Вы здесь: Главная > Без рубрики > Проект по сказке «Курочка Ряба»

Проект по сказке «Курочка Ряба»

Мухамадеева Венера Юрьевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок»Город Набережные Челны РТ

Подгорных Елена Валентиновна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» Город Набережные Челны РТ

Валиуллина Миляуша Шамсимухаметовна

Педагог-психолог 

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» Город Набережные Челны РТ

 Актуальность:

Проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба» был выбран именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для детей по знакомству с курочкой. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры, игры, занятия. Русская народная сказка «Курочка Рябя» является одной из самых любимых сказок малышей.

Цель: 

развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм.

Задачи:

  1. Познакомить детей с фольклорным произведением о курочке рябе и вызвать у них интерес к слушанию русской народной сказки «Курочка ряба».
  2. Способствовать развитию речи ребёнка, побуждая детей узнавать, называть героев из сказки.
  3. Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения, активизируя словарь детей за счёт слов: курочка Ряба, большая, маленькая, цыпленок, цыплята, яйцо, дед, баба, золотое, простое, тук-тук, бил-бил, не разбил, разбилось.
  4. Продолжать воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.
  5. Способствовать сближению детского сада и семьи.

Ожидаемый результат:

Дети:

  1. Повысилась речевая активность у детей и уровень развития речи, мелкой моторики.
  2. Умеют по словесному указанию взрослого находить героев из сказки.
  3. Получили необходимые знания о домашней птице (курица).
  4. Проявляют бережное отношение к героям из сказки.
  5. Эмоционально откликаются на песню, на театрализованную игру.
  6. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта.

Родители:

  1. Проявят интерес к чтению художественной литературы, предложенной воспитателями, к театрализованной деятельности.
  2. Заинтересуются дидактическими играми.

Педагоги: 

Активизируется сотворчество педагогов в процессе проектной деятельности с детьми

Тип проекта: творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

1 этап – аналитический — подготовительный

Формы взаимодействия с семьей:

  • Индивидуальные беседы с родителями о значении сказок.
  • Консультация для родителей на тему «Сказки для детей раннего возраста».
  • Консультация для родителей на тему: «Изготовление поделок к русской народной сказке «Курочка ряба»
  • Создание выставки к русской народной сказке «Курочка ряба».
  • Изготовление родителями сказки   для театра на фланелеграфе «Курочка ряба»
  • Пальчиковый театр «Курочка ряба».
  • Выставка книг по сказке «Курочка ряба».
  • Предложить родителям сделать книгу-самоделку по сказке «Курочка ряба»
  • Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (рассматривание иллюстраций).
  • Папки – передвижки на тему «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным».
  • Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.

Формы работы с детьми:

  1. Подготовка материалов для организации познавательной деятельности с детьми.
  • Рассматривание:
  • предметных и сюжетных картинок
  • альбомов на тему: «Домашние птицы»
  • книг по сказке «Курочка ряба»
  • рассматривание и обследование героев сказки «Курочка ряба»
  • показ настольного театра «Курочка – Ряба»;
  • показ театра игрушек;
  • Подбор книг:
  • Сказки для малышей
  • Р.Н.С. «Курочка ряба»
  • В.Берестов «Курица с цыплятами»
  • Е.Чарушин «Курочка»
  • К.Чуковский «Цыплёнок»
  • Песенки и потешки
  • Потешка «Курица-красавица у меня жила»
  • Подбор дидактических игр:
  • «Подбери пару»
  • «Чудесный мешочек» (герои сказки)
  • «Кто ушёл?» (герои из сказки)
  • «Угостим птиц»
  • «Кто живет во дворе у бабушки»
  • «Кто как кричит?»
  • «Собери курочку»
  1. Создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок.
  2. Формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации.
  3. Формировать интерес к чтению.
  4. Составление перспективного плана реализации проекта.
  5. Совместная игровая деятельность детей и воспитателей – театрализация сказки «Курочка ряба».

 2 этап – основной. План реализации проекта

Образовательная деятельность Вид деятельности Задачи
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Кто живет во дворе у бабушки»

Театрализованные игры: Пальчиковый театр «Курочка ряба»

Показ театра на фланелеграфе.

Настольный театр по сказке «Курочка ряба».

Сказка на магнитах «Курочка ряба».

Игра-имитация движений сказочных героев.

 Рассматривание сюжетных картинок: 
«Играем вместе»,

Строительные игры: «Заборчик вокруг дома для дедушки и бабушки», «Построим домик для курочки»

Трудовая деятельность: «Помочь курочке собрать зернышки»,

«Подмести тропинку»

 Проблемная (игровая) ситуация: «Поможем бабушке и дедушке»

  Познакомить детей со сказкой.

   Создать атмосферу радостного настроения;

  Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность самостоятельность;

  Познакомить детей со строительным материалом;

  Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу;

  Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности;

  Создать у детей радостное настроение.

Познавательное развитие Дидактические игры:

«Подбери пару», «Чудесный мешочек» (герои сказки), «Кто ушёл?» (герои из сказки), «Угостим птиц», «Кто живет во дворе у бабушки», «Кто как кричит?», «Собери курочку».

Игры забавы: «Курочки на кормушке».

Экспериментальная деятельность:

«Питание курицы».

Вовлечь детей в игру,     обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

 Побуждать детей узнавать и называть предметы по форме, величине.
  Развивать    наблюдательность, внимание и память

Речевое развитие   Прослушивание русской народной сказки «Курочка ряба

  Беседа: «Домашние птицы», беседа по содержанию сказки.

Свободное общение: ««Кто живет во дворе у бабушки»»

Чтение сказки: «Курочка ряба», В.Берестов «Курица с цыплятами»,

Е.Чарушин «Курочка»,

К.Чуковский «Цыплёнок», потешка «Курица-красавица у меня жила».

Упражнения на звукоподражание:

ко-ко-ко, пи-пи-пи.

Рассматривание картины «Курочка с цыплятами»

Пальчиковые игры: «Домашние птицы».

Словесные игры: «У кого какая мама-домашние птицы» (курица).

 Приучать слушать и понимать доступные по содержанию сказки.

 Побуждать детей договаривать за воспитателем слова, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

 Активизировать речь детей за счёт слов: курочка Ряба, большая, маленькая, цыпленок, цыплята, яйцо, дед, баба, золотое, простое, тук-тук, бил-бил, не разбил, разбилось.

 Развивать речевое дыхание.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Создать радостное настроение у детей от услышанного.

Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность: рисование пальчиком «Зернышки для курочки рябы».

Конструирование: «Домик для курочки», «Заборчик».

Слушание: муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки»,

Пение: С.Железнова «Петушок» муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки»,

Хороводные игры: «Каравай».

Музыкально – ритмические движения: А. Филлипенко «Цыплята и курочка»

Игра на ДМИ: муз.Е.Тиличеевой «Курочка и цыплятки»

Формировать умение рисовать пальчиком.

 Побуждать детей узнавать и называть строительную деталь – кирпичик, кубик закрепить знание красного и синего цвета. Воспитывать активное участие во время обыгрывания построек.

 Развивать интерес к музыке, к пению, создавая у детей атмосферу радостного настроения;

Физическое развитие Подвижные игры: «Курица и цыплята»,

Утренняя гимнастика с кубиками синего цвета.

 Дыхательная гимнастика:

«Подуем на перышки».

Артикуляционные упражнения на звукоподражание (ко-ко-ко, пи-пи-пи).

Двигательные игрушки: каталки, машины, коляски.

Упражнять детей в беге и ходьбе в определённом направлении, не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Развивать желание детей двигаться, играть в подвижные игры.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мелкую моторику рук.

 Методические приёмы

  Словесные   Наглядные   Игровые   Практические Метод        проблемных ситуаций
Беседа;

Свободное общение;

чтение художественной литературы;

вопросы к детям.

 

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, альбомов. Сюрпризные моменты;

игровые ситуации;

игровая деятельность детей в центрах развития.

Обследова-

ние;

экспериментирование;

продуктивная деятельность.

Создание проблемных ситуации в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

 3 этап – итоговый

Совместная игровая деятельность детей и воспитателей – театрализация сказки «Курочка ряба». /видео.

Презентация на тему: «Проект по сказке «Курочка Ряба»

Выводы:

У малышей появились интерес и эмоциональная отзывчивость к русскому фольклору, начало умения рассказывать сказку «Курочка — Ряба».

 Родители приняли активное участие в жизни группы: изготовили картины-поделки своими руками, книжку-самоделку «Курочка — Ряба», пальчиковый театр.

 Повысилась компетентность родителей в использовании малых форм фольклора в совместной деятельности с ребенком дома.

Обогатилась развивающая среда приемной комнаты. Картины, изготовленные родителями, могут служить иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Выставка картин в приемной станет результатом общения, совместной работы воспитателя и родителей, доставит хорошее настроение малышам, повысит их интерес к народному фольклору.

Перспективы:

В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров). Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.

Список используемой литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. Москва, «Мозаика — Синтез», 2015 г.
  2. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», изд. Москва, «Творческий центр «Сфера»», 2016 г.

Приложение: Викторина по сказке «Курочка Ряба» для младших дошкольников.

Цели и задачи:

  • Формировать интеллектуальные способности детей;
  • Развивать память, логическое мышление;

Задание: У кого жила курочка Ряба?

  • а) у деда с бабой б) у медведя в) у матрешки
  • Какое яичко снесла курочка Ряба?
  • Кто разбил яичко?
  • а) дед б) баба в) мышка
  • Какое яичко пообещала снести курочка Ряба в утешение деду и бабе?
  • Какого персонажа нет в сказке курочка Ряба?

Развлечение «Курочка Ряба»

Ведущий: На лесной опушке стоит домик – избушка. Кто же там живет? (Из домика выходит Баба, плачет) Здравствуй, бабушка! Что с тобой случилось? Почему ты плачешь? Баба: Жили мы с дедом в своей избушке – не тужили. Была у нас Курочка Ряба.  Вышла она из домика зернышки поклевать, да и потерялась. Дед отправился её искать, а я сижу и плачу! Ведущий: Не плачь, Баба, мы поможем найти Курочку Рябу! (Под музыку появляется Воробушек). Скажи нам, Воробушек, не видал ли ты Курочку Рябу? 
Воробей: Чив-чив-чив! Потанцуйте со мной, зернышек насыпьте. Я так люблю песенки слушать! (Дети играют-танцуют под песенку «Воробушки и Барбос») Спасибо, детки, за игру! А про Курочку Рябу спросите у Кошки. Может быть, она знает? Чив-чив-чив! А мне пора улетать, до свидания! (Появляется кошка, поет песенку «Кошечка» Тиличеевой)
Кошка: Мяу-мяу! Кто меня зовет? 
Ведущий: Здравствуй, Киска! не видела ли ты Курочку Рябу? Ее Дед и Баба потеряли. 
Кошка: Целый день я сплю в корзинке 
              На пуховой на перинке. 
              Далеко не убегаю,

              Но где курочка — я знаю! 
Я видела, как она в лес пошла. Только туда далеко идти, поезжайте на поезде! Кошка «уходит». (Под музыку «Поезд» дети едут в лес на поезде. На полянке сидит Мишка.) 
Ведущий: Здравствуй, Мишка! Ты в лесу живешь, скажи, не видел ли ты Курочку Рябу? 
Мишка: Я – медвежонок Мишка, я музыку люблю. 
                Сыграйте в погремушки, я все вам расскажу! 
(Дети исполняют танец «Калинка»- играют на инструментах шумовых). 
Мишка: Молодцы, ребята! Повеселили вы меня! А поиграть со мной хотите?

(Игра «Ловишки с Мишкой»)

Мишка: Как с вами весело! Курочка Ряба пошла на цветочную поляну, там вы ее и найдете! До свидания! (Мишка уходит.) (На поляне под музыку Курочка Ряба.)

Ведущий: Курочка Ряба, наконец-то мы тебя нашли, Дед и Баба тебя потеряли, плачут! 
Курочка: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Ах, зашла я далеко. 
                  Хотела я цветов набрать, чтоб их бабушке отдать. 
Ведущая: И правда, сколько цветов вокруг расцвело! Давайте мы с ними потанцуем!

Танец-игра «Цветы».  
Ведущий: Курочка, возвращайся скорее домой! Дед и Баба очень тебя ждут.

(Выходит Баба.) 
Курочка: Дорогая бабушка, за цветами для тебя ходила, вот и задержалась, прости, бабушка!

Баба: Спасибо, курочка! Спасибо, ребятки! От радости так и хочется плясать, и веселиться! 
(Дети под веселую музыку «Ласковая песенка» танцуют, повторяя за движениями ведущей.) 
Баба: Для вас, ребятки, я приготовила угощение, испекла пирожки! 
Песня-игра «Пирожки» (угощает детей)
 Баба: Веселитесь, растите большими, умными, добрыми! Принимайте угощение!

Сказка – массаж «Курочка Ряба» (2-4 года).

        Текст сказки.            Описание движений.        Примечание.
Жили себе дед…

 

да баба,

 

И была у них курочка ряба.

 

 

 

Снесла курочка яичко:

 

 

 

Яичко не простое –

 

 

Золотое.

 

 

 

Дед…

 

Бил – бил –

 

 

Не разбил.

 

 

Баба…

 

Била – била –

 

 

Не разбила.

 

 

Мышка бежала,

 

 

 

Хвостиком махнула,

 

 

Яичко упало

 

И разбилось.

 

 

Дед и баба плачут,

 

А курочка кудахчет:

 

 

Не плач, дед,

 

Не плач, баба!

 

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое – простое».

Показывают кулачок правой руки.

 

Показывают кулачок левой руки.

 

Складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх.

 

Ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх.

 

 

Сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой.

 

Ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка.

 

Показывают правый кулачок.

 

2 удара правым кулачком по левому.

 

Делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

 

Показывают левый кулачок.

 

2 удара левым кулачком по правому.

 

Мах расслабленными кистями рук от себя.

 

Делают скребущие движения кистями рук («царапание») перед собой.

 

Параллельное движение кистями

Влево — вправо параллельно полу.

 

Хлопок в ладоши перед грудью.

 

Поворачивают ладони вверх. Пальцы растопырены.

 

Потирают ладони друг о дружку.

 

Складывают ладони вместе, большие пальцы отогнуты вверх.

 

Показывают правый кулачок.

 

Показывают левый кулачок.

Снова ладони складываются в форме «яйца», поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы.

Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени.

Кулачки повёрнуты костяшками друг к другу.

 

Сложенные ладони похожи на курочку с хвостиком.

 

Ладони сложены так, будто внутри есть круглое яйцо.

 

 

 

 

Кулачки задерживаются на уровне груди.

 

 

 

По ритму текста.

 

 

отмахиваются, расслабляют кисти.

 

 

По ритму текста.

 

 

 

 

 

Примерно 5 раз.

 

 

 

Можно 1 раз.

 

 

 

 

Как показывают пустые ладони.

 

 

 

Снова показывают курочку.

 Примечание:

  1. Сказка – массаж «Курочка ряба» может быть использована как самостоятельная пальчиковая игра, и как минутка здоровья на занятии.
  2. После усвоения предложенных движений, по усмотрению педагога, можно усложнять и разнообразить движения.

3. Сказка-массаж развивает пластичность рук, кистей, пальцев, а также творческое воображение. Может служить подготовительным упражнением перед репетицией театра рук (теневой театр).

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв