сказке курочка Ряба?
Развлечение «Курочка Ряба»
Ведущий: На лесной опушке стоит домик – избушка. Кто же там живет? (Из домика выходит Баба, плачет) Здравствуй, бабушка! Что с тобой случилось? Почему ты плачешь? Баба: Жили мы с дедом в своей избушке – не тужили. Была у нас Курочка Ряба. Вышла она из домика зернышки поклевать, да и потерялась. Дед отправился её искать, а я сижу и плачу! Ведущий: Не плачь, Баба, мы поможем найти Курочку Рябу! (Под музыку появляется Воробушек). Скажи нам, Воробушек, не видал ли ты Курочку Рябу?
Воробей: Чив-чив-чив! Потанцуйте со мной, зернышек насыпьте. Я так люблю песенки слушать! (Дети играют-танцуют под песенку «Воробушки и Барбос») Спасибо, детки, за игру! А про Курочку Рябу спросите у Кошки. Может быть, она знает? Чив-чив-чив! А мне пора улетать, до свидания! (Появляется кошка, поет песенку «Кошечка» Тиличеевой)
Кошка: Мяу-мяу! Кто меня зовет?
Ведущий: Здравствуй, Киска! не видела ли ты Курочку Рябу? Ее Дед и Баба потеряли.
Кошка: Целый день я сплю в корзинке
На пуховой на перинке.
Далеко не убегаю,
Но где курочка — я знаю!
Я видела, как она в лес пошла. Только туда далеко идти, поезжайте на поезде! Кошка «уходит». (Под музыку «Поезд» дети едут в лес на поезде. На полянке сидит Мишка.)
Ведущий: Здравствуй, Мишка! Ты в лесу живешь, скажи, не видел ли ты Курочку Рябу?
Мишка: Я – медвежонок Мишка, я музыку люблю.
Сыграйте в погремушки, я все вам расскажу!
(Дети исполняют танец «Калинка»- играют на инструментах шумовых).
Мишка: Молодцы, ребята! Повеселили вы меня! А поиграть со мной хотите?
(Игра «Ловишки с Мишкой»)
Мишка: Как с вами весело! Курочка Ряба пошла на цветочную поляну, там вы ее и найдете! До свидания! (Мишка уходит.) (На поляне под музыку Курочка Ряба.)
Ведущий: Курочка Ряба, наконец-то мы тебя нашли, Дед и Баба тебя потеряли, плачут!
Курочка: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Ах, зашла я далеко.
Хотела я цветов набрать, чтоб их бабушке отдать.
Ведущая: И правда, сколько цветов вокруг расцвело! Давайте мы с ними потанцуем!
Танец-игра «Цветы».
Ведущий: Курочка, возвращайся скорее домой! Дед и Баба очень тебя ждут.
(Выходит Баба.)
Курочка: Дорогая бабушка, за цветами для тебя ходила, вот и задержалась, прости, бабушка!
Баба: Спасибо, курочка! Спасибо, ребятки! От радости так и хочется плясать, и веселиться!
(Дети под веселую музыку «Ласковая песенка» танцуют, повторяя за движениями ведущей.)
Баба: Для вас, ребятки, я приготовила угощение, испекла пирожки!
Песня-игра «Пирожки» (угощает детей)
Баба: Веселитесь, растите большими, умными, добрыми! Принимайте угощение!
Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).
Текст сказки. | Описание движений. | Примечание. |
Жили себе дед…
да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое –
Золотое.
Дед…
Бил – бил –
Не разбил.
Баба…
Била – била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
А курочка кудахчет:
Не плач, дед,
Не плач, баба!
Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое». |
Показывают кулачок правой руки.
Показывают кулачок левой руки.
Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх.
Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх.
Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой.
Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка.
Показывают правый кулачок.
2 удара правым кулачком по левому.
Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).
Показывают левый кулачок.
2 удара левым кулачком по правому.
Мах расслабленными кистями рук от себя.
Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой.
Параллельное движение кистями Влево — вправо параллельно полу.
Хлопок в ладоши перед грудью.
Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены.
Потирают ладони друг о дружку.
Складывают ладони вместе, большие пальцы отогнуты вверх.
Показывают правый кулачок.
Показывают левый кулачок. Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы. Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени. |
Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу.
Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком.
Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо.
Кулачки задерживаются на уровне груди.
По ритму текста.
отмахиваются, расслабляют кисти.
По ритму текста.
Примерно 5 раз.
Можно 1 раз.
Как показывают пустые ладони.
Снова показывают курочку. |
Примечание:
- Сказка – массаж «Курочка ряба» может быть использована как самостоятельная пальчиковая игра, и как минутка здоровья на занятии.
- После усвоения предложенных движений, по усмотрению педагога, можно усложнять и разнообразить движения.
3. Сказка-массаж развивает пластичность рук, кистей, пальцев, а также творческое воображение. Может служить подготовительным упражнением перед репетицией театра рук (теневой театр).